Грех растлил нашу землю…Грех, тяжкий нераскаянный грех вызвал сатану из бездны…О, кто даст очам нашим источники слез?! Где ты, некогда могучий и державный русский народ?.. Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как безплодную смоковницу? О, да не будет сего! Плачьте же, дорогие братия и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца.
Святитель Тихон, Патриарх Московский
1. Падение I Рима
Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Приведу здесь в назидание слово одного древнего писателя римского — блаженного Иеронима (330-419 гг.), находившегося в обстоятельствах, подобных нашим: «Я оплакиваю несчастную судьбу нашу. Сердце содрогается, когда посмотришь на гибельные следы разрушения, постигшего наш век. Каждый день льется Римская кровь. Держава римская колеблется, и только наша гордость заставляет нас поднимать главу на развалинах своей империи, воины толпами отводятся в плен. Если бы я имел тысячу уст я и тогда не мог бы возвестить о всех казнях карающего нас Промысла. Но я пишу не историю, я слегка коснулся только наших бедствий с тем, чтобы их оплакать. Давно уже чувствуем над собою тяжесть гнева небесного, и однако же не думаем преклонять на милость Бога.
Что как не наши преступления сделали дерзновенными варваров? За что, как не за наши беззакония, поражается всюду римское воинство? Но как будто бы вражеский меч еще мало пил кровь нашу, мы истребляем друг друга внутренними междуусобиями, более убийственными, нежели брани с врагами внешними. Мы везде мечтаем торжествовать своими силами, — и везде падаем. Какой стыд! Какое неимоверное омрачение ума! Римское победоносное воинство, дававшее законы вселенной, разбито, бежит, трепещет единого взора врагов своих. Мы не думаем удалить от себя причины болезней, потому-то болезнь и свирепствует во всей силе, потому-то толпы варваров и торжествуют над благоустроенным воинством» (из письма блаженного Иеронима к епископу Илиодору).
2. Татаро-монгольское иго или иго греха?
Из «Слова» епископа Владимирского Серапиона:
«Вот уже 40 лет томление и мука и тяжкие налоги, не прекращается также голод и мор скота нашего. Мы и хлеба не можем есть в сладость. От воздыхания и печали сохнут кости наши. Что же довело нас до этого? Наши беззакония и наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность. Умоляю вас, братие, пусть каждый из вас вникнет в свои мысли, рассмотрит сердечными очами дела свои, возненавидит их и откажется от них.Прибегните к покаянию: гнев Божий прекратиться и милость Господня излиется на нас».
Из трудов митрополита Макария (Булгакова):
«Никто в России не сомневался тогда, что иго монгольское есть наказание Божие за грехи, а пастыри Церкви громогласно повторяли эту мысль и не переставали призывать народ к покаянию и исправлению жизни».
Из трудов митрополита Иоанна (Снычева):
«Народ русский воспринял татарское иго как наказание за грехи и страсти, вразумление Божие, направленное на то, чтобы, видя в Церкви единую опору, Русь, хотя бы и нехотя, отступила от бесконечных усобиц, поняв свое высокое предназначение. «Не послушали мы Евангелия, — в скорби говорил блаженный Серапион, — не послушали апостола, не послушали пророков, не послушали светил великих… Не раскаялись мы, пока не пришел народ безжалостный по Божьему изволению… Испытав сие, братья, убоимся наказания этого страшного и припадем ко Господу своему с исповеданием, да не навлечем на себя еще больший гнев Господень, не наведем казни больше прежней!.. Доколе не отступим от грехов наших? Пощадим же себя и детей своих! В какие еще времена видели мы столько жестоких смертей?.. А если предадимся мы воле Господней, то всяческим утешением утешит нас Бог небесный, аки детей своих помилует Он нас, печаль земную отъимет от нас…».
Подвиг терпения — подвиг по преимуществу русский, преданность в волю Божию явились здесь полно и ясно. Смиренные летописатели заключали свои прискорбные повести следующими словами: «Се же бысть за грехи наши… Господь силу от нас отъя, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложи в нас за грехи наша». Русь молилась, каялась, терпела и ждала — когда благоугодно будет Богу изъять народ из пучины унижения, даровать ему вождей отважных и искусных, возродить страну для предстоящего ей славного служения».
Из трудов архиепископа Никона (Рождественского):
«Готовясь выступить выступить в поход, Великий Князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальныя Троицы, чтобы там поклониться единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от Преподобного игумена Сергия… Беседуя с Великим Князем, святой старец советовал ему почтить дарами и честию злочестивого Мамая.
«Тебе, господине Княже, — говорил он — следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу Самого Христа, Который кровь Свою за нас пролил. Но прежде, господине, пойди к ним с правдой и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю. Ведь и Василий Великий утолил дарами нечестивого царя Иулиана, и Господь призрел на смирение Василия, и низложил нечестивого Иулиана. И Писание учит нас, что если такие враги хотят от нас чести и славы, — дадим им; если хотят злата и сребра, дадим и это; но за имя Христово, за веру Православную, нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить. И ты, господине, отдай им честь, и злато, и сребро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет тебя, видя твое смирение и низложит их непреклонную гордыню».
3. Иго иудейское или иго греха?
Из трудов Афонского старца Паисия(Эзнепидиса):
«Пророку Иисусу Навину (Нав. 13,1-2; Суд. 3,1-4) Бог велел не истреблять одно языческое племя — филистимлян, чтобы, когда евреи забывали Бога, филистимляне становились для них бичом. Итак, когда евреи удалялись от Бога, диавол вступал в свои права, возбуждал свою «братву» — филистимлян, и они шли на евреев войной. Они брали еврейских младенцев и разбивали их о камень, чтобы уничтожить [всех]. Но когда враги напали на Израиль без вины со стороны евреев, то на стороне евреев воевал Сам Бог. Бог поразил язычников градом камней (Нав. 10:11) и уничтожил их, потому что в этом случае израильтяне имели право на божественное вмешательство…
И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, нет, эти несчастья — следствие удаления человека от Бога. Все это происходит потому, что человек отрывается от Бога. И приходит гнев Божий — для того, чтобы человек вспомнил о Боге и попросил Его помощи. Не то, чтобы Бог устраивал все это и отдавал повеления о том, чтобы на человека пришло то или иное несчастье. Нет, но Бог, видя до какой степени дойдет злоба людей и зная, что они не изменятся, попускает случиться несчастью — для их вразумления».
Из проповеди архимандрита Петра(Кучера):
«Смысл и цель нашего земного бытия — приближение к Богу, уподобление Ему. Каким же путем прийти к этому? Через накопление материальных благ? Через свободу слова, «равенство, братство»? Вот говорят, нужноосвобождаться от безбожного ига. А кто же будет освобождаться от самого главного — от ига греха? А ведь мы призываемся на Небо, куда ничто скверное не войдет. Освободимся от нынешнего безбожного ига, а дальше что? Опять придет какое-нибудь иго: германское или китайское, или вовсе бесовское.
Сам Иисус Христос не освободил евреев от римского ига, чего так ждали и просили фарисеи и саддукеи. Почему они и ненавидели Господа, который пришел освободить род человеческий от ига греха. И нынешние патриоты не свободны от того же фарисейства. Освободимся от ига, освободимся от иноплеменников, а кто нас пустит на Небо со страстьми и похотьми?
Наша земная жизнь — место ссылки. И зачем поносить надзирателей разных эпох, от монголо-татар до иудео-большевиков? Мы согрешили и попали за решетку. Состав наших преступлений таков: богоотступничество, вероотступничество, клятвопреступление, цареубийство, не считая остального. Сколько внутриутробных убийств! Ни один народ не знает такого. А говорят: не в чем каяться? Мы -нераскаянный народ-убийца!
Как же мы низко пали? Нас легко оторвали, как Геракл Антея от земли, от Церкви, от Веры, оторвали от источника жизни — от Бога. И привили нам идеологию, враждебную русскому народу. Нас обезоружили, положили на лопатки и стоят на груди, пользуясь нашим грехопадением.
И как можно сейчас вести речь о восстановлении Богом данной Царской власти, о Самодержце? Это все бессмысленно и не имеет под собой твердой основы, как дом, построенный на песке. И если придет к нам Царь, то его или убьют, или, в лучшем случае, изгонят».
4. «Яко без Мене не можете творити ничесоже»
Из трудов митрополита Иоанна(Снычева):
«Общеизвестно, что одной из главных христианских добродетелей является смирение. Смиряясь с волей Божией, которая открывается людям и целым народам в изменении обстоятельств жизни, в скорбях и тяготах, закаляющих дух и укрепляющих веру, мы свидетельствуем перед Господом о признании собственной немощи, о жажде благодатной помощи свыше. Такая вера, такая надежда, основанные на словах Самого Христа: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоанн. 15, 5), — никогда не остаются без ответа. Попытки же несмотря ни на что, собственными силами достичь желаемого — даже если цель сама по себе полезна, благочестива и похвальна — свидетельствуют о пагубной гордыне, полонившей сердце такого самонадеянного делателя.
В России богоборцы и христоненавистники, захватившие власть после революции, явились не чем иным, как бичом Божиим, орудием гнева Господня, опалившего Русь за ее отступление от истин веры и православного образа жизни. Об этом задолго до кровавой смуты пророчествовали святые подвижники Земли Русской. «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению, — еще в 1907 году предупреждал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. — Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и свои беззакония». «Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на свою наковальню всех, подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!..»
Когда стало ясно, что торжество зла на Руси попущено Богом за наши грехи, что вооруженная борьба с большевиками проиграна, что русскому народу предстоит длительное и тяжкое богоборческое иго, продолжение политической линии на открытую конфронтацию с властью потеряло всякое нравственно-религиозное оправдание. Важнейшей задачей стало — сохранить в сложившихся условиях полноту веры, чистоту святоотеческого православия и канонически безупречные структуры церковного управления. Иными словами — сохранить возможность спасения души для того «малого стада», которое, несмотря на разгул святотатства и угрозу расправы, все же осталось в ограде церковной.
Людям духовным стало ясно: время обличений прошло, настало время исповедничества и покаяния, время «пленения вавилонского», из которого извлечь Святую Русь не может никто, кроме Всемогущего Бога.Один из афонских подвижников, схииеромонах Аристоклий сказал еще в 1918 году: «Сейчас мы переживаем предантихристово время. А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся страна сделается тюрьмой, и надо усердно умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией».
Примечателен пример, приводимый И. К. Сурским в первом томе его книги «Отец Иоанн Кронштадтский» (Свято-Ильинское издание, 1979 г.). «В начале 1918 г. в усыпальнице о. Иоанна раннюю обедню отслужил прозорливый старец протоиерей о. Михаил Прудников. Один из двух ожидавших его почитателей сказал ему: «Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем, надо что-нибудь делать!» На это о. Михаил ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи; когда же окончится наказание, назначенное от Бога русскому народу за грехи, тогда Царица Небесная сама помилует, а что помилует — я знаю!».
Из церкви все трое прошли к о. Михаилу чай пить. Пользуясь старой дружбой, то же лицо стало спорить с протоиереем Прудниковым, говоря: «Позвольте, ведь вот Деникин уже подходит к Москве, Колчак, Юденич, Миллер, — все успешно действуют». На это о. Михаил опять резко, как бы даже с гневом сказал: «Все это ни к чему, зря только кровь проливают, ровно ничего не выйдет!».
Из трудов архиепископа Аверкия Таушева:
«…Тяжкий грех богоотступничества и богоборчества мог быть очищен поистине только огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему и Белое движение и все другие попытки свергнуть иго лютого безбожия, воцарившегося над несчастным заблудшим русским народом, не привели к желанной цели. Мало было одного освобождения внешнего от сатанинской власти. Ничего бы не дало русскому человеку, в душе которого продолжал бы жить этот яд змеиный. Только путем таких тяжких страданий мог очиститься русский народ от этого страшного яда. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу».
5. «Покаяние содействует исчезновению зла»
Из трудов Афонского старца Паисия (Эзнепидиса):
«Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: «Помоги миру, миру, который грешен». Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: «А чем виноваты мы? — но исповедовались пред Богом: — Нам досталось поделом, мы были достойны и большего». Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет. Их молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце: «Праведен еси Господи о всех, яже сотворил еси нам… Яко согрешихом и беззаконновахом… И ныне несть нам отверзти уст… Не предаждъ убо нас до конца… И не остави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе». То есть: «Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас». Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя (Дан.3,1-100)».
Из трудов Ф.М. Достоевского: «… каждый единый из нас виноват за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека. Ибо иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям надлежало бы…Тогда каждый из вас будет в силах весь мир любовию приобрести и слезами своими мировые грехи омыть».
Из трудов Афонского старца Паисия (Эзнепидиса):
«Так или иначе, покаяние — это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, — это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его.
Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но, в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже [сами] израильтяне (2 Езд. 1, 1). И все потому, что народ покаялся и изменился (1 Езд. 8, 88-92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!
Надо обязательно читать все книги Маккавейские. Это исключительно сильные книги. Каково было повеление царское! Растоптать иудеев слонами! Назначили ответственных, приготовили все для казни, чтобы разъярить пятьсот слонов, напоили их крепким вином с ладаном и ждали царя, чтобы начать казнь. Но царь отданное им приказание забыл. Идет к нему начальник над слонами и говорит: «Царь, тебя ждем. Слоны, иудеи — все готово. И гости заждались». — «А кто вам велел все это делать?» — отвечает царь. Крики, угрозы!.. И это не один раз, а трижды (3Мак.5,1-35).Чтобы царь забыл приказание, которое он сам отдавал? Это вам не шуточки. И не только забыл, он вообще поменял потом свое отношение к иудеям. В этом основа всего: чтобы мир покаялся».
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: