Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
3163 участника
Администратор Yes's
Модератор ИБ
Модератор Logos

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Кому страшны иерархи-сталинисты

Священник Сергий Карамышев, Русская народная линия

01.09.2015

 

К годовщине Архиерейского собора 1943 года …

25 августа мне посчастливилось побывать в селе Фроловском Большесельского района Ярославской области, где вот уже 25 лет подвизается уехавший из Москвы в глубинку, на место священнического служения своего деда, протоиерей Сергий Вишневский. Чтобы добраться до села, нужно после асфальтовой дороги не лучшего качества свернуть на грунтовую, идущую через лес. Через три километра открывается вид на величественный храм мучеников Флора и Лавра.

В честь их освящен нижний храм, на первом этаже, где также расположен придел во имя великомученика Димитрия Солунского. Верхний же храм посвящен Воскресению Словущему. Вокруг храма - кладбище, а вокруг кладбища - избы, всего числом десять.

Кроме самого отца Сергия, других постоянных жителей нет. Он занимает небольшую избу, в которой когда-то жил другой священник. Стена дома, обращенная к храму, - вся в иконах. На других стенах - семейные фотографии, памятные грамоты, большой портрет Семьи Царственных Страстотерпцев, и более скромные, однако подобранные со вкусом, портреты И.В.Сталина и В.В.Путина.

После продолжительного теплого общения с отцом Сергием я выпросил из его обширной библиотеки Журналы Московской Патриархии военного времени для прочтения. И по мере того, как я, уже у себя дома, открывал их пожелтевшие, из газетной бумаги, страницы, приходило понимание той величественной героической эпохи, одним из ключевых событий которой стал Архиерейский собор 1943 года, состоявшийся в день празднования Владимирской иконы Божией Матери.

* * *

У меня возникло желание проследить эту эпоху по этапам, вдохнуть в себя ее живительную атмосферу, потому как, возникает уверенность, что нам, все более чувствующим вокруг себя запах войны, крайне не хватает тех драгоценных отношений, что выковала в людях Великая Отечественная война. Предлагаем и читателям выжимку из перечитанного и перечувствованного.

 

1943-й год.

 

4 сентября 1943 года И.В.Сталин пригласил к себе иерархов Русской Православной Церкви, выспросил об их нуждах, согласился на проведение Архиерейского собора и восстановление патриаршества. Уже 8 сентября состоялся Собор, на котором Первоиерархом был единодушно избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий.

 

Во 2-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1943-й год приведена речь архиепископа Саратовского Григория, сказанная в день интронизации Патриарха Сергия в кафедральном Богоявленском соборе 12 сентября. Нынешним обличителям «сергианства» было бы весьма полезно вслушаться в эту проповедь. Приведем здесь малый из нее отрывок: «Тяжелый крест выпал на долю митрополита Сергия; скорбен был путь, которым пришлось идти ему - второму Местоблюстителю: и епископы не все признавали его, и в народе враги Церкви старались возбудить против него злые слухи. Но он - глубоко убежденный православный канонист - твердо отмежевался от всякой нелояльной в отношении государства работы, на которую толкали его некоторые из его собратий-епископов. Он помнил слова Христа: «воздадите кесарево кесарю, а Божие Богу», и эти божественные слова легли в основу его деятельности...

 

Наступила эта Великая Отечественная война со всеми ее ужасами. Блаженнейший Сергий сразу, в первый же день объявления войны, призвал всех верующих русских людей к самоотверженной борьбе с вероломным и жестоким врагом.

 

Своими всенародными молениями, своими посланиями, своим призывом к пожертвованиям на оборону страны Блаженнейший Сергий воодушевлял и духовенство, и народ; и эта его патриотическая работа, в связи с твердым руководством церковной жизнью, сделала имя Митрополита Сергия великим именем не только для духовенства, не только для русских церковных людей, но и для тех, кто стоит далеко от Церкви.

 

Вот почему Собор Епископов единодушно просил Блаженнейшего Сергия принять звание Патриарха Московского и всея Руси и единогласно, радостно и задушевно воспел ему - давно желанному и бесспорному Первосвятителю - «аксиос» и «многая лета»!»

 

Какие прекрасные, глубокие, где выверено каждое слово, статьи русских митрополитов помещены в том же 2-м номере журнала! Они звучат подчас современней, чем многое из нынешней аналитики.

 

Митрополит Алексий Симанский в статье, посвященной св. Александру Невскому, пишет: «Западные европейские нации составили единое светско-духовное государство под верховным главенством не королей и императоров, а римских пап. Под руководством пап и их именем западные нации, как единый народ, разливаются всюду огромными колониями и стремятся покорить весь мир. Во имя чего? Во имя христианского Бога на словах, а на самом деле с целью порабощения всех других народов. И с того времени начинается долгая и упорная борьба германского и славянского мира, православия и латинства... Папы в своих посланиях требуют, чтобы русские в Ливонии принуждаемы были к латинству, наконец, объявляют всю русскую землю на вечные времена собственностью папского престола и грозно предписывают немецким рыцарям искоренить «проклятый греческий закон и присоединить Русь к римской церкви».

 

Не менее замечательна статья митрополита Киевского и Галицкого Николая Ярушевича под названием «Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Димитрия Донского». Известны клеветы в адрес русских архиереев, коим было приклеено прозвище «сергианцев», обвинения в предательстве России. Однако послушаем их собственный голос прежде, чем делать скоропалительные выводы: «Молебны о даровании победы русскому оружию; патриотические проповеди митрополитов, епископов и священников; сбор средств в фонд обороны, на подарки бойцам Красной Армии; шефство над детскими домами, госпиталями; сбор теплых вещей, сбор металлического лома - все это вклады духовенства и верующих в общенародное патриотическое дело».

 

И вот встает во всей своей красе и мощи одно из видимых дел Церкви - танковая колонна, на которую по крохам было собрано 2 миллиона рублей. Владыка Николай приводит часть текста телеграммы, направленной Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием, в связи с формированием танковой колонны, на имя И.В.Сталина: «Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый». Приведен и текст ответной телеграммы И.В.Сталина митрополиту Сергию с выражением «искреннего привета и благодарности Красной Армии».

 

Напомним, сколь своеобразно понимали служение русскому делу некоторые из зарубежных архиереев. Например, известный как поэт и философ архиепископ Иоанн Шаховской, призывавший Божие благословение на полчища Гитлера в 1941 году, сразу после их вероломного нападения на Россию.

 

Следующая статья митрополита Николая «Разрушение и смерть» приводит страшные подробности результатов исследования им территорий, попавших под немецкую оккупацию. Он был членом Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию немецких злодеяний. Вот свидетельство Божия святителя: «Эта поездка была самой тяжелой, какую когда-либо приходилось нам предпринимать: страшные картины виденного заполняют потрясенную до глубины душу». Далее приводятся холодящие сердце подробности зверских расправ и бессмысленных разрушений, что оставили после себя захватчики. С особенной силой звучит из уст кроткого архиерея заключение статьи: «далеко в века, от поколенья к поколенью, будет передаваться проклятие и ненависть к извергам человеческого рода».

 

В третьем номере журнала, увидевшем свет 15 ноября 1943 года, официальная часть посвящена 26-летию основания Советского государства. В этом некоторые увидят угодничество перед властями. Но его нет. Есть лишь следование заповеди Христовой воздавать «кесарево кесарю». Патриарх Сергий выступил 7 ноября с обращением ко всем чадам Церкви. В нем - благодарность Богу за Его неисчислимые милости, утверждение, что Промысл Божий руководит Советским государством. В нем радость по поводу того, что православные всего мира торжествуют восстановление патриаршества в Русской Церкви. Вот цитата: «митрополит Ливанский телеграфирует мне, что православные Ливана восприняли восстановление у нас Патриаршества, как их собственную радость, как их собственный великий праздник. Три дня и три ночи православные церкви на Ливане стояли открытыми, раздавался веселый перезвон колоколов, народ ликовал и благодарил Бога за милость, явленную нам, русским».

 

Как расценят нынешние хулители Патриарха Сергия эту радость далеких географически, но близких по духу арабов по поводу его интронизации? Их Сталин запугал? Или что-то пооригинальней придумают? Архиепископа Йоркского, представителя Англиканской церкви, прибывшего 8 сентября в Москву на интронизацию, разумеется, тоже Сталин запугал...

 

Заканчивается обращение Патриарха 7 ноября 1943 года следующими знаменательными словами: «Итак, перед началом нового государственного года поусерднее помолимся о Богохранимой стране нашей и о властях ее во главе с нашим Богоданным Вождем. Да дарует им Господь силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов. Помолимся и о нашей доблестной Красной Армии, да увенчает Господь ее подвиги и труды конечной победой над врагом и да сподобит всех нас снова увидеть страну нашу мирной и процветающей, да и другие страны ведущей за собою к свету, миру и всякому преуспеянию».

 

Вот вам слово Первосвятителя: Сталин - Богоданный Вождь, а Советский Союз времен войны ведет к свету другие страны.

 

Для чего шельмуют Сталина? Для чего обывателю десятилетиями вдалбливается, будто он - абсолютное зло? В том числе и для того, чтобы, в соответствии с иезуитской логикой противников, тотчас начать шельмовать героическую Русскую Церковь времен войны, ту Церковь, благодаря беспримерному подвигу которой мiр продлил дни своего существования. Ту Церковь, которая поддержала Сталина безусловно.

 

Не менее интересно «Обращение к клиру и верующим жителям Украины» митрополита Николая Ярушевича, произнесенное тоже 7 ноября 1943 года. Здесь сказано: «Близок час, когда с Божией помощью и при Его благословении правда и свобода окончательно восторжествуют над чудовищным насилием и изуверской жестокостью фашистских исчадий ада, и сгинет фашистская нечисть с украинской земли навсегда!»

 

А как современно звучат следующие слова: «Дорогие архипастыри, пастыри, верующие украинской земли! Будьте верны до конца нашей Святой Матери-Церкви Русской, которая, во главе с новоизбранным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Сергием, молится о даровании крепости вашему духу, о скорейшем восходе солнца свободы, солнца воскресения над всей украинской землей!»

 

Как узнаваем лжепастырь по фамилии Денисенко по лжепастырям времен войны! Вот пожалуйста: «С глубочайшей скорбью узнает наша Русская Православная Церковь о том, как некоторые из украинских архиереев пресмыкаются перед временными фашистскими хозяевами, отрекаясь от своей Матери-Церкви и продавая свою Родину Гитлеру, этому мировому разбойнику, имя которого окружено проклятиями всего честного человечества. К позорному имени бывшего епископа Поликарпа Сикорского прибавляется, как мы слышим, имя харьковского митрополита Феофила Булдовского, уже свыше 15 лет тому назад ушедшего от Матери-Церкви в раскол. В дни временной немецкой оккупации он в своих посланиях к верующим не находил слов чернить и хулить имя нашего великого старца-патриота Патриарха Сергия за его твердое стояние во главе своей паствы и преданность Родине и служил торжественные молебны о здравии и успехах того, кто поставил своею целью истребить украинское население».

 

Увещания в речи мужественного архиерея удачно дополняются прещениями: «Братья верующие украинцы! По постановлению последнего Собора Епископов Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 8 сентября этого года, всякий, виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана. Да не пойдет ни один из вас за пастырями и архипастырями, изменяющими Матери-Церкви и Родине! Не губите своей души вечной погибелью, имея общение с осужденными Собором лже-архиереями и лже-пастырями!»

 

1944-й год.

 

В 3-м номере за 1944 год появилось радостное известие о возобновлении молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами - Грузинской и Русской, которое прекратилось в 1917 году, а возобновилось 31 октября 1943 года. Это было сшивание тела Вселенской Церкви, разорванного страстями человеческими. И началом ему послужил Собор 8 сентября 1943 года. Поздравив Святейшего Сергия с восшествием на Патриарший престол, Католикос Грузии Каллистрат обратился к нему с просьбой о примирении. Ответ русского Патриарха был исполнен смирения, которым, как известно, разрушаются все козни врагов, ибо он подписался под своим письмом следующим образом: «Вашего Святейшества любящий о Христе брат и всецело преданный служитель».

 

Из номера в номер публикуется информация о принятии в лоно Церкви раскаявшихся бывших обновленческих архиереев и священников.

 

Майский номер журнала за открывается известием о кончине Патриарха Сергия. В воскресенье 14 мая он отслужил литургию в Ризоположенском храме, а на следующий день в 6 часов 50 минут почил в Боге. Согласно Завещанию Патриарха, бразды правления Русской Церковью перешли к митрополиту Алексию Симанскому. И он тотчас ревностно взялся за выпавшее из рук предшественника кормило, дабы вести церковный корабль предначертанным свыше курсом.

 

В сентябрьском номере журнала помещено Обращение Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Алексия к духовенству и верующим румынского народа. Здесь сказано без всякой ныне модной политкорректности: «мы, русские люди... с ужасом вспоминали то, о чем, очевидно, забывали вы, что все это /убийства, зверства, разрушения на Русской земле/ делали те, чья государственная независимость и свобода народного существования не далее, как несколько десятилетий тому назад, были завоеваны кровью русских людей».

 

Далее Первосвятитель напоминает: «Еще в начале войны покойный Патриарх Московский и всея Руси Сергий от лица Русской Церкви обращался к румынским пастырям и пастве с призывом отречься от союза «с богоборцем Гитлером» и прекратить проливать кровь единоверного народа». Этот призыв его, не выполненный в свое время, теперь вами услышан...» Здесь русский архипастырь призывает румын обратить оружие против немцев, и вновь увещевает: «Братие! По вере православной, и вы - народ Божий: потщитесь и подвигами явить собою Божий народ. И тогда не оскудеет для вас дивная помощь Божия».

 

В октябрьском номере журнала было опубликовано подобное письмо Софийскому митрополиту Стефану: «С чувством братской о Христе любви шлю я Вам, а через Вас и всему клиру и верующим болгарского народа от своего лица и от лица Священного Синода Православной Русской Церкви сердечный привет и выражение нашей общей радости по случаю вступления и вашего народа в ряды народов-борцов за правду против сатанинских сил германского фашизма.

 

Мы радуемся, что единоверный с нами болгарский народ с края пропасти, куда ввергала его лукавая и зловредная политика ныне свергнутых его бывших вождей, отошел на единственный путь, обещающий ему спасение, путь присоединения к тем свободолюбивым народам, кои преследуют священную цель уничтожить на вечные времена и во всем мире фашизм».

 

Завершается послание следующими знаменательными словами: «Из средоточия русского единства - Москвы - шлем Вашему Высокопреосвященству целование мира и любви и просим передать благословение нашей Церкви клиру и верующим Церкви Болгарской».

 

Это ли голос якобы задавленной, затравленной сталинской тиранией Русской Церкви? Не голос ли это, напротив, самого здорового из всех прочих церковного организма? Голос, говорящий кротко и одновременно властно...

 

В12-м номере журнала размещена информация о Соборе епископов Русской Православной Церкви, проходившем 21-23 ноября. Приведем здесь небольшую часть выступления владыки Алексия: «Жатва многа; условия для развития церковной жизни - благоприятны, со стороны правительства нашего мы видим полную поддержку в наших церковных и патриотических начинаниях.

 

За последний год по всему нашему Союзу открыто сверх имеющихся более двухсот церквей; все ходатайства об открытии храмов тщательно рассматриваются...

 

Открыт в Москве Богословский институт и Богословско-пастырские курсы; такие же курсы могут быть открываемы и в епархиях, и, таким образом, можно надеяться, что у нас постепенно пополнятся кадры пастырей, которые пойдут на это служение не по принуждению, не по необходимости, а по искреннему влечению к работе на церковной ниве».

 

Далее сказаны золотые слова, вероятно явившиеся реакцией на обновленческие поползновения против векового уклада церковной жизни: «Церковное управление твердо дотоле, доколе мы остерегаемся переступать через рубеж правил церковных; коль скоро переступим однажды по какому-нибудь произвольному рассуждению, то уже трудно будет определить, где предел, далее которого нельзя идти. Один шаг через рубеж правил подвергает опасности многое и подает ревнителям повод к серьезным и основательным нареканиям. Для этого не нужно искать примеров, они у нас на глазах...»

 

1945-й год.

 

2-й номер журнала за 1945 год открывается информацией ТАСС о Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 31 января - 2 февраля. В качестве гостей на нем присутствовали: Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохийский Александр III, Католикос Грузии Каллистрат, представитель Константинопольского Патриарха митрополит Фиатирский Герман, представитель Иерусалимского Патриарха архиепископ Севастийский Афинагор, также представители Сербской и Румынской Церквей.

 

2 февраля Собор единогласно избрал Патриархом митрополита Алексия Симанского, 4 февраля состоялась его интронизация. Как не привести здесь исполненные благоговения и страха Божия слова из первого Патриаршего послания от того же 4 февраля! «...для вас, братие, станет понятным мое душевное смущение, когда вы поразмыслите над тем, что есть Патриарх для паствы своей и какое бремя на него возлагается.

 

Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий Истину.

 

Задачею его является сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога.

 

Цель его - спасать вверенные ему души.

 

Подвиг его - жить во Христе и для мира быть распятым.

 

Долг Патриарха - хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных «страхом спасать», иных, по апостолу, «обличать», «запрещать», «да всяко некие спасутся».

 

Неужели это слова несамостоятельного, забитого человека? Здесь же и наставление для пастырей: «Только тогда от пастырей будет простираться сила на верующий народ, который с большим пониманием относится к личности каждого пастыря и прекрасно разбирается в том, который из них - истинный пастырь, молитвенник и раздаятель благодатных даров, и который - только лицедействует в храме Божием, только «господствует над наследием Божиим» (1 Петр. 5, 2-3).

 

А вот и слова о современности: «Военное испытание, переживаемое нашей страной и теперь, благодаря самоотверженной доблести нашего воинства и беззаветному подвигу всего нашего народа, милосердием Божиим приходящее к концу, открыло широкое поприще для нас, пастырей Церкви Христовой.

 

Сколько тайн страдания, сколько чудес долготерпения видим мы в наших пасомых!.. Сколько горя обязаны мы утолить духовными утешениями, преподанием духовной силы и крепости...

 

Сколько страждущих душ призваны мы целить благодатными средствами... Как широко раскрыты должны быть наши сердца пред жаждущими получить от нас духовную помощь... Как горяча и сильна должна быть наша молитва, чтобы в сердцах наших пасомых не потухал огонь надежды на милосердие и помощь Божию!»

 

Далее следует наставление: «Не может быть добрым христианином тот, кто не является добрым и верным сыном своей Родины, готовым всем жертвовать для ее славы и процветания».

 

В завершение - молитва за власть: «По данной мне благодати призываю зиждительное благословение Божие на великий Союз наш, на всю святую Родину нашу, на мудрых строителей государственной жизни и руководителей народов наших, на все наше доблестное воинство с Верховным Вождем его во главе, и молю Господа всем и каждому в народе нашем подать Свою небесную помощь, защиту, благословение, утешение и мир».

 

В 3-м за 1945-й год номере опубликован замечательный очерк митрополита Алеутского и Северо-Американского Вениамина под названием «Мои впечатления о России». Вот что пишет этот иерарх: «скажу прямо: впечатления от народа - самое сильное, самое важное, что я увожу с собою с родины за границу. И прежде всего скажу о верующих. Боже, какая горячая вера в них! И эта вера передается и к нам, служащим.

 

Я давно, давно не молился так усердно, с такой «зрячей верой», как здесь, среди этого духоносного «дома Божия», Церкви Христовой, «Тела» Его. Иногда слезы набегали на очи, а дыхание сжималось от приступивших рыданий радости и веры. Всякое слово богослужения оживало, точно огонь, в сердце и уме.

 

А когда читалась молитва о победе армии нашей, то просьба была дерзновенна пред Господом. Слова же о том, чтобы Он призрел в милосердии и щедротах на смиренные рабы «Своя», на этих исстрадавшихся в войне чад Своих, - то слезы снова катились по щекам, и снова было трудно воздержаться от подступавших рыданий.

 

Да, воистину сзади нас стояли «смиренные рабы» Божии. И на кого жалостью наполнялось сердце к ним. И как сильно молилось о «милости и щедротах». И верилось, что они будут. А когда я пришел в храм, где имел состояться Собор, и увидел «стены» народа, то без сомнения ощутил и понял: вот он - оплот веры и Церкви.

 

А что было, когда говорились им слова живой проповеди. Какое внимание. Какая жажда духовная. А нередко - и слезы, текшие по щекам и мужчин, и женщин. Горяча вера у русского православного народа. А благословение после литургий! Ведь по часу, чуть не по два, приходилось благословлять этих чад Божиих. В давке, в тесноте, мокрые от поту, шли за благословением эти благочестивые люди Божии. Да, и теперь не только можно, но и должно сказать:

 

- Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе». Этот правдивый человек зафиксировал факт духовного преображения Руси. И мне непонятно, как нынешние критики могут позволять себе свысока смотреть на тот народ, на то поколение верующих, как смеют судить их.

 

6 февраля в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского состоялся духовный концерт, посвященный Поместному собору. Он открылся песнопением «С нами Бог» на музыку Кастальского. Затем прозвучал Символ веры того же композитора, далее - много других произведений, из которых автор статьи выделил особо «Воскресни Боже». И это торжество веры организовал, стало быть, богоборческий режим? Не смешите людей. Троцкизм ушел в подполье, поэтому и открылась дорога вере. А пробивал ее не в последнюю очередь И.В.Сталин.

 

Какие греющие душу названия статей присутствуют в апрельском номере журнала! «Прекращение эстонской схизмы»; обличающая коварство современных папистов - «О римско-католической церкви»; посвященная Собору святителей Московских «Созвездие великих ревнителей объединения Руси»; «Воинствующий католицизм»; «Страшный Суд в произведениях мировой живописи» и т.д. Не просто напечатанные на бумаге, но и одновременно выбитые в сердцах верующих людей, слова, из которых составлены указанные проповеди и статьи, были крыльями, на которых Русь летела к Победе.

 

Майский номер 1945-го года открывается перепечаткой из газеты «Известия» с названием «Беседа тов. И.В.Сталина с Патриархом Московским и всея Руси Алексием».

 

После Пасхального послания Патриарха приводится и другое, датированное 9-м мая. Оно, конечно, открывается всерадостным приветствием - «Христос воскресе!». За сим следуют по-военному бодрые и отрывистые фразы:

 

«Пробил последний час фашистской Германии.

 

Разбита и сокрушена сила ее.

 

В прах повержена Германия.

 

Знамя победы развевается над вражьей страной.

 

Слава и благодарение Богу!»

 

«Со славою побед и с радостью мира приветствую прежде всего победоносное воинство наше и его великого Верховного Вождя, а затем и всех, единых со своим Вождем и его победоносной ратью верных сынов Родины нашей, удостоившихся ныне счастья видеть победу над темной вражьей силой, столько лет терзавшей Европу и безумно возмечтавшей покорить мир и водрузить над ним кровавое знамя фашизма».

 

А вот и долгожданная духовная оценка события, которую каждому христианину следует помнить наизусть, чтобы не повторять на попугайский манер дикую клевету, будто Советская Россия несла человечеству то же самое зло, что и фашистская Германия. «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, - и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, - ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру».

 

Если эти слова кажутся кому-то слишком витиеватыми, можно сказать проще: победу над фашизмом одержал Сам Христос, действуя через христолюбивое русское воинство.

 

И далее Патриарх простирает свою возвышенную речь:

 

«Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.

 

Да пройдет небеса.

 

Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к престолу Господню.

 

Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует Вождям и Правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны».

 

От 5-го номера журнала за 1945-й год веет не только радостью Победы, но и духовной бодростью, которой свойственно зорко следить за врагами веры. Поэтому закономерно присутствие большой обстоятельной статьи профессора И.Г.Айвазова «Соединение церквей», заканчивающейся чеканными словами, которые должны бы запечатлеться в сердце каждого православного христианина: «Понятно, что при таком явном и сознательном нарушении и отступлении папства от христианских догматов и основ церковного строя бесполезно говорить об единении между Церквами Востока и Запада. Всякий призыв пап к единению означает не единение, а противохристианское порабощение папами Восточной Церкви. И на такие призывы римских пап Восточная Церковь должна давать такой отпор, какой дали папам Дамасу и Николаю I Св. Василий Великий и Константинопольский первоиерарх знаменитый Фотий». В 7-м номере той же теме посвящены еще две статьи - «Ватикан» С.Алфеева и «Лжегуманизм Ватикана» профессора прот. Т. Попова.

 

Августовский номер журнала открывается «Посланием Святейшего Патриарха Алексия архипастырям, пастырям и пасомым Православной Русской Церкви», которое датируется 9 августа. В нем - призыв поддержать молитвой, трудами, воинскими подвигами военную операцию против Японии. Здесь, среди прочего, сказано: «Не может быть у нас согласия, и погрешительно было бы оно, с «ненавидящими мира» и с препятствующими его наступлению, с теми, кто идет против правды Божией и кто в языческом фанатизме и ослеплении не щадит и своего народа... Да благословит же Господь наше вступление в этот новый народный подвиг, да даст Он силу нашему оружию, да благословит вождей и воинов наших новыми славными победами и да приблизит вожделенный мир во всем мире».

 

В этом же, августовском, номере помещена замечательная статься В. Янова с восхитительным названием «Великий русский народ». Здесь засвидетельствован важный факт: «На приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии гениальный вождь народов И.В.Сталин, провозглашая тост за здоровье русского народа, сказал: «Он (русский народ) является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпенье».

 

Дабы развить мысль И.В. Сталина, автор цитирует старца Филофея, Достоевского, Чаадаева, Пушкина, недавно в Боге почившего Патриарха Сергия. Процитируем его и мы. Это поэтическое восприятие храма Василия Блаженного, воздвигнутого Царем Иоанном Грозным в память покорения Казани: «Перед нами стоит церковное здание, части которого представляют собою полное разнообразие от земли до верха их крестов, но в целом составляют дивное единство. Множеством куполов возглавлен этот собор: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми купол русский, объединяющий все здание. «Не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу», - взывали наши предки, увенчивая крестами разнообразные тринадцать куполов Василия Блаженного».

 

И тут же автор статьи делает краткий, но глубокий вывод, подлинный перл историософской мысли: «Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

 

А завершается статься следующим образом: «С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

 

После победы над Японией в сентябрьском номере журнала, помимо поздравительной телеграммы Патриарха И.В. Сталину, помимо Послания пастве, помещена статья Михаила Архангельского «Ратные подвиги православных священнослужителей в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.»

 

В октябрьском номере журнала, помимо официальной информации, помещена программная статья архиепископа Орловского Фотия «О церковно-патриотической работе духовенства и верующих в послевоенное, мирное, время». Здесь звучит призыв ревностно браться за восстановление разрушенного войной, призыв деятельно утешать оставшихся без попечения вдов, сирот, инвалидов. И далее: «Наш христианский и патриотический долг состоит и в том... чтобы проповедовать и утверждать мысль о помощи Божией, дарованной нашей стране во время Великой Отечественной войны, ныне завершенной полной и блестящей победой.

 

Эта помощь Божия, столь явно сказавшаяся над нами и над нашей страною, должна побудить и пастырей, и всех верующих поднять еще на большую высоту свою любовь к Родине, свою преданность ей, свою готовность жертвовать всем для ее блага и процветания. «С нами Бог! Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена, ибо велика милость Его к нам» (Пс. 116). Не случайность то, что мы одержали победу, а гитлеровская Германия низвергнута, «ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничтожает по Своей воле» (Тов. 4, 19). Германия и ее нацистские руководители наказаны Богом за свою непомерную гордость, за жестокость и человеконенавистничество. Над ними исполнились слова Христовы: «Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23, 12). И еще другие слова: «Взявший меч от меча и погибнет» (Мф. 26, 52). То же относится и к капитулировавшей Японии».

 

В ноябрьском номере журнала опубликовано «Приветственное слово преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине». Речь владыки исполнена радостного дерзновения:

 

«Где вы, японские самураи, кичившиеся тысячелетней непобедимостью?

 

Куда девалась ваша дерзость, с которой вы навязывали свой пресловутый «новый порядок» под одной вашей крышей?

 

Вы ныне поверглись в прах от панического страха, когда только лишь начало бряцать русское оружие...

 

Не мы одни торжествуем вашу победу и освобождение Манчжурии от дерзких захватчиков, но и бессмертные имена многих тысяч героев, старых русских воинов, сорок лет назад сражавшихся на сопках Манчжурии и в Порт-Артуре с тем же вероломным врагом - японцами, и они получили, наконец, свободу и успокоение с приходом сюда вас, своих товарищей-бойцов, отвоевавших обратно эту землю с их доселе сиротливыми могилами».

 

Далее, описывая тяготы японской оккупации, владыка утверждает, что русских детей заставляли совершать ритуальное поклонение японской богине Аматерасу. «О зверствах гитлеровского фашизма знает весь мир, а о зверствах японцев знаем все мы. Вот один из недавних ужасных случаев, происшедший в Харбине: русская женщина, мать двух маленьких детей, по просьбе японки соседки пошла купить ей продукты, а, вернувшись, к своему неописуемому ужасу, нашла своих детей зарезанными этой самой японкой...

 

Слава Богу, все это позади. И минуло оно только благодаря русским героям.

 

Поистине наша Отчизна Россия есть жилище героев! Да пребудет наша Русь всегда под благодатным Покровом Божиим. Да будет могучая, великая Отчизна наша достойно прославляема всеми народами мира в их славных сказаниях, песнях народных и гимнах торжественных!

 

Слава тебе, наша Родина-Мать, и поклон тебе земной от нас, беззаветно любящих тебя русских людей, твоих детей, отныне вошедших в единую нераздельную великую русскую семью.

 

Слава тебе, Великий Водитель нашей Матери России, давший ей недосягаемую мощь, величие и заслуженный покой!»

 

На этой торжественной ноте мы и закончим обзор «Журнала Московской Патриархии» военного времени.

 

* * *

Перед нами прошли величественные фигуры гигантов духа иерархов-сталинистов, т.е. молитвенников за Вождя Советской России (а молились они за власти, не мудрствуя лукаво, по заповеди первоверховных апостолов Петра и Павла). Их расцвет пришелся на годы правления Сталина, и они остались верными союзу с Вождем: как те, что ушли из земной жизни раньше его, так и те, что после. Нынешние непрошенные судьи укоряют их за этот союз, потому что в их промытых либеральной пропагандой мозгах Сталин присутствует как абсолютное зло. Следовательно, всякий, кто за него молился, кто благословлял, кто обращался со словами признательности, - причастны к абсолютному злу; а стало быть, достойны осуждения.

 

Таковые впадают в Хамов грех непочтения к духовным Отцам, сохранившим для потомков веру в годину беспримерных испытаний. Это идолопоклонники наоборот. Потому что идолопоклонник именует богом, источником всякого блага, плод своей фантазии. Эти же именуют, вместо диавола, источником всякого зла давно представшего суду Божию человека, наделив его всеми атрибутами зла и тем постоянно обличая свою собственную фанатическую пристрастность.

 

Кому же страшны иерархи-сталинисты? Разумеется, диаволу, чью власть они потеснили на земле. А далее - всем его приспешникам. Всем, кто ратует за новый мировой порядок:

 

- Троцкистам.

 

- Работающему с ними в паре всемирному олигархату.

 

- Используемым первыми и вторыми в качестве мальчиков на побегушках масонам.

 

- Фашистам.

 

- Их приспешникам недобитым бандеровцам.

 

- Явным и тайным папистам.

 

- Экуменистам, которые, попирая все священные каноны, сливаются в прелюбодейном экстазе с иноверцами.

 

- Церковным обновленцам.

 

- Русофобам всех мастей.

 

- Содомитам, разрушающим традиционный порядок и тем открывающим дорогу богоборческому «новому».

 

- Всевозможным либералам, как питательной среде, из которой вырастают клевреты «Нового мирового порядка.

 

Что же касается самой личности Сталина, лучше и спасительнее всего выступать по отношению к ней не судьей, а молитвенником, подражая иерархам-сталинистам. Разумеется, он человек много нагрешивший (я бы посмотрел, кто сумел бы нагрешить меньше - окажись в его положении), но и человек, много сделавший для России и ее Церкви.

 

Те, что объявляют его святым, во-первых, впадают в противоположную крайность, во-вторых, делают ему медвежью услугу. Ведь о помиловании святых мы не молимся, веруя что они уже не только помилованы, но и прославлены. А раб Божий Иосиф нуждается в молитвах Церкви, дабы спаслась его грешная душа. Объявляющие его святым лишают молитвенного утешения, да к тому же занимаются профанацией святости, выставляя ее служительницей собственных политических программ. Святость определяется не демократическими голосованиями и не изощренной пропагандой, но неоспоримым Божиим свидетельством.

 

Если уж кого прославлять в лике святых, так иерархов-сталинистов: Патриарха Сергия, Патриарха Алексия Первого, митрополита Николая Ярушевича и других. Один из них - святитель Лука Крымский, лауреат Сталинской премии - уже прославлен.

 

Выскажу свое, пусть и ничтожное мнение, по поводу иконографии, связанной с Иосифом Сталиным. Разумеется, неприемлемо его изображение с нимбом, потому что он не был Помазанником, не был помазан на Царство Церковью. Непохвальны также изображения, где он представлен без нимба, но в центре иконы, благословляемый Христом и Богоматерью. Его подобает, если уж изображать, то благословляемым иерархами, и не в центре всеобщего внимания, а в виде смиренном, например, в виде служки Царицы Небесной. И не на иконах, а на картинах. Которой из них суждено в будущем стать иконой (или же ни которая не удостоится подобной чести) - время покажет.

 

В настоящее время более насущная задача - освобождать имя одного из величайших вождей России от клеветы, хотя бы даже потому, что эта клевета не может не затрагивать и Русскую Церковь.

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

01.09.2015
Пожаловаться Просмотров: 743  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены