Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1704 участника
Администратор SStar
Модератор ANDROMEDA
Модератор Wedmak
Модератор GAMER
Модератор sadog

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Как читать икону Благовещения

Икона Благовещения посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом. Архангел был послан на землю сообщить, что Пречистая избрана на Предвечном Совете послужить делу Боговоплощения, и от Ее решения зависит судьба человечества и мира.

Икона Благовещения - образ события, отмечаемого седьмого апреля (по старому стилю двадцать пятого марта). Событие имеет богатую богословскую трактовку в проповедях отцов церкви, в гимнографии, литургическом воспевании праздника, а также в апокрифах и предании, что значительно повлияло и сформировало иконографию Благовещения. 

Но главное, что всегда подчеркивается в этом празднике, это начало творения нового мира, в который нисходит Сам Бог, Единый в трех Лицах. Считается, что сотворение старого мира произошло в марте, и Благовещение, как начало творения нового мира, тоже случилось в марте. «Вначале было Благовещение» - так можно перефразировать первые слова Евангелия от Иоанна по отношению к месту Благовещения в ряду самых великих праздников, если начинать отсчет сотворения мира от марта.

Иконография праздника очень давняя, существует несколько иконописных школ, несколько изводов и типов икон Благовещения, но мы остановимся на одной - из иконостаса Благовещенского собора Кремля, принадлежащей московской школе. Создание иконы приписывается большинством экспертов Андрею Рублеву и относится к 1405 году.

Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и  композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца. Икону отличает несколько особенностей.

Во-первых, Андрей Рублев не любил скученности фигур, стараясь не загромождать икону второстепенными деталями, считая, что она должна быть максимально прозрачна и проста и,по возможности, хорошо читаема издалека. Русские иконостасы были большими и высокими, поэтому, приступая к написанию иконы, Рублев всегда имел в виду, что любой, входящий в храм, должен с первого взгляда узнавать образ, считывая его сюжет издалека по силуэту, жесту и цветовой гамме.

икона Благовещения

Икона "Благовещение"

Во-вторых, Андрей Рублев всегда выделял центральную ось иконы, половинки которой как бы двигались к этой оси с обеих сторон. Сюжет иконы Благовещения построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. Он задает композицию образа: диалогичность  иконы с ее  делением на две половинки: левую - архангельскую, небесную - и правую - Богородичную, земную.

Диалог Небесного и Земного происходят в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново. Общая композиция иконы, приобретает целостность и единство в развороте и устремленности половинок иконы и персонажей к центру и диалогу.

Центром иконы является рука Архангела Гавриила, благославляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом Духа Святого, сходящим с Неба и обе эти линии соединяются в точке над головой Девы Марии, делая акцент на ее согласии и смирении.

фрагмент иконы Благовещения

Движение навстречу двух половинок подчеркиваются и задним архитектурным планом, двумя постройками: прозрачной и легкой - со стороны Архангела, и более темной и тяжелой – со стороны Пречистой. Постройки, развернутые навстречу друг другу, повторяют движения архангела Гавриила и Девы Марии в направлении к друг другу. Два строения объединены красным велумом, перекинутым от одного здания к другому, соединяющим их в единое целое и олицетворяющим связь Ветхого и Нового Завета.

В-третьих, все иконы Андрея Рублева отличают особый колорит и праздничность цветовой гаммы, составляющих  единую симфонию. Андрей Рублев – признанный гений цветовых решений, тонко чувствующий сочетаемость цветов и их оттенков. Особенную праздничность придают иконе золотистый фон и яркие красные пятна.

Все особенности стиля Андрея Рублева прослеживаются как в общей композиции иконы, так и в отдельных ее фигурах. Фигура Архангела Гавриила едва касается земли, паря над ней. Его правая нога далеко отстоит от левой, согнутой и готовой преклонить колено перед Марией. Одно его крыло раскрыто, другое, в знак приветствия, поднято. Этот жест сегодня вошел в богослужение и знаком по дьяконскому движению во время чтения ектеньи, поднимающим правую руку в честь приветствия.

фрагмент иконы Благовещения

Архангел Гавриил выполнен в двух основных цветах: зеленом (хитон)   и золотистом (гиматий, рисунок на хитоне, нимб, лик и руки) с разными оттенками от темного до светлого. Зеленый цвет – цвет жизни и Духа Святого и оба они - Архангел Гавриил и Дух Святой - выполнены в одной цветовой гамме, подчеркивающей их Божественно-Небесную природу. В то же время, они как будто передают этот живоначальный Дух и Деве Марии.

Золотистый – основной цвет иконы: ее фон, гиматий Архангела, нимбы и строения за спиной Архангела сияют  божественным золотым светом. Лик Архангела мягкий; взгляд, сосредоточенно устремленный на Марию в ожидании ответа, тонкий и одухотворенный; вся его фигура легка и подвижна, полна сосредоточенности и решимости.

Образ Богородицы вторит ритмическому рисунку Архангела: Она наклонила голову в его сторону в знак согласия. В руках Мария держит красную нить, из которой прядет завесу для Иерусалимского храма. Работа по прядению пурпура выпала Ей, в соответствии с преданием, по жребию. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего. Поэтому часто на других иконах мы видим на груди Богородицы образ Иисуса Христа  ("Знамение").

Фрагмент иконы Благовещения. Богородица

Правая рука Богородицы поднята в молитвенном жесте, левая прижата к груди в знак смятения; взгляд сосредоточен и направлен в себя; Она размышляет и прислушивается к собственным чувствам и реакции на слова Гавриила. Лик полон мягкости, покоя, тишины и смирения. В нем нет испуга и страха.

Одежда Богородицы выполнена в двух цветах: синем и пурпурном, точнее – вишнево-коричневом. Синий хитон вторит цвету ленточки Гавриила в его кудрях, в этом же цвете выполнен Ее чепчик и столбы здания за спиной, соединяясь  в единое целое.

Синий цвет – цвет Девы Марии, в то же время – это цвет неба и молитвенного настроения. Гиматий и башмачки Богородицы - вишнево-коричневые. Это царственный цвет, подчеркивающий царственное происхождение Пречистой.

По краям гиматий окаймлен тонкой золотистой  полоской и золотистым орнаментом по низу, что подчеркивает ее причастность к золотому божественному свечению. Восседает Богородица на престоле, символизирующем, что Она – престол Бога, носящая в себе Невместимого.

Престол покрыт двумя подушками красного и зеленого цветов. Красный цвет - цвет радости и жертвенности, напоминающий о будущем распятии, ожидающем Иисуса Христа, и жертвенности Богородицы. Зеленый - цвет жизни и обновления, с которыми неразрывно связан праздник.

Икона Благовещения Андрея Рублева полна надежды, радости и утверждения жизни, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности. В ней нет и следа от той мрачности, резкости  и порывистости, которую несли византийский и греческий стили. Андрей Рублев  в иконе Благовещения выразил все самое лучшее, создав свой неповторимый стиль, который сегодня  известен как русская иконописная школа.

 Тина Гай

Это интересно
+1

Привилегированный автор 05.04.2017
Пожаловаться Просмотров: 1264  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены