Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Как святые с дикими животными дружили

«Осторожно, во дворе злая собака» — остерегаться животных нас учат с раннего детства. Мы боимся собак, змей, пауков, не говоря уже о громаднейших львах, тиграх, медведях. Но в житиях угодников Божиих часто звучит один лейтмотив: святые и животные дружат. Как так?

Христос с овечкой и святые-покровители животных

Пролог, или Когда люди «поссорились» со зверями?

После сотворения мира Бог поручил человеку особую миссию — быть царем природы. Вот как об этом повествует Книга Бытия: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Но это совсем не означало, что человек теперь мог распоряжаться всем живым, как хотел. Хочу — взращиваю, хочу — вырываю и убиваю.

Нет, до грехопадения человека в мире царила гармония. Человек считал животных братьями меньшими, те, соответственно, не боялись Адама и Еву. Кроме того, первые люди питались исключительно растениями, поэтому об опасности для животных не могло быть и речи. В этом и заключался смысл выражения быть «царем природы» — то есть, заботиться о ней, поддерживать гармонию во всем том, что создал Бог.

Адам дает имена животным

Когда человек отпал от Бога, в мире нарушилось единство. Человек уже не питался плодами с Божьих рук, а в поте чела обрабатывал землю, взращивал хлеб. Теперь ему приходилось бороться с сорняками. Тело изгнанных из рая Адама и Евы было прикрыто «кожаными ризами». Стоит предполагать, что это были шкуры животных.

С того времени нарушились отношения между человеком и миром животных. Мы говорим о диких зверях, хищниках, новостная лента пестрит заглавиями об умерших «наглой смертью», растерзанных зверями. Все это свидетельствует о глубине того разлома, который проложили еще прародители.

На фоне всего этого удивительными кажутся истории о некоторых святых, которые дружили с дикими животными. Кроме того, в житиях мучеников можно прочитать о том, как их бросали на растерзание, но звери вели себя, как послушные домашние питомцы.

Предлагаем вам несколько таких рассказов.

Святой, благословляющий диких животных

Священномученик Власий был епископом Севастийским и жил в IV веке. Это было время правителя Диоклетиана и страшных гонений на христиан.

Поэтому Власий нашел себе приют в отдаленной пещере среди пустыни. Люди к нему приходили очень редко, зато животные — постоянно. Кроме того, они кротко ждали, пока епископ Севастийский помолится и благословит их.

Слуги императора нашли святого Власия и забрали его в город для казни. По пути он исцелял людей и животных. Одна вдова слезно поведала историю о том, что волк забрал последнего поросенка, поэтому ей нечем будет прокормиться. Епископ искренне помолился, чтобы волк вернул украденное обратно. Так и случилось.

В православной иконографии Власия Севастийского изображают вместе с животными, которые пришли к нему за благословением.

Святой Герасим и его верный друг лев

Согласно преданию, к Герасиму Иорданскому, который жил в V веке и вел отшельническую жизнь, пришел лев. Он высоко поднял лапу, пострадавшую от колючки. Святой Герасим достал терние, очистил уже гноившуюся рану и перевязал ее платком. В благодарность за помощь лев навсегда остался возле Герасима, во всем его сопровождая. Он помнил его голос, знал желания и верно служил.

Святой Герасим и лев

Когда же святой пустынник отошел в мир иной, лев пришел к нему на могилу и через короткое время тоже умер. Святого Герасима Иорданского так и изображают на иконах — вместе с его верным другом.

Святой Неофит «арендует квартиру»... у льва

Мученик Неофит жил в первые века гонения на христиан. Он решил стать последователем Спасителя, поэтому ушел в горы для затвора. В пещере, где решил поселиться, жил лев. Святой спокойно обратился к хищнику и попросил, чтобы тот покинул его новое жилище. Животное послушно вышло из пещеры.

Когда язычники решили замучить Неофита, то бросили его в Колизей с дикими медведями. Но животные послушно склонили головы перед святым. Тогда мучители решили натравить на святого голодного льва. Но тот, словно послушное домашнее животное, подошел к Неофиту и лизнул его ноги. По преданию, это был тот самый «друг», который в свое время одолжил «жилье». Святой Неофит обратился ко льву и сказал, что тот может спокойно возвращаться в свою «квартиру», ведь мученику она уже явно не была нужна. Хищник вырвался с арены цирка и убежал в пещеру, а Неофита пришлось казнить людям, раз звери отказались это делать.

Хлебушек для медведя

Многим православным известна икона «Преподобный Серафим кормит медведя хлебом». Одна монахиня приближалась к саровскому святому и увидела возле него медведя. Со словами «Смерть моя!» так и грохнулась наземь.

Серафим Саровский с медведем

Когда очнулась, преподобный Серафим попросил ее не бояться и позвал к себе животное. Огромный медведь тихонько прилег у ног святого, а Серафимушка начал кормить его хлебом, по молитвам святого к этому приобщилась и утихомирившаяся инокиня.

Еще один уважаемый святой — преподобный Сергий Радонежский — тоже кормил медведя. Все началось с того, что голодное животное пришло к святому, получив угощение, оно каждый день навещало Сергия.

Преподобный Герман и горностаи

Герман Аляскинский — еще один святой, которого на иконе изображают с животными. Возле его кельи жили горностаи — очень пугливые зверьки. Но они сами прибегали к святому, и тот кормил их с рук. Есть свидетельства о том, что преподобный также кормил медведя, а птицы с его рук ели сушеную рыбу.

Герман Аляскинский с горностаем

Святой с зоопарком

Преподобный Павел Обнорский длительное время руководствовался духовными советами Сергия Радонежского. Он подвизался в пустынничестве и безмолвии. Но общение с людьми ему заменяли молитва и забота о животных. По свидетельству святого Сергия Нуромского, преподобный кормил прямо с рук птиц, они сидели на его голове и плечах, а своей очереди смиренно дожидались медведь, лисица, зайцы. При этом все животные не бросались друг на друга, не отгоняли тех, кто слабее.

Препоясанный змеей

Имени этого подвижника мы не знаем, но усомниться в его существовании не дает хотя бы тот факт, что эту историю поведал Паисий Святогорец.

Один старец проводил свою жизнь в труде и молитве. Но в местности, где он жил, водилось много змей. Они не боялись монаха, часто приближались к нему, иногда даже мешали работать. Особо надоедала одна из них. Старец не выдержал: схватил ее и завязал, как пояс. Один инок принес ему еду и очень перепугался увиденному. На это старец просто заверил, что не надо бояться: «Христос сказал, что дает нам власть наступать на змей, и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит нам».

Львы, волки и вороны на службе у Павла Фивейского

Святой Антоний рассказывает, что хотел навестить преподобного Павла, но не знал, где он живет. Путь указала волчица. Антоний увидел, что еду (половинка хлеба) его другу приносит черный ворон.

Павел Фивейский

Следующая встреча святых не состоялась: Павел Фивейский уже был мертв. Дикие львы искренне грустили по святому, как рассказывает предание, даже плакали. После похорон они лизали руки Антонию, пока тот их не благословил. Лишь тогда ушли.

Читайте далее...

Это интересно
0

28.03.2017
Пожаловаться Просмотров: 1773  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены