Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Я пишу 14771

Премодерируемое участие
1557 участников
Администратор Olga-S
Модератор GalaLukas
Модератор E-Luar

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240505102647

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Первая, во всех смыслах пишет:

Долгое сиротство (3)

 

Вторая часть Здесь.

 

Не хочу никого обидеть, тогда было немало талантливых прозаиков и поэтов, но факт: даже все вместе они были меньше, если считать не по тиражам и орденам, а по народной любви. Хоронили Шукшина, Окуджаву… было очень грустно, было очень жаль. Но Высоцкий — это было острое горе (загляните в любой учебник психологии — увидите, что чувствовали люди).

Он перевесил Олимпиаду-80, перевесил Союз писателей, всю эстраду и весь Агитпроп ЦК КПСС... Сейчас слышишь: мол, этот фильм лучше, чем у Михалкова; этот поёт лучше, чем Михайлов… Господи помилуй, на этом уровне так легко быть лучше.

Он пел:

Вдоль дороги всё не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, и ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...

Всё не так! Во-первых, это правда. Во-вторых, это не критика, а боль за страну. Патриотизм Высоцкого легко перевесит суммарный патриотизм всех депутатов, нашистов, «ночных волков», и ещё много останется.

Он пел:

Мы успели.
В гости к Богу не бывает опозданий…

Смотря для кого. Что сказано в Святом писании про верблюдов-миллиардеров и игольное ушко? Вот там, перед этим ушком, они и будут доказывать, что не верблюды.

...Его существование мешало чиновникам-идеологам (хотя дома они его, наверно, слушали), а бездарная эстрада его терпеть не могла — рядом с ним они выглядели маленькими, жалкими. Его песни невольно создавали масштаб для сравнений. Поклонная гора? — что ж, может, и гора. Но рядом с Эверестом она даже не холм, так, кочка.

Эта разница ярко видна в фильмах на бедных интервьюерах. Мелкие, бессмысленные, ничтожные вопросы. Вот интервью записывает немец (западный немец, ФРГ, а не ГДР). И пока Высоцкий поёт, а немец держит микрофон, то ещё туда-сюда. (Раздражает разве что оператор. Он считает своим профессиональным долгом ёрзать камерой по лицам слушателей. Нам надо видеть лицо Высоцкого, а в кадре какие-то рюмки, собака, курящие женщины; и даже прекрасное лицо Ахмадулиной не утешает. Спросить бы этих операторов: брат, если ты пришёл на концерт — ты на сцену смотришь или озираешься, разглядывая публику, так тебя перетак?!) Но вот немец начинает задавать вопросы, и сразу видно, что он ничего не понимает. И видно, как Высоцкий отвечает из вежливости.

Но вот другой эпизод, другой интервьюер — наш, советский — и ещё хуже, бормочет пустые слова, ничего не понимает.

Зато талантливые люди всегда понимали, кто перед ними. Такие разные во всём, как Градский, Ким, Розенбаум, безоговорочно признают недостижимость той вершины.

Помню, на полулегальном концерте кто-то спросил Юлия Кима, как он относится к ВВ (к Владимиру Высоцкому). Вместо ответа Ким рассказал, как участвовал в каком-то сборном концерте и вышел на сцену то ли пятым, то ли шестым после Высоцкого. «Бесполезно, — сказал Ким, — никто ничего не слушал. Он проехал по нам как танк».

* * *

 

Фото: Александр Стернин

 

Пушкин — наше всё, потому что гений, но и потому, что его ещё в ХIХ веке ввели в школьный курс, в советское время он окончательно и официально стал главным поэтом страны, в обязательном порядке учили наизусть, полные собрания издавали стотысячными тиражами, а сказки (Золотая Рыбка, Золотой Петушок и пр.) — многомиллионными тиражами.

Высоцкому такой господдержки не видать. Да, теперь он доступен (и тексты, и звук — всё есть в интернете). Но его главные песни тяжелы для мозгов, выросших на ля-ля-ля. Попробуй сегодня сказать о чём-то прекрасном — услышишь главный вопрос современности: сколько просмотров? Но в таком соревновании лучший в мире шашлык проиграет любой сосиске. Из Высоцкого тоже сделали кинофастфуд. Показали некоего внешне схожего типа, пьянки, бабы, жертва масонов. Пушкин, Есенин, Высоцкий — пьянки, бабы, проклятые масоны. Производители дряни делают деньги на народной любви к поэту. В некотором смысле они хуже сутенёров. Потому что проститутка согласна, чтоб на ней делали деньги и сопутствующие телодвижения, а покойник уж точно согласия не давал.

Говорят, будто каждый народ заслуживает своего правителя. Сомнительно. Власть даруется свыше, и вполне может быть послана в наказание. А вот поэт и пророк посылаются народу в награду. А народ зачастую оказывается недостоин. Может распять, а может отвернуться скучая.

Эти документальные фильмы, где Высоцкий поёт с потрясающей силой, могли бы иметь многомиллионный тираж, но… Но явись сейчас живой Высоцкий — неизвестно: собрал бы он миллионы живых слушателей? Или народ остался бы на диване массировать телевизионный пульт?

Житель дивана задаёт вопрос:

— Зачем мне слушать Высоцкого? Ведь все песни старые.

В церковь тоже ходят не за новостями. Там веками одно и то же.

Будь в стране настоящая воля к подъёму с колен — крутили бы Высоцкого ежедневно и по радио, и по ТВ. (Это действует. А иначе зачем по ТВ ежедневно другой ВВ?) Хотите вырастить хороших — подумайте, чем кормить.

Песни Высоцкого содержат мужество, честь и совесть. Если привьёте детям, это помешает им воровать.

…Скоро 35 лет, как страна осиротела. И не похоже, что нам — еще при этой жизни — будет дарован властитель дум и сердец.

Александр Минкин 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" 

Это интересно
+1

Первая, во всех смыслах 25.01.2015 , обновлено  25.01.2015
Пожаловаться Просмотров: 896  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены