Род Врангеля, к которому принадлежит Николай Николаевич Врангель, относится к числу старинных, берущему начало в рыцарском тевтонском ордене. Его потомки известны с тринадцатого века, а в семнадцатом его представители переселились из Дании в Эстляндию, влившуюся с легкой руки Петра I в земли Российской империи.
С этого времени старинный род Врангелей верой и правдой служил новому Отечеству. В дореволюционный период русская ветвь рода была самой многочисленной, из которой вышли фельдмаршалы, генералы и адмиралы. В XIX веке русский род Врангеля породнился через троюродную кузину Александра Сергеевича Пушкина с родом Абрама Ганнибала.
Смесь рыцарской крови и страстной африканской в полной мере проявилась в деятельности Николая Николаевича Врангеля, подвижника русской старины, искусствоведа и талантливого литератора. От первого рода он унаследовал – рыцарскую преданность в служении искусству и Отечеству, от второго – страстность в достижении поставленной цели.
В 2015 году Николаю Николаевичу Врангелю исполняется сто тридцать пять лет со дня рождения и ровно сто лет – со дня смерти. К сожалению, тень черного барона Петра Врангеля, его старшего брата, после революции семнадцатого накрыла смертельным покрывалом весь род Врангелей.
Кто расстрелян, кто замучен в подвалах ОГПУ, кто изгнан из новой России, а точнее – кому удалось спастись за границей, а чьи-то имена «забыты» и отправлены в запасники музеев и русских архивов на долгие годы.
К счастью, Николай Николаевич не дожил до того страшного времени, но после революции его имя было глубоко запрятано и сегодня мало кому известно, разве что искусствоведам. Книги младшего Врангеля начали издаваться только с конца девяностых, после снятия запретов с русского зарубежья и белогвардейского движения.
Соколов В.И. Покинутая усадьба. Начало 1900-х
Труды и наследие Николая Врангеля постигла та же участь, что и участь многочисленных дворянских и помещичьих усадеб, за бережное сохранение которых он боролся и ратовал. Великий подвижник русского искусства и русской старины, оживлявший и вытаскивавший из небытия Россию уходящую, с горечью пишет о какой-то страсти русских все разрушать, чуть ли не из принципа. Уничтожались даже иконы, не говоря уже о мебели, садах и прочих «безделушках».
Читая его «Помещичью Россию» или «Усадьбы и их обитатели», удивляешься даже не столько боли, которую автор испытывает, видя по всей России разрушенные, опустевшие и гниющие некогда богатые помещичьи усадьбы, а точно поставленному диагнозу русской жизни элиты. Читать далее
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: