Администратор:

Модераторы:

Активные участники:

пишет:

Чистый четверг. Старинные приметы, обряды и суеверия

12 апреля чистый четверг (великий, страстной, страстеной, страшной) - четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого Поста. В этот день церковь вспоминает Тайную Вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские. Во время последней трапезы Спаситель сделал символическоежертвоприношение, преломив хлеб, он сказал: "Приимите ядите: сие есть Тело мое", а затем, подав ученикам чашу с вином, произнес: "Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во спасение грехов". (Мф. 26, 26-28). Так Иисус установил таинство Евхаристии или Причащения, и благодаря этому, указал путь к спасению. Великий четверг - день, в который перед Пасхой в церкви принимает причастие, очищение от грехов, наибольшее количество верующих (См. Богослужения Великого четверга).

В народных представлениях, необходимость проведения очистительных обрядов, осознавалась также, как необходимость очищения пространства, оскверненного предательством Иуды. В этом поверье нашел отражение текст Евангелия, читаемый в этот день в церкви. Во время Тайной вечери Христос предсказал, что один из учеников предаст его. Каждый из апостолов взволнованно и испуганно спрашивал: "Не я ли, Господи?" - Иисус ответил: "Опустивший со мной руку в солило (блюдо с солью), этот предаст меня". Тут же рука Иуды протянулась через весь стол к блюду, и тихо прозвучал его голос: "Не я ли, равви (учитель)?" (Мф. 26, 21-25).

Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, превентивный (предупредительный), продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Великий четверг иногда сравнивают с древнерусским новым годом, отмечавшимся в первых числах марта (см. Евдокия Плющиха).

В 19 в. обрядность Чистого четверга в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий Пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было прежде всего защититься от нечисти, очистить от нее человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в тоже время появлялась возможность заручится поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие.

Одно из наиболее старых описаний празднования в народе Великого четверга содержится в "Стоглаве" (сборнике постановлений Московского собора духовенства в 1551 г.), связано оно с поминовением умерших. Утром этого дня крестьяне сжигали солому и приглашали - "кликали" умерших. Для умерших оставляли угощение (мясо, молоко и яйца), топить баню и приглашать помыться.

Христианская сторона праздника осознавалась в народе как необходимость поста, воздержания и обязательного посещения в этот день церковной службы и исповеди. Церковный смысл дня при этом был не всегда ясен: в некоторых местах крестьянки считали, что "Чистый четверг" - это угодник Божий. 

С Чистого четверга пост становился наиболее строг. В память о страстях Господних наиболее верующие старались не есть вообще или питались лишь водой и хлебом, соблюдая при этом обет молчания. Остальные крестьяне следовали предписаниям церкви вкушать только невареную пищу без постного масла. С этого же дня хозяйки начинали готовить угощение к Пасхе: жарили и варили мясо, пекли куличи, делали творожные пасхи, иногда, красили яйца; в этот день варили пиво на всю праздничную неделю.

Готовясь к Пасхе, русские крестьяне именно в Страстной четверг старались очистить дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Полы, стены, потолки избы, стол и лавки тщательно мыли, драили песком и голиком, скоблили ножом; обновляли и мыли иконы и лампады. В народе говорили: "Если в чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет". После этой уборки в избе не подметали до Пасхи, чтобы "не засорить глаза лежащему во гробе Христу". В некоторых местах в этот день старались перемыть всю посуду, а крынки для молока даже окуривали женскими волосами, объясняя важность этого действия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.

Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется. В этот день старались все перестирать, в том числе все коврики, половики и постели: матрасы, наволочки, подстилки. Их выносили сохнуть на двор, а вся семья ложилась спать на "гороховине", гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере матери учили дочерей: "Все надо выстирать, даже портяночка и та радуется Пасхе".

Приводя в порядок хозяйство, крестьяне не забывали и о себе: мылись в банях и в печках. При этом баню топили не только для живых, но и для умерших - "родителей" или для домового - "хозяина", им оставляли на полке ведро воды и веник, приговаривая: "Тебе баня, на стоянье, а нам на здоровье". Это давняя традиция: еще в 16 в. для покойных родителей в бане вешали рубахи и полотенца, лили воду на каменку, а на пол насыпали горку пепла, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися.

Мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту.

Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца, "пока ворон крыло не омочил", "пока детенышей не выкупал", иначе она потеряла бы свою целебную силу. В южнорусских губерниях было принято умываться или купаться обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы "смыть болезни". В Орловской губ. на реку ходила сама хозяйка, принеся воду в деревню, она на улице сначала обливалась сама, затем окатывала мужа и взрослых детей, а маленьких мыла в избе теплой водой. После этого она перевязывала всем домашним запястья и поясницы пряжей, которую напряла в предыдущую ночь. При этом нитку изготавливали наоборот, закручивая веретено в левую сторону, а не в правую, как делали обычно. Верили, что после этого никто из семьи весь год не будет болеть.

Чтобы увеличить очистительные свойства воды, во многих 

Полностью статью вы можете прочитать здесь 

Написал 11.04.2012
Это интересно
+1

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 1176  
             

Комментарии:

Для того чтобы писать комментарии, необходимо