Недавно вечером, когда мы уже уложили детей спать, муж рассказал мне неприятную историю. Наш пятилетний сын, выходя из гостей, заявил, что не любит Тётю Веру, у которой как раз гостил весь день. Муж был очень удивлен это услышать, т.к. с Тётя Вера наш очень близкий родственник, мы дружим с ней всю жизнь и совершенно не планируем заканчивать это общение. На все расспросы супруга сынок отмалчивался. С чего вдруг такая нелюбовь после 5 лет полного, как казалось нам, родителям, взаимопонимания? Когда я смогла остаться с сыночком наедине, зная, что нас никто не будет отвлекать, я обсудила с ним возникшую проблему. Мой сын не отпирался и не пытался сбежать от разговора. Конечно, бесполезно было в лоб спрашивать: «За что ты не любишь Тётю Веру?». Тут ответ был бы: «Не люблю и всё, больше к ней не поеду». Ребенок, может быть, и сам не понимает, откуда у него возникло ощущение неприязни. Задача взрослого – помочь сформулировать и осознать. В пять лет уже можно вести полноценный диалог. Если раньше ребенок мог запросто «уцепиться» за слова взрослого и выдать их за собственное мнение, то теперь, скорее всего, ваш сын или дочь захочет добиться правды, заглянув внутрь себя. Конечно, чтобы начать разговор, мне пришлось обрисовать ребенку ситуацию так, как я её вижу. А именно: папа был удивлен и расстроен, когда сынок заявил, что не любит Тётю Веру. Папа предполагает, что Тётя Вера обидела чем-то нашего мальчика. Или же дела обстоят иначе и только сынок может пролить свет на ситуацию. Дальше я хочу привести вас наш диалог с сыном, чтобы было понятнее. — Сынок, может быть, Тётя Вера обидела тебя чем-то? — Нет, она меня не обижала. Я просто её не люблю, она мне не нравится. — Но ведь раньше нравилась? — Никогда не нравилась! У меня возникает ощущение тупика. Так мы никуда не придем! Пытаюсь подойти с другой стороны: — Сыночек, хорошо, я понимаю, что она тебе не нравится. А что тебе не нравится в ней больше всего? Задумался… Отвечает: — Всё! В общем-то, ожидаемый ответ. Но задумался, это уже хорошо. Я снова задаю свой вопрос: — Да, я чувствую, что тебе в ней все не нравится. Наверняка есть что-то, что ты не любишь больше всего! Что-то она делает, или что-то говорит, или что-то в её внешнем виде, что самое-самое противное…. Ребенок перебивает меня с выражением отвращения на лице: — Когда мы прощаемся, она ТАК меня целует! Липко и противно! Вот это новость! Я могла ожидать чего угодно: что она его наказала, поругала, не дала игрушку, но не этого! Неожиданно для меня и до смеха просто. Продолжаем разговор, я спрашиваю вновь: — Да, это, наверно, очень неприятно! Что-то еще вспомнил сейчас? — А еще она говорит, что нельзя в уличных ботинках проходить в комнату. А Дяде Грише она почему-то не делает замечаний! Почему ему можно, а нам, детям, – нет? Да уж, тут не поспоришь. Попробуй, объясни пятилетнему ребенку, почему Тётя Вера давно смирилась с поведением взрослого Дяди Гриши, но с поведением детей мириться не собирается. С одной стороны, все проще, чем я думала. А с другой – даже сложнее. Как теперь помочь сыночку? Ведь мы действительно будем продолжать ездить в гости к Тёте Вере. Эта статья о том, как я нашла «корень» проблемы. Что делать дальше – совсем другая история, но я буду рада, если вы сможете высказать свои предположения о том, как маме вести себя, чтобы объяснить ребенку всю многогранность мира и как защитить свое чадо от несправедливости.
Автор Наталья Лубина
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: