Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Отклик

Слабые не уступают

Письмо от Антона Осипова из Ростова-на-Дону:
<<Здравствуйте, Ровесники! Вот уж год прошёл, как я был ограблен. И до сих пор меня это мучает. Я ведь крепкий, физически развитый молодой мужчина (мне 34 года), как мне казалось - не трусливый (не раз попадал в переделки, где требовалось мужество. Ни разу не проходил мимо, если ситуация требовала моего вмешательства. Скажем, помочь девушке избавиться от приставучих ухажёров. Или вот как-то на Газетном увидел, как двое мордоворотов пристали к парню и требовали у него мобильник и деньги. Я не прошёл мимо и вмешался, чем спас парня от ограбления. А сам... Год назад недалеко от цирка (на Будённовском) меня остановили четверо амбалов и после превентивной оплеухи предложили отдать всю наличность, которая у меня была. И я отдал - всё отдал, что у меня было - и деньги, и цепочку золотую с крестиком, и даже духи, которые купил в тот день в подарок тёте, которая для меня с четырёхлетнего возраста стала и мамой. Как-то сразу для себя решил, что тут ловить нечего и лучше отдать, чем напороться на избиение или того хуже... Рожи этих амбалов не предвещали ничего хорошего (как вообще с такими рожами можно жить среди людей?). Это я понял как-то сразу, мгновенно. Даже до того ещё, как прозвучали угрожающие слова (удивительно, что с такими рожами эти, с позволения сказать, люди ещё и говорят и даже слова понимают), мне стало очевидно, что выбора у меня нет никакого и, что, если я стану им возражать, - то вот прямо здесь, моя жизнь может быть сильно испорчена, если не сказать больше - завершена. И тогда я на уровне подсознания с заискивающей улыбкой, что-то бормоча (но доброжелательно для них) стал вынимать из карманов и из сумки всё, что было у меня ценного. Потом они увидели ещё и крестик золотой с цепочкой и один из них сделал жест - дескать, снимай. И я снял. И отдал. Хотя этот крестик носил 22 года (с 12 летнего возраста). Уже потом всё это я воспроизвёл в памяти, всё-всё-всё анализировал. И что-то во мне надломилось недавно. Я решил, что надо было им сопротивляться и ни в коем случае не отдавать им всё без боя. Ведь именно такие, как я, вернее моё тогдашнее поведение позволяют этим выродкам решать для себя, что они всесильны и всё в мире им подвластно. И мне стало тяжко. На душе муторно. Никогда раньше не ведал, что такое депрессия. А теперь я уже точно знаю, что такое депрессия. Жена меня успокаивает, говорит: ``Ну чего ты мучаешься, забудь об этом. Ну кому было бы легче от того, если бы они тебя избили или того хуже - убили, если б ты стал им противиться? Оставил бы меня вдовой, а сына - сиротой - вот и всё, чего бы ты добился, если бы стал им сопротивляться ''. Умом я это понимаю, но душа никак с этим моим поведением в тот вечер никак согласиться не может. Вот я и мечусь между умом и душой. Что я сыну своему скажу, как поступать в таких случаях, если я сам для себя с этим не определился? Упаси Бог всех нас от таких встреч. Вот и стал я искать в Интернете, кто сталкивался с тем же, что произошло со мной. Мне кажется, что если мне подскажут умные люди, как поступать в таких случаях - мне станет легче. Даже если скажут, что я поступил тогда неправильно. Всё равно станет легче. Ну, неправильно и неправильно. В конце-то концов, не всегда же людям свойственно поступать только правильно во всех случаях жизни. Налетел на ваш сайт - мне многое в нём понравилось. И решил вот написать вам>>.

Комментарий Хорошева Владимира Степановича:
Вам, Антон, действительно, следует вытравить из памяти этот эпизод. При желании это можно сделать. Всякий человек в состоянии управлять своими мыслительными процессами, если этого пожелает. Точнее вашей супруги сказать невозможно. Её слова: ``Ну чего ты мучаешься, забудь об этом. Ну кому было бы легче от того, если бы они тебя избили или того хуже - убили, если б ты стал им противиться? Оставил бы меня вдовой, а сына - сиротой - вот и всё, чего бы ты добился, если бы стал им сопротивляться''. Вы поступили единственно правильно в той ситуации. Удивительно, как точно сработали ваше сознание и подсознание в то непростое для вас мгновение... Знаете, Антон, думаю будет лучше, если вы прочтёте строки, описывающие далёкую уже историю. И убеждён в том, что вам станет легче...

В древние времена город-государство Афины был (или были?) могущественным владетелем многих областей Греции. Но была и Спарта - противник Афин. И был такой остров в Средиземном море - Милос, принадлежащий Спарте. Так вот, во время Пелопонесской войны жители этого острова стояли перед выбором - либо поддержать Афины, либо метрополию (т.е. Спарту). И было это в V -м веке до новой эры. Афиняне приготовились к военному походу против Милоса, но решили, как тогда было принято, послать туда своих парламентариев, целью которых было убедить островитян изменить свою ориентацию со Спарты на Афины. В противном случае грозили разрушительным поражением. И вот что говорили афинские посланцы милосцам: <<Вы же знаете не хуже нас, что справедливость определяется ничем иным, как соотношением силы и смирения. Что в реальности сильные делают только то, на что хватает их власти, а удел слабых принимать то, с чем им приходится мириться>>. Островитяне тогда возразили афинским посланникам, заявив что эта установка отрицает саму идею честной игры, какой бы она ни была, в том числе и военной. На что афиняне ответили, что только власть предержащие могут решать - что честно, а что нет. Милосцы возразили, что, мол, что такие рассуждения удел богов, а не простых смертных. И тогда глава афинской делегации молвил: ``Наше мнение о богах и наше знание людей привело нас к выводу, что основной и необходимый закон природы призывает властвовать над тем, с чем сможешь справиться''.
Жителей Милоса это не убедило, так как они были убеждены в том, что Спарта защитит их. Афиняне сказали, что практичные спартанцы не придут на помощь Милосу, ибо они ничего не обретут в случае победы, но очень многое потеряют при поражении.
Милосцы в ответ на эти слова стали говорить о чести и о принципах, побуждающих противостоять грубой военной силе. ``Не загоняйте себя в угол из-за неверно понимаемого вами чувства чести'' - так ответствовали афиняне. - Честь порой приводит к полному поражению лишь потому, что очевидная опасность каким-то образом затрагивает людскую гордость. Нет ничего бесчестного в том, чтобы уступить мощнейшему государству в Элладе, тем более, что оно предлагает вам самые разумные условия''. Переговоры закончились ничем. Милосцы решили положиться на волю богов, на военную помощь Спарты и на ощущение собственной правоты. Спустя немного времени армия Афин захватила остров, несмотря на отчаянное сопротивление жителей Милоса. Армия Спарты на помощь не пришла. После захвата острова афиняне казнили всех мужчин, которые попали им в руки, продали в рабство всех женщин и детей.
Афиняне всегда славились своим прагматизмом и в переговорах с милосцами приводили самые, что на есть, веские доводы: ``Если вы слабее, то у вас нет шансов чего-либо добиться в противостоянии с нами. Никто не придёт на помощь слабому - ведь это всегда в итоге навлекает неприятности. Слабые всегда одиноки и вынуждены подчиняться. Сопротивляясь, слабые не достигают ничего, кроме собственных мучений и гибели многих людей, которые решаются на сопротивление''. Нельзя не заметить, что слабость вовсе не грех! Её, эту самую слабость, можно даже обратить в силу, если правильно ею распорядиться. Скажем, если бы те же милосцы сдались, не вступая в военное противостояние с армией Афин, они могли бы получить выгоду от альянса с Афинами в качестве союзников и выйти из оного, как только позиция Афин утратит силу. Что, к слову сказать, и произошло спустя несколько лет. Фортуна она ведь переменчива. И Сильный сегодня завтра может быстро ослабеть - примеров тому несть числа. Зачем нужна битва, заведомо обреченная на поражение.
Не зря ведь сказал кардинал де Рец (очень умный и взвешенный политик): ``Слабые люди никогда не уступают там, где это следует сделать''. Так что вы, Антон, поступили именно как сильный человек. И разумный...

Владимир Хорошев, врач.

8 апреля 2011 года, 11:04

Добавить комментарий:

Рекомендуем подписаться: