Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 8


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию некоторых статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №8

1

 

Содержание:

  1. Самый высокий в мире небоскреб

  2. Перспективы развития автомобильно-дорожной сети в Московском регионе

************************************************************************

  1. Разрешительная политика РФ в градостроительной деятельности

А это на общетрепещущие темы:

  1. Будет ли восстановлен Кузнецкий мост?
     

 

Самый высокий в мире небоскреб

 

        В период до 2020 года в Москве планируется возвести 97 высотных зданий, сообщил в среду на пресс-конференции главный архитектор столицы Александр Кузьмин.
        По его словам, схема размещения зданий, высота каждого из которых превысит 30 этажей, предусмотрена Генеральным планом развития столицы до 2020 года, сообщает «Интерфакс».
Кузьмин рассказал, что 97 высоток будут возведены в 60 различных зонах. В центральной части Москвы высотных зданий строиться не будет.
       На территории Московского международного делового центра «Москва-Сити» могут быть возведены 15-20 небоскребов.

      В центре «Москва-Сити» построят два небоскреба в рамках проекта «Город столиц». Башен будет две - 64 и 53 этажа соответственно, и они будут символизировать Москву и Санкт-Петербург. Стены башен будут покрыты рисунком, имитирующим структуру камня: предполагается, что он будет по-разному восприниматься днем и ночью при искусственной подсветке. Стоимость проекта составляет 250 млн долларов.
       Центром архитектурной композиции ММДЦ «Москва-Сити» станет 115-этажная башня «Россия» высотой более 600 метров. Рядом с ней планируется разместить 200-метровую «высотку», спроектированную «по мотивам Шаболовской телевизионной башни». Точное количество высоток, их этажность, время строительства будут зависеть от инвестора. Если планы по строительству небоскреба высотой 600 метров в Москве осуществятся, то пальма первенства среди самых высоких зданий перейдет России.
 


      вверх страницы

 

Перспективы развития автомобильно-дорожной сети в Московском регионе


     Проблема развития автомобильно-дорожной сети одинаково остро стоит как для столицы, так и для Подмосковья. Необходимо строить новые магистрали, реконструировать действующие, повышать качество дорожных работ и технического состояния дорожной сети в целом.
     Сеть автомобильных дорог Подмосковья составляет более 25 тыс. км, при этом протяженность дорог общего пользования достигла 15 тыс. км. В настоящее время в Москве и области сосредоточена 7-ая часть всего автомобильного парка России. Ежегодно в Московском регионе появляется более 200 тыс. новых автомобилей. На многих магистралях столицы и области возникают многочасовые пробки. Все шоссе на подходе к Москве забиты машинами. Реконструкция отдельных дорог положения не спасает. Например, пропускная способность Ярославского шоссе по расчетным данным составляет 25 тыс. машин в сутки. При очень четкой организации движения можно пропускать до 40 тыс. Однако уже сегодня нужно пропускать более 100 тыс. автомобилей.  Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), оказывающая огромное влияние на городскую жизнь Москвы и всего центрального транспортного узла дорожной сети России, работает на пределе.
      В этой связи поставлен вопрос о строительстве новой кольцевой дороги на территории Московской области (разработано технико-экономическое обоснование). Длина подмосковного кольца составит 320 км, радиус от Москвы около 50 км. Для этого проекта имеются и другие реальные предпосылки - в Подмосковье в свое время была построена «бетонка» - кольцевая автодорога, которая предназначалась исключительно для военных целей. На основе этой «бетонки» и предполагается строительство современной кольцевой магистрали.
     При этом предстоит сделать новое грунтовое полотно, расширить дорогу до 3-х полос, а между крупными городами до 4-х полос в каждом направлении, построены развязки на разных уровнях, съезды, разделительные барьеры. По предварительным расчетам дорогу можно построить за 5 лет при капиталовложениях в 35-37 млрд руб.
      Подмосковное кольцо позволит «перехватить» транзитный грузовой транспорт вдалеке от столицы, а по мере перебазирования промышленных предприятий из Москвы сократится и прямой грузопоток в Москву и ближнее Подмосковье.

      вверх страницы

  

Разрешительная политика РФ в градостроительной деятельности

            

       Государственное воздействие в сфере отношений на рынке строительной продукции и услуг проявляется при осуществлении разрешительной политики:

- лицензирования;
- сертификации;
- стандартизации;
- государственной регистрации объектов недвижимости - в процессе правовой регламентации деятельности юридических и физических лиц, включая и применение мер ответственности.

      Законодательной базой разрешительной политики в области градостроительства являются основополагающие нормативно-правовые акты (по юридической силе):

- Конституция Российской Федерации;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- Градостроительный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Федеральный закон № 128-ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности;
- Федеральный закон о техническом регулировании;
- постановления Правительства РФ;
- постановления Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя РФ);
- государственные стандарты;
- строительные нормы и правила РФ.

         В РФ распространена практика одновременного использования различных способов государственного воздействия. Например, осуществление разрешительной политики является предпосылкой для последующего регулирования деятельности субъектов рыночных отношений на уровне законодательства и в подзаконных актах. Лицензирование, сертификация и стандартизация представляют собой разновидность разрешительной политики, осуществляемой органами исполнительной власти. Несмотря на очевидные различия этих процедур, их реализация влечет за собой существенные правовые последствия для субъектов рыночных отношений.


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


         Ныне действующий Федеральный закон № 128-ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности ст. 13 и подзаконный акт Правительства РФ - Постановление от 21 марта 2002 г. № 174 о лицензировании деятельности в области проектирования и строительства содержат существенные новации относительно порядка аннулирования лицензий. Основное новшество заключается в том, что теперь лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа, тогда как ранее аннулирование лицензии осуществлял сам такой орган. Что касается приостановления действия лицензии, то эта функция, как и прежде, осталась в компетенции лицензирующего органа.
         Ст. 13 Закона фактически не содержит никаких указаний на порядок, процедуру действий лицензирующего органа и суда по приостановлению и аннулированию лицензий, в связи с чем возникает целый ряд важных процессуальных вопросов - подведомственность, подсудность, процессуальные сроки, обжалование и т. д. Их разрешение представляется возможным только на основе выяснения правовой природы, юридической сущности приостановления и аннулирования лицензии. Юридический анализ отношений по лицензированию отдельных видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что эти отношения, в том числе приостановление действия и аннулирование лицензий, являются административно-правовыми. Из этого основного, базисного вывода логически вытекают все остальные.
         Общие основания для приостановления и аннулирования лицензии указаны в ст.13 Закона, но там не совсем четко различаются способы утери лицензией юридической силы. Анализ текста этих пунктов приводит к выводу о том, что, во-первых, аннулирование есть принудительное прекращение лицензии. В результате аннулирования лицензиат помимо своей воли несет неблагоприятные для себя последствия в виде лишения права заниматься данным видом деятельности. Во-вторых, приостановление действия лицензии есть по сути то же ее аннулирование, только временное (на срок не свыше 6 месяцев). Таким образом, приостановление действия и аннулирование лицензии подпадают под определение административно-правовой санкции.
          Такая правовая оценка юридической природы приостановления и аннулирования лицензии находит подтверждение в нормах Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ст. 3.8. "Лишение специального права" гласит: лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей. Думается, приостановление лицензии вполне подпадает под этот вид взыскания. Исходя из этого, приостановление и аннулирование лицензий должно осуществляться в порядке, определенном в гл. 3 (Административное наказание КОАП РФ).
          Ст. 13 рассматриваемого ФЗ указывает на то, что срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Приостановление действия лицензии есть вид административного взыскания, примененного за виновное совершение лицензиатом противоправного наказуемого деяния. Следовательно, в данном случае срок действия лицензии продляться не должен. Несмотря на то, что Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, отдельные субъекты России нарушают Конституцию, принимая свое законодательство, направленное не только на регулирование порядка лицензирования, своим законодательством вводят дополнительные виды деятельности, подлежащие лицензированию.
        Законодательство о лицензировании состоит из гражданских норм (регулирующих понятие лицензирования, общие вопросы о лицензиях, а также устанавливающих виды деятельности, подлежащие лицензированию) и административных норм (регламентирующих, например, порядок взимания лицензионных сборов на территории субъектов). Таким образом, можно так разграничить полномочия "центра" и субъекта. "Центр" (Федеральное законодательство) устанавливает - "какие виды деятельности подлежат лицензированию", а субъекту предоставлена возможность "урегулирования" административной стороны лицензионных отношений, чтобы устранить "коллизию" норм республиканского и федерального законодательства. В лицензировании строительной деятельности доминирует жесткая централизация, имеющая жизненно важное значение для частного предпринимателя.
         В методических указаниях Госстроя РФ по подготовке документов, необходимых для получения лицензии юридическими лицами на осуществление строительной деятельности, регламентируются порядок и процедура лицензирования строительной деятельности. Анализ этого документа показывает, что действующая процедура чрезмерно формализована. Необходимо разработать четкие правовые критерии, сводящие к минимуму возможность злоупотреблений государственных должностных лиц, занимающихся ходатайством заявителя.
          Целесообразно расширить практику уведомительной регистрации и лицензирования, распространенную ныне в отдельных субъектах Федерации. Ныне действующее право практически не допускает согласования деятельности государственных и общественных органов в процессе лицензирования; лишь в отдельных случаях предусматривает участие общественных объединений в деятельности лицензионного органа, например в сфере архитектурной деятельности. Положение о лицензировании предусматривает единственный случай согласования государственными органами методов осуществления разрешительной политики в сфере архитектурной деятельности: лицензионный орган - Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике - осуществляет лицензирование совместно с Союзом архитекторов Российской Федерации. В то же время не разработана процедура принятия согласованных решений государственными и общественными органами, а также механизм разрешения коллизий, что негативно сказывается на действенности правового регулирования.

 

СЕРТИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

 

        Основным правовым нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия - является недавно вышедший Федеральный закон о техническом регулировании № 1 84-ФЗ. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признаны утратившими силу: Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151 -1 о сертификации продукции и услуг; Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 о стандартизации.

          Необходимость разработки этого закона напрямую связана со стремлением России стать полноправным членом ВТО2. Всемирная торговая организация (ВТО), действующая с начала 1995 года, - преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня ВТО - главная международная организация, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами. Правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран - участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые "правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, оказываются на периферии мировой торговой системы и не могут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.
 

Что получит Россия, присоединившись к ВТО?

 

        Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые дает этот шаг, или в первую очередь окажется перед лицом связывающих обязательств? Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы?
       Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на это правовое пространство и международную правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита; защита от дискриминационного применения всей гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры, и целому ряду других торгово-политических преимуществ, которые в конечном итоге будут содействовать организованному вхождению России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом.
        Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции. Кроме того, договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров. Членство в этой организации позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 1990 годы, когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, которые дают России сравнительное преимущество во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.
         Членство в ВТО связано с приведением российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Можно отметить следующие позитивные направления совершенствования внешнеторгового правового механизма Российской Федерации, связанные с присоединением России к ВТО:

- правовые нормы законодательства РФ станут сопоставимыми с правовыми нормами ВТО, а следовательно, будут соответствовать общепринятой мировой практике, на базе которой осуществляется почти вся мировая торговля;
- законы Российской Федерации в области внешней торговли станут гласными, ясными и стабильными;
- исполнение законов не сможет менять их содержание, поскольку подзаконные акты, ведомственные инструкции будут точно укладываться в содержание законов;
- Россия должна будет регулярно проходить своеобразный международный экзамен на соответствие своего законодательства правовым нормам ВТО.

         В данной статье авторами прокомментированы отдельные статьи Закона о техническом регулировании, напрямую касающиеся регулирования градостроительной деятельности. Обратимся прежде всего к некоторым терминам и основным понятиям технического регулирования, изложенным в дефинициях данного Закона (ст. 2, извлечение).
       Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
      Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.
      Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.
      Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции (в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
       Основные положения (в соответствии с ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации РФ):
        Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин "нормативный документ" является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.
       Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТР) - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России).
        Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом упр9вления в пределах его компетенции. Под отраслью понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.
      Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный предприятием.
      Стандарт научно-технического, инженерного общества - стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением.
      Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.
      Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
      Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве. Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.
      Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.
      Комплекс стандартов - совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.
       Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.
       Технический регламент - регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно.
      Таким образом, правовое понятие терминов ФЗ о техническом регулировании - стандарт и технический регламент - существенно не отличается от понятия, которое дает Госстандарт.
      В строительной области есть свои особенности и трудности. В 1994 году Госстрой России утвердил СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые по своим организационным основам и идеологическим принципам полностью гармонизированы со всеми международными требованиями и учитывают передовой опыт разработки технических норм.
        Система нормативных документов в строительстве -основные положения СНиП 10-01-94 представляет собой комплекс нормативных документов, которые подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТР 1.0-92 в составе системы разрабатывают следующие документы.
      Федеральные нормативные документы: строительные нормы и правила Российской Федерации - СНиП; государственные стандарты Российской Федерации в области строительства - ГОСТР; своды правил по проектированию и строительству - СП; руководящие документы Системы - РДС.
      Нормативные документы субъектов Российской Федерации: территориальные строительные нормы - ТСН.
      Производственно-отраслевые нормативные документы:
     стандарты предприятий (объединений) Строительного комплекса и общественных объединений - СТП и СТО.

        В соответствии с п.п. 5.2-5.7. СНиП 10-01-94 строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции. Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции4.
      Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
      Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.
       Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.
       Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.
        Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
        Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые - на уровне лучших отечественных и мировых достижений.
        К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
       К рекомендуемым - нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
       В соответствии со ст.13 ФЗ о техническом регулировании к документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций.

       В этом исчерпывающем перечне отсутствуют ТСН. Таким образом, налицо коллизия системы стандартизации в ФЗ о техническом регулировании и Законе и действующем СНиП 10-01-94. В соответствии со ст. 9 Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента (извлечение) разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Эта норма настораживает.
      Весьма обоснованным является мнение начальника Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России В. В. Тишенко о том, что в строительной отрасли в новых условиях представляется целесообразным разработать предложения об определении роли Госстроя России в работе по координации и методическому руководству деятельностью по разработке регламентов в области строительства и эксплуатации объектов, а также их последующему сопровождению. Кроме требований по безопасности, по мнению В. В. Тишенко, сохраняется необходимость установления норм по таким важным вопросам, как создание условий жизнедеятельности населения, эксплуатационная пригодность и долговечность зданий и сооружений, энергосбережение, которые в составе технических регламентов Законом не предусматриваются.
       Многие из этих вопросов необходимо решать в форме добровольных норм. Закон не запрещает разработку на федеральном уровне добровольных нормативно-технических документов. Нет также запрещения существования территориальных строительных норм в качестве обязательных документов. Между тем представляется, что статьи 73 и 76 Конституции РФ дают субъектам РФ право принятия собственных обязательных нормативных документов. Считаем целесообразным сохранить строительные нормы и правила как традиционную для России и известную за рубежом систему нормативных документов по строительству, постепенно создавая законодательную основу СНиП в виде технических регламентов. При этом принимаемые Госстроем России добровольные нормы по ряду вопросов могут быть основой для соответствующих территориальных норм.
       Согласно рассматриваемому Закону существующие ныне государственные стандарты переходят в разряд национальных, приобретают добровольный характер и будут утверждаться национальным органом по стандартизации. Национальный орган РФ по стандартизации сформирует технические комитеты по стандартизации и будет принимать программу разработки стандартов, организовывать экспертизу, утверждать и издавать их. Определить этот орган (может быть, некоммерческий) поручено Правительству РФ.
        Кроме национальных стандартов, в стране будут также разрабатываться для добровольного применения и самостоятельно утверждаться стандарты организаций: коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых, а также объединений юридических лиц. Единственное ограничение для них - стандарты организаций не должны противоречить техническим регламентам. Технические условия, которые широко применяются в строительстве в качестве нормативных документов, по которым поставляются строительные материалы и изделия, Закон не предусматривает. В качестве первоочередной меры Госстрою России, по мнению В. В. Тишенко, следует утвердить совместно с Госстандартом России технический комитет по стандартизации в строительстве на базе ФГУП "Центр методологии, стандартизации и технического нормирования в строительстве (ФГУП ЦНС)", определив область его деятельности по разработке национальных стандартов под методическим руководством Госстроя России. Затем при подготовке вопроса о назначении национального органа по стандартизации можно рассмотреть и роль Госстроя России в этом органе, а также вопрос о возможности регулирования применения в строительстве продукции, поставляемой по стандартам организаций4.
        В соответствии с Законом (п. 2 ст. 32 и 34) государственный контроль (надзор) осуществляется только за соблюдением требований регламентов в отношении продукции и процессов (производства, эксплуатации и т. д.). При этом в отношении продукции государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии ее обращения и ограничивается практически проверкой наличия документов об обязательном подтверждении соответствия (деклараций или сертификатов). Требования по организации государственного контроля (надзору) в отношении процессов в Законе не определены.
        В соответствии с п. 1 ст. 34 эта деятельность должна осуществляться в порядке, установленном законодательством, что относится, в частности, к деятельности Госархстройнадзора по контролю за процессами строительства или контролю Госжилинспекцией и другими надзорными органами за процессами эксплуатации построенных объектов. Для обеспечения необходимого государственного контроля (надзора) за строительством и эксплуатацией объектов недвижимости, видимо, потребуется создание специального законодательства, соответствующего установившейся отечественной и зарубежной практике.
        В рассматриваемом Законе ст. 2 в определении государственного контроля (надзора) нет отграничения этих понятий. В данной норме они идентичны.

        В соответствии с принятой терминологией административного права2:

      Государственный контроль - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также - обязательные требования).
      Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля, связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
       Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дастся только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного органа (должностного лица) не допускается. Различаются два вида надзора: прокурорский и административный. В настоящей статье рассматривается административный надзор. Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленной на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства.
      Соотношение надзора и контроля. Понятие административного надзора, его соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью подведомственного государственного контроля, другие считают, что административный надзор - это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Между тем имеются все основания провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, "развести" эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
       Административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления предписанного порядка и привлечения виновных к административной ответственности4. Сравнение полномочий государственных органов контроля и административного надзора в области строительства (Госстрой России, Госстандарт России, Росземкадастр, Спецстрой России, Госгортехнадзор России, территориальные инспекции архитектурно-строительного надзора ИГАСН) показывает, что весьма трудно отличить контрольные функции от надзорных. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между ними. Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм во всех или многих отраслях и сферах управления независимо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции и услуг в процессе их выполнения.
        Указом Президента РФ "О государственных надзорных органах" от 12 ноября 1992 г. установлено, что федеральные надзоры России относятся к организационно-правовым формам федеральных органов исполнительной власти. Компетенция федеральных надзоров России, как и других надзорных органов, по предупреждению, пресечению правонарушений, а в определенных случаях и привлечению к ответственности виновных лиц установлена соответствующими нормативными правовыми актами. Многие надзорные органы наделены полномочиями по разработке и утверждению правил в своей области деятельности.
        Авторами настоящей работы административный надзор рассматривается как составная часть государственного контроля градостроительной деятельности.
        Заключительные и переходные положения (в соответствии со ст. 46 п. 7 ФЗ о техническом регулировании гл. 10): технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.
      Для строительной отрасли такая норма чревата нормативным вакуумом.
      Считаем необходимым в подзаконных актах (будущих постановлениях Правительства РФ) внести поправку: вместо: "Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении" необходимо: "Обязательные требования к строительной продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, закрепленные нормами СНиП, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, продолжают действовать до разработки технических регламентов".

 

ВЫВОДЫ

 

      1. Вмешательство государства в область частноправовых отношений впечет за собой прямые или опосредованные ограничения неотъемлемых прав и свобод граждан, прежде всего свободы предпринимательской деятельности.
      2. Очевидно, что задача полного государственного невмешательства практически не осуществима, необходимо обосновать целесообразность государственного регулирования, содействующего развитию рыночных отношений и вместе с тем удовлетворяющего социально-приоритетные интересы государственных органов.
      3. В будущем законодательстве осуществление разрешительной политики должно быть отнесено к совместному ведению государственных и общественных организаций. Таким образом, нуждается в исследовании проблема расширения компетенции профильных общественных объединений, наделения их отдельными властными полномочиями, принадлежащими ныне государственным органам.

 

О. С. Вершинина, профессор,

доктор технических наук
И. В. Захаров, заслуженный строитель России,

председатель Московского отделения

общероссийского общественного фонда

"Центр качества в строительстве" Госстроя РФ
В. Р. Вершинин, руководитель юридической

консультации строителей ТЕХНОПРОЕКТ-ЮКС

 

          вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

Будет ли восстановлен Кузнецкий мост?

           

         Прошедшая в Доме художника на Кузнецком мосту неделя ландшафтной архитектуры и дизайна была посвящена 500-летию деревянного Кузнецкого моста, каким он изображению полотнах Аполлинария Васнецова, и 250-летию белокаменного (архитектор Дмитрий Ухтомский). Уже давно эта улица только носит название моста, а между тем он жив - трехъярусный красавец, опутанный сейчас коллекторами и различными коммуникациями. Он был обнаружен в 1986 году во время ремонта сетей, обследован археологами и... снова закрыт.

          Хотя уже тогда активисты-общественники, собравшие 12 тысяч подписей, требовали освободить мост из плена.
          Сегодня к этой идее обратились преподаватели и студенты МАрхИ. В последние годы в институте защищен ряд дипломных проектов на тему "Как открыть мост и вписать его в городской пейзаж".
           Специалисты высоко оценивают студенческие работы, ко всему прочему и весьма экономичные - для их реализации требуется совсем немного средств. Планируемый к строительству на Кузнецком мосту торговый центр вполне соединим с возможностью хотя бы частичного раскрытия этого исторического памятника. Следует учитывать, что и Д. Ухтомский проектировал Кузнецкий мост в едином ансамбле с торговыми рядами.
            Творческую акцию преподавателей и студентов "Даешь Кузнецкий мост!" возглавила директор Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна МАрхИ М. П. Антохина. Поддержали ее Правительство Москвы, префектура Центрального административного округа и управа Мещанского района. Главное управление охраны памятников г. Москвы, Московский союз художников. Музей истории Москвы, Московский центр археологических исследований. Российский государственный архив древних актов, общество "Старая Москва" и множество других организаций.
            Вот некоторые высказывания на торжественном открытии акции.
            Президент МАрхИ, академик РААСН А. П. Кудрявцев:
         - Кузнецкий мост - это самое таинственное явление в нашей московской жизни. Мост, который постоянно присутствует, и вместе с тем его нет. Один раз в 1986 году он показался, и его тут же снова засыпали. Но он есть.
         И каждый день мы - архитекторы, художники, москвичи и гости столицы - ходим по этому мосту. Потому что нет более популярного места, чем Кузнецкий мост, - это место встречи, место расставания. И если мост вновь появится - это будет место встречи Москвы сегодняшней с той давней, какой она была века назад.

              Главный археолог Москвы А. Г. Векслер:
         - Что касается возрождения Кузнецкого моста, технически это вполне возможно. Памятник законсервирован так, что раскрыть его в любое время не представляет особого труда. Я думаю, что если исходить из приоритетности и правильного патриотического воспитания подрастающего поколения, при сегодняшних возможностях строительной техники без труда отыщется рациональное решение.
               Почетный председатель Археологической комиссии РАН, академик Российской академии образования С. О. Шмидт:
         - Мне близка идея вернуть людям одну из исторических жемчужин нашей столицы...
          Но я бы серьезно взвесил: а впишется ли мост в ансамбль улицы, где не сохранилось ни одного современного ему дома? Не будет ли он выглядеть странной игрушкой среди зданий XIX и начала XX веков, выдержанных в основном в стиле русского модерна? Не станет ли просто археологическим казусом, который создаст, кстати, и новые транспортные заторы?
           В идеале хорошо бы найти решение, которое не только мост откроет, но и развяжет чрезвычайно сложные узлы - градостроительный, экономический и транспортный.
            Уже сама постановка этого вопроса и участие в его решении молодежи, которой жить и творить в третьем тысячелетии, обнадеживает. Отрадно, что эта молодежь понимает: в городе столь древнем, имеющем такие замечательные исторические памятники, невозможно создавать архитектурную среду будущего, не сопрягая в проектах настоящее и прошлое.

            Важность этого мероприятия и возможность восстановления моста отмечались и в выступлениях первого заместителя председателя Строительного комитета Москвы А. Д. Косована, главного художника Москвы И. Н. Воскресенского, руководителя архитектурной мастерской института "Спецпроектреставрация" О. И. Журина, писателя и историка, возглавляющего общество "Старая Москва", В. Б. Муравьева и многих других.
            В рамках акции прошел День японской культуры, главным событием которого стало присвоение Высшей школе ландшафтной архитектуры и дизайна МАрхИ официального статуса филиала школы дизайна и икебаны "Согэцу".
           На церемонии выступили первый секретарь по культуре посольства Японии Ёсукэ Кусакабэ, советник посольства Ичиро Кавабата, профессор В. П. Мазурик. Были продемонстрированы новые направления школы "Согэцу", состоялась презентация впервые изданной в России книги "Кадансе" ("Откровение о цветке") основателя этой школы Софу Тэсигахара.
             На вопросы анкеты "Новой газеты", поддержавшей акцию Московского архитектурного института, ответил в том числе и президент Японо-российской ассоциации добрососедских отношений Такэюки Танака. Вот как он оценил идею студентов и преподавателей МАрхИ:
          - Вызволить из-под земли "спящий" там старинный мост, заставить его "дышать" воздухом современности - идея не только актуальная, но и дальновидная. Сделав это, вы получите уникальный магнит, притягивающий людей. Ведь мост - это всегда достопримечательность особого рода, связанная с расставаниями и встречами, с памятью...
           Ваша идея очень напоминает мне проект, который осуществлен у нас в Токио по отношению к знаменитому мосту Нихомбащи. Теперь это точка отсчета всех расстояний, место, к которому все сходится и от которого все расходится, в котором завязаны в единый узел и история, и сегодняшний день, и завтрашний.

           Мне кажется, у вас немало талантливых архитекторов, особенно молодых, которые успешно могут возродить Кузнецкий мост так, чтобы культурно-историческая составляющая их проектов не противоречила темпу и скоростям современной жизни, а облагораживала ее, делала те же торговые центры, например, более цивилизованными, более связанными с вашей исторической традицией.
           Надо не впадать в крайности, а искать такие решения, которые в орбиту культуры включат и экономику, и торговлю; будут красивыми, культурными, демонстрирующими уважение и к истории, и к жизни современного человека. Нам с вами в этом отношении есть чему учиться друг у друга.
             Все, принявшие участие в акции, пришли к общему мнению, что улица Кузнецкий мост уже давно является одним из главных символов столицы. Но символ этот без существования самого моста не полон. Техническое состояние уникального сооружения, скрытого пока под землей, допускает его реставрацию с фрагментарным раскрытием арочных пролетов и полным раскрытием проезжей части с парапетами и декоративными вазами.
             Участники акции надеются, что она перерастет в движение всех москвичей (в том числе и деловой столицы, которая могла бы осуществить материальное обеспечение проекта), и ходатайствуют перед Правительством Москвы о принятии постановления о восстановлении, реставрации и использовании 250-летнего Кузнецкого моста.

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Март 9, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное