Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журналистика

  Все выпуски  

Журналистика Лекция 3. Уже умеем писать, но не знаем о чем, и как именно.


Лекция 3. Уже умеем писать, но не знаем о чем, и как именно.

http://subscribe.ru/catalog/business.edu.reporter

За последние два месяца количество подписчиков двух моих рассылок по журналистике очень возросло – суммарно 576 подписчиков (266 на Content.mail и 310 читателей на Subscribe). Естественно, новичкам вначале настоятельно рекомендую в архивах этих рассылок прочитать первую и вторую лекцию (лучше даже перечитать). А уж потом переходить к этой третьей лекции.

Ну, прочитали 2 и 3 лекцию - тогда приступим, тишина в аудитории, я всегда сожалел, что преподавателям на лекции не выдавали револьверы для выстрела вверх.

Меня не удивила ваша лень, ведь только малая часть подписчиков присылала мне свои практические работы со второй лекции. Это нормально для российского человека, для которого цель чего-то добиться и процесс достижения этой цели – это две разные дороги, которые никогда не пересекаются. Одна дорога удобная – я сейчас мысленно стану журналистом и у меня не будет таких-то проблем. Вторая дорога неудобная, выложенная булыжниками сомнений – а вдруг у меня не получится, а вдруг нет способностей, а, может быть, я вначале присмотрюсь, а сделаю потом. В общем – мы все с вами из России, из страны, где сама мечта чего-то достичь у большинства населения заменяет реальную жизнь.
Вот чтобы чего-то добиться - нужно очень рассердиться на самого себя, и на меня, и на всех окружающих. Не нужно дожидаться пока вас в мягкое место клюнет жареный петух – он уже всех нас клюнул, в этой пьяной, ленивой, малообразованной, бедной и любимой стране. Мы уже давно там, где заслужили.

Ну, для общего тонуса лекции ругани уже достаточно – своего преподавателя нужно или любить или ненавидеть – сейчас я постарался, чтобы вы сделали то и другое.
Вот вы думаете, что я поверю, что те, кто написал хотя бы полсотни информаций по заданию второй лекции – до сих пор не умеют писать. Неужели вы думаете, что после сотни написанных информаций у вас еще будут проблемы с изложением текста – да после сотни написанных заметок – даже кошки и кролики писать научатся.

Вы просто ничего не сделали, или сделали, но капельку, вы отложили все на потом, поэтому у вас почти ничего и не получилось. Это нормально, и в этом не ваша, а только моя вина – мало вас злил, нужно больше маркой черной краски.

В общем, делаем вторую попытку писать информации по второй лекции, можно присылать мне образцы вашего труда по емейлу: s-s-s-s-s@mail.ru

Для тех, кто уже перешагнул это задание – продолжаю. Вот мы с вами, предположим, уже нормально излагаем на бумаге то, что знаем. А о чем же писать в реальной жизни, в реальных СМИ?

А черт его знает – и это точный адрес, именно он подсказывает журналисту - о чем нужно писать, а все остальные журналисты потом повторяют его тематику. Стадность в журналистике – это не беда, это форма жизни, единицы задают тон, все остальные подхватывают. Один написал о весенних клещах – все подхватили, второй написал о плохом чиновнике, все остальные задолбали этого чиновника. Один написал светскую новость - какого цвета нижнее белье у звезды, все остальные нагнулись и проверили. У нас такой народ, у нас точно такие же журналисты.
Как вызывать в себе творческого черта – это тема не ближней нашей лекции, сейчас мы учимся быть похожими на общую массу журналистов, которые вечно не знают о чем бы написать.

Давайте, не перепрыгивая, продолжим изучение жанра информации. Очень поверхностно. Всему остальному вас потом сама жизнь научит.

Значит, повторяюсь, писать мы умеем, но не знаем о чем. У вас еще нет наработанных источников информации, впрочем, их нет ни у кого. Журналист пишет только то, что уже написали его коллеги, или то, с чем сам он соприкоснулся в своей реальной жизни. Делал дома ремонт – появилась тема о ремонте, заболела теща – тема про больницу и лекарства, придавили в Метро – тема про Метро, и так далее. Но так нам не хватит тем, поэтому нужно знать основные источники информации.

Во-первых, это милицейская сводка – самая легкая и тупая журналистика, корреспондент в милиции читает сводку криминальных происшествий, а потом сообщает об этом – словно сам до всего этого докопался.

Во-вторых, это оперативки и пресс-конференции администрации вашей территории, но туда обычно ходят опытные журналисты или редактора, чтобы потрясти своим лицом перед начальством.

В-третьих, это новости конкурирующих СМИ – прочитал, услышал, посмотрел, и сделал у себя в редакции такое же по тематике.

В-четвертых, это, повторяюсь – случайное личное соприкосновение с информацией, но этого всегда мало.

Вот и все – больше новостей взять неоткуда. Скучно, тошно, противно – полное отражение нашей жизни, ничего вокруг яркого - вот и высасывают журналисты из пальцев желтые новости. Облизнул мизинец – и миллионный раз выдумал кошку, которая вернулась пешком за 500 километров. Лизнул указательный палец – и страшный красный волк завелся в соседнем лесу, а погрыз ногти на большом пальце – в вашей речке появились рыбы мутанты. Чем лучше выдумываешь – тем дальше пойдешь по карьерной лестнице.

Самая тошная профессия в мире – это журналистика, когда в ней не можешь развеселить себя сам. Вот если вы родились с чертиками в глазах или вы этих чертей от своего знакомого к себе переманили – тогда в журналистике жить еще можно.

Запомните, мир переполнен интересными новостями, но обычно владельцы этих новостей или не хотят, чтобы об этом узнали другие люди, или просто не знают, что это кому-то может быть интересно. Искать такие новости также бесполезно, как собирать грибы в книжном шкафу. Эти новости можно только почувствовать, я называю их программируемые новости.

Очень помогает программируемой новости телефонный справочник. Вот открываете, например, на слово «аптека» и начинает думать, что людям интересно узнать про аптеки. Записываете придуманные вопросы – потом сходите и спросите. Затем смотрите слово «вокзал», «парк», «газовое хозяйство», «лесная инспекция» - надеюсь, не нужно уточнять, что каждый день вы обрабатываете подготовленными вопросами несколько страниц телефонного справочника – и так изо дня в день. А потом идете мучить тех, кто согласится отвечать на эти вопросы.

Что вы должны запомнить на всю жизнь. Нельзя задавать в журналистике самый идиотский в профессии вопрос «Что у вас интересного, что у вас нового»? У того, кому вы задаете подобный вопрос, не может быть ответа, потому что он не знает ответа – для него самого все обычно вокруг, он не знает, что именно вам нужно. Это вы должны придумать за него сами, о чем его конкретно можно спросить. За программируемые новости, обычно платят самые большие гонорары, ведь вы первыми пишете о том, что не писали еще другие СМИ.

А, знаете, зачем я вам все это пишу, потому что вы все еще думаете, что самое сложное в журналистике это научиться гладко излагать на бумаге свои впечатления, а на самом деле – это легко.

Научиться писать очень легко, но научиться угадывать - о чем нужно писать - чрезвычайно сложно. Вот здесь уже и мозги понадобятся, потому что вы должны одновременно оставаться неглупыми людьми и забраться в шкуру среднего по уму читателя, чтобы понять – о чем ему, в своем большинстве - глупому, некультурному и необразованному читателю, хочется узнать от журналиста.

Чтобы воспитать в себе этот журналистский нюх – нужно быть очень любопытным, вас должно интересовать все, вы должны научиться слушать и уметь деликатно разболтать собеседника. Вот этому мы с вами тоже будем учиться, хотя очень трудно это делать через экран монитора. Я раньше преподавал только вживую, в общей аудитории или индивидуально – я очень темпераментный человек, мне через монитор жестов не хватает, интонаций, и ваших глаз, разумеется, но мы попробуем.

Кстати, я не филантроп, и бесплатно и бескорыстно вас учу с очень корыстными намерениями. Ведь из нескольких сотен подписчиков этих рассылок реально преодолеют свою лень и станут журналистами только несколько десятков из вас, а мне лично нужны только два самых лучших из вас, для дела – и это того стоит. Уж легче научить самому, чем мучиться и переучивать уже готового журналиста.

Вначале я боялся, что подписчики будут проявлять в электронной почте слишком большую активность, и мне будет трудно с этим управляться, но ваша спасительная лень мне помогла. Я получал и отвечал на письма только от двух десятков адресатов – это необременительно, в таком случае я даже готов реально встречаться и беседовать с некоторыми из вас (так сказать индивидуальные консультации), но для этого пишите о себе очень подробно – я должен знать с кем мне придется разговаривать. Добавлю – я не кусаюсь, но доступен только в Москве.

Еще, чуть не забыл, при массовом обучении журналистике я не могу угодить сразу всем слушателям, вы же разные. Обычно в аудитории, где слушали мои лекции, из тридцати человек примерно два человека со мной громко не соглашались. Я всегда радовался этому - если бы я угодил этим двум, то меня бы не слушали остальные 28 студентов.

В окончании, мы вкратце повторим с вами эту третью лекцию. Мы с вами убедились, что вы лентяи, и что с этим примерно делать. Мы напомнили, что научиться писать легко – читайте 1 и 2 лекцию и затем сто раз выполните задание второй лекции. Мы с вами сумбурно начали узнавать, что научиться писать действительно легко, а вот знать - о чем писать - очень сложно, и начали привыкать к тому и другому.

Добавлю, что информационную журналистику мы с вами пройдем очень поверхностно, как ступеньку, и перейдем к статьям. Я вам, как своим подписчикам, искренне не желаю этого зла – информационная журналистика очень тяжелый и мало благодарный жанр. Я отдал ей первые 15 лет своей карьеры – от корреспондента до главного редактора – а вот начал получать нормальную зарплату только тогда, когда ушел в обозреватели и социальную журналистику. Вот туда мы с вами и побредем, ну, не все дойдут, конечно, но всех, кто сойдет с дистанции раньше – мы будем любить и помнить.

И, давайте шевелитесь с практическим заданием второй лекции, а я пошевелюсь с четвертой лекцией.

Вы что звонка окончания третьей лекции не слышали – ну, разбегаемся.

(продолжение следует)

Алексей Виноградов

В избранное