Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Мировая экономика: глобальные тенденции развития
Спецвыпуск (часть IV)

 

     Окончание. Начало в предыдущих письмах.
     
     МИР В 2000 ГОДУ
     
СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛА "ЭКСПЕРТ" ЗА 17 ЯНВАРЯ.
     
     Ваш компьютер, ваше благосостояние, ваш риск (торговля акциями в Интернет)
     
Автор - Стивен Грин.
     Через несколько лет наши искушенные в электронных технологиях внуки будут недоумевать, каким же, собственно, образом рынок функционировал без Интернета. Столь невероятна легкость, с которой Интернет соединяет продавцов и покупателей, передает информацию - всеобщий излюбленный товар - и позволяет покупать и продавать в любое время и в любом месте, что реальные рынки кажутся в сравнении с ним безнадежно неповоротливыми.
     Вы вполне можете захотеть развеять иллюзии этих юнцов, преисполненных кибернаивности, однако, когда дело доходит до торговли акциями через Интернет, они оказываются абсолютно правы. Фокус с торговлей акциями прост: Интернет предоставляет доступ на рынок значительно большему числу людей, расчеты могут производиться просто путем обмена несколькими цифрами в киберпространстве, и вы можете совершать сделки в любое время и любом месте по вашему желанию. Короче говоря, Интернет и торговля акциями представляют собой как раз то явление, для которого было придумано понятие "синергетический эффект". Отсюда предсказание номер один: интенсивный рост. По оценкам консультационной фирмы Jupiter Communications, к 2003 году онлайновые брокерские конторы будут управлять активами стоимостью 3 триллиона долларов. Это примерно эквивалентно той сумме, которой в 1998 году располагали три самых крупных инвестиционных банка. Таким образом, речь идет о внушительном куске пирога международных активов. Другая консультационная фирма по информационным технологиям, Forrester, предсказывает, что число семей, имеющих онлайновые счета, возрастет за следующие три года более чем в четыре раза (в 1999 году таких счетов насчитывалось 5 миллионов). В Японии инвесторы будут совершать сделки с помощью своих игровых приставок.
     Для многих очевидными лидерами нынешней тенденции являются большие фирмы, торгующие со скидками, такие, как E*Trade (самый крупный брокер, торгующий только через Интернет), Datek и Ameritrade, которые совершают много сделок и продают ценные бумаги по низкой цене. Это брокеры, которым отдают предпочтение 5000 наиболее спекулятивных американских трейдеров (так называемых day traders).
     Однако, несмотря на все радикально новые тенденции, в основе модели бизнеса по предоставлению брокерских услуг через Интернет лежит все та же старомодная головоломка - соотношение цены и качества. Низкие цены - еще не все, многие люди предпочли бы получить некоторые рекомендации. Именно поэтому спустя двадцать пять лет, в течение которых ставки комиссионных не регулировались, американским дисконтным фирмам удалось заполучить всего лишь 25% розничного рынка. С возможным появлением на рынке в 2000 году "бесплатных сделок" (оплачиваемых рекламодателями) доходы, несомненно, сократятся. Отсюда предсказание номер два: ценовые войны приведут к победе нескольких "дискаунтеров", которая в значительной степени будет пирровой.
     В ответ многие компании будут стараться "добавить стоимость" к недостаточно высоким ценам. Традиционные дискаунтеры будут предоставлять дополнительные услуги, чтобы стать фирмами "среднего эшелона". Charles Schwab и Fidelity предложат на продажу своим клиентам рекомендации, услуги по управлению портфелем и даже банковские услуги. По оценкам Forrester, стоимость активов в управлении компаний "среднего эшелона" к 2003 году возрастет в 10 раз и достигнет 1,5 триллиона долларов.
     Третье предсказание касается катаклизма: полномасштабному брокерскому обслуживанию, в том виде, в каком мы его знаем, придет конец. По мнению многих аналитиков, доля розничных сделок, совершаемых через Интернет, возрастет с нынешних 20% до 50% к 2001 году. А Интернет, и сейчас уже переполненный финансовой информацией, быстро сделает бессмысленным для инвестора дорого платить - от 100 до 300 долларов за сделку в сравнении с 15 долларами, взимаемыми дискаунтером, - за возможность принять информированное решение. В следующие пять лет это будет болезненной проблемой для брокеров, предоставляющих полномасштабные услуги, таких, как Merrill Lynch. До сего времени они были уверены, что качество их исследований обеспечит лояльность их клиентов. Они также боялись, что переход на онлайновое обслуживание подорвет их традиционную деятельность. Вслед за Prudential многие крупные брокеры стали в 1999 году предоставлять такие услуги в режиме он-лайн. Но именно 2000 год станет годом, когда они либо начнут успешно эволюционировать, либо их постигнет судьба, так сказать, финансовых динозавров. Посмотрим, как они будут спускаться со своего Олимпа в направлении операций через Интернет, более низких цен и рекламных кампаний, ориентированных на конкретный брэнд, чтобы сразиться с фирмами "среднего эшелона".
     И наконец, плохие новости. Предсказание номер четыре представляется вроде бы очевидным: более низкие цены, лучшая информация и более состоятельные частные инвесторы. Однако это не так. Цены на акции поднимаются и опускаются даже в киберпространстве. Проблема заключается в том, что кому-то где-то все равно придется потерять деньги; неважно, что приобретенная вами информация хороша, - надо, чтобы она была лучше, чем у ваших конкурентов. Это может заставить вас заплатить дополнительные деньги за самые лучшие исследования. Или, если вы знакомы с гипотезой эффективного рынка, это может привести вас в отчаяние.
     Гипотеза эффективного рынка, одно из фундаментальных положений финансовой теории, являет собой ложку дегтя в бочке меда. Согласно этой гипотезе, вы не можете победить рынок, поскольку вся информация, доступная вам, уже отражена в цене на акции. И при том, что в онлайновом режиме работают тысячи других инвесторов, которые осведомлены лучше вас и могут опередить вас на несколько мгновений, можно ли надеяться, что вы постоянно сможете зарабатывать на этом?
     По данным исследований, проведенных в Америке, три из четырех дневных трейдеров оказываются в убытке. И это "бычий" рынок. Призывы разработать новые нормативные акты для этой довольно новой отрасли станут лишь слышнее, если в будущем на рынке случится продолжительный спад. Сегодня рекламные объявления о мгновенном обогащении выглядят наивными - в условиях серьезного спада они могут показаться преступно безответственными. А вы знаете, что это значит в Америке.
     Таким образом, новому поколению более осмотрительных инвесторов, отдающих предпочтение взаимным фондам, Интернет предложит две основные вещи: легкость совершения сделок и прозрачность цен. Объем покупаемых через Интернет бумаг взаимных фондов резко возрастет. Широкое распространение получат сайты, посвященные финансовому планированию. Управляющим компаниям фондов, которые выставляют свои продукты в самом благоприятном статистическом свете, придется смириться с тем, что их продукты сравниваются на основе общих стандартов. Такая прозрачность - хорошая вещь, и ее результатом (это пятое предсказание) станут фонды, в которых за те же деньги можно будет получить больше. А это, без сомнения, поможет оплачивать обучение тех самых искушенных в плане Интернета потомков.
     
     Может ли электронная торговля производить поставки?
     
Автор - Peter Drucker.
     Традиционные мультинациональные компании в свое время будут сражены наповал электронной коммерцией. Электронная поставка товаров, услуг, ремонтных работ, запасных частей и техобслуживания потребует принципиально иной организации. Она потребует также другого мышления, другого руководства и, наконец, других показателей выполнения работ. Фактически изменится сам способ измерения выполненных работ.
     Во многих видах хозяйственной деятельности поставка считается "вспомогательной" функцией, за которую отвечают служащие. Но в электронной коммерции поставка станет той единственной сферой, в которой компания может действительно отличиться. Она станет основной "сферой компетенции". Ее скорость, качество и способность реагировать на запросы вполне могут оказаться решающими факторами конкурентоспособности, даже там, где та или иная торговая марка занимает прочное положение. И практически нет многонациональных или просто компаний, которые могли бы ей противостоять. Однако мало кто пока думает так.
     Железная дорога, изобретенная в 1829 году, покорила пространства. Этим объясняется и тот факт, почему железная дорога в большей степени, чем любое другое изобретение промышленной революции, изменила экономику и рабочую силу каждого государства. Она изменила мышление человечества, расширила его горизонты и "ментальную географию".
     Электронная коммерция не только покоряет пространства, она ликвидирует их. Совершенно не нужно, чтобы в электронной коммерции продавец находился в определенном месте. Фактически заказчик, как правило, не знает и не желает знать, где находится продавец. А продавец в электронной коммерции, к примеру в Amazon. com - крупнейшей на данный момент книготорговой компании, в свою очередь не знает и не желает знать, откуда поступают заказы на его товар.
     Если покупка сама по себе является электронной информацией - программным обеспечением или сделкой на фондовом рынке - проблемы с поставкой нет. Сам "товар" в конце концов представляет собой только запись в памяти компьютера. Он существует юридически, но не физически. (Однако с налогами на такого рода сделки есть серьезная проблема, и она станет головной болью налоговых органов в 2000 году. Умные головы отменят такие налоги, неумные будут изобретать глупые правила контроля за ними.)
     Если покупается книга, особой проблемы с поставкой нет. Книги легко доставляются, имеют хорошие пропорции стоимости и веса, без особого труда проходят через границы государств и таможню (но не в России - прим. вед.). Однако трактор, например, не может поставляться электронным путем или посылкой по почте.
     Необходима доставка газет и журналов, то есть носителей печатной информации. По крайней мере все попытки продать издание в режиме on-line для прочтения его на экране компьютера или "загрузки" из сети пока что особого успеха не имели. Заказчики желают, чтобы было доставлено им на дом.
     В Интернет запускается все большее число медицинских диагнозов и результатов проверок. Однако практически все, что связано с лечением больного, - от врачебного осмотра до операционного вмешательства, лечения и физической реабилитации - должно происходить там, где находится пациент. Это касается и всего послепродажного обслуживания, будь то обслуживание физического товара - машины или велосипеда - или абстрактного, например банковского кредита.
     Автомобили по электронной почте
     
Но в то же время любой бизнес и, собственно, любое предприятие, которое может организовать поставку, способны действовать на любом рынке в любом месте, не присутствуя там физически.
     Вот пример: одним из самых быстро развивающихся видов хозяйственной деятельности в США сегодня является продажа по электронной почте новых легковых автомобилей, которой занимается компания CarsDirect.com. Эта компания, базирующаяся в пригороде Лос-Анджелеса, была создана в январе 1999 года.
     CarsDirect.com в июле 1999 года стала одним из 20 крупнейших в США автомобильных дилеров, работающим в 40 из 50 штатов США и продающим 1000 автомашин в месяц. Ее успех объясняется не более низкими ценами и не особым мастерством в продажах; на самом деле в этих областях она все еще далеко отстает от таких более старых и более крупных электронных автомобильных дилеров, как Autobytel.com или CarPoint.com, дочерней компании Microsoft. Но в отличие от своих конкурентов CarsDirect организовала уникальную систему поставки. Она заключила с 1100 традиционными дилерами по всей стране контракты на гарантированную доставку проданных ею автомобилей покупателям и проверку качества на местах.
     Поставки столь же важны - а может быть, и еще важнее - в электронной коммерции между компаниями. И, по всем признакам, она развивается даже активнее, чем розничная электронная торговля, еще быстрее становясь транснациональной.
     Однако в электронной коммерции впервые в истории делового мира происходит разделение продажи и покупки. Продажа завершается после получения и оплаты заказа. Покупка завершается только тогда, когда купленное будет доставлено, и не раньше, чем покупатель будет удовлетворен ею. И в то время как электронная продажа требует централизации, поставка должна быть полностью децентрализована. Она должна в конечной инстанции производиться в месте нахождения покупателя, быть детальной и точной.
     Точно так же, как электронная коммерция разделяет продажу и покупку, она разделяет производство и продажу. В электронной коммерции то, что мы знаем как "производство", становится снабжением. Нет абсолютно никаких оснований для того, чтобы электронная торговая фирма ограничивалась поставкой на рынок и продажей товаров или марок какого-то одного производителя. И действительно, как это доказывают компании Amazon.com и CarsDirect.com, вся огромная сила электронной коммерции заключается именно в том, что она предлагает заказчику полный спектр товаров, кто бы их ни производил. В традиционных хозяйственных структурах продажа все еще рассматривается и организуется как слуга производства или как центр затрат, который работает под вывеской "Продаем то, что производим". В будущем электронные торговые компании будут работать под вывеской "Продаем то, что можем поставить".
     
     Открыть шлюзы (электронный бизнес)
     
Автор - Chris Anderson.
     К февралю Проблема-2000 уже забудется, нанеся гораздо меньший вред, чем многие боялись, но потребовав гораздо больших затрат на ее устранение, чем многие предсказывали. Компании, заморозившие новые проекты в области информационных технологий на большую часть 1999 года, теперь могут инвестировать в будущее, а не в прошлое. А будущим для них является электронная коммерция в цепочке фирма-фирма. Этот бум электронного бизнеса переместит центр тяжести индустрии Интернета в сферу, скажем так, большей весомости. В то время как бум на акции Интернета в начале 1999 года питался развлекающими потребителя компаниями - Amazon, Yahoo!, aol, - многие завлекаловки для желающих разбогатеть в 2000 году будут исходить из гораздо более серьезной сферы - промышленно-торговых объединений, сетевых фирм, занимающихся передачей функций компаний в дешевый субподряд, поставщиков программного обеспечения бизнеса. Хотя на слуху окажутся новые любимцы в сфере электронного бизнеса, большинство "начинаний" будут не вновь создаваемыми компаниями, а антрепренерскими предприятиями в рамках крупных компаний, желающих, чтобы внутренние преобразования шли в ногу с происходящей за стеной революцией. Лучшие фирмы будут находить умные способы сделать это, создавая внутрифирменные инкубаторы, корпорационные фонды рискового капитала, даже программы участия работников компаний в акционерном капитале, привязанные к результатам электронного бизнеса.
     Почему же происходит этот переход от потребителей к компаниям? Потому что именно там есть инфраструктура, не говоря уже о деньгах. Прими "сетевой образ жизни", то есть заимей чуть ли не постоянный доступ к компьютерам со скоростным входом в Интернет, - и сразу любого рода услуги, начиная с телевидения и кончая финансами, естественным образом переместятся в Сеть, где они дешевле, быстрее, профессиональнее и гораздо более гибки, чем системы, которые они заменяют. Не найти в Америке такого же большого слоя населения, которому был бы близок сетевой образ жизни, как работники офисов, сидящие на декадных инвестициях в акции публичных компаний, программном обеспечении и корпорационных компьютерных сетях, которые никогда не выплачивают обещанных ими дивидендов. Интернет сводит их вместе, вызывая вторую волну автоматизации компаний и возникновение главных интернетовских узлов (hosts) для компаний и услуг в сфере электронной коммерции по схеме фирма-фирма.
     Предоставление места на сервере для размещения сетевых страниц пользователя (application hosting) - плата чужим компаниям за размещение ваших огромных баз данных и за программное обеспечение ваших каналов сбыта - будет одним из переживающих бум рынков электронного бизнеса. Толкачи на этом рынке могут выдавать свое программное обеспечение за бесплатное, но в действительности это переход от программного обеспечения как товара, предлагаемого на продажу, к программному обеспечению как услуге, за которую надо платить. Другим переживающим бум сектором будут отраслевые терминалы (industry portals) и сетевые концентраторы (hubs). Уже более десятилетия многонациональные компании вкладывают миллиарды долларов в комплексные системы, предназначенные для автоматизации операций с их внутренними материально-техническими запасами, торговлей и каналами сбыта. Тяжелее всего им пришлось с введением в свой круг деловых партнеров - поставщиков, заказчиков, провайдеров услуг: какофонию различных технологий и форматов данных не всякий мог вынести. Интернет стал здесь великим посредником: исчезает единственное крупное препятствие - возможность сопряжения; в промышленных конгломератах возникают сетевые концентраторы, предоставляющие услуги lingua franca (язык, используемый людьми из разных стран, часто в области коммерции (прим. пер.) для совместного пользования данными - от данных о товарах и расценок до сведений об отгрузке и поставке.
     Цель этого - не столько помочь компаниям продать больше товаров, сколько снизить затраты на это. Это изменит хозяйственную конфигурацию отрасли. Из состязания между вновь созданными компаниями по захвату новых рынков она превратится в битву титанов, так как крупные устоявшиеся компании в любых сферах - от производственной до бухгалтерской - стараются использовать Интернет, чтобы одержать верх над конкурентами. Помогать им сделать это как можно лучше посредством предоставления программного обеспечения, услуг или места на рынке будут вновь создаваемые компании. Замедляющий темпы своего развития фондовый рынок получит шрамы, однако суммы денег для рисковых интернетовских предприятий останутся большими: это ведь не что-нибудь, а промышленная революция, и хорошие инвесторы всегда знали, что супернормальная капитализация не может продолжаться вечно.
     Все остальные технологические направления в будущем году будут исходить из Интернета. На улицах Европы, Азии и Америки появятся мобильные телефоны, использующие Протокол беспроводного приложения (Wireless Application Protocol), дающий доступ в Интернет, к электронной почте и даже возможность производства банковских расчетов прямо на экране карманного устройства. Это первый большой шаг, знаменующий появление портативных устройств - от персональных цифровых помощников до "умных" телефонов, соперников PC в борьбе за трон Интернета. Другим соперником РС будет игровой центр PlayStation2 фирмы Sony, знаменующий собой подъем индустрии потребительской электроники. РС будет совершенствоваться и станет еще популярнее, но он уже не будет монополистом. 2000 год станет годом, когда начнет пускать ростки нечто большее.
     
     Последние великие расточители (перспективы отрасли связи)
     
Автор - Jim Chalmers.
     Еще в начале нашего века индустрия связи была в зачаточном состоянии; в грядущем тысячелетии она будет доминировать. И все же в 2000 году ей предстоят жестокие испытания. В частности, сомнениям подвергается ее способность с честью выходить из трудных ситуаций и пробивать себе путь на новые рынки с помощью денег - несмотря на то что рыночная стоимость ценных бумаг индустрии связи во всем мире превышает 1 триллион долларов США.
     Основная проблема (которая несет в себе как новые возможности, так и потенциальную угрозу) - это конвергенция. Этот термин означает стирание границ между когда-то вполне различимыми технологиями связи - обычным стационарным телефоном со шнуром и его новым мобильным вариантом или телефонной связью через коммутатор АТС и Интернетом. Он применяется также для обозначения промышленной совместимости сектора связи со средствами информации и сферой развлечений. Чаще всего процесс конвергенции описывают следующим образом: это стирание границ между технологиями и отраслями промышленности. В 2000 году наибольшего успеха добьются те, кто наилучшим образом сориентируется в текущей ситуации.
     Теоретически традиционные телефонные компании способны действовать на всех трех фронтах. Доминируя в области фиксированной телефонной связи, они были пионерами в области услуг мобильной связи и всего лишь немного запоздали с появлением в Интернете. Большинство операторов традиционной телефонной связи просмотрели снижение своих доходов, последовавшее за появлением конкуренции на рынке развитых стран во второй половине 90-х годов. Тем временем доходы от мобильной телефонной связи и Интернета росли. Традиционные компании смогли пробиться на рынки Интернета и мобильной связи только благодаря прибыли от обычных сетей проводной телефонной связи.
     Однако прибыль эта будет уменьшаться, а может и вовсе исчезнуть. Так что способность этих компаний завоевывать новые рынки вызывает сомнение. Их боевой арсенал еще не исчерпан, но неясно, каким образом они будут его пополнять в будущем.
     Многое прояснится в 2000 году. Крупные фигуранты этого рынка, далекие от мысли создать конвергированные компании, способные одновременно, как в универмаге, удовлетворять потребности абонентов и в традиционной телефонной связи, и в мобильной связи, и в Интернете, будут стараться вооружать мобильным и интернетовским оружием свои подразделения. Это позволит оперативным подразделениям накапливать необходимый инвестиционный капитал.
     Такая стратегия вполне разумна, но все же оставляет два вопроса. Во-первых, что произойдет с дряхлым родителем, у которого останется только приходящая в упадок часть рынка с фиксированной телефонной связью, прибыльность которой постоянно снижается? Во-вторых, что будет, если помешавшиеся на технологиях всемирные биржи потеряют аппетит к акциям компаний связи и Интернета раньше, чем будут "спущены на воду" специализированные дочерние компании?
     Второй вопрос в равной степени касается новых и старых телефонных компаний. Странам за пределами США еще предстоит высвободить миллиарды долларов по ценным бумагам старых национальных телефонных компаний, находящимся в собственности правительств. Вдобавок в 2000 году на мировых рынках будут постоянно раздаваться призывы то купить облигации, выпущенные для привлечения капитала, то сделать взносы, поскольку принято решение об увеличении капитала, то внести деньги на погашение кредитов. Плановая экспансия в таких областях, как мобильная телефонная связь и Интернет, во многих случаях была предсказуема уже на стадии поиска источников финансирования.
     Возьмем мобильные телефоны: в большинстве крупных стран в 2000 году планируется лицензировать следующее поколение беспроводных сетей. Имеем ли мы здесь стихийное массовое движение за так называемыми лицензиями 3G - то есть лицензиями на технологию, поддерживающую мобильный доступ к голосовой связи, передаче данных, Интернету и видео, - или не имеем, будет зависеть от того, верят ли потенциальные участники торгов в то, что будет капитал, необходимый для создания этих новых сетей.
     Это важный вопрос. Еще до коммерческого запуска в эксплуатацию сетей 3G, запланированного на 2002 год, потребности жадного до информации населения все в большей степени смогут удовлетворять сотовые сети. Ожидается, что в 2000 году для пользователей мобильной связи станет обычным делом легкий доступ к электронной почте и возможность просмотра упрощенных вариантов страниц Интернета с мобильных телефонных аппаратов. С учетом нынешних темпов роста рынка сотовой связи в 2000 году в регионе Северных стран будет достигнута ошеломляющая цифра - 70% населения, имеющего сотовый телефон. Так что существует опасность, что системы 3G устареют еще до того, как будут запущены.
     
     Прощай, Fiat, Peugeot, Daewoo и...
     
Автор - Iain Carson.
     Этот год будет тяжелым для автомобилестроительных компаний, все еще являющихся основой промышленного производства в большинстве стран. Это будет период бесприбыльного процветания. А каковы дела в автомобилестроении, таковы они и во многих других компаниях. Промышленникам придется справляться с обычным циклическим спадом, который бывает на рынке в большинстве стран. Можно ожидать новых слияний компаний с целью ликвидации излишних мощностей: объединение Daimler и Chrysler уже потянуло за собой слияние Renault и Nissan и приобретение компанией Ford компании Volvo. Изменится также порядок производства, сбыта и продажи автомашин. Разрабатываются новые виды двигателей, которые в один прекрасный день могут прийти на смену двигателю внутреннего сгорания. Сами автомобили становятся более сложными, предназначенными для заполнения новых ниш на рынке, появляются экземпляры, которые уже не вписываются в обычные категории.
     В Америке подходит к концу длительный автомобильный бум с рекордными продажами - в 1999 году было куплено более 17 млн. автомобилей и легких грузовых машин (это определенный рост по сравнению с прежним рекордом в 16,2 млн. машин в 1986 году). Слабеет огромный рынок столь любимых американцами микроавтобусов (странное название для средств передвижения, более похожих на бунгало на колесах). В 1999 году специалистов поразило рекордное количество машин, проданных в Европе, - 16 млн. Большинство компаний считает, что рынок рухнет в 2000 году и тяжелое бремя ляжет на их и так уже тощую маржу прибыли. В Японии не видно конца стагнации, поразившей всех промышленников. И в Бразилии дела идут ни шатко ни валко, множатся убытки всемирных автомобилестроительных компаний, вложивших миллиарды в новые заводы в этой стране в надежде выплыть на фоне быстрого роста экономики. Дорогие кредиты и высокие процентные ставки разрушают автомобильный рынок, в то время как правительство этой страны борется за стабилизацию экономики.
     За исключением особого случая с Бразилией, рыночные проблемы наиболее остры в Европе. Европейский автомобильный рынок перенасыщен приблизительно на 30%. Кондиционеры, электронное управление тормозами и подвеской ныне становятся стандартными даже на небольших и недорогих автомобилях, в то время как десять лет назад подобное дополнительное оборудование устанавливали только на моделях представительского класса. Цены в Европе снижаются примерно на 2,5% в год - достаточно, для того чтобы свести на нет достижения в сфере повышения производительности труда. Только компании DaimlerChrysler и Volkswagen получают приличную прибыль. General Motors и Ford делают деньги лишь на своих огромных продажах в Европе. Fiat фактически теряет деньги.
     Ситуация ухудшится в 2000 году. Растущее в Великобритании сопротивление потребителей повышению цен (которые, по оценкам, примерно на одну пятую часть выше цен на континентальных рынках) заставляет Европейскую комиссию тщательно изучить "блочную привилегию" - систему, позволяющую автомобилестроителям осуществлять продажу через ограниченную эксклюзивную дилерскую сеть. В 2002 году срок действия этой привилегии закончится, и маловероятно, что его продлят. Так что следует ожидать, что цены в Европе медленно поползут вниз, в особенности учитывая тот факт, что евро способствует прозрачности и созданию единого регионального рынка. В Великобритании Volkswagen и Ford, обнаружив, что клиенты ожидают падения цен, вынуждены были обещать покупателям вернуть часть уплаченных денег, если после продажи произойдет снижение цен.
     Объединение компаний, начавшееся с DaimlerChrysler, будет продолжаться в Европе и Азии. General Motors все ближе подходит к поглощению Daewoo, обанкротившейся южнокорейской автомобилестроительной компании. Fiat и Peugeot Citroen - это две европейские компании, которые скорее всего к концу 2000 года будут поглощены более крупными объединениями. Автомобильные компании должны продавать около 4-5 млн машин в год, чтобы получать прибыль от экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это именно та стратегия, благодаря которой в последние годы Volkswagen добилась больших успехов: она теперь в два раза больше таких компаний как Fiat или Peugeot.
     Что же касается хищников, Ford и DaimlerChrysler вновь вышли на охоту. Daimler, возможно, поглотит Peugeot. Ford опять проявляет интерес к фирме Fiat, видя в слиянии с ней выход из той ситуации, когда компания терпит убытки при продаже машин среднего и малого размера в Европе. General Motors изучает предложение о покупке доли участия в автомобильном подразделении Fiat и осуществлении совместных операций с европейским GM. Ни одного из этих американских гигантов не удовлетворяют скромные доходы, получаемые на европейском рынке в настоящее время.
     После периода некоторой удивленной растерянности автомобильные компании, особенно в Америке, приходят наконец в себя и начинают понимать, что Интернет будет иметь большое влияние на розничную торговлю. Вот почему они стремятся максимально сократить сроки от заказа до поставки, так как заказчики все чаще предпочитают выбирать варианты комплектации и цвета машин, основываясь на информации, полученной на сайтах в сети Интернет (сделав виртуальную пробную поездку на автомобиле), а затем через пару недель заглянуть в местный автосалон, чтобы взять ключи от машины. Если автомобильным компаниям удастся это осуществить, каждый автомобиль на конвейере будет собираться в соответствии с пожеланиями клиента, примерно так, как компания Dell Computers работает с моделированием персональных компьютеров по индивидуальным заказам.
     Другая перемена пришла со стороны производства: Audi запускает в производство новую небольшую модель, построенную на своего рода "пространственной рамной конструкции", которая представляет собой скрепленные друг с другом несущие нагрузку полосы алюминия, - именно это, а не обычный корпус кузова, и обеспечивает прочность машины. Эта технология позволяет создавать мелкосерийное производство.
     В 2000 году следует ожидать появления автомобилей новых типов, которые невозможно отнести к какой-то определенной категории. Например, вариантом самого большого микроавтобуса марки Ford - Lincoln Navigator станет автомобиль типа "люкс". Потрясающую машину Cruiser, которую DaimlerChrysler запускает в производство весной следующего года, можно будет увидеть в двух модификациях: первая напоминает один из старых американских "деревянных" грузо-пассажирских автомобилей-фургонов, вторая же - типа седан с просторным кузовом - легко преобразуется в многоцелевое транспортное средство. Транспортным средством нового типа является также революционный гибрид - модель Prius фирмы Toyota, которая уже хорошо продается в Японии и будущим летом начнет продаваться в Америке и Европе. В городе в экологических целях она приводится в движение электромотором с питанием от батареи, а на открытом шоссе она может идти на небольшом бензиновом двигателе, который также используется для подзарядки батареи. Меньше дыма и меньше компаний: будущее автомобилестроения будет более прозрачным в 2000 году.
     
     ***
     Адрес ведущего рассылки - ant1648@hotmail.com
     



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное