Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки
      Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

21 июля 2000г.

Сегодня в выпуске:

Мировой рынок автомобильных комплектующих

В 1999 г. мировые продажи автомобильных комплектующих превысили 950 млрд. долл. по сравнению с 450 млрд. в 1980 г. Согласно одному из прогнозов, в 2005 г. общие поставки указанных изделий достигнут 1,3 млрд. долл.

В течение 90-х годов число фирм-продуцентов в мировой промышленности автомобильных комплектующих сократилось с 13 тыс. до 8 тыс.

Ведущие фирмы - продуценты автомобильных комплектующих уделяют особое внимание выпуску узлов или модулей (вместо отдельных деталей) для последующей сборки. В 90-х годах в непосредственной близости от крупных заводов по выпуску легковых и грузовых автомобилей появились предприятия или парки поставщиков (англ. supplier parks), продукция которых (комплектующие) в нужное время доставляется на отдельные участки сборочных линий. Наличие таких парков обеспечивает существенную экономию для автомобилестроительных фирм на транспортных и складских расходах, а выигрыш фирм - продуцентов комплектующих заключается в повышении серийности выпускаемой продукции.

Однако концепция создания автоагрегатных предприятий в непосредственной близости от автосборочных заводов подвергается растущей критике со стороны поставщиков комплектующих, которые полагают, что такого же результата можно достигнуть за счет совершенствования системы доставки с существующих предприятий на несколько автозаводов, а не на один. Такого мнения, в частности, придерживается французская фирма Valeo (ведущий европейский поставщик автомобильных комплектующих).

Согласно оценке большинства экспертов, создание автоагрегатных заводов в непосредственной близости от автосборочных предприятий наиболее целесообразно для поставщиков крупногабаритных изделий, например сидений или крыш, часто изготовляемых по спецификациям заказчика. В то же время для поставщиков более массовых изделий, в частности стеклоочистителей или дисков сцепления, оптимальным вариантом является доставка своей продукции на автозаводы с существующих предприятий.

Как отмечает газета Financial Times, основные задачи фирм -поставщиков комплектующих сейчас включают охват максимально широкого числа рынков сбыта (особенно развивающихся стран), внедрение достижений научно-технического прогресса и использование Internet. Решение этих задач осуществляется прежде всего посредством слияний и поглощений более мелких фирм.

Ведущие автомобилестроительные фирмы уделяют большое внимание расширению использования сети Internet. В конце января 2000 г. компании General Motors, Ford и Daimler-Chrysler объявили о создании крупнейшей в мире электронной биржи для закупки автомобильных комплектующих. Ее создание расценивается как одна из попыток выработки глобального стандарта торговых операций в Internet не только для автомобилестроения, но и для других отраслей промышленности.

Согласно оценке американских экспертов, рыночная капитализация новой структуры в течение ближайших двух-трех лет достигнет 30 - 40 млрд. долл., что вполне сопоставимо с соответствующим показателем у ведущих мировых автомобилестроительных фирм. Ежегодный объем операций указанных компаний по закупке комплектующих составит примерно 240 млрд. долл. (General Motors - 87 млрд., Ford -80 млрд. и DaimlerChrysler - 73 млрд.). Кроме того, значительная часть расходов поставщиков комплектующих (их общая ежегодная сумма - 500 млрд. долл.) будет также осуществляться через эту биржу.

Более 70% акций новой биржи получат фирмы-учредители. В ее состав вошли также принадлежащие General Motors и Ford фирмы по закупке комплектующих через Internet - Trade X и Auto-Xchange. А Daimler-Chrysler отказалась от создания собственной фирмы. Партнерами американских фирм при осуществлении операций в Internet являются компании Commerce One и Oracle, доля каждой из которых в акционерном капитале составит менее 10%. Такой же пакет акций получит и будущая фирма - партнер DaimlerChrysler (как полагают, SAP AG).

   БИКИ 20.07.00
   


Господа предприниматели, снижайте издержки!

Вот уже 15 лет в мире используется весьма эффективная технология контроля за издержками и затратами -Activity Base Costing. У нас этим методом пользуются лишь немногие предприятия - компании с иностранным капиталом, российские отделения западных фирм, СП и лишь наиболее продвинутые в этом направлении отечественные предприятия.

Вычисляя себестоимость продукции, плановые отделы по-прежнему пользуются устаревшими принципами, часто хотят лишь выйти на заданную величину затрат, добиться безубыточности отдельных видов продукции, манипулируя постоянными затратами. При этом не достигается главная цель расчета себестоимости - получение объективной информации ценообразования.

Пора изживать примитивные подходы к производственным затратам. По оценкам специалистов, на запущенном предприятии технология Activity Base Costing позволяет через полгода сократить производственные затраты на 15-20%,

В чем суть метода? АВС - это расчет и сравнение прямых и косвенных затрат на производство и продажу товара. Как овладеть методом - читайте в статье, опубликованной в газете Ведомости. Эксперты Консультационно-исследовательской фирмы ЭКОТРАНС рекомендуют этот материал менеджерам всех российских фирм вне зависимости от отраслевой принадлежности и профиля их деятельности.




   Ведомости 19.07.00
   


Современная конъюнктура рынка растворителей Западной Европы

В обзоре показано, что в середине 2000г. рынок находился на высоком уровне, что способствовало повышению цен на растворители. Рассматриваются соотношение спроса и предложения, движение цен, включая прогноз до 2000г. на ацетон, изопропиловый спирт, метилэтилкетон, метилизобутилкетон, этилацетат, бутилацетат, трихлорэтилен, метиленхлорид, перхлорэтилен.

   БИКИ 20.07.00
   


На мировом рынке копры, кокосового шрота и масла

В обзоре рассматривается динамика мирового производства копры, ее переработки и моровой торговли, анализируется спрос и предложение кокосового шрота и масла, а также мировая торговля и движение цен на эти продукты.

   БИКИ 20.07.00
   


Новые тенденции на российском фармацевтическом рынке

Приближающееся введение НДС на лекарства заставило российских фармацевтов всерьез задуматься о том, как эффективнее организовать разработку и производство собственных препаратов. Старый спор о том, чем выгоднее заниматься - выпуском аналогов иностранных лекарств (дженериков) или оригинальных лекарственных средств, -принимает новый оборот. Оказывается, производить в России лицензионные копии не так уж и прибыльно, как это считалось раньше, а вкладывать средства в научные разработки вовсе не так уж и дорого.

Повышение цен на лекарства -это общемировая тенденция, такая же, как слияние компаний и монополизация, - считает Сергей Середенин, директор НИИ фармакологии. - То есть импортные препараты подорожают и в России.

Из-за введения НДС вырастут цены на все препараты, даже входящие в перечень жизненно необходимых, потому что производители будут пытаться за их счет покрыть свои затраты на другие средства, - поддерживает его Антон Катлинский, замминистра эдравоохранения РФ.

До сих пор многие фармацевтические компании видят ключ к увеличению производства в выпуске дженериков. У компании Акрихин, пионера в данной области, дженерики сегодня занимают около 16% в общем объеме производства.

Однако есть, оказывается, и другой путь. Дженерики вовсе не являются источником свободных средств для компаний, потому что в условиях жесткой конкуренции они с каждым годом приносят все меньше доходов, - утверждает Александр Шустер, генеральный директор ЛЭНСФармы. - Стабильный доход, растущий вместе с объемом производства, могут принести только оригинальные брэнды или брэнд-дженерики - воспроизведенные препараты, имеющие собственные названия, в схему применения которых вложены дополнительные средства. По мнению Середенина, прибыль фарм-компании от выпуска одного оригинального препарата составляет до $100 млн в год.

Тем не менее любовь российских производителей к дженерикам вполне понятна - запуск производства копии обходится примерно в $20 000. Оригиналы на несколько порядков дороже. В Европе на разработку нового лекарственного средства тратится 10 лет и от $200 млн до $1 млрд. В России, по данным ассоциации Росмедпром, все несколько проще: 3-7 лет и около $7 млн. Сроки действительно верные, а вот затраты -это миф, не учитывающий реалий нашей действительности, - считает Шустер. - Можно создать оригинальный препарат со всеми признаками брэнда за $250 000.

На первый этап доклинических испытаний нового средства, по словам Шустера, тратится не более $50 000 - если не возникает каких-либо особых дополнительных сложностей. Второй этап стоит $15 000-40 000. Документация для фармстатьи готовится специалистами самой компании, т. е. оказывается практически бесплатной. Для клинических испытаний обычно - требуются три группы примерно по 30 человек - по $500 за каждую карту больного. После этого препарат уже запускается в производство. Наш первый оригинальный препарат - амиксин -вышел на рынок три года назад, говорит Шустер. - Сейчас его продвижение уже не требует вложений. Более того, с доходов от амиксина мы отчисляем на чистую науку $200 000 в год.

У России действительно есть большой научный потенциал, особенно в области нейропсихотропных и сердечно-сосудистых средств. Тем не менее разработки пылятся на полках, и взяться за их реализацию решаются немногие. Сегодня такое, пожалуй, под силу лишь ICN Pharmaceuticals, которая активно интересуется отечественными технологиями. У чисто российских компаний, работающих в одиночку, ресурсов не хватает. Мы уже переходим от производства дженериков к брэнд-дженерикам, но пока не готовы к выпуску оригинальных препаратов, - говорит Александр Тюляев, руководитель центра маркетинговых исследований Акрихина. Так что на фарм-рынке, возможно, скоро появится новая тенденция: компании начнут объединять усилия специально для производства конкретного оригинального препарата.

   Ведомости 19.07.00
   


Производство продуктов из специальных графитов в России

В обзоре рассматриваются современные проблемы этого чрезвычайно важного для современной экономики производства, объемы которого в последние годы в РФ стремительно сокращаются. Наметилось крупное отставание России в производстве наиболее современных графитовых изделий для авиации, космоса, медицины, автомобилестроения. Мы вообще не производим такие продукты как фуллероны, наннотрубки, сильно уступаем Западу по прочности графитовых материалов. Например, наше углеродное волокно способно выдерживать давление 35-38 тыс.кг на кв.мм, тогда как за рубежом производят волокно, способное выдерживать давление до 100-120 тыс.кг на кв.мм

   Коммерсант 19.07.00
   


На российском рынке жестких дисков

За последний год цены на жесткие диски упали вдвое. Одновременно с этим удвоилась максимальная емкость дисков. В 1995 г. относительная цена мегабайта дискового пространства составляла $0,6, Сейчас эта цифра упала до $0,02. Появились диски, предназначенные для персональных компьютеров, емкость которых превышает 70 Гбайт, например диск Seagate Cheetah 73.

Разумеется, подобные диски не нужны менеджерам для работы в офисе, обычно они обходятся объемами на два порядка меньше. Не нужны они и крупным корпорациям. Менеджер по маркетингу IBM Максим Серебряный, занимающийся большими системами RS/6000, говорит, что, несмотря на то что компания производит диски объемом 36 Гбайт, производители баз данных рекомендуют из соображения надежности набирать нужную емкость дисками от 9 до 18 Гбайт. Основными потребителями больших хранилищ данных в России являются автоматизированные системы управления предприятиями (ERP-системы), потребность которых крайне редко выходит за пределы 300 Гбайт. Я не вижу реальных причин для использования сверхбольших дисков, - говорит Серебряный.

Заполнить такой объем дискового пространства вполне по силам пользователям, активно интересующимся мультимедиа-технологиями. Развитие жестких дисков большого объема подстегивается быстрым ростом технологий цифрового видео и широкополосного доступа в Интернет. К примеру, создатели проектов Точка Ру (высокоскоростной доступ в Интернет по обычным телефонным проводам) или НТВ-Интернет (загрузка данных из Интернета через спутниковую тарелку) прямо говорят, что их клиенты будут активно скачивать из Сети видео и кинофильмы. Для хранения 30-минутного видеофрагмента хорошего качества в формате MPEG-2 им потребуется 1,8 Гбайт дискового пространства.

Тем не менее сейчас в России, по данным аналитического отдела информационного агентства Мобиле, наибольшим спросом пользуются диски объемом от 6 до 7 Гбайт. Директор по продажам Asbis Moscow, крупнейшего импортера дисков, Леонид Ураков утверждает, что максимальный объем продаж приходится на диски емкостью 8-10 Гбайт. Диски более низкой емкости снимаются с производства, и их просто не хватает, поэтому трудно говорить о реальном спросе на этот сегмент.

Отличается, по словам Уракова, от западного покупателя и средний российский потребитель дисков. Он более падок на последние технологические новинки, поэтому готов заплатить немного больше за продвинутые диски. В России нет массового рынка, - говорит он, - а нынешние пользователи читают специализированные журналы и знают об устройстве компьютеров гораздо больше западных владельцев компьютеров. Несмотря на то что диски с частотой вращения шпинделя в 7200 об/мин гораздо дороже дисков со скоростью в 5400 об/мин, образованные пользователи делают выбор в сторону более дорогих.

Из расчета как раз на западный массовый рынок компания Quantum выпустила еще менее скоростной диск - 4400 об/мин, который при емкости в 15 Гбайт стоит как 10-гигабайтный диск. В отличие от западного рынка, перспектив на российском у этой новинки практически нет, считает Леонид Ураков.

Специалист по маркетингу' другого крупного импортера жестких дисков - Elko Moscow -Ольга Залесская считает, что именно технологическая продвинутость вместе с хорошим качеством позволила компании Fujitsu за последнее время сильно увеличить свою долю на рынке, которая, по данным Мобиле, выросла за последние два года в России с 13% до 57%. Компания заняла место прежнего лидера -Western Digital, доля которого сократилась до 3%. Несмотря на то что Western Digital позиционирует себя в мире как Мерседес среди винчестеров, в Россию он поставлял диски плохого качества, чем подпортил себе репутацию, - говорит Залесская. Импортеры отмечают, что эта компания поставляла в нашу страну преимущественно восстановленные диски, которые быстро выходили из строя.

По данным Мобиле, сейчас на долю дисков объемом свыше 20 Гбайт приходится только 3%. Тем не менее аналитики IDC предсказывают, что к 2003 г. спрос на диски объемом от 30 до 50 Гбайт возрастет в 38 раз. В ближайшие годы все больше таких дисков будет использоваться не в компьютерах, а в автономных мультимедиа-устройствах, например в цифровых видеомагнитофонах. Аналитическая компания Dataquest предполагает, что к 2003 г. число таких нетрадиционных применений возрастет с 1,1% до 11%. Однако для использования в бытовых приборах жесткие диски должны будут стать более надежными и гораздо менее шумными.

Производители дисков уже проинформировали российских импортеров о новом рынке. Но это будет уже совсем другой рынок, - говорит Леонид Ураков. -Вы же не интересуетесь при покупке видеомагнитофона скоросстью вращения видеоголовок.

   Ведомости 20.07.00
   


Закон "О лизинге" не работает - авиакомпании ищут другие схемы

После принятия закона О лизинге работать по лизинговым схемам оказалось практически невозможно. Это подтверждает сделка, заключенняя Сбербанком и авиакомпанией Сибирь .

Само по себе заключение кредитного договора между Сбербанком и авиакомпанией у событие не выдающееся. Кредит на сумму $15,8 млн выдается на 4,5 года и предназначен для расширения авиапарка компании Сибирь (эта компания входит в пятерку крупнейших российских авиаперевозчиков). Деньги пойдут в первую очередь на приобретение самолета Ту-204 производства ульяновского завода Авиастар , а в дальнейшем у на строительство еще 1 у2 таких машин.

Для Сбербанка, осуществляющего уже достаточно много проектов по кредитованию реального сектора экономики, это далеко не самый крупный кредит. Относительно условий предоставления кредита комментарии участников сделки довольно скудны. Глава Сбербанка Андрей Казьмин отметил только, что деньги предоставлены без государственных гарантий и под и под конкурентоспособный процент . Проценты будут взиматься поквартально, а выплата основного тела кредита начинается через пятнадцать месяцев с момента подписания соглашения у компания получает некоторую отсрочку.

В качестве обеспечения кредита Сбербанк получает в залог контрольный пакет Сибири (50% плюс 10 акций). Кроме того, в залоге числится сам покупаемый самолет и два двигателя к нему. Ген-директор Сибири Владислав Филев не видит ничего плохого в закладывании контрольного пакета: Наоборот, это демонстрирует реальную стоимость акций нашего предприятия, и для нас это очень неплохо . В целом, по словам Филева, Сбербанк выдвигает жесткие требования , но договориться с ним можно.

Относительно самого самолета у Филева сомнений нет у авиакомпания эксплуатирует этот Ту-204 уже полгода, и отзывы о нем самые положительные. Однако вот тут и начинается самое интересное у как компания эксплуатировала самолет, если покупает его только сейчас? Просто сначала машина была предоставлена Сибири корпорацией Авиализинг , созданной для продвижения на рынок самолетов Ту-204. Однако нельзя сказать, что Сибирь просто перекредитовалась , взяв деньги у Сбербанка и отдавая их Авиализингу .

По словам главы Авиализинга Сергея Сопова, после того как был принят закон О лизинге в его нынешнем виде, ни одна лизинговая компания работать по нему не будет у от него oдни убытки . Согласно этому закону если арендатор откажется от лизинга раньше срока и вернет самолет, то машина лишится всех льгот по налогам. И тогда, как заявил Сопов, через три года мне придется продавать за $20 млн. самолет, который предыдущий арендатор не смог купить за $15 млн! Именно поэтому сделка оформляется как чистая купля-продажа, самолет поступает на баланс Сибири и уходит в залог Сбербанку. А фирма Авиализинг направляет полученные средства на достройку следующих машин. И никакого лизинга.

   Известия 19.07.00
   Сегодня 19.07.00

Подробнее о лизинге:
Зарубежная практика аренды (лизинга) машин и оборудования.
Работа включает уникальную информацию о практике арендных операций, анализирует зарубежный опыт лизинга, знакомит с финансовыми аспектами аренды, положениями международной конвенции о финансовом лизинге, типовыми контрактами на кратко- и долгосрочную аренду (лизинг) различных видов техники. Приводятся адресные данные фирм Франции, Италии и Великобритании, занимающихся лизинговыми операциями.
Лизинг в РФ: законодательство, нормативные акты, типовые документы


Оценка урожая зерновых в РФ в 2000г.

По прогнозу аналитического центра фирмы ОГО, опубликованному в журнале Сельскохозяйственный оптовик, валовой сбор зерна в России в 2000 г. составит 64 - 70 млн. т в весе после доработки. При этом озимых зерновых культур в хозяйствах всех категорий предполагается собрать 23 - 25 млн. т. а яровых -40,6 - 44,9 млн. При оценке ожидаемого валового сбора озимых зерновых учитывались следующие показатели:
посевная площадь озимых на зерно и зеленый корм осенью 1999 г. - около 14 млн. га;
сохранившаяся посевная площадь озимых на зерно и зеленый корм по состоянию на 23 мая 2000 г. - 12,4 млн. га;
посевная площадь озимых на зерно - 11,7 млн. га;
потеря посевной площади озимых на зерно в течение летнего периода - 0,3 - 0,5 млн. га;
урожайность с убранной площади - 20,5 - 21,5 ц/га.

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия России, в сельхозпредприятиях по состоянию на конец мая 2000 г. посевы озимых зерновых погибли на площади 1720 тыс. га, в том числе на зерно -1644 тыс. га. Это составило около 13% посевной площади под данными культурами.

Яровыми культурами в 90-е годы в среднем было занято 70,7% всей посевной площади под зерновыми. В последние два года отмечалось уменьшение посевных площадей под яровыми (в 1998 г. - на 4%, в 1999 г. - на 8%). В эти годы наблюдалась и большая их потеря в летний период - соответственно 12,1 млн. га и 8,1 млн. (31,5 и 22,9%). Средние потери посевной площади под яровыми составили 4,9 млн. га, в том числе за 1990 - 1994 гг. - 2,7 млн. и за 1995 - 1999 гг. - 7,0 млн. В 2000 г. посевные площади под яровыми в хозяйствах всех категорий определяются в 35,1 млн. га. Урожайность яровых в 90-е годы составляла 13,5 ц с 1 гектара убранной площади (14,1 - в 1990 - 1994 гг. и 13 - в 1995 - 1999 гг.). Потери посевных площадей под яровыми в 2000 г. определяются в размере 3 - 5 млн. га, урожайность сохранится на уровне 13,5 - 14,0 ц/га.

   БИКИ 20.07.00
   


Магазины-дискаунтеры - у них и у нас

В двух российских столицах растет число магазинов для бедных. До конца года в Санкт-Петербурге появится 13 магазинов-дискаунтеров сети Дикси. Юрий Лужков обещает и вовсе открыть в Москве 150 подобных торговых точек.

Запад уже давно оценил все преимушества торговли со скидками. В Германии, откуда и пошло понятие дискаунтеров, на подобные магазины приходится сегрдня более 40% общего товарооборота. При этом рентабельность торговой площади в дискаунтерах в десятки раз выше, чем у традиционных супермаркетов. В России, как всегда, на первое место ставят политическую выгоду, и решение о торговле себе в убыток принимают не владельцы торговых сетей, а муниципальные власти. В Москве о социально значимых магазинах заговорили еще два года назад, когда пытались запустить проект вместе с МЕНАТЕПОМ . Позже была разработана Программа развития сети торгово-бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан в учреждениях социальной защиты, торгового обслуживания в магазинах АООТ Ветеран и Перекресток-мини При этом сами владельцы Перекрестка без особого воодушевления согласились на участие в муниципальном проекте, и только полное финансирование из городского бюджета позволило открыть первые дискаунтеры. Сейчас Перекресток строит новые магазины для бедных у то есть Перекресток-мини у на собственные средства, но при этом и самостоятельно определяет их количество и место расположения. Практически сразу умерла и идея мэрии предоставлять льготы по аренде тем магазинам, которые согласятся торговать определенными продуктами на 10у15% дешевле среднегородских цен. Желающих работать в убыток в обмен на 250-долларовую скидку не нашлось.

Вместе с тем московское правительство, обещавшее в начале года открыть к 55-летию Победы 100 магазинов для бедных, в начале июля заявило уже о строящихся 150 дискаунтерах. При этом, по официальным данным, в Москве действует всего лишь 36 подобных магазинов и большая их часть принадлежит торговым сетям Копейка , Дикси и Перекресток .

В феврале этого года вышло аналогичное распоряжение губернатора Петербурга Владимира Яковлева о создании торговых сетей по обслуживанию, скажем так, не совсем обеспеченных слоев питерского народонаселения. Ни о каких льготах или финансировании из бюджета, в отличие от Москвы, в распоряжении речь не шла.

На сегодняшний день в Петербурге работает 85 таких магазинов, 45 из них входят в состав четырех сетей. При этом в 28 торговых точках существуют льготы для тех, кто имеет приглашения от социальных управлений своих районов и специальные талоны.

Как утверждают в комитете никаких проблем с качеством или ассортиментом товаров в таких магазинах не возникало. Зарабатывают они за счет более низких торговых наценок и соответственно большего оборота. Тем не менее прибыль получается не ахти какая. Выручает лишь поддержка Смольного, который оказывает содействие при заключении договоров на поставку товаров из других регионов. Не удивительно, что в этих условиях владельцы торговых сетей для малоимущих постоянно думают о расширении своего бизнеса. В частности, известно, что Пятерочка сейчас активно ищет помещения для новых магазинов. Думается, что особых проблем с их получением не возникнет.

   Известия 19.07.00
   


Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки"


Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели


Новые товары на российском рынке

Книга источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте)
Журналом Деньги опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам


Рекомендуемые рассылки
Налоговые новости
Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.




Рассылки Subscribe.Ru





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html

Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@moscow.portal.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное