Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самоучитель по бухгалтерскому учету и налогообложению Зачем нужен бухгалтерский учет?


Для чего нужен бухгалтерский учет? Ведь можно просто записывать в тетрадку доходы и расходы. Поступили деньги на расчетный счет (или получены наличные) – доход. Оплатили что-то поставщику – расход. Доход минус расход – вот вам и финансовый результат: прибыль или убыток.

Хотя нет, убыток при такой системе учета возникнуть не может, невозможно же потратить денег больше, чем есть в наличии.


Может быть, для только что созданной организации в первые недели деятельности такой тетрадки хватит. Однако предположим, что у этой фирмы (пусть она торгует канцелярскими товарами) появляются постоянные покупатели, которые приобретают товары оптом.

Каждый покупатель получает товары один-два раза в месяц. И таких постоянных покупателей три-четыре десятка. Одни из них платят авансом, другие наоборот, расплачиваются в течение двух месяцев со дня отгрузки товара, у третьих еще какие-то особенности оплаты.
Как уследить, оплачено ли все, что отгружено? Как узнать, каков размер общей задолженности покупателей? Для этого придется вести отдельную табличку, не правда ли?

Теперь пусть эта компания сделает крупные покупки, например, купит парочку грузовых микроавтобусов, складское помещение, оборудование для розничного магазина и т. п. Конечно, потраченные суммы можно просто записать в графу «расходы».

Но вдруг окажется, что теперь, после всех крупных трат, срочно нужны деньги на текущие расходы. И для этого нужно получить кредит в банке. А в банке спросят: «Что вы можете предложить в залог? Какие ликвидные активы у вас есть? Какова их стоимость?» И тогда придется извлекать сведения о крупных покупках и о стоимости товара, который сейчас имеется на складе, из первой таблички, из графы «Расходы». И вести отдельную таблицу (или таблицы) для учета такого имущества.

Теперь предположим, что фирма получила банковский кредит. Деньги пришли на расчетный счет, но это же не доход. Это долг перед банком. Ежемесячно надо начислять и выплачивать проценты и гасить часть кредита. И необходимо знать, каков размер оставшегося долга банку. Значит, нужно заводить еще одну табличку, где будут отдельно рассчитываться эти данные.

И так далее, и так далее. В процессе деятельности компании все время возникают какие-то новые данные, которые не вписываются в бытовые понятия «дохода» или «расхода».

Так вот, бухгалтерский учет – это такая система обработки данных, которая позволяет удобно и наглядно разместить и обобщить всю информацию о каждой хозяйственной операции, каждом движении денежных средств и другого имущества, обо всех задолженностях покупателей (заказчиков) и долгах самой организации.

Конечный итог ведения бухгалтерского учета – составление баланса и отчета о прибылях и убытках. Баланс содержит в себе в обобщенном виде информацию об имущественном положении компании - стоимость принадлежащего ей имущества, размер долгов (кто должен компании и кому должна она) и т. д.

Отчет о прибылях и убытках - говорящее название, не правда ли? Сумма из строки "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" этот отчета - это и есть финансовый результат деятельности организации, та сумма, которую (при соблюдении некоторых условий) учредители (акционеры) могут распределить между собой. (Если она положительная. Может и убыток получится вместо прибыли).

А современные бухгалтерские программы позволяют формировать множество разнообразных отчетов, не регламентированных Минфином, но очень удобных для получения оперативной информации о «сегодняшнем» финансовом состоянии организации.

Источник


В избранное