Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Своё дело

  Все выпуски  

Непростая работа простого руководителя. Роботы атакуют


Часть 1. Ситуация текущего дня - на полном серьезе

 

Интернет-реклама на фоне карантинных мер запестрила предложениями внедрить программных роботов, которые помогут предприятиям «устранить человеческий фактор» (взято из рекламы). Речь идет о полной автоматизации процессов, за счет которой бизнес получает сокращение расходов. Каких расходов? Да можно поувольнять сотрудников и заменить их роботами. Вот преимущества роботов, описанные на одном из сайтов – и это на полном серьезе:

 

«Спасают человечество от рутинных и скучных задач

Позволяют бизнесу высвободить человеческий ресурс, сокращая операционные расходы и осуществляя прямое положительное влияние на окупаемость

Робот работает 24\7, не устает, не ходит в отпуск, не рожает детей

Поведение робота предсказуемо

Роботы не имеют ошибок вследствие «человеческого фактора»

Робот, как правило, работает быстрее и осуществляют поставленные задачи почти без ошибок

Интегрируются, могут работать с существующими системами, не изменяя IT-ландшафт»

 

Вам не страшно? Не боитесь, что завтра можно будет заменить практически любого человека практически в любой сфере деятельности? Даже программистов (создателей роботов), которые вполне могут допускать ошибки из-за пресловутого человеческого фактора?

 

А что это такое - человеческий фактор? Термин появился в 1921 году, когда вышла в свет книга Бенджамина Сибома «Человеческий фактор в предпринимательстве». За прошедшую сотню лет произошла удивительная трансформация. Если вначале речь шла о создании комфортного состояния мыслящего человека в системе «человек - машина», то сейчас значение однозначное - человек все портит. Смотрите выше цитату о преимуществах роботов - человек не только ошибается, но еще и «изменяет IT-ландшафт», негодник. Выход предлагается один - «устранить». Это ли не атака роботов? А куда девать «высвободившийся человеческий ресурс»? Все пойдут в музыканты и художники? Можно обратиться к фантастике - там созданы различные модели развития ситуации, все почему-то безрадостные.

 

Пока что предлагается «спасение человечества от рутинных задач». Если рассудить здраво, то это хорошо. Человеку отводится роль генератора нестандартных решений нетиповых задач. Допустим - повторяюсь, допустим - что каждый человек обладает креативным, как ныне говорят, мышлением. Плюс к этому у него есть достаточная база знаний и необходимый набор навыков. Иными словами, он - Специалист. Неспециалисты монотонно выполняют рутинные операции, не требующие обучения. Специалист действует нестандартно, эффективно применяя знания и опыт. На какое-то время такое положение возможно - до тех пор, пока нестандартные операции не сведутся к минимуму или искусственный интеллект (который тоже широко рекламируют) не научится точно так же принимать решения нестандартные.

 

Что мы видим уже сейчас? Самый знакомый пример - роботизированные интернет-магазины, в которых легко и удобно покупать. Программа четко проводит покупателя по цепочке действий, не забывая предложить альтернативный или сопутствующий товар, а также поздравить с покупкой, выслать напоминание об изменении статуса заказа и т. д. Для товаров, не требующих консультаций перед приобретением, такой магазин - отличный вариант. С остальным сложнее. Часто при покупке дорогого товара или услуги нам важно получить квалифицированные ответы на свои неквалифицированные вопросы, совет специалиста. И деньги мы отдадим компании, чей специалист вызовет наибольшее доверие - именно как специалист.

 

Еще можно обратить внимание на телефонных ботов, ведущих диалог примерно так же, как нерадивый менеджер, читающий скрипт. Или ботов, имитирующих в социальных сетях человеческое общение. Одним словом, роботы уже среди нас.

 

Однако же на сегодняшний день они не могут полностью заменить человека. Значит, какое-то время мы еще потрепыхаемся. Человеческий фактор со всеми его пороками требует хлеба и зрелищ, новых игрушек и новых развлечений, и пока что роботы (промышленные, сервисные, бытовые) помогают людям в обеспечении их потребностей, а не наоборот. А как людям выдержать конкуренцию  с ними - ведь неспециалисты рано или поздно будут заменены автоматами, машинами, роботами? Только одним путем - быть Специалистами. Которыми, как известно, не рождаются, а становятся.  Просто обучения мало, оно может дать только универсальные знания. Осваивать знания на практике нужно на предприятиях. А в условиях высокой конкуренции предприятия стараются нарабатывать собственные ноу-хау. Так и получается, что воспитание и выращивание специалистов - дело рук самих предприятий. 

 

Я часто слышу от руководителей компаний - вот, мол, мы вкладываемся в обучение сотрудника, а он, став классным специалистом, уходит в другую фирму (вот еще один плюс роботам - они не увольняются). А почему уходят? Ведь новое место работы начинают искать тогда, когда на нынешнем что-то не устраивает. Вот об этом - о системе подбора, расстановки, обучения и удержания персонала - в следующем выпуске рассылки.

В избранное