Все выпуски  

Блог по менеджменту Владимира Токарева


Из жизни начинающего препода 


1993–1997 гг. 

Так получилось, что моя переподготовка (бывшего прикладного физика) за партой проходила по рыночной экономике (подготовка и сдача кандидатских экзаменов по специальности в 1992 г. по истории экономических учений и экономикс). Но преподавать я стал сначала менеджмент (затем маркетинг и близкие к ним предметы). И только через год (после перехода в нижегородский иняз с трудовой книжкой) моя переподготовка мне пригодилась – для нагрузки дали вести практику по экономической теории. 

А поскольку в то время (думаю и сейчас также) преподы зарабатывали тем, что в основном еще и подрабатывали (в разных вузах), волею случая попал еще по совместительству в педагогический университет, где мне поручили (наряду с преподаванием менеджмента и маркетинга для спецфакультетов, у кого это было в программе) уже не только вести практику, но и читать лекции именно по экономической теории. Я уже знал – это не мое, но, думаю, делал свою работу не хуже других. 

Когда я рассказываю о своем опыте преподавания экономической теории, всегда возникает громкий смех. Дело в том, что мне поручили вести курс экономической теории старшекурсникам на факультете физической культуры (для спортсменов). И всегда задают вопрос – им зачем нужна экономика? Это отдельный вопрос. 

Но факт остается фактом – попал я на необычный факультет. И на необычный поток. 

Дело в том, что кто-то придумал нововведение – увеличить обучение этим студентам на целых полгода (не очень разбирался – почему и зачем, по моему, добавили вторую специальность). И поскольку я попал в первый год такого эксперимента, то деканат мне пояснил примерно так. «У нас у всех нагрузки хватает (а все кафедры всех вузов всегда ведут неустанную и непримиримую борьбу за нагрузку — ВТ), потому в первый год мы решили дать побольше экономической теории» (к сожалению, менеджмента там в программе не было, лучше бы его добавили — ВТ). 


Самим студентам факультета физической культуры (подготовка тренеров и учителей физкультуры) я рассказал всю правду: «В Нижнем экономическую теорию преподают везде (в соответствии с образовательными стандартами). Но если не брать экономические факультеты, то количество учебных часов на экономику у вас – самое большое из всего, что я встречал в городе (ровно в 2 раза больше). Будем готовить из вас еще и экономистов J». 


Сейчас можно сделать выводы. Кстати, сами студенты, по моей оценке, были нисколько не слабее студентов других факультетов – так что легенда о том, что спортсмены слабенькие – неправда. 


Для студентов. 

Несколько студентов (наверно много спорили на занятиях – я их запомнил, и они даже со мной немного подружились) затем встречал в качестве директоров (известной сети СпортМастер), т.е., пошли по пути «практической экономики», жаль, что читал им не менеджмент, но экономика им также была полезна – после нее легче изучать и менеджмент и маркетинг самостоятельно. 

Для меня (консультанта). 

При анализе рынка (при разработке стратегии) приходится много чего анализировать, И выполнять анализ макроэкономического состояния рынка, в котором находится фирма, приходится тоже. Так что, без сомнения, когда я уже стал консультантом, я нисколько не жалел, что на пару лет жизнь меня бросила в сторону «не совсем по специальности». 

Полезные выводы (обещал): если некоторое время вам придется заниматься «не совсем своим делом» — не беспокойтесь, увидите далее, что это окажется полезно именно для вашей основной профессии. 


В избранное