Все выпуски  

Уроки рисования в компьютерных редакторах: основы передачи объема в рисунке.


 Здравствуйте!

В сегодняшнем выпуске я хочу обратить ваше внимание на такую важную вещь, как передача объемной формы в рисунке.

Дизайнеру совершенно необходимо понимать закономерности и правила передачи объема предметов на плоскости.

Для достаточно полного понимания перспективного построения и распределения светотени обязательно нужно осваивать рисунок на практике.

Многое, кроме того, можно в помощь себе найти и в литературных источниках. Привожу сейчас выдержка из статьи 

«Объемная форма и передача её в рисунке»

Из книги «Производственная графика», авт. Н.Н. Орехов. Москва, «Высшая школа», 1988 г.

Статья серьезная и объемная, если захотите - прочитаете её целиком на сайте изостудии "Топ-топ Арт".

Всю книгу «Производственная графика» в формате PDF (сканирование) можно скачать здесь

 

Освещенность предметов в рисунке передают штриховкой и тушевкой. Верное отображение освещенности в рисунке помогает выявить форму предмета и связь его с окружающей средой.
Мы видим предметы в отраженном свете. Отражательная способность поверхности зависит от вида материала. Полированная, глянцевая, зеркальная поверхности отражают свет направленно, а шероховатая, матовая рассеивают лучи во все стороны. Предметы с гладкой
поверхностью воспринимаются более ярко, чем шероховатые. В рисунке характеристику освещенности той или иной поверхности выявляют при помощи пропорциональных тоновых отношений. Тоновые отношения показывают, во сколько раз одна поверхность темнее или светлее другой. Если построить в ряд все тоновые отношения поверхностей натуры — от самой светлой до самой темной — можно получить шкалу тонов (шкала — от лат. skala — лестница) .

Шкала тонов (рис. 11) показывает последовательность подбора тонов от белого через серые к черному. При передаче объема предмета выявлять тоновые отношения следует от темных поверхностей к светлым.
Объемность предметов передают при помощи светотени. Светотень в рисунке и живописи помогает правдиво передать форму изображаемых предметов, рельеф их поверхности, воздушное пространство, окружающее предметы, световую гармонию, возникающую при воздействии светового потока. Форма предмета воспринимается тем отчетливей, чем ярче свет.
Световые лучи, попадая на различные поверхности предметов, освещают их неодинаково: одни поверхности получают больше света, другие — меньше, а третьи— совсем не освещаются. Освещенность поверхности предмета зависит от того, под каким углом эта поверхность находится по отношению к источнику света.

Светом условно называют те поверхности, которые получают от источника света наибольший световой поток.

В граненых геометрических телах разница в освещении различных плоскостей бывает довольно ощутимой, на круглых телах тональные отношения между светом и тенью имеют плавный характер. Тонкие промежуточные переходы от света к тени называют полутенями.
Тень возникает на участках поверхности, которые совсем не получают прямых лучей света. Тень, падающая от предмета и закрывающая собой часть освещенной поверхности другого предмета, называют п а д а ю щ е й. Если такая тень образуется непосредственно на поверх-
ности тела, ее называют с о б с т в е н н о й.
Иногда в теневой части предметов можно увидеть расплывчатые световые пятна — рефлексы. Как же они возникают? Световые лучи обладают способностью проникать даже в самые темные места предмета. В свою очередь предметы, освещенные каким-либо источником света, отражают от своей поверхности световые лучи в разные стороны, освещая соседние предметы и их затененные места. Такой отраженный от других поверхностей свет называют рефлексом. Бликом называется яркое световое пятно, находящееся на поверхностях, зеркально отражающих световые лучи. Сверкающие блики можно видеть на водной глади, отражающей свет луны или солнца. Сверкающие блики могут быть на полированных и стеклянных предметах, на многих предметах можно увидеть слабые блики, и только на предметах с матовой поверхностью бликов не бывает.
С помощью светотени, также как и контура, выявляются форма и конструкции предмета.

Приведено с сокращениями. Продолжение на сайте.

Читать полностью сайте изостудии "Топ-топ Арт".

Л. В.


В избранное