Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
01 июля 2009, среда

Госдума узаконит венчурную деятельность

Осенью этого года Госдума утвердит концепцию законопроекта "О венчурной деятельности". Документ устанавливает требования к венчурным фондам и регулирует надзор за их деятельностью. Законопроект направлен на стимулирование создания и развития в России венчурных фондов.

Законопроект "О венчурной деятельности" станет одной из частей Инновационного кодекса Российской Федерации. В апреле 2008 г. комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи предложил разработать и принять этот документ, который представляет собой пакет законодательных инициатив, направленных на стимулирование развития экономики в сфере инфокоммуникационных технологий. Кроме того, Кодекс предполагает введение специального режима налогообложения для инновационных компаний. Помимо закона "О венчурных инвестициях", в пакет законодательных актов войдут законы о свободном программном обеспечении и о технопарках.

К сентябрю рабочая группа по разработке законопроекта "О венчурном финансировании" подготовит финальную версию концепции документа. Законопроект позволит венчурным компаниям и инвесторам соединять свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица. Документ также определит круг сделок, которые могут совершать инвесторы и венчурные компании, и отрегулирует надзор за деятельностью венчурных компаний. Согласно концепции законопроекта, минимальный капитал венчурного фонда должен составлять не менее 50 млн руб. При этом по истечении восьми лет с момента инвестирования доля венчурного фонда в венчурной компании не должна превышать 49%.

"Не надо лишних ограничений, которые создают ненужные риски, - уверен управляющий директор компании "Альянс Росно управление активами" Дмитрий Васютинский. – Закон же, безусловно, создаст юридическую форму венчурных фондов, как на западе, и позволит пайщикам создавать фонды здесь, а не на Багамах, и платить налоги здесь, а не там". "Ограничения надо принимать очень и очень осторожно, иначе возникнет множество проблем, - вторит ему глава Союза бизнес-ангелов России Александр Каширин. – Необходим серьезный анализ всех пунктов документа, но лучше не ограничивать деятельность фондов".

Помимо разработки законопроекта, рабочая группа предлагает внести поправки в Налоговый и Гражданский кодексы, а также в ряд сопутствующих законодательных актов. Изменения, по замыслу законотворцев, необходимы для налогового стимулирования венчурного финансирования, защиты авторских прав и т.д. "Венчурная индустрия доросла до того, чтобы заявить, что важная для нее часть в Гражданском кодексе отсутствует", - отмечает вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.


Бойтесь банков, дары приносящих

Автор: Константин Фрумкин

Для привлечения вкладов банки используют интенсивную рекламу, раздачу подарков и лотереи. Чем менее надежен банк, тем к более изощренным маркетинговым акциям он прибегает.

История реализуемых банками маркетинговых программ отражает все этапы развития банковской системы. По маркетинговым акциям кредитных организаций лучше, чем по чему-либо другому, можно судить о принимаемых руководством банков стратегических решениях, о том, где именно в банковском секторе пролегает "направление главного удара". Как известно, невозможно продвигать одновременно все банковские продукты - а значит, реклама и маркетинговые акции сигнализируют о тех векторах развития, которые сегодня признаны самыми важными.

...И бесплатную путевку!

В настоящее время наиболее активно продвигаемой услугой являются банковские депозиты. "Безусловно, лидирующую позицию среди всех продуктов, которые в настоящее время рекламируются банками, занимают вклады, - уверена Ольга Ромашкина, и.о. директора департамента маркетинга КМБ-банка. - Рекламу этой продуктовой категории весной 2009-го начали размещать даже самые известные игроки банковского рынка, доля прямой рекламы в маркетинговых бюджетах которых в последние несколько лет была довольно низкой. Вклады активно продвигаются как российскими банками, так и "дочками" зарубежных кредитных организаций". "Подавляющее большинство маркетинговых программ нацелены на продвижение именно розничных продуктов по привлечению средств", - соглашается заместитель начальника управления стратегического маркетинга Московского банка реконструкции и развития (МБРР) Василий Кутьин. При этом, по оценке эксперта, самым распространенным видом программ продвижения вкладов является вручение подарков клиентам. Иногда подобные акции имеют "привязку" презента к определенной сумме вклада - чем больше денег, тем более ценное подношение может получить вкладчик. На втором месте среди типов маркетинговых акций, по мнению Василия Кутьина, предложение дополнительных услуг бесплатно или со скидкой. Например, оформив вклад в АКБ "МБРР" (ОАО), клиент может получить кредитную карту VISA Classic/MC Maestro на льготных условиях. А на третьем месте идут различные призовые промоакции, лотереи. Розыгрыш ценного приза (туристической путевки, автомобиля и т. п.) может сопровождаться раздачей мелких подарков. "Отметим, что в последнее время банки все чаще практикуют вручение денежных призов", - подчеркивает Василий Кутьин.

Что касается содержания тех "посланий", которые банки пытаются зашифровать в своей рекламе, то, как отмечает директор по информационной политике Альфа-банка Леонид Игнат, здесь можно отметить рекламные кампании разной степени агрессивности. Крупные частные и государственные банки прежде всего декларируют надежность. Средние и малые игроки обещают высокие проценты, сопровождая рекламу раздачей разнообразных подарков. "Надежность они, как правило, не декларируют", - комментирует Леонид Игнат. В последнее время появилось много наружной рекламы, где значимое место отводится под информацию о том, что средства вкладчиков защищены Агентством по страхованию вкладов (АСВ). "А это, - утверждает эксперт, - на мой взгляд, говорит о том, что эти банки сами рассчитывают на АСВ и не уверены в собственных силах".

Реклама дороже всех

В числе основных элементов типичной реализуемой банком маркетинговой программы специалисты называют наружную и телевизионную рекламу, поддерживающие инструменты в виде PR и специальных акций, рекламу в отделениях, работу с персоналом. Особое внимание всегда уделяется call-центру, сотрудники которого постоянно инструктируются по новым продуктам. Обязательная часть маркетинговой программы - механизм контроля, позволяющий отслеживать ход программы и, если необходимо, проводить тонкую настройку продвижения. Контрольный механизм состоит в фиксировании обращений клиентов в банк в ходе действия программы, а также в анализе количества и объема реализованных банковских продуктов и услуг. Элементов много, но, как отмечает Ольга Ромашкина из КМБ-банка, наиболее расходной статьей маркетинговой программы обычно становится прямая реклама. "Даже при наблюдаемом в настоящее время снижении стоимости некоторых медиа расходы на них составляют существенную часть маркетинговых бюджетов", - говорит эксперт. А вообще смета маркетинговой программы продвижения традиционно состоит из двух разделов - ATL, или традиционной рекламы (затраты на ТВ, радио, наружную рекламу, Интернет, печатные СМИ и т. п.), и BTL - промопродвижения. BTL (от англ. below the line) объединяет промоакции, директ-мейл, выставки, POS (оформление точек продаж). Отдельно следует рассматривать бюджет PR-продвижения. По оценке Василия Кутьина из МБРР, доля расходов на рекламу составляет примерно 80 - 90% всего маркетингового бюджета. Кроме того, как отмечает Леонид Игнат из Альфа-банка, заметная часть затрат - маркетинговые исследования. "Я считаю, что на них нельзя экономить. Это и исследование настроения покупателя, и апробация новинок на фокус-группах, и выяснение перспектив того или иного продукта, и приемлемость новой процентной ставки по вкладам, и т. д.", - уверен Леонид Игнат.

Сроком до года

Маркетинговая акция представляет собой согласованные действия банка в сфере PR и рекламы, направленные на достижение определенных целей. Такое согласование трудов в сочетании с усиленным финансированием не может осуществляться в перманентном режиме. Рынок банковских услуг меняется так быстро, что маркетинговая программа вынуждена настраиваться на перемены в поведении всех участников рынка - и клиентов, и конкурентов, и регулирующих органов. Поэтому у всякой маркетинговой программы имеется свой "жизненный цикл". По словам Ольги Ромашкиной, "срок жизни" акции зависит от параметров продукта и планов, которые стоят перед бизнес-подразделением. По оценке Ромашкиной, активное рекламирование продукта может продолжаться от одной-двух недель до нескольких месяцев. Иные цифры называет Василий Кутьин из МБРР. По его мнению, как правило, период работы типичной маркетинговой программы продвижения составляет от 2-х месяцев до полугода, в некоторых случаях - до года. "Этот срок зависит от продукта, который вы продвигаете, - поясняет Леонид Игнат из Альфа-банка. - Конечно, если на рынок выходит новинка, то первое время, а оно уже зависит от удачно или неудачно выбранной медийной стратегии, происходит ее активное рекламирование. Затем к продукту привыкают, но внимание к нему необходимо поддерживать. Поэтому начальный этап - активная стадия, которая затем меняется на поддерживающую".

Кредитование на очереди

Вклады, как уже было сказано, сегодня являются основной "мишенью" маркетинговых акций и рекламных кампаний. Банки по-прежнему "отрабатывают" шок, который они получили в конце 2008 года, когда в результате кризиса возникли серьезные проблемы с рефинансированием ресурсной базы. Однако по мере того как кредитная система адаптируется к новым условиям существования, а государство наполняет ее ликвидностью, банки постепенно присматриваются и к другим вариантам маркетинговой политики. По словам Ольги Ромашкиной из КМБ, уже видны признаки стремления банков показать наличие широкой продуктовой линейки и большого количества продуктов, чтобы уверить потенциальных клиентов в нормальном состоянии дел в текущий момент и тем самым сделать более убедительной рекламу вкладов. Правда, "возрождаются" пока далеко не все услуги. "Сегодня есть банки, которые активно работают на рынке потребительского кредитования, а по ипотеке я уже давно ничего не видел, - рассказывает Леонид Игнат из Альфа-банка. - Понятно, что сейчас банки сталкиваются с невозможностью в большинстве случаев определить степень надежности заемщика. На автокредитовании акцент делают сами производители, которые договариваются с банками о ставках и информируют о них своих покупателей".

"Сегодня можно наблюдать лишь первые попытки "оживить" высокодоходное кредитование - ипотеку, кредитование МСБ, - отмечает Василий Кутьин из МБРР. - Но в условиях продолжающейся нехватки ликвидности на рынке в массе своей банки предпочитают продвигать именно привлечение свободных средств населения".

Можно сказать, что время для маркетингового продвижения активных операций банка еще не настало, хотя для него уже складываются предпосылки, так что к концу года рекламировать кредиты будут более интенсивно.


Cisco Capital охватит 92% телеком-компаний

По рассчетам компании Cisco Capital, в 2009 г. ее финансовыми услугами воспользуются 92% российских телекоммуникационных компаний. Cisco также разрабатывает программу финансирования малого и среднего бизнеса.

Бизнес Cisco Capital в России составляет примерно 7-11% мирового бизнеса компании по работе с конечными клиентами. По словам, генерального директора ООО "Сиско Кэпитал СНГ" Михаила Грузера, Россия входит в пятерку наиболее важных стран для бизнеса компании за пределами США и в две-три первых с точки зрения проникновения после Великобритании, Германии и Франции.

"К сожалению, компания не озвучивает, какая часть ее бизнеса приходится на прямые продажи конечным клиентам, - отмечает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцев. - По нашим оценкам, российская часть этого сегмента вряд ли превышает $200 млн".

35% продаж оборудования Cisco в России финансируется Cisco Capital. По словам Михаила Грузера, в июле прошлого года процент российских телекоммуникационных компаний, пользующихся услугами Cisco Capital, составлял 34%. Теперь у Cisco Capital подписаны рамочные договоры с 85% телеком-компаний, а через год компания намерена увеличить их долю до 92%.

"Прогнозы компании выглядят реалистично, - говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева. - Скорее всего, они учитывают то, что в условиях кризиса многим компаниям будет выгодно использовать схемы финансирования покупки оборудования, которые предлагает Cisco Capital. При этом Cisco является лидером российского рынка сетевого оборудования, т.е. ее решения, так или иначе, использует большинство телеком-компаний".

Кроме того, Cisco Capital разрабатывает новую программу финансирования малого и среднего бизнеса. "Мы на середине пути, проводим исследование рынка, чтобы предложить финансирование, которое отвечает запросам клиентов и соответсует нашим рискам, - рассказал на встрече с журналистами Михаил Грузер. – Отраслевых ограничений в программе не будет. Мы вообще хотели бы установить как можно меньше ограничений, чтобы обеспечить максимальный охват компаний".


Без вины виноваты

Автор: Полина Юдина

Нынешние сокращения зарплат воспринимаются как несправедливые. Однако так ли это на самом деле? Эксперты считают, что мы просто привыкли к хорошей жизни, которую на самом деле не заслуживали.

Почему платят мало

С лета прошлого года, по данным компании Kelly Services, зарплаты, бонусы и расходы на обучение персонала в России сократились на 15-75% в зависимости от индустрии. Речь идет о "компенсационном пакете", то есть не только о деньгах, которые мы с вами получаем на руки, но и о том, что мы получаем "бесплатно": медицинская страховка, оплата обедов, мобильного телефона или проезда, льготное кредитование и т.п.

"Собственно зарплаты пока пострадали в небольшой части компаний", - говорит коммерческий директор Kelly Services Наталья Долженкова. В основном, компании либо сократили персонал вообще, либо "порезали" расходы на тренинги, командировки и премии. Однако утверждать, что до массового снижения зарплат не дойдет, по ее словам, однозначно нельзя: это зависит от общей экономической ситуации. Cокращение расходов на персонал Наталья считает обоснованным: "В последние годы мы наблюдали слишком быстрый рост зарплат, который значительно превосходил инфляцию: в 2007 году средние заработки некоторых специалистов выросли на 40% в год (при инфляции в 12%). Этот рост зарплат был неоправдан".

В качестве примера приведем сравнительные данные HR benchmarking Survey-2009 компании PricewaterhouseCoopers. Там, например, говорится, что средняя выручка компании в пересчете на каждого сотрудника в России в 2007 г. составила $210 тыс., а средние затраты на сотрудника - $112 тыс. В 2008 году, по данным PWC, выручка на каждого сотрудника выросла до $264 тыс. (то есть на четверть). А вот траты на одного работника почти удвоились, достигнув $217 тыс. Таким образом, мы стали немного больше зарабатывать и вдвое больше тратить. Это неразумно.

"Сейчас происходит естественный возврат к более низким зарплатам", - говорит Наталья Долженкова. - И для многих компаний это благо, так как львиная доля расходов там приходится на зарплаты. Например, в консалтинге, телекоме, страховании или банковской сфере".

Конечно, можно возразить, что деньги эти "лишние" достались, в основном, начальникам. Не "просочились" до уровня среднего звена, не говоря уж о рядовых сотрудниках. Но факт остается фактом: сейчас компаниям приходится "ужиматься" по расходам на персонал. И рядовые сотрудники страдают порой в первую очередь. Принц отечественной ИТ-индустрии и ресторатор (ArteFAQ и FAQ-cafe) Давид Ян сообщает Работе.ру, что до кризиса потребность в сотрудниках ресторанного бизнеса была так высока, что появились неоправданно высокие зарплаты. По его мнению, люди стали ленивыми: они знали, что если их выгонят, они все равно найдут работу в соседнем заведении.

Калигула-инноватор

Исследования другой западной консалтинговой компании McKinsey показывают, что производительность труда в России в 4 раза ниже, чем в Америке. Ту работу, которую выполняет один американец, у нас еле осиливают четверо. Но и это уже отлично, считает старший научный сотрудник Института экономики РАН Александр Виленский: в советское время считалось, что производительность труда в СССР к США относится как 1 к 10. При этом Виленский уверен, что наши люди работают не менее прилежно, чем в Америке.

"Зачем нас сравнивать с США?, - удивляется Виленский. - Неправильно сравнивать Россию с теплыми и солнечными Штатами. Там гораздо меньше денег, чем у нас, уходит на обогрев зданий, топливо и ржавеющий транспорт. Вот если сравнить Россию и холодную Канаду по производительности труда - тогда картинка будет в нашу пользу. Лучше бы они сравнили Россию с Китаем: там производительность труда ниже, чем у нас, - при том, что китайцы очень трудолюбивые". Дело в том, что больше половины китайцев заняты в сельском хозяйстве, где по старинке выращивают рис без всяких "технологических новшеств" типа комбайнов, которые россияне освоили уже 70 лет назад.

"Можно подолгу бить ломом об лед и очень устать - но не добиться и сотой доли того, что сделает ледокол", - фантазирует Виленский. Он уверен, что главное, чего нет в России, - это грамотной организации производства и продвинутых промышленных технологий. Все оборудование в Россию сейчас импортируется, поэтому у нас часто нет того, что давно уже используется в Европе.

"Вот вы знаете, к примеру, что византийский император Калигула головы своим идеологическим противникам отрезал при помощи станка с крутящимися дисками? Подобная техника сейчас в Европе используется для срезания с грядки кочанов капусты. А у нас до сих пор ее нет!" - возмущается Александр.

Морально устаревшая техника импортируется к нам чиновниками, которых полностью устраивает нынешнее положение дел. Они сами не инновационны и ничего инновационного не принимают, считает ученый. В их планы не входит конкуренция с молодыми менеджерами-технократами, знакомыми с передовыми западными технологиями.


Навстречу второй волне

Антикризисные меры правительства, по мнению экспертов, остаются неэффективными. Как было отмечено на заседании "круглого стола" "Вторая волна экономического кризиса" под эгидой Института политических исследований, политическая воля появилась, однако технологических решений - как с толком влить деньги в экономику - по-прежнему нет. Более того, с сентября прогнозируется новый виток напряженности в металлургическом секторе - под угрозой остановки 35% предприятий. Аналитики опасаются, как бы ситуация не пошла по сценарию начала 90-х, когда вместо неконкурентоспособных заводов создавались конкурентоспособные ларьки.

Несмотря на новые программные заявления правительства, реальных подвижек в борьбе с кризисом в пользу реального сектора экономики так и не произошло, считают эксперты. "Этот кризис принято называть финансовым, однако он системный и в первую очередь касается реального сектора, - заявил директор Института комплексных стратегических исследований Олег Виханский. - И там ситуация запредельно плохая: с одной стороны, власть дала негласный запрет на увольнения сотрудников предприятий, с другой - не дала внятного механизма по реструктуризации долгов".

Ситуация в реальном секторе, по прогнозам аналитиков, будет только ухудшаться. Как заявил аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский, под угрозой остановки может оказаться до 35% предприятий металлургии. "Первая волна пришлась на конец прошлого года, когда загрузка мощностей большинства предприятий снизилась до 30-40%, при том что они рентабельны при загрузке 60%, - говорит он. - Внутреннего спроса почти не осталось, поскольку основные потребители - автопром и строители - тоже оказались в яме. Теперь грозит схлопнуться внешний спрос - к сентябрю Китай может закрыть свой рынок заградительными пошлинами".

Точечная поддержка реального сектора экономики, по мнению экспертов, оказалась неэффективной. "Решение о поддержке системообразующих предприятий было бы понятно, если бы власть наряду с ними поддерживала и другие, - говорит вице-президент РАН Александр Никипелов. - Один топ-менеджер зарубежной компании как-то сказал мне, что Россия - самая ортодоксальная страна с точки зрения отстаивания абстрактных принципов". Если правительство не запустит эффективный механизм поддержки реального сектора сейчас, то в будущем, как считает г-н Никипелов, придется прибегать и к вовсе экстраординарным методам. "Нисколько не сомневаюсь, что экономика выйдет из кризиса и без вмешательства государства или при его негативном вмешательстве, однако вопрос в том, не придется ли все отстраивать с нуля?" - опасается он.

Депутат Госдумы Сергей Марков согласился, что сценарий 1990-х, когда вместо неконкурентоспособных предприятий создавались конкурентоспособные ларьки, не лучший. "Политическая воля есть, однако необходимы еще и технологические решения, как сделать процесс вливания денег в экономику эффективным", - говорит он. По мнению его коллеги, председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, нужно возродить конкуренцию. "Сегодня концентрация собственности в руках государства столь велика, что вам и не снилось, - говорит он. - Имущества, годного к гражданскому обороту, в приличных странах у государства не более 25%, у нас - 75%. Я имею в виду земли, леса, а не только акции. О конкуренции говорить не приходится. Как и о рынках". Система госрегулирования в России, по его мнению, претерпела родовую травму: в начале 1990-х, когда у нас не было никаких финансовых рынков, нескольким ведомствам было поручено отстроить регулирование. "И что же получилось? Правительство до сих пор пишет, что ипотека - это инструмент жилищной политики, а пенсионная система - социальной, хотя во всем мире это финансовые инструменты".

Директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко считает, что правительству в борьбе с кризисом не хватает аккуратного и неполитического анализа ситуации, только в процессе которого может быть выработан системный подход.


К 2013 году объем продаж нетбуков вырастет в пять раз

Согласно прогнозам аналитической компании Semico, в 2013 году продажи нетбуков будут в пять раз превышать прошлогодние показатели.

По статистике Semico, в прошлом году по всему миру было реализовано приблизительно 12,5 млн мини-компьютеров. А в 2013-м, как ожидается, поставки нетбуков вырастут до 59 млн единиц. При этом на долю подобных устройств будет приходиться около 22% от общего объема продаж портативных компьютеров.

Сейчас приблизительно в 90% всех выпускаемых нетбуков используются процессоры Intel Atom и операционная система Windows ХР. Компания Semico отмечает, что в ближайшие годы ситуация несколько изменится: все большее количество мини-лэптопов будет оснащаться чипами разработки VIA Technologies, а также ARM-процессорами. Конкуренцию Windows составят операционные системы на основе ядра Linux - к примеру, Google Android и Moblin.

По данным DisplaySearch, в первом квартале текущего года по всему миру было продано 5,9 млн нетбуков. 45% от всех мини-компьютеров поставлено в регион EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка), еще 26% - в Северную Америку.


AMD не будет воевать с NVIDIA

В AMD заявляют об отказе участвовать в ценовой войне с NVIDIA.

По мнению руководства компании, OEM-производители будут использовать продукты AMD, не взирая на ценовую политику, проводимую NVIDIA. AMD не заинтересована в увеличении рыночной доли путем снижения цен на свою продукцию, поскольку в этом случае неизбежны убытки. Такое заявление сделал Рик Бергман, старший вице-президент компании.

AMD имеет сильные позиции в бюджетном сегменте. По словам Бергмана, графические чипы Radeon очень востребованы OEM-производителями. "Если вы зайдете на веб-сайты таких компаний, как Dell, HP или Acer, то увидите большое количество продуктов начального уровня с видеокартами ATI", - говорит Бергман. Посему AMD нет необходимости искусственно снижать цены на свои графические решения.

На вопрос о Larrabee, грядущем процессоре Intel, представитель AMD ответил уклончиво, сказав, что пока не знает, что это. Однако Бергман не исключает, что данная разработка может вызвать большой резонанс на рынке.



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное