Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о выборах президента Беларуси


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Выпуск №3

 

 

ВСЕ О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА БЕЛАРУСИ

Выпуск 3

 

 

 

 

НОВОСТИ____________

 

Рада требует единого

Лидер БНФ «Адраджэньне» Винцук Вячорка от имени Консультативной рады демократических сил заявил, что Рада не намерена поддерживать одновременно пятерых претендентов на пост главы государства. По его словам, сбор подписей и другая предвыборная работа будут вестись в пользу только одного кандидата в президенты, остальным придется занять место в команде фаворита. В случае, если такое решение действительно будет принято Радой, объединение может прекратить свое существование.

Напомним, что о совместной борьбе за президентское кресло заявили Павел Козловский, Семен Домаш, Владимир Гончарик, Сергей Калякин и Михаил Чигирь. На что региональные лидеры, входящие в состав совета КРДС, заявили: «Нам не нужна пятерка!» Регионалы требуют определиться с пресловутым единым и угрожают бойкотировать работу по сбору подписей. Упомянутое заявление пришлось как нельзя кстати. Лидеры политических партий требуют от четверых претендентов на президентское кресло назвать наконец самого достойного (от четверых, поскольку коммуниста Калякина демсилы, входящие в Раду, никогда и не поддерживали). Естественно, в сложившейся ситуации каждому субъекту Рады необходимо определиться, на кого ставить. Сделать это предписано до следующего заседания КРДС, которое пройдет уже через неделю. Тогда же планируется специальным решением закрепить намерение костяка Рады не поддерживать «коалицию пяти».

 

 

 

 

Старая номенклатура выдвинет Лукашенко

Делегаты второго Всебелорусского собрания не только "выдвинут" Александра Лукашенко в качестве кандидата на президентские выборы, но и как "большинство" населения республики поддержат в ходе предстоящей избирательной кампании. Об этом заявил "Интерфаксу" во вторник председатель комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Анатолий Малофеев.

По его словам, ныне действующий глава государства заслуживает этого, так как "верой и правдой он служит своему народу". Нынешнее Всебелорусское собрание проводится в канун "сложнейшей" политической кампании - президентских выборов, которые станут "непростым испытанием на зрелость нашего общества и государства", - сказал А.Малофеев. Он считает "важным" то, что на собрание народных представителей выносятся и будут рассмотрены "крупные вопросы" социально-экономического развития республики на ближайшие пять лет. Глава парламентской комиссии напомнил, что первое Всебелорусское собрание проходило накануне референдума 1996 года и внесло "здоровый конструктивизм" в стабилизацию обстановки в стране.

 

 

 

 

Их станет шестеро?

В скором времени пятерка кандидатов в президенты, подписавших обращение о совместных действиях в ходе избирательной кампании, может стать шестеркой. Говорят, к ним намерена присоединиться жена Геннадия Карпенко — Людмила Карпенко.

В настоящее время под обращением подписались Михаил Чигирь, Сергей Калякин, Семен Домаш, Владимир Гончарик и Павел Козловский. Однако, как известно, этими именами перечень претендентов на президентский пост далеко не исчерпывается. К примеру, политсовет ОГП вполне открыто обсуждает возможность участия в предстоящих выборах одного из руководителей партии — Александра Добровольского. В разное время возникали слухи о возможном выдвижении кандидатур руководителя сельскохозяйственных профсоюзов Александра Ярошука, профсоюзного лидера Сергея Антончика.

Кандидатура Людмилы Карпенко серьезно пока не обсуждалась. Однако на этой неделе предложение обсудить возможность ее участия в выборах поступило к одному из кандидатов, подписавших обращение. Если кандидаты от оппозиции будут и дальше размножаться с такой скоростью, они смогут победить Лукашенко одним только количеством.

 

 

РЕПОРТАЖ____________

 

Депутаты уже выбирают

пока не президента, а проект постановления о его выборах

Сегодня на рассмотрение Палаты представителей вносится вопрос о назначении даты президентских выборов. С этой инициативой выступила депутат парламента Ольга Абрамова. Вчера вопрос рассматривался на заседании Совета Палаты представителей и вызвал довольно жаркую дискуссию. Из-за большого количества предложений по данному вопросу его рассмотрение было даже перенесено.

Инициатива скорейшего рассмотрения этого вопроса принадлежит (как ни странно) не депутату, а бывшему вице-премьеру Леониду Синицыну. Им же был разработан и представлен парламентариям первый проект, регламентирующий проведение президентских выборов и определяющий их дату. В дальнейшем дискуссии в парламенте по поводу выборов разворачивались вокруг этого постановления. Впрочем, депутаты не захотели отдавать инициативу в таком важном деле человеку постороннему. В парламенте для разработки постановления о выборах была создана специальная рабочая группа во главе с депутатом Михаилом Сосонко. Не удовлетворившись итогами ее работы, собственные проекты постановления по этому вопросу подготовили депутаты Ольга Абрамова и Иван Пашкевич.

По словам Ивана Пашкевича, официальный проект постановления его абсолютно не устраивает. «Он не обеспечивает нормального избрания нормального председателя колхоза, не говоря уже о выборах президента. Из 11 пунктов этого проекта содержательными можно назвать только два», — считает депутат. В одном из этих пунктов предлагается провести выборы 9 сентября, в другом предусматривается создание специальной рабочей группы из 19 депутатов парламента для контроля над проведением выборов. Все остальные пункты официального проекта постановления, по мнению Ивана Пашкевича, во многом носят декларативный характер.

Собственный проект Пашкевича базируется на проекте постановления, предложенного Леонидом Синицыным. В частности, Пашкевич предлагает в обязательном порядке предупреждать государственных служащих об уголовной ответственности за вмешательство в ход выборов. Всем кандидатам, в том числе и Александру Лукашенко, на время выборов рекомендуется уйти в отпуск. Кроме того, белорусский президент должен приступить к переговорам с политическими партиями при посредничестве ОБСЕ. Выборы предполагается провести в один день, отменив досрочное голосование. Причем Иван Пашкевич считает, что их было бы целесообразно провести не 9, а 23 сентября, что, по его мнению, обеспечит более высокую явку избирателей.

Впрочем, подготовить свой проект постановления в срок Иван Пашкевич не успел, опоздав с представлением документа всего на несколько часов. В результате во вторник на рассмотрение Совета Палаты представителей было вынесено только два проекта — специальной парламентской группы и депутата Ольги Абрамовой. Оба проекта распространили среди депутатов накануне заседания Совета Палаты представителей. Ссылаясь на то, что времени на знакомство с ними было недостаточно, он не включил вопрос о проведении выборов президента в повестку дня. По мнению некоторых депутатов, рабочая группа по подготовке проекта постановления сознательно тянет время, чтобы перенести назначение выборов на максимально поздний срок. Тогда парламенту ничего не останется, кроме как назначить выборы на 23 сентября. Тем не менее Ольга Абрамова настояла на рассмотрении данного вопроса, и оно получилось довольно бурным.

Сегодня депутатам предстоит рассмотреть проект постановления о назначении выборов в ходе пленарного заседания. Сама Ольга Абрамова довольно скептически относится к перспективам принятия подготовленного ею постановления. По ее словам, хорошим результатом будет, если этот проект поддержат хотя бы 20 депутатов. Однако Абрамова считает, что внести этот проект на рассмотрение парламента все равно необходимо, поскольку таким образом можно выявить четкую позицию депутатов по поводу предстоящих президентских выборов.

Хотя может так случиться, что от мнения депутатов ничего не будет зависеть. 18 мая в Минске пройдет II Всебелорусский съезд. Не исключено, что в ходе этого мероприятия делегаты съезда «попросят» президента не тратить деньги на выборы, поскольку в его победе сомнений все равно нет. И, может быть, Лукашенко с этой просьбой согласится и вместо выборов проведет какой-нибудь референдум о продлении своих полномочий. У нас ведь та еще демократия!

 

 

 

 

ИНТЕРВЬЮ____________

 

Грыгоры Яўл╕нск╕:

"У выбары беларускага кандыдата Крамлю памагатыя не патрэбны"

Л╕дэр расейскага "Яблока" Грыгоры Яўл╕нск╕ не выключае, што Крэмль пажадае замян╕ць Лукашэнку на восеньк╕х выбарах у Беларус╕ - з тым, каб пастав╕ць больш паслухмянага й менш уплывовага пал╕тыка. Л╕дэр расейскай парты╕ ра╕ць беларуск╕м кандыдатам, як╕я шукаюць падтрымк╕ ў Маскве, больш разьл╕чваць на свае с╕лы.

- Ц╕ можа Аляксандар Лукашэнка разьл╕чваць на падтрымку Крамля ў часе прэзыдэнцк╕х выбараў?

- Ня ведаю. Цалкам магчыма, што падбяруць каго-небудзь ╕ншага. Я мяркую, што Пуц╕н можа пажадаць каго-небудзь ╕ншага. Думаю, што спробы замян╕ць Лукашэнку цалкам верагодныя. ╤ такое можа здарыцца.

- Як╕я ў Крамля будуць крытэры адбору?

- Паслухмянасьць, ляяльнасьць. Можа быць, меншая ўплывовасьць.

- Вы мяркуеце, што Лукашэнка недастаткова паслухмяны ?

- Ён вельм╕ ўплывовы, ╕ можа раптам пажадаць быць самастойным. А гэта н╕кога ў Крамл╕ не здавальняе. Ну, раптам. Гэта, натуральна, не азначае, што ён стане дэмакратам, альбо л╕бэралам. Не. Але цалкам верагодна, што пасьля выбараў ён пажадае стаць самастойным. Бо ён сапраўды мае аўтарытэт, ён сапраўды мае ў Беларус╕ падтрымку. Мяркую, што ў яго падтрымка большая, чым ус╕х астатн╕х. У тым л╕ку, тых кандыдатаў, як╕я шукаюць падтрымк╕ ў Маскве.

- Ц╕ ёсьць у тых кандыдатаў, як╕я аб'яднал╕ся ў пяцёрку, магчымасьць займець падтрымку "Яблока"?

- Так. Магчыма, што мы падтрымаем кагосьц╕ з гэтых кандыдатаў. Кал╕ яны сапраўды будуць дэмакратычна арыентаваныя. Мы вывучаем гэтае пытаньне. Сустрэчы, як╕я адбывал╕ся ў Маскве, ╕ был╕ прысьвечаны гэтай праблематыцы. Аднак пакуль мы н╕кому не сказал╕ "Так". Мы вывучаем ╕ праграмы, ╕ пазыцы╕, ╕ пал╕тычныя б╕яграф╕╕ гэтых людзей.

- Беларуск╕я кандыдаты пакуль шукаюць падтрымку ў правых с╕лаў расейскага пал╕тычнага спэктру. Як╕я ў расейск╕х правых ёсьць рычаг╕ ўплыву (кал╕ яны ўвогуле ёсьць) на мэхан╕зм прыняцьця рашэньня ў Крамл╕?

- Вы ведаеце, што Саюз Правых С╕лаў (СПС) - вельм╕ бл╕зкая да Крамля партыя. Яны маюць магчымасьць наладз╕ць адпаведныя кансультацы╕, у тым л╕ку, з выхадам беларуск╕х кандыдатаў на Крэмль. Аднак я мяркую, што Крамлю такая дапамога й пасярэдн╕цтва расейск╕х правых ня патрэбныя. Крэмль сам вырашыць гэтыя пытаньн╕. Што да "Яблока", то ў нас асабл╕вая пазыцыя. Мы зьяўляемся незалежнай дэмакратычнай партыяй. ╤ наш выбар кандыдата дыктуецца ня тольк╕ прынцыпам╕, падыходам╕, але таксама пал╕тычнай рэальнасьцю, якая складаецца ў Беларус╕.

- А накольк╕ ўвогуле расейск╕я пал╕тык╕ зац╕каўленыя ў вын╕ках беларуск╕х выбараў? На як╕м месцы для Вас ста╕ць гэтая праблема?

- Я стаўлюся да Беларус╕ як да самастойнай сувэрэннай дзяржавы. Адначасова л╕чу гэтую дзяржаву, людзей, як╕я там жывуць, вельм╕ бл╕зк╕м╕ да маёй г╕сторы╕, маёй сям'╕, майго жыцьця. Я прытрымл╕ваюся гэткага погляду: кал╕ беларусы - мае браты, то ў ╕х ня трэба адб╕раць пашпарт. ╤ншым╕ словам╕: ня трэба ╕х пазбаўляць незалежнасьц╕ й дзяржаўнасьц╕. Ня трэба беларусаў прын╕жаць. Я не прых╕льн╕к ╕дэ╕ аншлюсу. У гэтым кантэксце мне хацелася б, каб Беларусь была самастойнай кра╕най, якая магла б вырашаць свае чарнобыльск╕я праблемы. Каб Беларусь пачувала сябе эўрапейскай кра╕най. Я зь вел╕чэзнай павагай стаўлюся да беларусаў. Беларусаў я ведаю. Я сам вырас на заходняй Укра╕не. Я вельм╕ часта бываў у Беларус╕. Шмат бываў у Берасьц╕. Я кажу пра беларусаў самыя добрыя словы, зыходзячы са свайго жыцьцёвага досьведу. ╤ натуральна: мы як партыя зац╕каўлены ў стаб╕льным, сяброўск╕м, дэмакратычным, адкрытым рэжыме ў Беларус╕.

- Апошн╕я крок╕ Пуц╕на сьведчаць пра тое, што Крэмль распачынае так званы "плян зьб╕раньня былых савецк╕х рэспубл╕к". Накольк╕ тут можа быць карыснай мадэль ╕нтэграцы╕, прапанаваная ў свой час Лукашэнкам?

- Беларуская мадэль ╕нтэграцы╕ - гэта адсутнасьць усялякай мадэл╕. Н╕якай сутнаснай ╕нтэграцы╕ не было. У свой час мы падрыхтавал╕ праект эканам╕чнай дамовы, нак╕раванай нам╕ Лукашэнку й Ельцыну. ╤ я па-ранейшаму цяпер л╕чу, што трэба было пачынаць не з пал╕тычных бессэнсоўных надбудоваў, але з эканам╕чных стасункаў ╕ сувязяў. Гэта натуральна запатрабавала б актыўнага разьв╕цьця рынкавых рэформаў у Беларус╕.

- Крамлю апошн╕я гады даводз╕цца выступаць у ня вельм╕ прыемнай рол╕ адваката Лукашэнк╕ на Захадзе. На кольк╕ эфэктыўным можа быць ц╕ск на Крэмль праз Захад - з тым, каб на пэрыяд беларуск╕х выбараў Масква заняла хаця б нэўтральную пазыцыю?

- Я ня думаю, што гэта магчыма. Пра як╕ ц╕ск Вы ўвогуле гаворыце? Усе прыяжджаюць да нас п╕ць п╕ва, хадз╕ць у тэатар за тры тыдн╕ да выбараў, сустракаць Каляды. Пра якую пазыцыю Захаду вы гаворыце? Новая Адм╕н╕страцыя Белага Дому будзе дамаўляцца з Крамлём -. гэта ўжо бачна. Будуць раб╕ць усё разам. Я ня думаю, што Захад для вас - ╕стотны чыньн╕к.

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ____________

 

Коэффициент страха

Лаборатория аксиометрических исследований «НОВАК» презентовала очередной мониторинг, отражающий отношение граждан нашей страны к происходящим политическим и экономическим процессам.

Главный «бомбовый» вывод — удалось вычислить коэффициент страха. В этот раз лаборатория проводила два параллельных исследования, метод сбора информации в которых был различен. Если обычно «НОВАК» проводит face to face интервью, то теперь в параллельном исследовании анкеты заполнялись раздаточным методом. То есть интервьюер не находился рядом с интервьюируемым, а приносил анкету и на следующий день забирал ее заполненной. Таким образом, респондента меньше смущал факт присутствия интервьюера, и, например, персональный рейтинг Лукашенко (при ответе на вопрос «Если бы в ближайшее время состоялись новые выборы президента Беларуси, кого бы Вы поддержали в первую очередь?») с 40,8% по методу face to face (данные в целом по стране) снижался до 34%. Примерно такая же разбежка в цифрах получилась и при ответах на другие вопросы. Таким образом, измеренный по этой методике коэффициент страха равен примерно 6%. Такова величина этого самого коэффициента страха, или, говоря более дипломатически, коэффициента социальной желательности, искомая дельта, о которой все время вспоминают, когда описывают специфику опросов в нынешней Беларуси. Думается, на самом деле он еще больше, так как часть людей обычно бывает неискренна даже при отсутствии интервьюера.

При ответе на вопрос «Как вы думаете, за какого потенциального кандидата в президенты проголосует большинство избирателей РБ на президентских выборах 2001 года?» различия, полученные при сравнении ответов респондентов «лицом к лицу» и при заполнении анкет, вообще поражают: с 60,3%, уверенных в победе действующего президента при получении «вопроса в лоб», это число сокращается наполовину (30%), когда интервьюируемый отвечает на письменный вопрос анкеты.

Обращает на себя внимание и еще одна коллизия. Она становится очевидной, если сравнить результаты персонального рейтинга политиков и ответы на вопрос о необходимости изменения политической ситуации в стране. Около 40% опрошенных по стране и около 30% в Минске собираются поддержать нынешнего президента на грядущих выборах, рейтинг же остальных политиков в сравнении с президентским крайне низок, а в большинстве случаев стремится к нулю. В то же время при ответе на вопрос о том, необходимо ли изменение белорусской политической системы, около 45% респондентов ответили, что они желают перемен в той или иной степени, более 30% уверены в необходимости радикальных изменений существующей в Беларуси политической системы. Так что вопрос о популярном альтернативном кандидате в президенты с повестки дня не снимается.

Материал подготовлен по результатам опроса общественного мнения, проведенного по методу face to face в период с 9 по 18 апреля 2001 года лабораторией аксиометрических исследований «НОВАК» Андрея Вардомацкого. Репрезентативная выборка: 2193 человека — по стране, 357 — по Минску.

За интерпретацию цифрового материала лаборатория «НОВАК» ответственности не несет.

Если бы в ближайшее время состоялись новые выборы президента Республики Беларусь, кого бы вы поддержали в первую очередь? А за какого потенциального кандидата в президенты вы ни в коем случае не стали бы голосовать?

Беларусь, % Минск, % .

За против за против

Второй опрос
Лукашенко 40,8 26,2 27,9 27,3

Чигирь 3,4 5,1 3,5 2,9

Домаш 2,8 0,6 1,2 0,4

Шушкевич 1,9 6,3 1,3 4,4

Машерова 1,7 0,0 1,4 0,0

Ермошин 1,2 0,2 1,6 0,8

Позняк 1,2 14,2 2,1 11,0

Лебедько 0,8 0,5 0,2 1,5

Статкевич 0,7 0,5 1,3 0,0

Гайдукевич 0,7 0,6 0,7 0,3

Гончарик 0,4 0,3 0,3 0,0

Полевикова 0,4 0,0 – –

Вячорка 0,2 1,5 0,2 1,1

Козловский 0,2 0,2 0,2 0,0

Богданкевич 0,1 0,1 0,5 0,0

Мясникович 0,1 0,1 0,5 0,3

Чикин 0,1 0,2 – –

Абрамова 0,0 0,0 0,3 0,0

Линг 0,0 0,0 0,0 0,2

Калякин 0,0 0,4 0,0 0,2

Кебич 0,0 0,2 0,0 0,6

Шарецкий 0,0 0,2 – –

Другие 0,3 1,2 0,5 2,4

Никого 4,0 1,3 5,8 3,2

Затрудняюсь 27,1 25,4 40,4 31,9

Нет ответа 11,5 14,5 10,2 11,4
Как вы думаете, за какого

потенциального

кандидата в президенты проголосует

большинство избирателей РБ на

президентских

выборах 2001 года?

Беларусь, % Минск, %


Лукашенко 60,3 58,5

Домаш 1,3 –

Чигирь 1,1 0,6

Машерова 0,6 0,8

Шушкевич 0,5 0,8

Ермошин 0,5 –

Гончарик 0,2 –

Позняк 0,1 0,2

Полевикова 0,1 –

Гайдукевич 0,1 –

Козловский 0,0 –

Лебедько 0,0 –

Другие 0,2 0,3

Никого 0,4 –

Затрудняюсь 25,6 30,6

Нет ответа 8,8 8,1

 

 

 

 

АНАЛИТИКА____________

 

Сумеет ли Лукашенко победить белорусский "третий сектор"?

   Белорусский президент откровенно боится, что Запад через систему целевых гуманитарных грантов в канун президентских выборов "перекупит" местное общественное мнение и тем самым спровоцирует резкий рост в стране протестных настроений.

После некоторого информационного затишья А.Г. с еще большим азартом принялся "разоблачать" иностранные миссии (посольства, КНГ ОБСЕ), через которые иностранные спецслужбы якобы насыщают белорусский третий сектор "политическими" деньгами. Очевидный, по мнению Лукашенко, вывод: Запад просто хочет "купить" белорусское президентское кресло для своего ставленника. Себя же Лукашенко неистово считает абсолютно законным кандидатом, который имеет народную поддержку и опирается сугубо на народные деньги.
   Рассуждая подобным образом, А.Г. искренне полагает, что любой доллар, который поступает в Беларусь извне (прежде всего по линии европейских и американских филантропических сообществ) и в обход государства, так или иначе направляется на подрыв устоев его управленческой иерархии. Он категорически отказывается понимать, что любое гуманитарное финансирование со стороны Запада предполагает добровольное финансирование тех секторов социальной жизни, которые само государство по разным причинам игнорирует. Непонимание президентом роли "третьего сектора" проистекает из его желания оградить Беларусь от любого внешнего влияния, в т.ч. информационного и просветительского, а также ограничить любые контакты местного населения с иностранным общественным мнением.
   НЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НГО
   Можно ли в рамках проектов НГО ("третий сектор") финансировать подготовку и проведение широкомасштабной политической революции, предусматривающей кардинальное перераспределение властных полномочий? Иностранные гуманитарные фонды не финансируют революционные проекты, предполагающие политический радикализм. Максимум, на что готовы пойти западные инвесторы, когда речь заходит о политике, так это на финансирование демократических процедур, которые позволяют провести прозрачные выборы.
   Деятельность местных жителей в рамках организаций НГО - это возможность развивать свои коммуникации в обход государственной бюрократии. Разумеется, как только граждане начинают чувствовать, что коммуникативные потребности можно удовлетворять и без участия государства и что это гораздо эффективнее, сразу же начинает падать авторитет государства как единственного посредника в жизни социума. Может ли подобное понравиться авторитарному лидеру?
   Откровенно опасаясь возможного перетока "гуманитарного финансирования" в политическое русло, Лукашенко инициировал появление декрета N8. Однако у страха, как известно, глаза велики: А.Г. предпринял очередную информационную атаку на институт международных наблюдателей за выборной процедурой, а также на систему их подготовки, которая финансируется иностранными фондами. На минувшей неделе Лукашенко в очередной раз обвинил западные миссии в том, что через систему целевого финансирования гуманитарных и просветительских программ они на самом деле якобы финансируют местные "революционные отряды". Так ли это на самом деле? И можно ли через перераспределение тех немногочисленных грантов, которые Запад действительно выделяет белорусскому "третьему сектору", организовать эффектную внутреннюю революцию?
   Конечно, нет. Гуманитарное и политическое финансирование разнятся принципиально. Первое преследует сугубо просветительские, развивающие цели, выделяется через устоявшиеся прозрачные схемы, имеет небольшой размер и используется исключительно в "третьем секторе". Политическое же финансирование предполагает совершенно иные схемы выделения и объемы. Кроме того, любое политическое финансирование неизменно имеет конкретного теневого оператора-посредника, который должен насыщать деньгами местную консолидированную политическую структуру. Пока подобная схема в Беларуси не действует: слишком много автономных инициативных центров в оппозиции, располагающих своими бюджетами небольшого размера.
   Тем не менее из-за острейшего дефицита информации Лукашенко всерьез опасается того, что оппозиция уже собрала приличный бюджет для ведения мощной избирательной кампании. Все-таки не напрасно мы как-то упоминали, что белорусские спецслужбы сегодня не в состоянии собирать качественную кулуарную информацию, но они оказались весьма способными по части организации "конкурсов топтунов". Впрочем, если А.Г. хочет верить в консолидацию ресурсов местной оппозиции, не стоит его разочаровывать.
   ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
   Самый злободневный на сегодня вопрос: хватит ли оппозиции денег, чтобы перекрыть влияние Лукашенко на местном рынке, и откуда она может эти деньги получить. Еще один вопрос: сумеет ли сам Лукашенко найти достаточно денег, чтобы на корню скупить местное общественное мнение.
   Финансирование избирательных кампаний - всегда тайна за семью печатями. Но не в нашем случае. Как известно, от насыщенности ресурсами той или иной избирательной кампании зависят технологическая сложность выборных мероприятий, широта и глубина пропагандистского охвата потенциальных избирателей, возможность использования наиболее опытных отраслевых PR-спецалистов.
   Обычно избирательные бюджеты потенциальных кандидатов на высокие выборные должности не разглашаются. Однако понятно, что заявленное публично финансирование явно не соответствует реальным затратам на ведение кампании. Тем более что того финансирования, которое предусматривается белорусским выборным законодательством, вряд ли хватит даже на организацию кампании по сбору подписей за выдвижение кандидатом.
   В Беларуси сложилась очень простая предвыборная конструкция. Абстрагируясь от личных амбиций некоторых потенциальных демократических кандидатов, можно прогнозировать, что на президентских выборах будет иметь место классическая дихотомическая ситуация политического противостояния. С одной стороны - авторитарный кандидат, роль которого исполняет Лукашенко. С другой - единый демократический кандидат. Поэтому речь приходится вести не о финансировании реальных избирательных кампаний равновеликих игроков, а о финансировании противостояния официального Минска и оппозиции как инициативного субъекта.
   Очевидно, что, несмотря на возможность использования административного ресурса и бесконтрольный доступ к бюджетным средствам, Лукашенко испытывает сегодня острейший финансовый голод. А.Г. так и не сумел предложить разным социальным группам сколько-нибудь внятной концепции собственного госстроительства, и поэтому единственное, чем он может добиться расположения в рядах той же номенклатуры, - прямой подкуп. Но для массированного подкупа лидеров мнений в разных социальных группах бюджетных денег явно недостаточно. По существу можно говорить о том, что выиграть выборы Лукашенко может только при соблюдении нескольких условий (см. на этой полосе).
   ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ
   При определенных условиях президентские выборы в Беларуси могут перерасти в тотальное перерас-пределение властных полномочий. В этом случае ближайшее окружение Лукашенко лишится абсолютной административной власти и резко потеряет в собственной политической, финансовой и социальной значимости. Попросту говоря, окружение А.Г. мгновенно выпадет из элитных социальных слоев. Тяжелый удар по самолюбию. Понимание этого вынуждает официальный Минск рассматривать любые возможности для пролонгации власти. И вопрос уже не в том, чтобы сохранить хотя бы внешний демократический декор. Нужно в принципе выиграть выборы, не обращая внимания на общественное мнение. Одно из приоритетных направлений президентского поиска - определение путей для резкого ограничения ресурсных возможностей любых потенциальных оппонентов. При этом Лукашенко абсолютно все равно, откуда оппозиция получит деньги. Главное для него - смоделировать безресурсные выборы для всех прочих кандидатов. Отсюда и перманентное обвинение иностранных миссий и КНГ ОБСЕ.
   Но скорее это пропагандистский трюк, рассчитанный на забитых жителей отдаленных деревень. На самом деле финансирование через систему грантов прогрессивных шагов в различных областях человеческой деятельности - широкая международная практика. Запад не видит смысла вмешиваться во внутренние дела Беларуси. По крайней мере, пока здесь не стреляют.
   В Беларуси есть выборные органы власти. Однако Запад пытается содействовать развитию в постсоветских республиках гражданского общества как гарантию от восстановления тоталитарных тенденций. Правда, демократические традиции пока у нас не очень прижились. Но это еще не повод для иностранной революционной атаки на госустройство, о чем заявляет Лукашенко.
   Но может ли столь массированная атака на общественное мнение способствовать падению авторитета белорусской оппозиции? Скорее всего, общественность равнодушно относится к подобным обвинениям - в силу непонимания их природы.
   В Беларуси своя специфика. Белорусские "грантовские" программы сосредоточились сегодня на формировании в республике действительно гражданского общества. Просвещение, этническое выживание, права человека, демократические процедуры - именно эти программы доминируют сегодня в стране. С другой стороны, только своевременное вмешательство западных фондов позволило развивать в Беларуси такие направления как радиационная медицина, Интернет, компьютерное и информационное оснащение библиотек и т.д.
   Получается, что, поднимая вопрос о западном финансировании через систему грантов перспективных научных и познавательных проектов, официальный Минск преднамеренно лишает Беларусь возможности использования дешевых финансовых ресурсов и динамичного развития. По сути власть намерена всячески поощрять ухудшение наших контактов с прочими государствами, хотя государство не в состоянии в полном объеме финансировать фундаментальную и теоретиче-скую науку. Хотим ли мы оказаться на задворках человеческой мысли? Грант - это не попытка задешево купить чужие мозги. Это способ установления оптимального финансового режима для перспективных ученых и общественных деятелей.
   Тем не менее власти настаивают на очевидной нелепости: дескать, западные гуманитарные фонды щедро финансируют оппозиционные партии и отдельных политиков. Более того, официальный Минск считает, что именно западные гуманитарные фонды раздувают проблему нелегитимности белорусского президента. Что ж, это неплохой козырь для внутреннего использования. Ведь одно дело, когда общественности рисуется картина противостояния режима и нескольких сот тысяч членов белорусского демократического движения. И совсем другое дело - противостояние Лукашенко сотоварищи и мощной западноевропейской и американской шпионской машин, пытающихся через неполитические фонды "купить" правительство.
   Однако официальная пропаганда стыдливо обходит молчанием некоторые нюансы сегодняшнего финансового статуса Беларуси. Во-первых, бюджет президента, состоящий из возможных процентных отчислений от транзитных, сырьевых сделок, сделок по конвертации валют, на порядок выше совокупного бюджета гуманитарных грантов, выделенных белорусским неправительственным организациям. Но Лукашенко был бы куда более спокоен, если бы и гуманитарные гранты поступали в Беларусь исключительно через специальный департамент его администрации.
   Во-вторых, далеко не все западные гуманитарные фонды вообще разбираются в локальных политических процессах. Они вне политики. Их мало интересует противостояние Лукашенко и, скажем, БНФ. Эти фонды интересует прежде всего "унификация" современной цивилизации - экология, средства коммуникации, всемирная web-сеть, единые образовательные технологии.
   В-третьих, в программах, которые финансируются западными структурами, с белорусской стороны участвует слишком много экспертов, организаторов, рядовых лиц, подчас действительно не очень сильно заинтересованных в коренной ломке нынешнего общественного устройства Беларуси. Лишь небольшая часть западных грантов направлена на совершенствование политических процессов в стране, и то в рамках гласной программы демократизации посттоталитарного общества.
   СРАВНИ И ПОЙ
   Так что никакого заговора против Лукашенко со стороны западных фондов нет и в помине. Гуманитарные фонды работают и в России, и на Украине, и в странах Балтии. Причем гуманитарные бюджеты абсолютно несопоставимы. Беларусь зачастую получает десятую, а то и двадцатую часть от финансирования российских программ. Только фонд Сороса потратил на компьютерное оснащение крупнейших российских библиотек по программе "Библиотечное дело" около $5 млн.
   По некоторым данным, совокупные ежегодные гуманитарные гранты для Беларуси составляет не более $3-4 млн. Это даже меньше объема финансирования фондом Сороса всего одной российской программы - "Библиотечное дело".
   Что касается возможного политического финансирования - все очень просто. Оппозиция вынуждена искать деньги, иначе она останется без ресурсов в борьбе против госмашины Лукашенко. С другой стороны, оппозиция ведет себя честно по отношению к оппонентам. Она уже неоднократно предлагала официальному Минску сесть за стол переговоров и обсудить правила поведения на местном политическом рынке, в т.ч. - финансовом. Ведь только Лукашенко может безболезненно мобилизовать местные ресурсы. Но как только оппозиция начнет искать источники финансирования дома, они сразу попадут под жесткий прессинг...

 

 

 

Будущему президенту не позавидуешь

Проскользнувшие в некоторых СМИ предвыборные обещания «пятерки» оппозиционных кандидатов в президенты довести зарплату до 300 долларов в месяц с экономической точки зрения выглядят вполне реально. Как отмечает директор аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, если бы Беларусь пошла по той схеме развития, которая возникала в 1996–1997 годах, то сейчас минимальная (!) зарплата в нашей стране составляла бы 150 долларов. Кстати, 100-долларовую зарплату мы уже «проходили» в конце 1995 года. Однако сегодня уровень жизни в нашей стране такой, как в Латинской Америке, например, в Колумбии, а структура экономики напоминает алжирскую.

То, что экономика развивается циклично (спад — подъем — спад — подъем и т.д.), знают все. Причем политики во всем цивилизованном мире стараются использовать эту закономерность. Схема проста. Как объяснил г-н Заико, если хорошо «подверстать» политический цикл к экономическому, то президент, которого выбрали на предельном спаде экономической активности, к очередным выборам попадет на пик экономического роста и наверняка победит вторично. Этот цикл имеет место в США, Западной Европе. Оказывается, Лукашенко тоже был избран в период максимального экономического спада (кстати, аналогично получилось избрание российского президента Путина). Однако использовать это преимущество «батька» не стал и «по воле народа» продлил 5-летний политический цикл еще на два года. Тем временем «упрямая» экономика вышла на оптимальную величину количественных показателей к 1998–1999 году. В июне прошлого года началось падение, сужение внутреннего рынка, и власть стала предпринимать попытки оживить экономику, чтобы она выглядела более - менее прилично в канун президентских выборов.

По мнению Леонида Заико, чтобы оживить экономику, можно было избрать два варианта: стимулировать внешние рынки или внутренний спрос. Однако в 2000 году все делалось для решения краткосрочных задач, как говорится — «тушения пожаров». Как считает директор аналитического центра, в 2001 году в нашей стране начинается классический вариант рецессионного сползания вниз. Уже в начале года около 30% белорусских производителей снизили объемы производства, многие потеряли возможность успешно работать на российском рынке, как это было 3–4 года назад. Реальный сектор оказался перед весьма сложными проблемами.

Разумеется, существует много причин, из-за которых большинство белорусов живет сегодня бедно. Одна из них, по мнению г-на Заико, состоит в том, что распределение создаваемого ВВП осуществляется по идеологии субсидарности, то есть льготы предоставляются тем социальным группам, которые наименее активны, наименее перспективны. Это не дает возможности сформировать нормальную структуру доходов, стимульный механизм, который отвечал бы реальному вкладу различных социальных групп в общеэкономическое развитие. Поэтому и от нового президента каждый будет ожидать решения своих проблем.

В последнее время социологические исследования показывают, что у белорусского народа есть некая общая доминанта — ожидание перемен. Но противникам Лукашенко не стоит обольщаться. Как объяснил Леонид Заико, во многих странах с переходной экономикой замечено, что перемен ждет та часть общества, которая не смогла адаптироваться к новым условиям жизни. В то же время тот, кто способен брать на себя ответственность, решать проблемы самостоятельно, не ждет, а действует. В нашей стране, судя по всему, большинство населения бездействует, ожидая, когда проблемы «рассосутся» сами собой. Совершенно очевидно, что расшевелить «болото», заставив его действовать, рисковать и зарабатывать в среднем 300 долларов в месяц, гораздо сложнее, чем предложить ему просто ждать 100-долларовой зарплаты.

Однако сегодня ситуация такова, что какая бы национальная программа ни предлагалась, она должна включать в себя качественное изменение белорусской экономики. Даже если народ к этому не готов. Будущему президенту в этом смысле не позавидуешь.

 

 

© П. Лоскутов.

 

Были использованы материалы

 

© «БДГ»

© «Белорусская газета»

© «Хартыя 97»

© RADIO RACIA

© НОВАК

 

Вверх

Домой


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное