Энциклопедия Святой Земли

  Все выпуски  

Энциклопедия Святой Земли: ГРОБНИЦА ИОСИФА ПРЕКРАСНОГО.




Если верить иудейским преданиям, гробница Святого Иосифа в ранге о святости стоит на четвёртом месте среди памятных мест еврейского народа. У православных об этом месте в Сихеме нет никакой информации. И это наводит на мысль о том, что в православии Иосиф, сын Иакова, не является святым. Но это не так. Как и все 12 сыновей праотца Иакова (Иосиф в их числе) он является официальным канонизированным святым Русской Православной Церкви. Эти сведения вы можете обнаружить в любом православном календаре (приложение с именами святых, на основе которого до недавнего времени родившимся давали имена). Его память празднуется трижды в году: в понедельник Страстной седмицы (без указания имени) и также в Соборах Святых Праотец и Святых отец. Короче, он святой, но его имя не упоминается никогда конкретно, кроме как в общем списке святых. И это печалит и приводит к такому явлению, что православные, приезжающие в паломническую поездку в Сихем к колодцу Самаряныни и не подозревают, что всего в нескольких сотнях метров отсюда находится место захоронения святого праведного праотца Иосифа.

ЭТО БЫЛО

Как же мощи святого «Прекрасного Иосифа» (так он именуется в православии) попали в Сихем? Вспомним, что родные браться продали его в египетское рабство. Там он в «карьерном росте» дошёл до человека № 2 после фараона и спас от голода всю свою семью и тех же самих братьев, переселив их в Египет. Там он и умер и был погребен в мраморном саркофаге. Прошли сотни лет и Моисей вывел еврейский народ из Египта, захватив с собой мощи святого Иосифа, как тот и завещал своим потомкам (погребсти его кости в Земле Обетованнной). Представляем, как в 40-летнем странствии по пустынному Синаю еврейский народ вместе со скинией Завета носил и мощи праведного Иосифа.

Наконец, воины Иисуса Навина вступили в Святую землю и после её завоевания встал вопрос и погребении мощей святого Иосифа.

Вот что написано об этом в самом конце ветхозаветной книги Иисуса Навина, в его завещании народу Еврейскому: «И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем… и предстали пред Господа Бога… И заключил Иисус с народом завет в тот день, и дал ему постановления и закон в Сихеме. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом, который подле святилища Господня… И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым» (Иисус Навин, 24.1,25-26, 32).



Здесь же были похоронены и два сына Иосифа от египтянки Асенефы, которых усыновил сам Иаков - Ефрем и Манассия. Они дали начало двум коленам Израилевым. Получается, что в Сихеме похоронены, как минимум, три родоначальника колен Израилевых.

Новые сведения стали появляться уже во времена христианских паломничеств в Святую Землю. Так, на погребение Иосифа в Сихеме указывал в IY веке историк церкви Евсевий Кесарийский и многие более поздние паломники, как с востока Европы, так и с запада. И так происходило вплоть до XX века, когда к гробу святого Иосифа приходили помолиться не только иудеи и христиане, но и мусульмане.



ЭТО ЕСТЬ

Начиная с 20-х годов XX века становится всё труднее паломничать к этой христианской святыне. Начинается серия вооружённых столкновений мусульман и еврейских переселенцев. К этому же примешался конфликт с местным, доныне здесь живущими самарянами, считающие гробницу своей святыней.

Когда в 1967 году Израиль захватил Западный берег Иордана, мусульманам было запрещено проводить богослужения в святыне и помещение гробницы было постепенно превращено в еврейскую молитвенную комнату. Вот та черта, которая прочно отделила гробницу Иосифа от православных паломников из России. А ведь до падения СССР было ещё далеко. Т есть, когда в девяностые годы русские паломники появились на Святой Земле, им уже не представлялось возможным помолиться у мощей Прекрасного Иосифа. И эта православная святыня исчезла с карты паломничеств в Святую Землю.



Конфликт же между евреями и местными мусульманами Наблуса (так ныне называется древний Сихем) продолжал развиваться и положение остаётся напряжённым до дня сего. За это время нескольким паломникам пришлось распрощаться с жизнью. Когда в 2000 году началась интифада Аль-Аксы, палестинцы захватили, разорили и осквернили гробницу Иосифа, как место поклонения иудеев. К настоящему времени гробница восстановлена Израилем под прикрытием армии и в ней несколько раз в год (по праздникам, связанным с памятью Иосифа Прекрасного) проводятся массовые богослужения (опять же, под прикрытием Армии обороны Израиля). Таким образом, положение остаётся напрядённым и неурегулированным.



ЭТО БУДЕТ

По 2-му Пришествию Христа (со всеми Его святыми) положение в Сихеме, который тогда он уже окончательно станет называться Шхемом, а не Наблусом, изменится коренным образом. Все «иноплеменники» покинут город и в нём поселятся исключительно христиане-евреи из колена Ефремова. Гробница святого Иосифа Прекрасного станет важной еврейской и общемировой христианской святыней со свободным доступом в неё православных паломников и более того: гробница станет частью церковного христианского комплекса, посвящённого праотцам Иосифу, Ефрему и Манассии. Это означает, что будет воздвигнута кафедральная соборная церковь Шхемской епархии с главным престолом в честь праведного праотца Иосифа и боковыми престолами в честь праотцов Ефрема и Манассии.



Откуда для этого возьмутся средства? Так войн на земле больше не будем, «мечи перекуют на орала» и вместо военных целей, шекели потекут в создание широкой паломнической инфраструктуры, которая станет главным источником пополнении казны новой Христианской Святой Земли. Так будет.



Житие Иосифа Прекрасного

Алексей Потупин, 24 СЕНТЯБРЯ (07 октября) 2020.
Портал ПАЛОМНИК


В избранное