Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия Святой Земли

  Все выпуски  

Энциклопедия Святой Земли: Пророк Наум Елкосеянин (Капернаумский)




Святой пророк Наум, - один из двенадцати, так называемых, малых пророков, - происходил из селения, которое позже было названо в его честь. Оно упоминается в Евангелии, как Капернаум (то есть посёлок Наума), находившийся на северном берегу Галилейского озера. После разорения Израильского царства ассирийцами в 722 году до Рождества Христова предки Наума переселились в Иудею, и здесь Наум проходил свое пророческое служение. Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, то есть к 745 - 714 годам до Рождества Христова (после разрушения царства Израильского). О других обстоятельствах жизни пророка ничего определённого неизвестно.

Главное содержание верхозаветной книги Наума есть пророчество о погибели Ниневии, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведёт на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укреплённого города.

В прошлом Ниневия сама послужила в руках Божиих орудием наказания и вразумления еврейского народа, почему Исаия называл Ассирию жезлом гнева Божия, и бичом в руке Его (Исайя, 10:5).

Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как неотвратимое наказание за её беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима на Господа Бога. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию примерно за 200 лет до Наума пророком Ионой; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Иона, 2:2) не было отменено, но лишь на время отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его страшное пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Поводом к пророчеству Наума послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и ассирийский царь с угрозой удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачей, снова соберёт войско, даже больше прежнего, и снова явится, как грозился, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить еврейский народ, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, защитная стена которой будет сильно повреждена гигантским разливом вод, а затем сокровища города будут разграблены завоевателями и истреблены огнём.

Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из неё произошёл умысливший зло против Бога (то есть Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и само разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, через которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут её, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя.

Удивительно красочны строки описания страшного возмездия Господня, сбывающиеся на несчастной Ниневии: "Несётся конница, сверкает меч, и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими - племена" (Наум, 3:3-4).

Как и предсказал пророк Наум, Ниневия после своего разрушения совершенно исчезла с лица земли: "Где теперь, — с изумлением спрашивает пророк, — логовище львов и то пастбище для львят, по которым ходил лев, львицы и львёнок?" (Наум, 2:11). И продолжает: "И не узнаешь места, где они были" (Наум, 3:17). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось само место, где стояла Ниневия и только не так давно оно было обнаружено археологами...

По преданию, пророк Наум умер на 45-м году жизни и был погребён в своём отчем крае. Мощи пророка неизвестны.

Не можем ли мы видеть в образе гордой Ниневии и её окончательном разложении и уничтожении свидетельств духовно падшего современного постхристианского мира и его предстоящего логического конца?



В избранное