Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о Крылатском и крылатских холмах


Информационный Канал Subscribe.Ru


3дравствуйте,товарищи,подписчики,

продолжаем публикацию исторического обзора по Крылатскому по версии Шелудько В.Г. - зав. информационно-библиографическим отделом ахматовской библиотеки в Крылатском..Планируется помещение в рассылке всего материала.Ждите.Комментируйте.Давайте обсудим.Если кто-то может предложить ещё материал на тему районной истории,сведения о событиях прошлого,присылайте на мою электропочту.

Также прошу заглянуть в новости (хроника Крылатского): http://www.krilatskoe.com/cgi-bin/news/wonews.cgi?view=view

ПРЕДЫСТОРИЯ КРЫЛАТСКОГО

( Памятники археологии на Крылатской земле)

Древние земли Крылатского, широко раскинувшиеся по крутому правому берегу Москвы-реки, ценились нашими предками за свою живописность и красоту издавна. Археологи установили, что территория Крылатского освоена человеком еще в V тысячелетии до н.э. Приблизительно с IX-XI вв. здесь начинают появляться славяне. Группы курганов в Крылатском показывают, что в X-XIIIвв. эта территория была заселена вятичами. Места эти первых поселений получили название "стоянок", их краткие описания (паспорта) хранятся в Центре документации Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия. Крылатское расположено на третьей надпойменной террасе, северном отроге Теплостанской возвышенности, 194,4 м над уровнем моря. Крылатское - район, интересный для археологов. Оно известно как место находок эпохи бронзового века - второго тысячелетия до н.э. Это каменные полированные и сверленые топоры, молотки. Один такой ромбический сверленный топор-молоток находится в Государственном историческом музее. В 1941 году между Крылатским и деревней Татаровым был найден клад, состоявший из монет времени Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Лжедмитрия, Василия Шуйского, Михаила Федоровича Романова. Клад был зарыт в первой половине XVII века; хранится он в Музее истории и реконструкции Москвы. Не раскрыло всех тайн Кунцевское городище, находящееся в 300 метрах от Крылатского моста. "Самая важнейшая достопамятность местности, принадлежащая глубокой, незапамятной древности, есть небольшое древнее городище, называемое окрестными поселянами городком, а москвичами проклятым местом" - пишет И. Забелин. На плане Москвы 1804 г. это место называется Татаровским кладбищем. В настоящее время это место сохранило название "Кунцевское городище". Культурный слой городища нашпигован могильными плитами, костями людей и животных, гончарной посудой и бронзовыми женскими украшениями. При раскопках Кунцевского городища в слое середины I тысячелетия н. э. найдены серпы, зернотерки, коса-горбуша, зерна злаков. На основе земледельческого хозяйства складывались и религиозные культы дьяковских племен. О распространении культа солнца как источника жизни свидетельствуют изображения расходящихся лучей на различных предметах. Такая ажурная "солярная" бронзовая бляха, найденная в Кунцевском городище, является великолепным образцом древнего прикладного искусства. Другие археологические находки, глиняные статуэтки, стилизованные символические изображения на предметах из металла, кости, глины - позволяют говорить о распространении культа "великого женского божества" - богини плодородия. В центральной части верхней площадки многослойного Кунцевского городища славянскую основу прорезают остатки христианского храма и связанное с ним большое кладбище, датируются они периодом не позднее XIII-XIVвв. Историограф Иван Забелин свидетельствует: Оставшиеся могильные камни с верхней стороны были украшены резьбою, рисунок которой очень часто встречался на таких же памятниках XVI-XVIIвв. На некоторых была видна стертая запись "Лета 7065-го (1557г.) преставися". Следовательно, кладбище существовало еще в XVI в. Историограф Иван Забелин высказал предположение о том, что первую церковь на кунцевском городище соорудили именно там, где был языческий жертвенник. До половины XVIIв., предполагает И. Забелин, существовала церковь Покрова Богородицы. Построение храма на городище вызвано именно тем, что здесь совершались языческие жертвоприношения, а церковь осветила это место. В пользу этого предположения говорит то, что на месте храма прослежены мощные отложения - сброс угля, золы, обожженной глины, вполне возможно, это следы разрушенного языческого жертвенника. Двадцать веков оставили наслоения на Кунцевском городище, и находки позволяют проследить развитие ремесла и торговли на московской земле. У Кунцевского городища - древнейшей земляной крепости в Москве, где до сих пор вполне отчетливо можно видеть особенности первоначального рельефа, могло быть интересное будущее. Предполагалось сделать его объектом открытого музейного показа с восстановлением части построек и укреплений, с воссозданием утраченных деталей, с экспозицией многочисленных находок. Загадочное "проклятое место" может стать поучительным заповедным музеем, важным археологическим и туристическим объектом, тем более что расположено оно в непосредственной близости от спортивных сооружений Крылатского, привлекающих массу зрителей. Кстати, и в самом Крылатском еще в не столь давние времена - на памяти старшего поколения московских археологов - близ здания школы возвышались славянские курганы. А при строительстве олимпийских дорог на надпойменной террасе в разрезе широкой траншеи удалось археологически "засвидетельствовать" и горизонт напластований древнерусского селища - первоначального села Крылатского, возникшего здесь в XIII веке и получившего столь широкую известность в спортивном мире по красивейшему Гребному каналу, просторному крытому треку, кольцевой олимпийской велотрассе, полной лихих виражей и крутых спусков.

По материалам: Векслер А.Г. Москва в Москве: История в недрах столицы.- М.,1982.- С.182-195; Михалков А. Исторические тайны нашего района /Источник;1997.-N1-С.3 Забелин И. Кунцево и древний Сетунский стан.-М., 1873.

КРЫЛАТСКОЕ - КРЫЛЬЦО ИВАНА ГРОЗНОГО

Это свое село особо любил и выделял из других вотчин Иван Грозный. Здесь отдыхал он после дальних поездок в Можайск, Волоколамск, другие западные владения московские. Царь называл его Крылецким. И впрямь, как на стосаженной высоты крыльце, не раз сиживал он на одном из здешних песчано-меловых холмов, горделиво озирая открывающиеся безбрежные дали родной земли. Ниже по склону холма лепились сельские домики, сады, огороды. Справа за Москвой-рекой, на высоком берегу ее, лежало Воробьево, тоже вотчинное царское село. Прямо, за Татарской поймой, за извивающейся лентой Москвы-реки, за лесами и рощами, таилась в тумане белокаменная. Москва... Где она кончается? Где начинаются села, слободы, пригородки? Сразу и не скажешь. Кругом обселили они столицу. Где-то отделены полями, в другом месте - лесом. А где и прямо цепляются за город нитями своих длинных концов. Да ведь и то: без приселков городу не бывать. Любил Иван Грозный такие уединенные смотрины-раздумья. Сколько мыслей роилось тогда в его голове. Не только хозяйственных, домостроительных, хотя они - в первую очередь, ибо с XV века привыкла Русь смотреть на московского князя как на образцового правителя-хозяина, а на Московское княжество - как на самый благоустроенный удел. Но, беспременно, думалось и о военных делах, как без них встающему на ноги государству? И о только- только зарождавшейся политике... А иногда мысли уходили далеко, в иной, "идеальный мир... как Моисей на свою гору, отдыхать от житейских страхов и огорчений", по выражению известного историка прошлого века В. Ключевского. И страхов, и огорчений хватало. Войны, набеги степняков-крымцев, не раз достигавших стен столицы... Неутомимая и непреклонная, любой ценой, борьба за единство России. Опричнина, пытки, казни... Все было, всем изобиловало его правление. Он был первый из московских государей, из князей-хозяев, который узрел и живо почувствовал в себе, по словам того же В.Ключевского, "царя в настоящем библейском смысле помазанника Божия". Но не хватало еще глазомера, чутья, практического опыта, такта... В любимом Крылецком Грозный тоже оставил свою отметину. То был деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, вставший на холме-"крыльце" прямо над сельским миром в 1554 году, вскоре после торжественного вступления русских в Казань. На освящении присутствовал сам царь, заехавший по пути из Клина. Быть может, даже и пел он в церковном хоре по торжественному случаю, как почти ежедневно после читал и певал в храмах Александровой слободы, ставшей его резиденцией с 1564 года. Смолоду любил государь музыку и хоровое церковное пение, имел и свою станицу (капеллу). Завел в Александрове даже музыкальную школу. Сам писал музыкальные произведения. В 1989 году, уже в наше время, они были изданы фирмой "Мелодия" под названием "Стихиры Ивана Грозного". (Стихиры - значит песнопения вечерни и утрени, прославляющие святых или какие-либо события.) Храм, поставленный Грозным в Крылецком, вряд ли был первым в этом селе, известном по источникам с 1417 года, с духовной грамоты великого князя Московского Василия, сына Дмитрия Донского. "А из сел из московских даю своей княгине, - писал он в ней, - Семцинское село и с Самсоновским лугом, со всем, как было за моей матерью, да сельцо Свиблово на Яузе и с мельницей, да Крылатьское село, что было за татаром". Выходит, спервоначалу селение на холме называлось Крылатьским. И, безусловно, примыкала к нему во владении лежащая севернее деревенька Татарово, известная старинным старообрядческим кладбищем. А вот как звали некогда служившего Москве знатного "татара", ее владельца, увы, неведомо. ...Через девять лет после освящения Рождественского храма в Крылецком, в 1563-м, встречал здесь отца, возвращающегося из литовского похода, второй сын Ивана Васильевича Федор, которому позже и достанется это дорогое отцу селение. Поход государя был на редкость удачным: древний Полоцк снова стал русским. В честь победы на Крылецком холме был устроен пир. Весело ходили по рукам тяжелые кубки. А наутро, когда государь со свитой выехал в Москву, внизу, на поле, к нему подскакал гонец и сообщил о рождении сына Василия. То-то была радость. К сожалению, преждевременная: малютка вскоре скончался... И до, и после Ивана Грозного, столетиями Крылецкое - Крылатское жило-слыло великокняжеским. Лишь на короткий срок потеряло оно свой высокий статус, когда после бездетного Федора Иоанновича перешло к боярам Романовым, хозяйкой вотчины стала инокиня Марфа Ивановна. Но прошло всего несколько лет, и сын Марфы Ивановны Михаил был избран на трон. Крылецкое вновь стало государевым. Уж таков, видно, выпал ему удел. Велико ли было тогда, в XVII веке, село на холме? Перепись 1646 года отметила 18 крестьянских дворов, 24 человека. Немного. Но и то сказать: давно ли кончилась Смута? Не одно Крылецкое - все Подмосковье еще переживало ее последствия. К 1680 году церковь, построенная Иваном Грозным, судя по дошедшему описанию, уже изрядно обветшала. Пожар начала XVIII века окончательно превратил в пепел ее стены и кровлю. В 1687 году на эту свою вотчину обратил внимание юный Петр I. Наименование Крылецкое, судя по всему, ему не понравилось. Он стал называть село, как встарь, Крылатским. В древнем имени чудится что-то очень современное - от нашей эпохи самолетов. Что же вкладывали в название села далекие наши предки?.. ...Я шла от метро "Крылатское" по переулку, обстроенному высотными домами. За ними желтели низкорослые детсадики, школа. Асфальтовая лента дороги бежала ровной неширокой полосой. Все как везде. Но вышла на простор и оказалась... на другой планете. Передо мною, будто отрезанные от остального мира, сгруженные тут и отшлифованные резцом всесильного ваятеля, всюду громоздились горы- холмы с крутыми или покатыми боками, широкие, могучие прожилины, меж ними - впадины, овраги... Все это - вздыбленное, опрокинутое - буйно зеленело травою, кустарником, деревьями. И все древесные вершины, как по чьей-то гениальной задумке, шли в одном направлении - к Москве-реке, словно тянули к желанной влаге свои гигантские зеленые руки-крылья. Не отсюда ли и название Крылатское? Впрочем, это только мое предположение. Кто-то, знаю, видит и полагает иначе. Доподлинный смысл имени села затерялся в веках. На одном из холмов, том самом, крыльце Ивана Грозного, будто парила в голубом майском небе подновленная церковь с золотым крестом. На колокольне еще теснились леса. Которой по счету постройки был этот древний храм? Трудно сказать. Известно лишь, что и Петр I оставил в Крылатском по себе память церковью. 0б освящении ее в делах Патриаршего приказа записано: "В сентябре 1714 года выдан указ по челобитью рождественского попа Ивана Кирилова, велено в том селе Крылатском освятить церковь во имя Рождества Богородицы Большого Успенского собора протопопу Федору с братьею...". Петровская постройка была тоже деревянной. Нынешний каменный храм возведен сравнительно недавно, в 1877 году, - немногим более ста лет назад. Ко времени его рождения в селе, по-прежнему значащемся дворцовым, жило около 240 мужчин и 260 женщин: прирост за два с небольшим века почти в 20 раз. Желтая петляющая тропинка привела меня к церковному двору, пахнущему стройкой. В храме, хоть день был будним, шло крещение. Любопытно таращил глазенки грудничок на руках у папы. За подол маминой юбки держалась девочка лет трех. Будущие православные. Информационный стенд в притворе извещал о занятиях воскресной школы, в которой около полутораста слушателей. Тут же сообщение о посещении церковнослужителями и прихожанами детских домов и больниц, опекаемых храмом. За воротами - информация о выставке местных художников. Словом, жизнь идет своим чередом. И похоже на то, что микрорайону, носящему имя древнего великокняжеского села, вновь выпадает участь высокой резиденции. Став президентом, Б.Н. Ельцин вдруг съехал с прежней московской квартиры на эту окраину. В спецдоме за высоким забором он занимает последний, шестой этаж. В остальных живут его приближенные. Подальше от Кремля - места работы, зато поближе к Раздорам - месту отдыха.

Разумневич Ираида. Столица древняя, родная.- М., 1998.-С.236-242



Продолжение следует

 



Форум: http://www.krilatskoe.com/cgi-bin/Ultra/UltraBoard.cgi,
Web-книга
: http://www.krilatskoe.com/cgi-bin/gbook/guest.pl


Наши партнёры:
Рассылки Subscribe.Ru
Linux для начинающих.


Для желающих помочь материалом:Принимаются фото,ссылки,статьи, рассказы,видео и др.Отличившиеся в этом плане будут отмечены в списке принявших участие в создании сайта.Также присылайте свои истории, как либо связанные с Крылатским: от поездок на велосипеде до поджога мусоропровода.

Ведущий pассылку Булатов Юрий yuri.bulatov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное