Мытищи

  Все выпуски  

Мытищи ИСТОРИЯ МЫТИЩ


ИСТОРИЯ МЫТИЩ

Торговый путь из Яузы в Клязьму

В XII веке путь из Черниговской земли в Ростово-Суздальскую землю шел через Оку, Москву-реку, Яузу и Клязьму. Где-то около Мытищ товары переправлялись в Клязьму и продолжали дальнейший путь. Можно было следовать иначе: выше Коломны в Москву-реку впадает река Нерская, по которой поднимались до ее верховья, а затем переходили в небольшую речку Ушма, впадавшую в Клязьму. В писцовых книгах XVI века говорилось, что в Усть-Мерском стане находилась 'пустошь, что было сельцо Мытищево'. Это свидетельствует о том, что торговую пошлину (мыт) собирали во многих местах, где проходили водные торговые пути. Позже, когда водные и торговые пути стали забрасываться, такие места сбора пошлин получили название 'мытищи', что обозначало, что здесь когда-то взимали мыто. Не случайно таких мест в нашей стране много, а некоторые из них исчезли совсем. Если, например, заглянуть в современную почтово-адресную книгу, то можно обнаружить, что в Ивановской области имеются селения с названиями Мыт и Мытищи, в Ярославской области - Мытниково, в Новгородской - Мытно, в Киевской и Ровенской - селения с одинаковыми названиями Мытница. А вот в бывшем Рузском уезде Московской губернии еще в начале нашего века значилось село Мытинково. Не там ли начинался волок в реку Ламу? Как видим, все перечисленные названия в своей основе имеют корневое слово 'мыт', что обозначало пошлину за провоз товаров. Все это свидетельствует о широкой сети таможенных застав, установленных на всей территории Древнерусского государства. Известный историк, большой знаток средневековья С. Б. Веселовский писал о водном торговом пути из Яузы в Клязьму: 'По р. Яузе поднимались вверх на лодках до того места, где она поворачивает почти под прямым углом на юг и уходит в большое торфяное болото. Здесь в настоящее время находятся Мытищи. От Мытищ шел волок километров семь в Клязьму. Перетащенные по суше лодки спускались в р. Клязьму около существующего ныне селения Горо- дищи. Возле Городища находится Болшево, а на другом берегу Клязьмы, про- тив Болшево, лежит деревня Баскаки.
...Яузский мыт давал хороший доход, и для контроля его поступления здесь был посажен ханский баскак. Память об этом осталась в селении Баскаки.
В XIV в. Яузский путь был заброшен. На р. Яузе в конце XIV в. упоминаются мельницы и мельничные плотины. Когда Яузский путь был заброшен, то... городок стал не нужен и запустел... на месте городка возникло селение Городище'.

Где же проходил волок?

У каждого любознательного человека, интересующегося историей, может возникнуть вопрос: а как перетаскивались лодки из Яузы в Клязьму и в каком все-таки месте? Интересуются этими вопросами и краеведы, стремясь докопаться до истины. Попытаемся и мы ответить на эти вопросы. Волок мог начинаться из речки Работни, которая впадает в Яузу. Поднявшись по ней несколько сот метров вверх, суда с товаром останавливались около оврага справа, следы которого видны до сих пор. Здесь происходила разгрузка товара для его перетаскивания, как пишет С. Б. Веселовский, в Клязьму. В свою очередь, у Клязьмы также располагался овраг. Напрашивается вопрос: не являлись ли они искусственными, образующими подобие гавани для остановки лодок. Если это так, то трасса от одного оврага к другому как раз и являлась местом переброски товаров.

В свое время историк прошлого века И. Е. Забелин высказал предположение о другой трассе волока, и отрицать его полностью тоже нельзя. Он полагал, что в верховьях Яузы, где сейчас находится болото, раньше могло быть большое озеро, из которого и начинался волок в Клязьму. В подтверждение этой версии имеются косвенные доказательства. В документах XV века упоминается гать, проложенная от селения Костино в сторону яузского болота. Слово 'гать' общеславянского происхождения и обозначает 'проход через болото'. Но такой путь переброски товаров мог существовать до появления Переяславской (затем Троицкой) дороги, так как с ее появлением мост на дороге перекрывал путь судам. Так или иначе, но версия Забелина заслуживает внимания. Однако первая версия представляется более правдоподобной, основываясь на следующих документальных данных. В XVI веке около Болшево упоминалась пустошь Лошаково. В свою очередь, у речки Работни находилось небольшое селение под тем же названием. Очевидно, не случайно эти селения с одинаковым названием находились у оврагов, предполагаемых перевалочных пунктов из одной реки в другую. В этих селениях могли находиться лоша-ди, которые были необходимы для переброски товаров. Как известно, слово 'лоша', то есть 'лошадь', на Руси было заимствовано из тюркского языка, с последующим прибавлением суффикса -к, превратившись в слово 'лошак'. Следовательно, от этого слова и произошло название Лошаково. Это были селения, где держали лошадей для переброски товаров из реки в реку. Теперь остается выяснить, каким же образом лодки с товаром перетаски-вали на расстояние в семь километров. Понятие 'тащить' в общеславянском языке обозначалось словом 'волочь'. В старинной литературе имеются рисунки с изображением волока лодок людьми за лямки. Имеются и другие свидетельства, когда лодки перекатывались на бревнах. Но при этом поверхность земли быть ровной, что едва ли можно сделать на большом расстоянии. Имелся и третий способ волока, и он изображен на картине нашего известного художника А. М. Васнецова, которая хранится в Московском областном музее. Способ волока, изображенный на картине, одновременно прост и оригинален.
Его суть состоит в следующем: два колеса, соединенных перекладиной, подводили под лодку по слегам прямо в воде. В зависимости от размера лодки таких колес могло быть и три и четыре пары. Таким образом, лодка с товаром оказывалась погруженной на своеобразную телегу с боковыми упорами, которые удерживали лодку. В телегу впрягались 'лошаки' и тащили поклажу к пункту назначения. Вот так осуществлялся волок в древние времена нашей истории.

Это цитаты из книг "Прошлое земли мытищинской" и "Наше прошлое: далекое и близкое" известного краеведа Князева Юрия Августовича.

В избранное