Об Открытом письме
автобусных перевозчиков Республики Карелия Президенту России
В.В.Путину
09 апреля 2015 г.,
на официальном сайте НП "Карелтранс" (то есть
"Некоммерческого партнерства "Карелтранс" по содействию регулирований отношения
в сфере автомобильного транспорта"),
было опубликовано "Открытое письмо перевозчиков Республики Карелия Президенту
России В.В.Путину". Данное обращение к Главе государства размещено на главной странице этого сайта, а также
продублировано разделе новостей
и в разделе "Проблемы и
решения" ( это место постоянного нахождения этого открытого письма), причем
по двум последним ссылкам возможны комментарии, для написания которых никакая
регистрация не требуется, достаточно лишь указать любой ник.
Точнее говоря,
это - обращение ныне работающих с автовокзала г. Петрозаводска пассажирских
автобусных перевозчиков РК - к Главе Российского государства.
Кроме того, как
указывает НП "Карелтранс" (просьба не путать с ГУП РК "Карелавтотранс", которое
управляет Петрозаводским автовокзалом! - но каким-чудом тоже входит в НП
"Карелтранс" в качестве полноправного участника, хотя (это уже о чуде)
давным-давно позабыло о необходимости платежей членских взносов в это
самое партнерство) - так вот, как указывает НП "Карелтранс" на своем официальном
сайте, "под данным обращением (открытым
письмом к Президенту России) проставлены подписи 14-ти пассажирских
автотранспортных перевозчиков, работающих на пригородных и межмуниципальных
маршрутах Республики Карелия. В партнерстве имеется копия этого обращения, а
оригинал обращения 07 апреля 2015 г. принят
к рассмотрению в Приёмной Президента Российской Федерации по приёму граждан в
Москве Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями
граждан и организаций Администрации Президента Российской
Федерации."
От себя
позволим напомнить, что в настоящее время с Петрозаводского автовокзала
выполняют рейсы около 30-ти перевозчиков, причем четыре из них - перевозчики из
Вологодской области (Вологда, Череповец, Вытегра).
Итак, цитируем
это открытое письмо:
Открытое
письмо перевозчиков Республики Карелия
Президенту
России В. В. Путину.
Уважаемый
Владимир Владимирович!
При
активной поддержке правительства Республики Карелия,
в Республику Карелия «идёт крупный бизнес» из Санкт-Петербурга в том числе и в
транспортную сферу. Мы ничего не имеем против Санкт-Петербурга и его
бизнесменов, нас возмущают их методы «захода» на рынок через республиканскую
исполнительную власть.Исходя
из всего нижеописанного, видно, что рынок автобусных перевозок в Карелии (как и
многие другие сферы экономики Республики) усиленно «зачищается» для крупного
питерского бизнеса, путём выдавливания и уничтожения не только небольших частных
организаций и индивидуальных предпринимателей, платящих ежегодно от 30 тысяч до
1 миллиона рублей налогов в бюджет Карелии каждый, но и уничтожения крупных
государственных предприятий.
В
2013 году фирмы, подконтрольные Санкт-Петербургскому перевозочному
холдингу «Питеравто», на скандально известном конкурсе стали основными
автобусными перевозчиками в г. Петрозаводске – столице нашей Республики Карелия.
В итоге, сейчас в Петрозаводске
эксплуатируется около 60 относительно «свежих» автобусов марки
ПАЗ-3204(2013 года
выпуска), и примерно
160 отстраненных от работы в г. Санкт-Петербурге автобусов турецкой марки Otoyol
2005 года выпуска(!) –
так как в городе на Неве, по условиям тамошнего конкурса, не имеют права
работать автобусы старше 7 лет. В 2014 г. местные
покровители питерского бизнеса попытались
уничтожить и
троллейбусные
перевозки в Петрозаводске, чтобы уже полностью контролировать абсолютно все
внутригородские маршрутные пассажирские перевозки в Петрозаводске и поставить на
бывшие троллейбусные маршруты дополнительные партии «отработанных» в Питере
автобусов. С этой целью, известные в городе и республике люди попытались
обанкротить муниципальное троллейбусное транспортное предприятия «Городской
транспорт», затем выкупили его долги и даже поставили «своего» внешнего
управляющего, однако, усилиями Петрозаводской городской администрации, троллейбусное предприятие удалось
сохранить. Теперь взор «питерского транспортного бизнеса»
направляемый
их местными прихлебателями, направлен на межмуниципальные автобусные
перевозки по республике – тоже лакомый кусок. Рынок данных перевозок оценивается
примерно в 400 миллионов рублей выручки в год (около 110 автобусов, ежедневно
выходящих на линию). Сейчас на данном рынке работают около 30 перевозчиков
различной формы собственности, имеющих в своём распоряжении автобусы различного
класса от 13-19 местных микроавтобусов до 59 – 63 местных комфортабельных
автобусов международного класса.
Система
распределения маршрутов в пригородном и междугородном сообщениях в Карелии - конкурсная.
Конкурсы проводятся регулярно с 2006 года. Сначала конкурсы проводились сроком
на полгода, потом были годовые, а в 2011 году был проведён конкурс сроком на 3
года. За годы проведения отборов организаций для работы на маршрутах,
«утряслись» основный требования как к самой конкурсной процедуре, так и
требования к перевозчикам, а именно: основным критерием для отбора была
совокупность опыта работы, безопасности перевозок, соблюдения законодательства в
области лицензирования и ценообразования, а также состояние и обновление парка
подвижного состава перевозчика. Поскольку конкурсноераспределение прав обслуживания тех или иных межмуниципальных маршрутов в
Республике Карелия никогда не подразумевало дополнительного финансирования
(субсидирования) автобусных перевозок со стороны исполнительной власти, система
лотов строилась с учётом принципа самоокупаемости перевозок. Более-менее
доходному маршруту в «нагрузку» давался заведомо убыточный, но социально
необходимый, дляобеспечения сообщения с каким-либо отдалённым, но малонаселённым пунктом.
Так же, учитывалась цикличность автобусных перевозок в загородном сообщении: где
более «высокий» по пассажиропотоку и, соответственно, доходам период – летний, а
наиболее затратный и малодоходный
– зимний, - по этому конкурсы проводились осенью, т.е. отработав тяжёлый зимний
период с минимальным пассажиропотоком и огромными расходами на преодоление
сурового «зимнего карельского бездорожья» перевозчик имел возможность перекрыть
свои расходы летом, а не отработав более доходный летний период, прекратить
работу на маршрутах осенью.
На октябрь 2014 года был запланирован очередной конкурс,уже на срок 5 лет, однако он был отменён по требованию УФАС Карелии, куда
поступили жалобы, в т.ч. от ООО «АТП-2» - одной из фирм городских перевозчиков,
подконтрольных «Питеравто». Поводом для отмены послужили, в общем-то, формальные
неточности в публикации конкурсной документации, однако это послужило поводом
для переработки всей конкурсной документации и затягивания новой конкурсной
процедуры до апреля 2015 года.
Практически
одновременно, представителями организаций, подконтрольных «Питеравто» идёт
«захват» оператора крупнейшего автовокзала и крупнейшего автобусного
перевозчикаРеспублики Карелия по пригородным и междугородным маршрутам – группы
государственных унитарных предприятий «Карелавтотранс» (ГУП РК «Карелавтотранс»
и ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис»). В октябре 2014 года на оба ГУПа назначен
новый директор – Каштанова Эльвира Эдуардовна – человек с образованием
гинеколога, до этого ни дня не проработавший в области пассажирских перевозок и
вообще не имеющий представления о транспортной сфере. За полгода управления
ГУПами предприятия практически доведены до стадии банкротства. Всем работникам
не выплачиваются месячные премии, которые до этого фактически составляли часть
зарплаты. На предприятии создана невыносимая и нервозная обстановка, большая
часть работников предприятия запуганы угрозами увольнения и уменьшения зарплаты.
В результате с предприятий уходят специалисты, проработавшие не один год. В то
же время штат управления обоими предприятиями раздувается (увеличивается и доля
управленческих расходов) – на работу трудоустраиваются люди из подконтрольных
«Питеравто» компаний, родственники и знакомые директора. Финансами в обоих
государственных предприятиях теперь заведует человек, являющийся учредителем и
руководителем нескольких предприятий, снабжением занимается родственник
руководителя, руководителем службы по ремонту автобусов является человек -
недавний руководитель одной изподконтрольных «Питеравто» компаний.
За
период затягивания новой конкурсной процедуры произошли и кадровые перемены в
профильном Госкомитете Республики Карелия по транспорту, организовывающем
конкурс: начальником отдела транспорта назначен Левченко А.В.(именно тот
человек, при руководстве которым отделом транспорта прежней городской
администрации, проводились
скандально известные конкурсы на внутригородские перевозки Петрозаводска в 2013
г., победителями которых и
стали компании, подконтрольные
«Питеравто»). После этого назначения, изменению подверглась и практически вся
конкурсная документация:Приказом Государственного комитета Республики Карелия по транспорту № 31
от «06» марта 2015 года были внесены изменения в приказ № 79 от 30.07.2014 г.
того же комитета. Однако требования УФАС (принятые по вышеупомянутым жалобам) к
изменению приказа № 79 касались лишь некоторых пунктов, а по сути «Порядок
проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию
движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального
сообщения на территории Республики Карелия.» оказался практически полностью
изменён. В основу подсчёта баллов претендентов установлен принцип наличия новых
автобусов (возрастом до двух лет), причём обязательно не их наличие, а наличие
документов на автобусы, – договоры
лизинга, аренды и т.п. То
есть, никакой разницы в праве собственности на транспортные средства в конкурс
не заложено – хоть автобус купил в собственность за 10 миллионов рублей, хоть за
100 рублей взял в аренду в соседнем регионе – одинаково. Так же прописана
возможность привлечения третьих лиц для выполнения обязательств перевозчика,
выигравшего конкурс по тому или иному лоту. Таким образом, возможна «перепродажа» права работы
на определённых маршрутах перевозчиком-победителем в конкурсе, в том числе
перевозчикам, которые не смогли принять участие в конкурсе по ряду причин
(например, меньшее количество автобусов), либо не были допущены. Подверглась
изменению исистема лотов: если на
предыдущих конкурсах один лот соответствовал объёму работы на 1 – 2 единицы
транспортных средств (автобусов), и
на конкурсе 2011 года было 99 лотов, то теперь лотов всего4 (четыре!) ёмкостью по 36, 17, 22 и 25 автобусов каждый. Таким образом,
получается, что действующим перевозчикам необходимо срочно приобретать либо
брать в лизинг, аренду дополнительные автобусы. Остаются только вопросы: а как
же быть перевозчикам, имеющим 1 – 2 автобуса? Где поддержка малого бизнеса?
Малый бизнес вообще отстраняют от работы. Большинству нынешних перевозчиковостается
ждать, когда какой-нибудь крупный
перевозчик победит на конкурсе (у которого может и не быть необходимого
количества автобусов, а лишь мифические договоры аренды/лизинга), взяв
укрупнённые (как описано выше) лоты, а потом обращаться к нему с просьбой
(естественно, не бесплатно) о выделении какого-либо маршрута для работы. Здесь
же прячется более важная проблема – безопасность пассажирских перевозок и угроза
жизни и здоровью пассажиров, а именно: укрупнение лотов создало проблему
содержания и выпуска транспортных средств вне места базирования перевозчика. В
случае победы на конкурсе какого-либо перевозчика по лотам № 1 или 3 ему
необходимо будет иметь производственные базы и аттестованных сотрудников сразу в
нескольких населённых пунктах Карелии – места хранения автобусов,прохождения предрейсовых техосмотров транспортных средств, места
прохождения предрейсовых медосмотров водителей. Поскольку для организации всего
этого необходимо время, есть большая вероятность того, что на линию будут
выпускаться неисправные автобусы и непрошедшие медосмотр
водители.
Вместе
с тем, в процессе объявленного
конкурса производятся изменения конкурсной документации, а именно 17 марта 2015
г. произведены изменения в таблице лотов: лотов осталось столько же – четыре, и
количество машин на каждый из лотов прежнее, но требования к каждому лоту
изменились. В предыдущем варианте, опубликованном 11 марта 2015 г. в каждом
лоте, кроме количества автобусов, необходимых для выполнения включённых в него
рейсов, указывалось какое количество автобусов малой, средней и большой
вместимости из общего количества необходимо. Однако, при этом в варианте от 11
марта 2015 г. отсутствовала информация о том, что является критерием для
классификации автобусов: количество посадочных мест в транспортном средстве,
общая вместимость транспортного средства, либо вообще подразумеваются габариты
транспортного средства. Не было указано в варианте от 11 марта 2015 г., какой
количественный показатель является предельным для той или иной вместимости
(например: малая вместимость – до 20 посадочных мест, средняя от 20 до 38 и
т.п.). Не было в варианте конкурсной документации от 11 марта 2015 г. указано, на какие рейсы (из включённых в лот)
необходимы указанные типы автобусов:
по рейсам в качестве «минимального требования» там была указана категория
транспортного средства (М2 или М3), но это классификация более широкая, и за основу в ней принимается не
вместимость, а масса
автобуса (М2 до 5 тонн, М3 – более 5 тонн), при этом категория М3 включает в
себя все типы автобусов от обычных ПАЗиков до автобусов общей
пассажировместимостью до 200 пассажиров.
Отсутствие
данной информации вводило в заблуждение, т.к. непонятно по какому принципу вёлся
подсчёт, необходимого количества автобусов той или иной вместимости. Однако,
17.03.2015 файл с именем «32_1» на сайте (http://gov.karelia.ru/gov/News/2015/03/0311_04.html.)
без какого либо обязательного по закону извещения и продления сроков приёма
документов, был заменён на новый с таким же именем, где на каждый лот указано
только количество необходимых транспортных средств категории М2 и М3.Таким образом категорирование транспортных средств по категориям М2 и М3
ставит на один уровень владельцев очень разных по специфике, оснащению и
стоимости автобусов. Категорирование по данным категориям приведёт к резкому
ухудшению условий перевозок пассажиров и снижению качества оказываемых услуг
поскольку где в настоящее время работают автобусы большого класса, обозначеные в
условиях прежнего конкурса как отдельная группа автобусов большой вместимости
(на междугородных маршрутах от 39 посадочных мест, а на пригородных маршрутах
общей пассажировместимостью более 80 пассажиров) достаточно будет обычного
автобуса марки ПАЗ-3205 (естественно, по требованиям законодательства
оборудованного тахографами, ремнями безопасности, багажными отсеками и ь.п.),
вместимость которого всего 23 сидячих места вместо нынешних используемых ЛиАЗов,
ГолАЗов, Хёндаев, Хагеров, МАНов, Сканий и прочих автобусов изначально
рассчитанных на дальние междугородные перевозки с определённым уровнем
комфорта.
Уважаемый
Владимир Владимирович мы убедительно просим Вас разобраться в сложившейся
ситуации: как можно просто так взять и «выкинуть за борт» около 30 стабильно
работающих предприятий. Ведь у нас и наших работников есть
семьи."