Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Japanese Dolls О японских цветах...


Новые страницы сайта Japanese Dolls. Уже поступили в рассылку -













О японских цветах...



Цвет японских старинных гравюр… Что мы знаем о нем? Японской живописи присущ минимализм как проявление аскетизма воинов, а совершенство - это красота в малом, красота простого. Аскетизм, живущий в душе воина, делает его тонким ценителем преходящей, но вечной, возрождающейся красоты мира. Его жизнь также проста и прекрасна, как цветок. Недаром в Японии говорят "Один цветок лучше, чем сто, передает красоту цветов". Ирисы и нарциссы, чьи длинные и тонкие стебли ассоциируются с мечом и фаллосом, были и остаются популярными в японской живописи. Синий цвет ириса - это символ вечности, а белый нарцисс - олицетворение чистоты и безупречности. Часто встречается в японской живописи еще и камелия, как символ стойкости. Стойкость и долголетие воплощает также сосна, бамбук и цветущая слива.


Японцы использовали очень чистые цвета. В отличие от западного искусства, для которого характерно смешение цвета, художники Страны восходящего солнца цвета не смешивали, тем самым они предвосхитили такое течение как импрессионизм. Японские гравюры воздушны и легки, но в то же время обладают наглядностью и энергией.

В Японии почитают многие цвета - белый и желтый, красный и фиолетовый. У японцев очень тонкое мироощущение, и каждый цвет для них обладает особым символизмом. Для европейцев странно, почему спокойные японцы активно используют красный цвет. Но согласно древнему поверью красный цвет спасает от злых духов, болезней и несчастий. Красный цвет символизирует любовь и жизнь, и в то же время гнев, войну, огонь, мужество и силу. Японцы почитают также фиолетовый цвет. По традиции фиолетовые ирисы были единственными цветами, которые позволено было дарить самураю. Желтый был цветом божественной, императорской власти. Сине-голубой олицетворял постоянство, преданность, правосудие, мир, глубину и совершенство. Зеленый символизировал бессмертие и непрерывность бытия. Растительные красители для цветных японских гравюр были разные. Красивый синий Aigami извлекался из одноименных цветков, богатый красный краситель получали из цветка benibana. Ну а желтый цвет получали из разных растений.



Benibana – это японское название цветка, который очень похож на мифический Аленький Цветочек. В летнее время горы Ямагата и поля заполнены красивыми оранжевыми цветами. Этот цветок является источником одной из самых ярких японских красок - urenai. Эта краска глубокого малинового цвета ценилась дороже золота. А цветок Benibana имеет долгую и увлекательную историю, он принадлежит к семье хризантем и имеет поразительное сходство с чертополохом. Его родина - Египте, рос вдоль берегов Средиземного моря. С арабскими торговцами цветок попал в Индию, где его уже стали использовать как краситель для тонкой ткани в качестве замены дорогой пряности шафран. Поэтому цветок получил название "ложный шафран". По Великому Шелковому пути Benibana попала в Китай, а уже оттуда в седьмом веке в Японию. Японские судебные чиновники окрашивали свои одежды в красный и малиновый цвета благодаря этому цветку. Многослойные шелковые кимоно ценились за их яркость. Белье, окрашенное с benibana , долго сохраняло тело теплым. Драгоценная красная помада, сделанная из его семян, использовалась во время свадебной церемонии. Благодаря своим высоким спросом на императорском дворе, benibana культивировалась в горах на севере Японии. Раньше фермеры нанимали вооруженных охранников для защиты своего урожая.


Японцы использовали огромное количество красителей желтого цвета. В гравюрах, конечно, использовались не все красители, а лишь некоторые.

Zumi (酸実ずみ) - краситель желтого цвета, извлекался из коры Яблони Зибольда ( Malus sieboldii). Эта яблоня высотой до 6 метров выделяется красивой, несвойственной яблоне пирамидальной формой кроны. К тому же она по особому привлекательна и в период цветения, и в пору плодоношения, и под покровом окрашенных по осени в оранжево-желтый цвет крупных листьев. Родина яблони - Япония. В коре этой яблони есть флавоноиды — пигменты и природные красители, придающие разнообразную окраску растительным тканям.

Too (藤黄とうおう) - этот желтый краситель извлекался из гарцинии Ассамский мангустан (Garcinia xanthochymus). Это вечнозелёные цветущие растения имеют съедобные плоды, применяемые преимущественно в местных кухнях. Тропические виды гарсиний известны благодаря своим смолам, содержащим жёлто-коричневый ксантон и применяемым как красители. Этот вид гарцинии не был родным растением для Японии, но сырье импортировали для производства пигмента. Возможно, гарцинию Ассамский мангустан выращивали на Окинаве во время периода Эдо, но я не уверен в этом. Да и Окинава не совсем Япония, но краситель завозился в Японию, и смола перерабатывалась в желтый пигмент.


Краситель глубокого желтого цвета ukon японцы получали из корней куркумы. Ботаническое название куркумы - curcuma domestica. Считается, английское название куркумы произошло от латинского terra merita — «достоинство земли». Марко Поло был заинтригован куркумой, обнаруженной им в Южном Китае - «Здесь также растет овощ, обладающий всеми свойствами настоящего шафрана, как то: запахом и цветом, и все-таки это не настоящий шафран». Корневища и стебли куркумы содержат жёлтые красители куркумин. Крепкое ярко-желтое корневище по форме и размеру напоминает имбирь. Порошок высушенных корней куркумы известен как пряность куркума. Вне индийской кухни корень куркумы, обычно упоминаемый как турмерик, употребляется в качестве дешёвого заменителя шафрана, который подкрашивает блюда в приятный нежно-жёлтый цвет.

***
Оригинал статьи здесь


В избранное