Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Русская Маньчжурия или Истоки русско-японской войны



Русская Маньчжурия или Истоки русско-японской войны
2012-07-29 14:49


Русская Маньчжурия
или Истоки русско-японской войны

На Невском проспекте № 62 в Санкт-Петербурге находится трехэтажный дом, построенный в 1783 году в стиле раннего классицизма. здесь жили потомки князя Григория Потемкина-Таврического. Затем здание переходило из рук в руки и в конце концов досталось Русско-Азиатскому банку, который был образован путем слияния двух банков - Северного банка и Русско-Китайского банков. В это время банковской столицей России был Санкт-Петербург, где действовало более десятка акционерных коммерческих банков, их совокупный основной капитал был больше, чем всех остальных банков России. Все ведущие банки располагались на престижном Невском проспекте. Русско-Китайский банк был основан в 1895 году по инициативе министра финансов Сергея Витте, этот акционерный банк сыграл выдающиеся роль в деле колонизации Маньчжурии и развязывания русско-японской войны 1904 - 1905 годов. Его основными задачами были финансирование строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и содействие проникновению российского капитала в Маньчжурию. К созданию банка были привлечены французские инвесторы, включая Парижско-Нидерландский банк, банк "Лионский кредит" и другие, французам принадлежало 63% акций банка, но решающее слово по уставу принадлежало Министерству финансов России. Устав Русско-Китайского банка отличался от уставов обычных акционерных банков, действовавших в России. Банк мог получать концессии на строительство железных дорог, владеть заводами и пароходами, имел отделения в Пекине и Тяньцзине, Гонконге и Ханькоу, банком были открыты филиалы и агентства в Японии, Лондоне, Нью-Йорке и Бомбее, а также в городах Сибири и Приморья, через которые осуществлялась торговля с Китаем. Дочки Русско-Китайского банка добывали золото в Монголии (Монголор) и руду в Маньчжурии (Англо-русская компания). Среди действовавших на территории Китая иностранных кредитных учреждений Русско-Китайский банк уступал лишь английскому Гонконг-Шанхайскому банку, это был настоящий звериный оскал русского капитализма. Россия использовала банк в качестве инструмента реализации внешнеполитических целей, одной из которых стало создание русской Маньчжурии, в газетах того времени эта территория получила название Желтороссия.



Сановник Ли Хун-чжан, граф Сергей Витте и князь Алексей Лобанов-Ростовский

Сергей Витте создал Русско-Китайский банк в 1895 году, а на следующий год в Санкт-Петербург прибывает китайский сановник Ли Хун-чжан под формальным предлогом участие в коронации Николая II. В ходе визита Ли Хун-чжана, получив от русского правительства взятку в четыре миллиона рублей, китаец подписал антияпонский китайско-русский секретный договор (Sino-Russian Secret Treaty). От Российской империи договор подписали министр иностранных дел Алексей Лобанов-Ростовский и министр финансов Сергей Витте. Договор позволял России увеличить свое присутствие в Маньчжурии, давал согласия Китая на строительство железной дороги и аренду части Ляодунского полуострова Россией для строительства военно-морских баз российского тихоокеанского флота в Порт-Артуре и Дальнем. Два государства заключили союз, направленный против Японии. Чтобы облегчить подвоз русских войск решено было построить железную дорогу, проходящую через Маньчжурию, с этой целью создавалось Общество Китайской восточной железной дороги (КВЖД).



Член правления банка Адольф Ротштейн и князь Эспер Ухтомский

Китайский посланник в Российской империи Сюй Цзэнчэн подписал в Берлине 8 сентября 1896 года с правлением Русско-Китайского банка соглашение со сроком действия 80 лет о предоставлении банку права на постройку железной дороги через Манчжурию. От банка контракт подписали князь Эспер Ухтомский (1861 - 1921) и Адольф Ротштейн (1857-1904). Для сооружения и эксплуатации этой дороги банк учредил акционерное общество Китайско-Восточной железной дороги. Концессионный контракт устанавливал, что ширина колеи КВЖД должна быть такой же, как и на русских железных дорогах. Земли, принадлежавшие Обществу, получили право экстерриториальности, условия концессионного договора превращали эту полосу в нечто вроде большого, вытянутого русского сеттльмента. Общество КВЖД завело даже свою собственную вооруженную полицию.



Князь Эспер Ухтомский возглавлял Русско-китайский банк и правление Маньчжурской железной дороги, он имел довольно большое влияние на Николая II, еще когда тот был цесаревичем, князь сопровождал его в путешествии на Восток на крейсере "Память Азова". Свои путевые впечатления и наблюдения он описал в книге "Путешествие на Восток наследника цесаревича", отпечатанное в Лейпцигской типографии Брокгауза в 1893-1895 годах. Во время этого путешествия Эспер Ухтомский преподнес будущему императору идею "Третьего пути". Согласно ей, России не следовало искать себе места среди западных держав, равно как не должна она была пытаться обрести себя и через реставрацию славянской старины, третьим путём России было соединение с азиатским миром, где находились её истинные корни. К восприятию этой идеи наследника апестола подготовили взгляды генерала Николая Пржевальского, который считал, что Россия обязана оружием покорить отсталые, дикие народы Китая, Кореи и Японии, так как является европейской страной и исполняет цивилизаторскую миссию. Николай Пржевальский выражал конкистадорские взгляды русской военной элиты, его призывы повторить на Дальнем Востоке агрессивные методы туркестанской экспансии, были хорошо известны молодому Николай II. Хотя время уже было другое, император считал, что Россия на Востоке выполняет цивилизаторскую миссию, противостоит своим мягким империализмом бесчеловечной европейской колонизации.



Бывшая резиденция директора Китайско-Восточной железной дороги, Харбин

К этому времени к Российской империи уже присоединили Уссурийский край, Сахалин, позже - Туву. Думаю, все беды русского этноса - от экспансии вширь. Не имея на востоке и юге естественных границ, Россия расширялась вширь по всему периметру, завоевывая все новые земли вместо того, чтобы развиваться в пределах исторической Московии. Отсюда и идеи присоединение азиатских стран к России, вхождения монголо-тибето-китайского Востока в состав Российской империи. Став императором, Николай II получил в своё политическое распоряжение ещё концепцию о роли Российской Империи на Тихом океане, которую выдвинул и начал осуществлять Сергей Витте - проникновение на тихоокеансике территории и утверждение на них. При этом Сергей Витте был либералом и убеждён в европейской идентичности России, в её несомненном превосходстве над народами Азии. Сергея Витте и Эспера Ухтомского многие современники справедливо обвиняли в способствовании агрессивной политике России, приведшей к русско-японской войне, они приблизили к императору и поддерживали вдохновленную ими же партию войны.



Сергей Витте стал подлинным правителем КВЖД и негласным наместником всей Маньчжурии. Русские строители железной дороги пользовались правом экстерриториальности, в полосе отчуждения были созданы все институты русской административной системы, в том числе полиция и суд. Правление КВЖД создало свое Морское пароходство на Тихом океане, в которое входило два десятка пассажирских пароходов. Они обеспечивали грузовое и пассажирское сообщение между портами Приморской области, портом Дальний и крупными портами Кореи, Китая и Японии, осуществляли транзит пассажиров из Западной Европы на Дальний Восток. Еще была речная флотилии КВЖД. В Маньчжурии на КВЖД выросли новые города - Дальний, Маньчжурия и Харбин, последний стал неофициальной столицей русской Маньчжурии. Поэт Арсений Несмелов так сказал о возникновении Харбина:

***
Под асфальт сухой и гладкий,
Наледь наших лет,
Изыскательской палатки
Канул давний след...

Флаг Российский. Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи, —
Русский рок таков.

Инженер. Растегнут ворот.
Фляга. Карабин.
"Здесь построим русский город,
Назовем — Харбин"
Милый город, горд и строен,
Будет день такой,
Что не вспомнят, что построен
Русской ты рукой.

Пусть удел подобный горек —
Не опустим глаз:
Вспомяни, старик-историк,
Вспомяни о нас.

Ты забытое отыщешь,
Впишешь в скорбный лист,
Да на русское кладбище
Забежит турист.

Он возьмет с собой словарик
Надписи читать...
Так погаснет наш фонарик,
Утомясь мерцать!

***
© Арсений Несмелов



В 1903 году КВЖД перешла в регулярную эксплуатацию, между Москвой и портом Дальний еженедельно ходили четыре роскошно оборудованных пассажирских поезда. Они отправлялись из Москвы по понедельникам, средам, четвергам и субботам. Русская Маньчжурия все чаще стала называться Желтороссией, здесь была своя армия - Охранная стража КВЖД. Личный состав Охранной стражи служил по вольному найму, большую часть его составляли казаки. Жалованье в Охранной страже было куда больше, чем в армии. Для казаков Охранной стражи была создана и своя форма - черные открытые тужурки и синие рейтузы с желтыми лампасами, фуражки с желтым кантом и тульей. Погон они не носили, на офицерской форме их заменяло изображение желтого дракона. Такой же дракон украшал сотенные значки и был на пуговицах и на кокардах папах. В Охранной страже КВЖД в разное время служили будущие генералы и вожди белых армий Антон Деникин (1872 – 1947) и Лавр Корнилов (1870 – 1918). Корпус был в ведении Министерства финансов и подчинялся лично Сергею Витте. Службу свою Охранная стража несла исправно. Формально Охранной страже вменялось в обязанность контролировать местность на 25 верст в стороны от железной дороги, но фактически же Охранная стража действовала на расстоянии 100–200 верст от железной дороги.
 


Заамурская железнодорожная бригада



Заамурская пограничная стража 1900-е



Александр Колчак в форме начальника охраны Китайско-Восточной железной дороги

Художник А. Соколов создал портрет полководца в Омске в 1919 году по фотографии, которая была сделана в городе Харбине летом 1918 года, на ней Александр Колчак одет в ту же форму, что и на портрете. Адмирал прибыл в Харбин 10 мая 1918 года. По приглашению Управляющего КВЖД генерал-лейтенанта Дмитрия Хорвата он принял пост Командующего Российскими войсками в полосе отчуждения КВЖД. Но из-за разногласий с атаманом Семеновым и поддержавшей последнего японской военной миссией, Александр Колчак был вынужден покинуть этот пост и 30 июня выехал в Японию. Произошло это за пять дней до вступления войск Дмитрия Хорвата на территорию Приморья, наступления, которое должен был возглавить именно Колчак, как командующий этими войсками. На портрете у адмирала английская офицерская форма цвета хаки - френч с открытым воротом, рубашкой и галстуком, бриджи с сапогами, фуражка и английская портупея с единственным плечевым ремнем. На плечах – погоны генерал-лейтенанта, серебряного галуна с тремя золотыми звездочками и с голубым кантом. На левом рукаве выше локтя щиток, который имеет черное поле и кант из серебряного шнура, по полю наискось пришита русская национальная трехцветная ленточка.



Харбин. Православный собор

Российская экспансия на Восток и создание Желтороссии привело к обострению отношений с Японией, все это делало конфликт неизбежным, началась русско-японская война, которую Россия проиграла. В сентябре 1931 года Япония освободила Маньчжурию от китайского владычества, на следующий год было создано независимое государство Маньчжоу-Го. В 1934 году завершились многомесячные переговоры о продаже советской стороной КВЖД правительству Маньчжоу-го за 140 млн иен. В 1935 году сталинская Россия и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД, под контролем маньчжуров дорога была перешита на европейскую 1435 мм колею, повсеместно используемую на других железных дорогах Китая.



Тоннель на КВЖД



Передвижной вагон-часовня



В 1901 на станции Пограничная (ныне ст. Суйфэньхэ), первой станции КВЖД, была возведена
деревянная церковь Святителя Николая Мирликайского Чудотворца



Китайская восточная железная дорога



В избранное