Япония от А до Я

  Все выпуски  

Япония от А до Я stabilnost


Информационная Рассылка "Япония от А до Я" от проекта Japanization.ru
Unknown Number

Данная рассылка составлена на основе компиляции информации из самых различных источников. Любое распространение изложенной информации приветствуется!

Специальный раздел.


Туризм в Японию. Это "страшное" слово - ВИЗА!


Да, уважаемые читатели, виза - слово страшное и для многих непонятное. Несмотря на то, что в сети достаточно много материалов на эту тему, но, как не прискорбно, многие еще не отдают отчет тому, что из себя представляет процесс получения визы. Тем более - визы в Японию.

Виза в Японию бывает нескольких типов. Сегодня мы затронем лишь первый вариант, который требуется 95 процентам путешественников - краткосрочная туристическая виза.
Срок ее действия - 3 месяца, со сроком пребывания в Японии - 15 дней. Идеально подходит, если вы собираетесь в групповую или индивидуальную поездку.
Оформляется около 10 дней: Японская сторона(туроператор) оформляет пакет документов 2-3 дня, далее идет пересылка документов в Росию(чаще всего это через систему DHL и занимает 3 дня), 1 день в Российской компании туроператоре, 4 дня в посольстве(Москва) или консульстве (другие города)Японии.

Что вы должны знать:
1) Виза гипотетически бесплатна - ее оформление не требует консульского взноса(сбора) согласно договоренности между Россией и Японией, но вы оплачиваете ее оформление турфирмой(турагентом, туроператором). Стоимость может колебаться в широких пределах, поскольку при оформлении тура с экскурсиями или другими услугами от японской стороны - цена одна, без оных(лишь при бронировании гостиниц) - другая.
2) при оформлении тура с экскурсиями или другими услугами от японской стороны вы не оплачиваете пересылку документов из Японии в Росию(50 долларов США), без оных - оплачиваете.
3) если вы не успеваете по срокам - то туроператор(при наличии прочных связей с Японской стороной) может ускорить процедуру оформления визы, что повлечет увеличение стоимости визы.
4) вы не можете оформить только визу, без дополнительных услуг с Японской стороны(минимум - бронирование гостиниц). Таково общее правило. Если вы видите подобное предложение от компании, предлагающей туры в Японию, то фактически такая виза - "липовая" и связка российская турфирма - японская сторона идет на потенциальное нарушение правил работы туристических компаний. Однако такие предложения на рынке есть. Стоимость визы в этом случае составляет от 400 долларов.
5) в последнее время усложнилась процедура оформления виз для молодых девушек - японская сторона боится потенциальной опасности - девушки могут нарушить визовый режим и остаться работать в Японии хостесс итп. В случае, если имеет место нарушение визового режима, японская компания получает статус "suspended", лишается возможности осуществлять туристическую деятельность на определенное время и выплачивает внушительный штраф. Российская сторона, в подобном случае, имеет потенциальный риск потерять доверие с Японской стороны и лишиться партнера.
6) В России немного компаний, имеющих прямые договора с Японскими туристическими компаниями. Как следствие - при обращении в турфирму, которая не имеет договора с Японской стороной, но предлагает туры в Японию, вы "рискуете" попасть в цепочку турагент-турагент-турагент-туроператор. А значит стоимость вашего путешествия в Японию вырастает в разы.

Информация предоставлена непосредственно мною, как руководителем отдела туризма в Японию, но не является истиной в последней инстанции ^_^

Сайт:

-=NEWS=-

ежедневно выкладываем новости о самых разных событиях, так или иначе связанных с Японией. За прошедшую неделю мы говорили о :

Наследник японского престола признался в алкоголизме
Сильный ливень в Японии повлек человеческие жертвы
В Японии установлен рекорд по киданию моллюсков
JAL запретила перевозить бульдогов в самолете
Qashqai по-японски: экстрим в рекламе Nissan с гигантским роботом
Рубашка получает USB интерфейс
Японцы запустили в эксплуатацию поезд-пулю
Купальник на вес золота.
Капризный телефон
В супермаркетах Токио стали продавать дырявые носки
Новый министр обороны Японии - женщина
Выключи Сатурн и Юпитер! А то комары в комнату налетят!
Японские компании эксплуатируют иностранных стажеров
Популярность кабинета министров Японии продолжает стремительно падать накануне выборов
В Японии открывается фестиваль российской культуры
В Нагасаки требуют отставки министра обороны Японии
Японский министр обороны взял свои слова обратно
Японцы говорят на русском
"Анонимные сексоголики": история болезни и "хэппи-энд"

Добавлены еще 2 новые галереи:

- Поездка в Японию. Фотографии от Лины (93)
- Iwamura Catle (30)

В раздел «Файлы» поступила первая часть материалов по Minna no Nihongo I:
Комментарий: 222 стр. 1998 Minna No Nihongo Shyokyuu I — Honyaku — Bunpou Kaisetsu Eigoban. Японский для всех.
Часть I. Перевод и грамматический комментарий. 25 уроков, состоящих из набора слов с иероглифами, установившихся фраз и оборотов, дополнительной информации и грамматики.

На Форум представлены 3 переработанных осенних тура в Японию и предложено участвовать в построении нового тура.

Если вы хотите рассказать о своем сайте-личной страничке или других проектах, связаных с Японией - присылайте информацию. Я с радостью размещу ее в рассылке.

Статьи номера.
СМИ Японии

СМИ - Газеты



Современная японская газетная индустрия отражает характер японского бизнеса в целом : на вершине пирамиды располагаются колоссальные общенациональные газетные организации, являющиеся на самом деле медиа - корпорациями в широчайшем значении этого слова и публикующие либо утренние, либо вечерние выпуски своих газет, либо и те, и другие. В дополнение к продукции ведущих медиа - корпораций, ориентированных на ознакомление публики с новостями так называемого "общего интереса", в стране имеется множество локальных и специализированных газет, которые "обслуживают" диверсифицированные интересы самого грамотного в мире общества.

Первые японские газеты - каварабан - появились в Осака в начале XVII в. От газетных изданий европейского типа они отличались тем, что каждый выпуск каварабан имел свое название и посвящался какому - либо конкретному событию. Текст таких газет гравировался на мягкой глине, которую затем обжигали, и печатался с полученной формы как с гравировальной доски.С момента появления каварабан до зарождения в Японии в XIX в. газетного дела в подлинном значении этого слова прошло более двухсот лет. Сначала в стране издавались просто переводы иностранных газет. Позже иностранцы, проживавшие в Иокогама, перешли на выпуск собственных газет, которые публиковали не только зарубежную информацию, но и местные новости. Появление этих газет и ввоз в Японию образцов европейской печатной техники способствовали развитию "доморощенной" японской прессы.

Первой современной газетой была "Nagasaki Shipping List and Advertizer", выходившая дважды в неделю с 1861 г. под редакцией англичанина А.У.Хэнсарда в Нагасаки. В 1862 г. сёгунат Токугава приступил к изданию газеты "Кампан Батабиа Симбун", являвшейся переводным и повторно отредактированным вариантом газеты "Javasche Courant" - органа голландского правительства в Индонезии. Обе эти газеты содержали только зарубежную информацию. Газеты, сообщавшие местные новости, были основаны японцами в Эдо (ныне Токио), Осака, Киото и Нагасаки в 1868 г. Газета "Тюгай симбун", основанная Янагава Сюнсан, бывшая типичной для публикаций стартового периода и послужившая моделью для более поздних изданий, помещала на своих страницах как местные новости, так и сокращенные переводы из зарубежных газет. Первая японская ежедневная газета - "Ёкохама Майнити Симбун" - начала выходить в 1871 г. Газеты "Токё нити нити симбун" (предшественница "Майнити симбун"), "Юбин хоти симбун" (предшественница "Хоти симбун") и старейшая из существующих до сих пор местных газет - "Котю симбун" (предшественница "Яманаси нити нити симбун") стали печататься в 1872 г.

К большинству тогдашних газет относились как к "политическим форумам", поскольку они настаивали на учреждении национального парламента и публиковали политические взгляды участников "Движения за свободу и народные права" (Дзию минкэн ундо). Но после создания парламента газеты, по существу, трансформировались в органы только что сформированных политических партий. Газеты эти именовались "большими газетами" (осимбун). Наряду с ними имелись "малые газеты" (косимбун) - весьма популярные издания, публиковавшие местные новости, истории, представлявшие интерес для широких кругов общественности, и легкую беллетристику. Типичным примером в данном случае может служить газета "Ёмиури симбун", начавшая выходить в 1874 г. В конце 70 -х - начале 80 - х годов, частично из - за провала "больших газет", обусловленного сильнейшим прессингом со стороны правительства, в стране одна за другой стали выходить все новые и новые, неангажированные газеты, публиковавшие беспристрастную информацию. В 1879 г. в Осака была основана газета "Асахи симбун", а в 1882 г. - "Дзидзи симпо" в Токио. Начало 90 - х годов ознаменовалось созданием информационных агентств. Резкое увеличение тиражей, сделавшееся в 90 - е годы возможным вследствие широкого использования ротационных машин, а также рост рекламного дела превратили газеты в крупные коммерческие предприятия.

Когда Кантоское землетрясение 1923 г. разрушило большую часть Токио, "Асахи симбун" и "Майнити симбун", базировавшиеся в Осака, буквально за ночь стали крупнейшими общенациональными газетами, практически господствовавшими над всей газетной индустрией. "Асахи симбун" сохраняет за собой преимущественное положение и поныне.

Деятельность японских газет по формированию общественного мнения постепенно свертывалась, ибо они все больше интересовались извлечением прибыли и были вынуждены реагировать на запросы куда более широкой аудитории, чем прежде. Мощное давление со стороны властей и военных кругов лишало газеты возможностей проведения твердой редакционной политики. С началом японо - китайской войны в 1937 г. пресса была поставлена под абсолютный правительственный контроль и находилась в этом незавидном положении вплоть до окончания Второй мировой войны. Снабжение газетной бумагой подверглось строгому рационированию, и многим газетам пришлось слиться. Число их сократилось с 848 в 1939 г. до 54 в 1942 г.

Свободная конкуренция газет возродилась после отмены регламентаций военного времени, проведенной американской оккупационной администрацией, и снятия контроля над газетной бумагой в 1951 г. Система утренних и вечерних выпусков одной и той же газеты, которая была приостановлена, также восстановилась, и ведущие газеты начали печатать местные издания, что еще больше обострило конкуренцию между ними. Послевоенная популярность еженедельных журналов, юмористических журналов и телевидения вынудила большинство ведущих газет сконцентрироваться на новостях и рекламе. Как это имело место и в других странах, прогресс радио и телевидения лишил японские газеты их преимуществ по части мгновенного отклика на происходящие события и заставил обратиться к аналитическим статьям и комментариям новостей. В конце 70 - х и на протяжении 80 - х годов японские газеты неуклонно повышали техническую эффективность своих операций посредством их полной компьютеризации, включая передачу репортажей, редактирование, набор и печатание, и использования спутниковой коммуникации.

Общий тираж ежедневных японских газет превышает 55 млн. экземпляров. Почти 600 экземпляров приходится на 1000 человек населения. Общенациональные газеты сосредоточивают в своих руках 88,5% тиража, спортивные - 11,5%, утренние - 57%, вечерние - 4%, а публикующие утренние и вечерние издания - 39%. Пятью крупнейшими ежедневными газетами ( в порядке убывания тиражей) являются : "Ёмиури симбун", "Асахи симбун", "Майнити симбун", "Нихон кэйдзай симбун" и "Санкэй симбун", входящие в десятку ведущих газет мира. Объем каждой из газет, принадлежащих к первой тройке, - 24 полосы утром (до 14 выпусков со сменными полосами) и 8 - 16 полос вечером (до 4 выпусков со сменными полосами). Поддерживая свои общенациональные сети доставки выпусков на дом читателям, пятерка главных газет монополизирует более 53% суммарного тиража. Почти десятимиллионные утренние тиражи "Ёмиури симбун" и "Асахи симбун" пользуются особой популярностью в крупных городах типа Токио и Осака и их окрестностях. Многие префектурные газеты держат под своим контролем более 50% газетного тиража в местах издания.

На первых порах продажа японских газет осуществлялась на основе консигнационной отправки в магазины. Однако редакция газеты "Токё нити нити симбун" инициировала систему доставки выпусков на дом читателям, которая была быстро воспринята и другими газетами. В 1903 г. газета "Хоти симбун" учредила эксклюзивное дилерство для доставки только собственного издания в масштабах всей страны. При этом дилеры отвечали не только за поступление газеты читателям, но и за подписку на нее. Известия о значительном увеличении тиража "Хоти симбун" в результате этого мероприятия побудили и другие газеты к созданию собственных дилерств, и их монопольная система окончательно сложилась в 1930 г. Нельзя в связи с этим не отметить, что и в наши дни удельный вес розничной продажи газет ничтожно мал. 93% тиража ежедневных газет (и 99% пяти главных из них) доходит до читателей не через киоски, а через специальную службу доставки, создаваемую каждой газетной компанией на местах. Таким образом, между газетой и подписчиком никто не стоит - "своя" газета сама приходит на дом, и это укрепляет у читателя ощущение прямого контакта с ней. Этим же обстоятельством во многом объясняется чрезвычайно сильное влияние газет на массовое сознание японцев, их важная роль в формировании общественного мнения. Характерно, что основная читательская аудитория "Ёмиури симбун", "Асахи симбун" и "Майнити симбун" (43 - 50%) состоит из самостоятельных хозяев, служащих среднего уровня и высококвалифицированных рабочих. Заметная доля (12 - 25%) приходится на категорию управляющих. Среди читателей этих газет весьма много (30 - 40%) мелких служащих, рабочих средней квалификации, а также крестьян.

СМИ - Журналы


С того времени, как вслед за реставрацией Мэйдзи в 1868 г. в Японии появились первые журналы, периодические издания этого вида всегда играли важную, независимую роль в процессе создания идейной атмосферы и формирования поведенческих установок. История японских журналов может быть разделена на три этапа : 1) появление в эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) первых журналов со своими собственными точками зрения на экономические, политические и социальные проблемы страны и апеллировавших к широкой читательской аудитории ; 2) рост удельного веса журналов чисто коммерческого толка в эпоху Тайсё (1912 - 1926) и начальные годы эпохи Сёва (1926 - 1989) и 3) послевоенный период, отмеченный превращением журналов в один из видов массовых коммуникаций.

Первым периодическим изданием в Японии, название которого содержало слово дзасси (буквально - "разнообразные писания") в современном смысле термина "журнал", был "Сэйё дзасси" ("Западный журнал"). Он появился в 1867 г. с Янагава Сюнсан на посту главного редактора. В журнале помещались, главным образом, переводы из голландских периодических изданий. Тогда же было основано и несколько других журналов, но довольно скоро выпуск их прекратился вследствие жесткого правительственного контроля над свободой прессы.

Тем не менее в последующие десятилетия журналы с ярко выраженным мнением в отношении различных злободневных вопросов, возбуждавших общественный интерес, стали выходить один за другим. В 1887 г. Токутоми Сохо, лидер группы Минъюся, основал журнал "Кокумин - но томо" ("Друг народа"), положивший начало жанру сого дзасси ("журналы общего интереса"). Издательство "Хакубункан" начало в 1895 г. выпуск журнала "Тайё" ("Солнце"), в котором был выработан стандартный формат этого жанра. В том же году движение за всеобщую умеренность приступило к изданию журнала "Хансэйкай дзасси" ("Журнал самоизучающего общества"). В 1899 г. его переименовали в "Тюокорон" ("Центральное обозрение"), который внедрил новые нормы редакторской практики. Что касается мира беллетристики, то группа литераторов "Кэнъюся", возглавлявшаяся Одзаки Коё, учредила первый японский литературный журнал "Гаракута бунко" ("Библиотека обрывков и отрезков").

Годы эпохи Тайсё были ознаменованы стартом интенсивной конкуренции между журналами в таких сферах, как развлекательность, искусство, женская тематика и интересы детей. 20 - е годы явились свидетелями всеобщей коммерциализации журнального дела. Высокую активность на этом поприще проявил основанный компанией "Коданся" еще в 1911 г. "Кодан курабу" ("Клуб историй"). В разгар так называемого движения за демократию эпохи Тайсё Ямамото Санэхико начал публикацию журнала "Кайдзо" ("Реконструкция"). Журнал "Бунгэй сюндзю" ("Литературные анналы"), который начал издавать Кикути Кан в 1923 г., специализировался на культивировании литературных талантов. "Коданся" публиковала и журнал "Кингу" ("Король"), предлагавший читателям сериалы художественных произведений, моралистические истории и практически нужную информацию.

С переходом Японии на экспансионистский курс и ростом влияния военных на политику в стране стали усиливаться ограничения свободы слова. От журналов потребовали проведения ультра - патриотической линии, а тех, кто занимал критические позиции в отношении властей (к примеру, "Тюокорон" и "Кайдзо"), лишили права на выход в свет.

После окончания Второй мировой войны издание журналов "Тюокорон", "Бунгэй сюндзю" и "Кайдзо" возобновилось, и в дополнение к ним появились многие другие публикации в жанре сого дзасси. Учреждение журналов "Ору ёмимоно" ("Все читаемое",1945 г.) и "Сёсэцу синтё" ("Новые течения в мире повестей", 1947 г.) обозначило собой факт возникновения журнального типа, концентрирующегося на легкой беллетристике с упором на развлекательность. Для описания чтива подобного рода был даже сформулирован особый термин - тюкан сёсэцу ("художественная литература для не слишком взыскательных читателей").

Но самым значительным событием в издательском мире явился неожиданный и взрывной рост еженедельных журналов. Такие из них, как "Сюкан ёмиури", "Сюкан Токё" и "Сюкан санкэй", публиковавшиеся соответствующими газетными компаниями, завоевали популярность благодаря отходу от сдержанных и строго придерживающихся сухих фактов репортажей, которые помещались в ежемесячных журналах сого дзасси, и обыгрыванию, так сказать, "человеческих аспектов" тех или иных событий. С начала 70 - х годов число читателей еженедельных журналов резко возросло, и они стали быстро специализироваться, ориентируясь на самые различные аудитории. Пышным цветом расцвели, в частности, еженедельники для женщин. Число их давно перевалило за шестьдесят и включает "Ан - ан " и "Нон - но", диктующих моду вот уже более тридцати лет, "Куровассан" ("Пирожок"), "Мор" ("Еще"), и "Уив" ("С тобой"), нацеленных на женщин в возрасте от 20 до 40 лет, а также "Катэй гахо" ("Семья в иллюстрациях") и "Сюфу - но томо" ("Друг домохозяйки"), рассчитанных на женщин более старших возрастов. Немало еженедельников видят свою миссию в обслуживании мужской клиентуры. Весьма популярными среди них являются глашатаи моды "Мэнз нон - но" ("Нон - но для мужчин") и "Чекмэйт" ("Шах и мат"), а также "Попай" ("С широко раскрытыми глазами") и "Хотдог пресс" ("Бутербродная пресса"), формирующие вкусы и интересы молодежного рынка.

По характеру читательской аудитории японские ежемесячные журналы, суммарный тираж которых превышает 2 млрд. экземпляров, подразделяются на (%) : детские (27), популярные (17), для семьи (9,1), женские журналы общего назначения (7,2) и т.д., а еженедельники с суммарным тиражом в почти 2 млрд. экземпляров на : журналы общего назначения (31), популярные (28), детские (25), женские (15) и т.д. Ежемесячные журналы классифицируются и по иным признакам. Так, одну их категорию образуют "высоколобые" журналы для образованного читателя с разносторонними, преимущественно гуманитарными интересами ("Тюокорон", "Бунгэй сюндзю", "Сёкун" и др.). Это - подчеркнуто "серьезное" чтение, потому что на страницах этих журналов, как правило, выступают видные политики, ученые, писатели. Другая важная, куда более многочисленная и популярная категория - "полезные" журналы, посвященные компьютерам, поиску работы, домашнему хозяйству, кулинарии, отдыху и т.д. Сюда же относятся многочисленные журналы, посвященные бейсболу, гольфу, автомобилям и эротике. Наконец, имеется и еще одна категория журналов, которую можно условно назвать "сенсационной" или "скандальной". Здесь любимые темы - финансовые махинации и взятки, а также личная жизнь знаменитостей.

Количество журналов, преимущественно ежемесячных, меняется постоянно. Так, в 1989 г. началась публикация 112 новых журналов, а издание 56 прекратилось. Соответствующие показатели для 1994 г. равнялись 157 и 120, для 1995 г. - 202 и 130.

СМИ - Радио


Первые радиопередачи в режиме амплитудной модуляции начались в Японии в 1925 г. силами компании NHK, а первые коммерческие радиостанции, работавшие в том же режиме, появились в Нагоя и Осака в 1951 г. К середине 50 - х годов коммерческие радиостанции вели передачи на всю страну. Радио быстро сделалось самым популярным "развлекательным" средством массовой информации для японских семей, которых особенно привлекали радиоспектакли драматического и юмористического содержания, эстрадные концерты, спортивные репортажи в прямом эфире и образовательные программы.

Стремительное распространение телевидения в конце 50 - х годов вызвало падение интереса к радиовещанию у массы слушателей. С целью вернуть себе былую аудиторию радиостанции разработали и освоили так называемые программы "общего интереса" в прямом эфире, а также программы с телефонными звонками слушателей ведущим радиопередач. Программы эти использовали такие преимущества радиовещания, как характерные для него непосредственность, мобильность, способность оперативного освещения неожиданных и быстро развивающихся событий.

К концу 60 - х годов радиостанции вернули себе многие из утраченных ранее позиций, причем выдающуюся роль в этом "втором пришествии" сыграла осуществленная ими "сегментация аудитории". Программы стали адресоваться весьма и весьма специфическим представителям огромной армии слушателей в соответствии с господствовавшими тенденциями отхода от общесемейного, коллективного прослушивания к индивидуальному, к первоочередному учету личных предпочтений, доставляющих удовольствие от тех или иных передач. В качестве примера можно упомянуть о послеполуночных программах для молодежи. "Сегментация аудитории" заложила основы формата радиопрограмм, который продолжает использоваться вплоть до настоящего времени.

Радиостанции, работающие в режиме частотной модуляции, приступили к передачам в 1969 г. Они сфокусировались, главным образом, на составлении музыкальных программ для молодежи, в максимально возможной степени используя такие свои преимущества, как высокое качество звука и стерео - звучание. Наряду с увеличением количества радиостанций, работающих в режиме частотной модуляции, радиокомпании активно внедряют спутниковые передачи в режиме импульсно - кодовой модуляции, а также мультиплексные передачи. В настоящее время в Японии функционируют примерно 100 радиостанций.

СМИ - Телевидение


Телепередачи в Японии начала в 1953 г. государственная телерадиовещательная корпорация "Ниппон хосо кёкай" (NHK).Телевизоры с черно - белым изображением быстро распространились в стране в 1959 г., причем этот процесс подстегнула свадьба нынешних императора и императрицы. Сбыт телевизоров с цветным изображением резко увеличился во время Токийских олимпийских игр в 1964 г., и к середине 70 - х годов они практически вытеснили телевизоры с черно - белым изображением. На первых порах телевизору принадлежало почетное место в домах японцев. Они служили своего рода магнитами, вокруг которых собирались все члены семьи. Однако по мере диверсификации жизненных стилей и увеличения числа телевизоров в расчете на одно домашнее хозяйство до двух и трех просмотр телепрограмм стал все больше приобретать индивидуальный характер. Реагируя на этот сдвиг, авторы телепрограмм постарались приспосабливать их к интересам и вкусам специфических возрастных групп зрителей. Так, учет потребностей молодежи привел к организации послеполуночных передач с включением не только информационно ориентированных программ, но и кинофильмов, дебатов на различные темы и т.п.

В настоящее время средний японец проводит у домашнего телевизора по 3 часа 32 минуты в рабочие дни и до четырех часов в выходные. Чем старше человек, тем больше времени проводит он у телевизора, а 36% японцев ежедневно смотрят телевизор по четыре и более часов. При этом 20% чувствуют себя одиноко и неуютно без включенного телевизора, 37% зрителей смотрят телевизор в одиночестве, 79% предпочитают определенные телепередачи в определенное время, а при выборе программ 60% руководствуются информацией, почерпнутой из газет. Телепередачи в районе Токио ведутся по семи обычным и десяткам спутниковых каналов. В любой точке страны можно принимать как минимум три программы. Сегодня в Японии насчитывается около 800 телевизионных сетей с 33,5 млн. подписчиков.

Система японского телерадиовещания состоит из упоминавшейся корпорации NHK и коммерческих компаний. Если единственный источник финансирования NHK - ежемесячная плата абонентов, то коммерческие телекомпании существуют за счет доходов от рекламы (кстати, японское телевидение - мощное средство рекламы, на него приходится примерно 30% общих рекламных расходов в стране). NHK принадлежат 2 телевизионных канала (один из них образовательный), 2 канала спутниковой связи, 2 средневолновых радиоканала (один из них также образовательный), один УКВ (FM) канал. Кроме того, NHK обслуживает разветвленную сеть зарубежного телерадиовещания.

По состоянию на начал XXI в., в Японии имелось 132 коммерческих телекомпании. Пятерка ведущих находится в Токио. Она осуществляет вещание на всю страну и руководит деятельностью других компаний. В состав пятерки входят : NTV (первая коммерческая студия, начавшая работу в августе 1953 г. ; с ней сотрудничают 30 телестанций ; имеет филиал в Москве ; основной владелец акций - концерн "Ёмиури") ; TBS (ведет радиопередачи с 1951 г. и телепередачи - с 1965 г. ; в ее сеть входят 28 телевещательных компаний) ; TV Tokyo (функционирует с 1959 г., объединяя 5 телестанций) ; FT (основана в 1959 г. , является крупнейшей коммерческой телерадиовещательной компанией Японии ; в системе ее вещания - 37 радиостанций с ежедневной аудиторией, превышающей 96 млн. человек, 27 телевизионных каналов в Японии и 20 за границей ; начиная с 1997 г. это один из лидеров в производстве и развитии цифрового вещания ; в 1998 и 1999 гг. FT начала телевешание по двум новым спутниковым каналам. В FT входит компания "Fuji Pony", специализирующаяся на видеопродукции) ; TV Asahi (появилась в 1959 г. ; в ее сеть входят 22 телестанции местного и 20 - зарубежного вещания ; профилирующим видом деятельности TV Asahi является предоставление информационных программ).

Структура программ NHK и коммерческих телерадиовещательных компаний несколько отличаются друг от друга. Так, еженедельное распределение эфирного времени на телевизионных каналах NHK выглядит следующим образом : информационные программы - 44,1%, развлекательные программы - 20,1%, культурные программы - 24,9% и образовательные программы - 10,9%. А вот соответствующие показатели для коммерческих телеканалов : развлекательные программы - 38,8%, культурные программы - 25,1%, информационные программы - 20,6%, образовательные программы - 12,1%, реклама - 2,3% и прочие - 1,1%.

Судя по итогам опросов телезрителей, самыми популярными у них телепрограммами являются следующие (каждый респондент мог называть несколько полюбившихся ему программ) : информационные программы (72%), прогноз погоды (56%), телеспектакли (48%), спортивные программы (38%), музыкальные программы (36%), культурные программы - природа, история, путешествия (30%), эстрадные концерты (29%), политические, экономические и социальные программы (24%), ток - шоу (22%), кинофильмы (20%), программы типа "Сделай сам" (19%), шуточные викторины (17%), юмористические программы (14%), образовательные программы (12%) и мультфильмы (9%).

Появление новых технологий открывает возможности создания неведомых прежде форм телерадиовещания. Например, наблюдается внушительный прогресс в области спутникового и цифрового телевидения, а также "телевидения высокой четкости" (Hi - Vision) и кабельного телевидения (CATV). Спутниковое телевещание через специальные спутники в аналоговом стандарте BSAT - 1a появилось в апреле 1997 г. и ныне осуществляется тремя каналами : NHK BS Channel 1, NHK BS Channel 2 b WOWOW (первый частный спутниковый kанал) . Число подписчиков обоих каналов NHK превышает 10 млн., а канала WOWOW - 2,5 млн. С октября 1997 г. 8 телекомпаний ежедневно в течение 17 часов ведут телевещание в стандарте Hi - Vision, известном высоким качеством видеоряда и звука. В декабре 2000 г. было начато вещание в стандарте Hi - Vision с помощью спутника BS в новом цифровом формате BSAT - 2a. Шесть из семи существующих каналов принадлежат NHK. CATV стало реальным соперником традиционного телевидения. Первоначально оно было введено главным образом в помощь жителям ряда районов, где вследствие топографических причин прием телесигналов оказывался невозможным. В начале 90 - х годов в крупных центрах появилось городское CATV, которое способно предоставлять десятки каналов (в начале XXI в. их было 74). Число подписчиков кабельного телевидения увеличилось с 4,6 млн. в мае 1997 г. до более 17 млн. в 2002 г. Внедрение передовых технологий обещает значительно расширить возможности телевидения и повысить степень удовлетворенности им в среде телезрителей.

Персоналии
Коносуке Мацусита (1894 — 1989)



Краткие биографические сведения
родился 27 ноября 1894 г. в префектуре Вакаяма, Япония, в семье обедневших землевладельцев;
в 1899 г. в результате неудачных спекуляций на рынке риса его отец лишился дома и земельного участка;
в возрасте 9 лет оставил школу и пошел учеником в hibaci (предприятие но изготовлению древесного угля);
в 1910 г. поступил в фирму Osaka Electric Light (помощник электромонтера);
в 1918 г. открыл собственную фирму по производству электроарматуры;
в 1923 г. изобрел работающую от батарейки лампочку для велосипеда;
в 1932 г. его завод по производству электрооборудования был преобразован в Matsushita Electrical Industrial Company,
в 1946 г. основал Институт «Через процветание к миру и счастью»;
в 1951 г. впервые посетил США и Европу;
в 1952 г. установил деловые отношения с компанией Philips:
в 1973 г. ушел в отставку с должности председателя совета директоров Matsushita Electric и стал исполнительным советником компании;
скончался 27 апреля 1989 г. от пневмонии в возрасте 94 лет.

Основные работы

«Quest for Prosperity: The Life of a Japanese Industrialist» (1988)

Резюме

Коносуке Мацусита известен благодаря своему выдающемуся вкладу в развитие японского бизнеса и менеджмента, который нашел свое выражение в основании, развитии и успешном управлении Matsushita Denki Sangyo (Matsushita Electrical Industrial Company), одного из крупнейших в мире производителей бытовой электроники, и в написании многочисленных работ, оказавших заметное влияние на философию менеджмента. Начало его предпринимательской карьеры, пришедшееся на период между двумя мировыми войнами, было довольно скромным. Однако затем, в эпоху послевоенного подъема экономики, бизнес К. Мацусита начал стремительно развиваться, и доля Matsushita Electrical Industrial Company на рынке «трех сокровищ» (стиральных машин, холодильников и телевизоров) стала синонимом массового производства, массового потребления и подъема жизненного уровня японцев.

Имя Коносуке Мацусита прочно отождествляется со многими особенностями организации бизнеса и менеджмента, обеспечившими процветание его компании, а сам он своими сочинениями и реальными поступками активно способствовал распространению гуманистической философии предпринимательства. Поэтому он рассматривается в качестве патриарха японской индустрии бытовой электроники и одного из «богов менеджмента».

Биографические данные

Коносуке Мацусита родился в префектуре Вакаяма в 1894 г. Он был младшим среди трех братьев и пяти сестер в семье помещика, получавшего доход от сдачи своих земель в аренду местным крестьянам. Его беззаботное детство кончилось довольно рано, после того как в 1898 г. отец лишился дома и земли после неудачных спекуляций на рынке риса. Трудности жизни в тесной городской квартире в условиях постоянной нехватки денег в семье Мацусита сопровождались ухудшением здоровья Коносуке и смертью двух его старших братьев и сестры в 1901 г. от инфекционного заболевания. В возрасте 9 лет Коносуке Мацусита оставил школу и поступил учеником сначала на hibaci (предприятие по производству древесного угля), а затем на фабрику по производству велосипедов, где он обучился токарным и ремонтным работам. Когда ему было 15 лет, интерес к электричеству и электрическому освещению, виденному им в поездах в Осаке, заставила его перейти в Osaka Electic Light Company в качестве помощника электромонтера.

Слабый здоровьем, но одновременно испытывающий гордость от своего назначения на должность инспектора 23-летний К. Мацусита решил открыть свое собственное маленькое предприятие Matsushita Electrical Company по выпуску электрических розеток и патронов. В 1918г., имея начальный капитал в сумме около100 иен, он начал производство электроарматуры в состоявшем всего из двух комнат маленьком помещении. В начале 1920-х гг. он диверсифицировал свою деятельность, направив усилия на создание новой велосипедной лампочки, работающей от батарейки, для замены традиционных фонарей со свечами, которые гасли при малейшем дуновении ветра.

В период начавшейся в 1929 г. депрессии на складах скопилось огромное количество нераспроданных товаров, однако компания Мацуситы смогла пережить трудные времена, благодаря тому что ее хозяин не стал увольнять работников и позволил работать им полдня при сохранении прежней зарплаты. Кроме того, он начал убеждать своих работников, родственников и друзей заняться продажей продукции компании. Несмотря на общий экономический спад, компания продолжала успешно развиваться и Мацусита выбрал в качестве официальной даты начала нового этапа ее деятельности день 5 мая 1932 г.: в этот день организация заявила о своей миссии в отношении общества.

Пятый день пятого месяца имел историческое значение в качестве одного из сезонных праздников «периода Токугавы» (1600-1868) и обычно отмечался как «день мальчиков» вплоть до его переименования в «день детей» в 1948 г. В «день мальчиков» было принято вывешивать на расположенных у дома шестах специальные вымпелы с изображением карпа (прославление смелости и отваги этой рыбы метафорически переносится на смелость и отвагу, которые придется проявить мальчикам в будущей взрослой жизни). Таким образом, выбранная дата была крайне благоприятна для открытия нового этапа работы Matsushita Electric. Утвержденный в 1933 г. гимн компании «Ai to Hikari to Yume de» («С любовью, светом и мечтой») стал еще одним нововведением Мацуситы и сыграл важную роль в формировании корпоративного духа работников компании.

Когда в конце 1930-х гг. милитаристское правительство Японии получило возможность прямого контроля над экономикой, Matsushita Electric была вынуждена перестраиваться на выпуск военной продукции. Как впоследствии говорил об этом сам Коносуке Мацусита, в то время у компаний не было другого выбора, кроме как подчиниться правительству. Зато лояльность вознаграждалась возможностями экономического процветания в самой Японии и входа на новые рынки в Корее, Маньчжурии и на Тайване.
Конец Второй мировой войны ознаменовал начало тяжелого периода для Мацуситы и его компании. Его участие в выпуске военной продукции означало причисление семьи промышленника к числу семей zaibatzu (дзайбацу), a Matsushita Electric подлежала роспуску.

Термин дзайбацу использовался для обозначения финансово-промышленных групп, действовавших в качестве самостоятельных хозяйственных единиц под общим контролем отдельных семей, осуществляемым через холдинговые компании, использовавшиеся в качестве управляющих центров. Для сохранения контроля над промышленностью эти группы ограничивали распространение своих акций, утверждали назначения менеджеров и использовали прочие меры. Поскольку к концу первой половины XX в. они занимали господствующие позиции в японской промышленности, американские оккупационные власти с целью демократизации экономики и недопущения возрождения японского милитаризма приняли решение о роспуске всех дзайбацу. Однако во время забастовки с требованием повышения заработной платы, энергичное руководство которой осуществлял профсоюз компании Matsushita Electric, его члены профсоюза и другие сотрудники решили временно прекратить активные действия, чтобы собрать 15 000 подписей под петицией о «сохранении ключевой фигуры». Удивленные тем что профсоюзная петиция требовала не отставки, а сохранения в прежней должности руководителя компании, оккупационные власти смягчили свою позицию. В результате семья Мацусита была вычеркнута из «черного списка», а ее глава сохранил пост президента, что позволило компании выжить.

После снятия наложенных оккупационными властями ограничений Мацусита в 1951 г. совершил поездки в США и в Европу. В результате он пришел к выводу, что США могли бы стать крупным рынком сбыта для его компании. В 1952 г. К. Мацусита лично выбрал для налаживания с ними тесных деловых связей и приобретения лицензированных технологий европейскую фирму Philips. В 1953 г. Matsushita Electric начала пробный выпуск таких товаров, как стиральные машины, телевизоры и холодильники, а на следующий год в ее ассортимент вошли и пылесосы. В 1957 г. компания наладила выпуск высококачественных радиоприемников, а в 1958 г. разработала первую модель цветного телевизора. Успешная реализация продукции на внутреннем рынке стала своего рода плацдармом для разработки амбициозной международной стратегии, независимой от действий господствовавших в то время в японской системе торговли торговых фирм. Matsushita Electric была одной из первых компаний, воспользовавшейся преимуществами низкой стоимости рабочей силы и привязкой к курсу доллара цен на импортную продукцию в менее развитых странах Восточной Азии.

В 1970-е гг. развернулась борьба компании JVC (в которой К. Мацусита владел 50% акций) и ее союзников с компанией Sony за установление стандартов на кассетные видеомагнитофоны (КВМ). К. Мацусита разрабатывал собственную систему, но узнав, что в JVC создается более совершенная система VHS, Акио Танин (руководитель разработок КВМ в Matsushita Electric) высказался за приостановку работ для проведения усовершенствований в системе VHS. Задержка выпуска продукции Matsushita Electric до того времени, пока она не стала бы основываться на новой системе VHS означала, что Sony, не собиравшаяся делиться секретами своей технологии, смогла бы в течение целого года быть монополистом на рынке систем типа Betamax. Однако Коносуке Мацусита сумел убедить своих сторонников в том, что Sony не имеет достаточных производственных возможностей и что союз JVC и Matsushita позволит обеим компаниям выйти на рынок и за счет своих технических и маркетинговых преимуществ установить там систему VHS в качестве отраслевого стандарта (что в конечном итоге и произошло).В 1970-е гг. развернулась борьба компании JVC (в которой К. Мацусита владел 50% акций) и ее союзников с компанией Sony за установление стандартов на кассетные видеомагнитофоны (КВМ). К. Мацусита разрабатывал собственную систему, но узнав, что в JVC создается более совершенная система VHS, Акио Танин (руководитель разработок КВМ в Matsushita Electric) высказался за приостановку работ для проведения усовершенствований в системе VHS. Задержка выпуска продукции Matsushita Electric до того времени, пока она не стала бы основываться на новой системе VHS означала, что Sony, не собиравшаяся делиться секретами своей технологии, смогла бы в течение целого года быть монополистом на рынке систем типа Betamax. Однако Коносуке Мацусита сумел убедить своих сторонников в том, что Sony не имеет достаточных производственных возможностей и что союз JVC и Matsushita позволит обеим компаниям выйти на рынок и за счет своих технических и маркетинговых преимуществ установить там систему VHS в качестве отраслевого стандарта (что в конечном итоге и произошло).В 1970-е гг. развернулась борьба компании JVC (в которой К. Мацусита владел 50% акций) и ее союзников с компанией Sony за установление стандартов на кассетные видеомагнитофоны (КВМ). К. Мацусита разрабатывал собственную систему, но узнав, что в JVC создается более совершенная система VHS, Акио Танин (руководитель разработок КВМ в Matsushita Electric) высказался за приостановку работ для проведения усовершенствований в системе VHS. Задержка выпуска продукции Matsushita Electric до того времени, пока она не стала бы основываться на новой системе VHS означала, что Sony, не собиравшаяся делиться секретами своей технологии, смогла бы в течение целого года быть монополистом на рынке систем типа Betamax. Однако Коносуке Мацусита сумел убедить своих сторонников в том, что Sony не имеет достаточных производственных возможностей и что союз JVC и Matsushita позволит обеим компаниям выйти на рынок и за счет своих технических и маркетинговых преимуществ установить там систему VHS в качестве отраслевого стандарта (что в конечном итоге и произошло).В 1970-е гг. развернулась борьба компании JVC (в которой К. Мацусита владел 50% акций) и ее союзников с компанией Sony за установление стандартов на кассетные видеомагнитофоны (КВМ). К. Мацусита разрабатывал собственную систему, но узнав, что в JVC создается более совершенная система VHS, Акио Танин (руководитель разработок КВМ в Matsushita Electric) высказался за приостановку работ для проведения усовершенствований в системе VHS. Задержка выпуска продукции Matsushita Electric до того времени, пока она не стала бы основываться на новой системе VHS означала, что Sony, не собиравшаяся делиться секретами своей технологии, смогла бы в течение целого года быть монополистом на рынке систем типа Betamax. Однако Коносуке Мацусита сумел убедить своих сторонников в том, что Sony не имеет достаточных производственных возможностей и что союз JVC и Matsushita позволит обеим компаниям выйти на рынок и за счет своих технических и маркетинговых преимуществ установить там систему VHS в качестве отраслевого стандарта (что в конечном итоге и произошло).

Коносуке Мацусита оставался главой компании в течение многих лет и вышел в отставку в 1973 г. Но, даже отказавшись от непосредственного руководства компанией, он сохранил в ней значительное влияние, заняв пост специального советника. Находясь на пенсии, он отдавал много времени работе над своими посвященными философии бизнеса сочинениями. К. Мацусита скончался в 1989 г. в возрасте 94 лет. Его состояние к тому моменту оценивалось в 244,9 млрд иен, что было самым высоким показателем за всю историю современной Японии.

Основной вклад

Из опыта Генри Форда Мацусита прекрасно усвоил представление о важности расширения спроса за счет массового производства и снижения цены товаров. В своей компании он развил идеи о массовом производстве до уровня стратегий, ставших эталоном японского менеджмента. Однако для достижения такого результата Мацусита должен был адаптировать и усовершенствовать многие новые методы ведения бизнеса, не характерные для традиций таких корпораций, как дзайбацу и для крупных торговых фирм.

Он определил место своей компании в обществе следующими исполненными почти что религиозного пафоса словами: «Предназначение Matsushita Electric заключается в том, чтобы обеспечить неиссякаемое предложение товаров и таким образом добиться мира и процветания нашей страны». Его усилия по достижению соответствия между стратегией компании и структурой и культурой общества в целом были достойны восхищения. В условиях неопределенности реакция Мацусита на итоги Второй мировой войны выразилась в создании Института «Через процветание к миру и счастью», который впоследствии занимался изданием управленческих «проповедей» Мацуситы и подготовкой менеджеров. В 1980 г. предприниматель создал Школу государственного управления и менеджмента Мацуситы, целью которой была подготовка новых японских лидеров 1980-х и 1990-х гг.

В 1933 г. Matsushita Electric была одним из пионеров применения раздельной структуры управления, обеспечивавшей большую наглядность достигнутых результатов и более четкое определение ответственности различных подразделений, а также представление о слабых и сильных сторонах компании. Центробежным тенденциям процесса «дробления» противодействовали методы связывания структурных единиц компании, применявшиеся в последующих программах структурных преобразований. Другими организационными новшествами, впервые опробованными Мацуситой, стало введение в японских компаниях пятилетних бизнес-планов и создание подразделений, эффективность деятельности которых оценивалась размерами полученной прибыли.

К. Мацусита уделял большое внимание эффективности реализации продукции, сотрудничая в создании одноканальный торговой сети непосредственно с предприятиями розничной торговли и поддерживая связи с финансирующими торговлю организациями. Успех в этой области сделал возможным увеличение рыночных долей и экономию средств надежных производителей качественных потребительских товаров, цель которых состояла в организации массового производства для удовлетворения потребностей массового потребителя.

Горя желанием как можно быстрее восстановить после ослабления административных ограничений позиции своей компании, К. Мацусита решил применить у себя сборочные конвейерные линии, работу которых он наблюдал в 1951-1952 гг. в автомобилестроительной компании Toyota, и командировал своих менеджеров для изучения новых методов организации труда. Преимущества методов производства «точно вовремя» и использования малых объемов материальных запасов стали очевидны для К. Мацуситы, когда он после разрушительного землетрясения 1964 г. начал анализировать потери, обусловленные чрезмерным накоплением запасов на предприятиях компании. В то же время К. Мацусита разработал важный элемент системы поставок «точно вовремя» еще в 1930-х гг., когда начал устанавливать прочные отношения с поставщиками, удивляя их своими посещениями и советами по сокращению издержек (к которому он постоянно стремился).

К. Мацусита придавал огромное значение хорошим трудовым отношениям и делал все возможное для их укрепления. Его нацеленность на сохранение рабочих мест в период депрессии и поддержка со стороны профсоюза компании, выступившего против решения оккупационной администрации, являются всего лишь двумя примерами характера его взаимоотношений с работниками. Профсоюз компании Matsushita был одним из крупнейших членов Японской федерации профсоюзов работников электротехнической промышленности (Denki Roreri) поддерживавшей социал-демократическую партию Японии. Благодаря этим связям Мацусита наладил схему отношений профсоюза и руководства компании, основанную на сотрудничестве, а не на конфронтации. Несмотря на упадок тред-юнионизма в большинстве промышленно развитых стран, Мацусита продолжал поддерживать рабочие объединения и считал, что Японский профсоюз промышленных рабочих мог бы служить моделью для профсоюзов в развивающихся странах.

Успех борьбы с Sony за стандарт VHS продемонстрировал важность комплексного подхода к инновациям и необходимость умелого сочетания технических достижений с маркетинговыми и производственными усилиями.

Оценка

Являясь одним из крупнейших промышленников, определивших послевоенный экономический успех Японии, Коносуке Мацусита способствовал внедрению многих организационных и управленческих нововведений, которые сегодня рассматриваются как отличительные характеристики японского бизнеса. Кроме того, он способствовал развитию философии бизнеса, в которой подчеркивал взаимную зависимость различных имеющих отношение к производству товаров групп — потребителей, работников предприятий и поставщиков.
Характер К. Мацуситы проявился в его простых по форме сочинениях, которые напоминали труды «старого доброго монаха консервативной школы». Он признавал, что в своих мемуарах уделял мало внимания жене и семье, но при этом просил читателей «понять, что он был человеком XIX в.».

В отсутствие семейных связей и какого-либо покровительства Коносуке Мацусита основал и привел к успеху крупную компанию. Его предприятие превратилось из маленькой мастерской в гигантскую международную корпорацию (200 тыс. работников, более чем 100 заводов и дочерних фирм, годовой объем сбыта порядка $35 млрд). Несмотря на отсутствие диплома об образовании, он успешно управлял компанией и оказывал влияние на широкую аудиторию читателей своими удивительными сочинениями. В настоящее время ведутся активные споры по поводу того, стала ли созданная им промышленная структура затрудняющей дальнейшее развитие «смирительной рубашкой» и способна ли его компания адаптироваться к произошедшим в 1990-х гг. изменениям в мире бизнеса. На протяжении многих лет своего развития под непосредственным руководством Мацуситы компания приобрела высокую репутацию, основанную на быстром внедрении технических достижений конкурентов на фоне более высокого, чем у них, уровня развития производства и маркетинга. Сравнительно низкие показатели расходов на научно-исследовательские разработки вызывают определенные сомнения относительно возможности компании привлекать одаренных людей и обеспечивать создание в ней творческой атмосферы.

Заключение

В середине 1980-х гг. Тании, новый президент компании, пришел к выводу о насыщении традиционных рынков бытовой электроники. Он выступал за освоение новых рынков, но при этом высказывал опасения по поводу трудностей привлечения наиболее способных инженеров для активизации научно-технических работ компании и жаловался на то, что возможности 600 дочерних фирм и компаний группы Matsushita для продвижения в новых направлениях используются далеко не в полной мере.
Одна из мер по пересмотру прежней политики была направлена на достижение новых взаимоотношений с сетью из более чем 25 тыс. находившихся по соседству с жилыми районами магазинов, с которыми Matsushita успешно сотрудничала в прошлом, но которые испытывали острую конкуренцию со стороны магазинов, продающих товары со скидками. Но в 1993 г. Тании ушел в отставку, взяв на себя ответственность за возросшие трудности, связанные, в частности, с широко известными неудачами выпуска новых холодильников, с финансовыми скандалами и малоэффективной работой компании. Суть проблем определялась неоднозначным отношением семьи Мацусита к попыткам Тании обновить структуру компании и стиль управления ею. Председатель совета директоров Масару Мацусита, зять основателя компании, резко критиковал предложенную схему преобразований. Новый президент, Морисита, отказался от планов Тании и выдвинул новые предложения по обновлению компании, стремясь подчеркнуть в них неразрывную связь с деятельностью Коносуке Мацуситы:

«Наша унаследованная от основателя компании основополагающая философия не изменилась. Мы должны вносить вклад в развитие общества и в повышение благосостояния людей, и к этим неизменным целям мы будем стремиться всегда. Однако основатель нашей компании был очень гибким человеком, чутко реагирующим на все новое. Я должен быть таким же новатором, каким был он. Времена меняются, и общество и экономика быстро приобретают новые черты, поэтому мы также должны изменяться, чтобы всегда соответствовать уровню новых задач».

Коносуке Мацусита оставался главой компании в течение многих лет и вышел в отставку в 1973 г. Но, даже отказавшись от непосредственного руководства компанией, он сохранил в ней значительное влияние, заняв пост специального советника. Находясь на пенсии, он отдавал много времени работе над своими посвященными философии бизнеса сочинениями. К. Мацусита скончался в 1989 г. в возрасте 94 лет. Его состояние к тому моменту оценивалось в 244,9 млрд иен, что было самым высоким показателем за всю историю современной Японии.

Вкратце о нас:

1. Оффициальный сайт проекта - Japanization.ru
2. Проект носит название организации, к которой "прикреплен" - NBK - Nihon Bunka Kengaku
3. Наши контакты(предложения партнерства, указания на ошибки в рассылке итп):
icq uin - 768-763
mail - japanization@gmail.com
skype - shonikai

Друзья проекта:

Japan Seasons - крупнейший туроператор по Японии Северо-Западного региона.
Партнер - Гильдия гидов и переводчиков с Японского языка.
Ветка Сакуры - Информационный сайт о Японии. Цель сайта - дать как можно более широкое представление о культуре, науке и жизни Японии. Разнообразные материал от аниме до жизни японцев
Ongoing.ru – здесь вы можете скачать anime, которое выходит в настоящее время в Японии.
JVA - рассылка-дайджеста Japanese Visual Arts (JVA)
Сайт Марии Морозовой - Авторский сайт Марии Морозовой - автора ряда статей на нашем сайте.

И напоследок:
Слухи о нашей смерти несколько преувеличены, нэ? (с)
!!! Мы принимаем любые ссылки на тематические сайты, личные странички, программы , новости - Все, что как-то связано с Японией. Давайте развивать проект вместе ^^ !!!

В избранное