Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-02-08 17:13


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-02-08 17:13

Келагаи
2008-02-08 16:44 agency@trendaz.com (Trend)

По названию статьи вы догадались, что речь пойдет о древнем виде национальной одежды – о шелковом бабушкином платке келагаи. Еще в 5-6 вв. в Мингечауре носили шелковые платки со следами золотошвейной вышивки — прообраз келагаи. Азербайджан в XVII веке являлся крупной шелководческой областью Ближнего Востока, а Ширван-ская провинция — главным районом шелководства Азербайджана. Важнейшими центрами производства шелковых тканей в Азербайджане были и Шемаха, Гянджа, Шеки, Шуша. Здесь производили удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров, ткани, шелковые женские головные платки и др. Особенно Шеки издавна славился изделиями из шелка. Итальянский путешественник Марко Поло еще в 13 веке отмечал красоту таких шелковых платков в Шемахе и Барде. Много любопытных сведений оставили такие английские путешественники как Р.Джон-сон, Т.Олкок, Дж.Рении, Р.Чини и другие. Голландец Я.Я.Стрейс, побывавший в Азербайджане в середине 17 века, сообщал, что на базаре в Шемахе "много хороших и крытых рядов со многими лавками, где продают меха, шелк, вытканные серебром и золотом платки..." Келагаи прошлых лет отличались от современных своим рисунком. Наиболее древним и распространенным сюжетом на келагаи было изображение пары птиц (павлин), а причудливые рисунки с изображением листьев и цветов перекликались со сложными геометрическими узорами. Излюбленными растительными мотивами являлись роза (гызыл гюль), нарцисс (наргиз), гвоздика (гярян-фил), мак (лалэ), лилия ( занбаг), ирис (сусян) и цветы фруктовых деревьев граната, айвы, алычи, а также колосьев ( сюнбюль) и листьев различных форм. А геометрический узор состоял из прямых и ломаных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, шести- и восьмигранных розеток, ромбиков, звездочек и символического изображения солнца. Орнамент рисунка келагаи в различных областях Азербайджана отличался друг от друга: для Абшерона и Шеки характерен крупный массивный узор, в Шемахе преобладал мелкий рисунок, в Гяндже, Казахе и Карабахе наблюдалось одновременное распространение мелкого и крупного рисунков. Следует отметить, что при ношении келагаи имели значение возрастные и социальные различия: пожилые женщины носили более темные цвета: черные, темно-синие, а молодые — более яркие: белые, бежевые, ярко-голубые и др. Стиль келагаи отражал и семейное положение его обладателя. Шелковый платок девушки заметно отличался от келагаи замужней женщины — их повязывали разными способами. Современный келагаи, который носят только наши бабушки или жительницы отдаленных районов республики представляет собой окаймленный шелковый платок с преимущественным орнаментом буты. P.S. Келагаи, которые бережно хранятся в сундуках наших бабушек, могут стать последним воспоминанием об искусстве азербайджанского шелка и одежды из него. Выход из положения есть, пока живы в республике мастера шелкового дела. Действительно, жаль, если замечательная "шелковая сказка" Азербайджана канет в небытие...


В избранное