Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-02-21 10:00


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-02-21 10:00

Президентство Сержа Саркисяна не изменит нагорно-карабахский процесс - Институт стран СНГ
2008-02-21 09:45 agency@trendaz.com (Trend)

С приходом к власти в Армении Сержа Саркисяна в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта ничего не изменится. «Революционных изменений в отношении нагорно-карабахского конфликта, учитывая биографию и взгляды будущего президента, ожидать не приходится. Более вероятно инерционное развитие ситуации, чем какие-то изменения и подвижки», - считает высокопоставленный российский аналитик Владимир Жарихин. Экс-премьер-министр, председатель Республиканской партии Армении Серж Саркисян набрал 52,86 процента голосов избирателей на президентских выборах, состоявшихся во вторник. «Было бы большим преувеличением говорить о неожиданности результата президентских выборов в Армении. Результат был ожидаемым, хотя власть определенно хотела получить больше 53 процентов голосов, - сказал в интервью Trend News в среду заместитель директора Института стран СНГ Жарихин. Сторонники основного оппозиционного кандидата Левона Тер-Петросяна, по словам эксперта, могут не успокоиться, тогда в Армении возможны волнения с требованием пересчета голосов. Но результат достаточно убедительный, потому что Тер-Петросян набрал не очень много - до 50 процентов, поэтому его сторонникам будет очень сложно говорить о победе, полагает Жарихин. Возможные разные оценки наблюдателей относительно демократичности выборов в Армении, которые, по мнению аналитика, не будут играть на дестабилизацию ситуации в Армении. «Достаточным стабилизирующим фактором, чтобы не проводить активную политику «цветных революций» по отношению к Армении, является очень влиятельная и мощная армянская диаспора в США», - добавил Жарихин. Политолог не стал утверждать, станет ли Роберт Кочарян премьер-министром, но он считает, что экс-президент в любом случае останется в политическом руководстве Армении, хотя сейчас трудно говорить о том, какое конкретное место он себе найдет. Политолог считает, что не стоит ожидать каких-то принципиальных изменений в отношениях Армении с Россией, и будет продолжен курс, реализуемый при предыдущем президенте.

В Азербайджане стало сниматься больше фильмов, но это еще не значит, что они хорошие, - режиссер Зия Шихлинский
2008-02-21 09:55 agency@trendaz.com (Trend)

26 февраля, в 16-ю годовщину ходжалинской трагедии состоится презентация фильма режиссера Зии Шихлинского «Молитва». Автором сценария картины является Юсиф Шейхов, а оператором Рафик Кулиев. «Молитва» будет показана также по линии посольств Азербайджана и Комитета по работе с диаспорой. Недавно ее первый показ состоялся в Израиле, где о фильме были только положительные отклики. До презентации ленты TendLife побеседовал с Зией муаллимом о фильме и в целом о сегодняшнем состоянии азербайджанском кино. - Зия муаллим, фильмов и передач о ходжалинской трагедии снято немало. Что было для вас самым важным в этой работе? - На мой взгляд, приступая к работе над этим фильмом, самым важным было определиться с жанром, потому что, как вы верно заметили, были телевизионные передачи, издавалась какая-то литература. То есть, мы, съемочная группа, поставили себе целью создать не просто фильм, а настоящее кино. Мы преднамеренно отказались от текста и все выстраивали на музыке. Юсифу Шейхову, автору сценария хотелось, чтобы все было построено на мугаме. А мне кажется, что сейчас идет культивизация мугама, хоть он этого и заслуживает. Ведь у нас помимо мугама есть и другие музыкальные жанры, имеющие глубокие корни. Я настоял на том, чтобы в фильме был использован баяты шираз, каков он есть на самом деле, а также его интерпретации, сделанные Арифом Меликовым для фильма «Доктор Нариманов», Эмином Сабитоглу для фильма «День прошел» и Эдуардом Артемьевым, который использовал баяты шираз в картине Андрея Тарковского «Сталкер». Также в «Молитву» мы включили музыку Иоганна Себастьяна Баха. Очень большое значение в этом фильме имеет изобразительное решение. Я попросил оператора Рафика Кулиева, чтобы он снимал длиннофокусной оптикой. Эта техника дает определенную статику, создает ощущение наблюдения. - Я слышал, что «Молитва» частично черно-белая. - Лет двенадцать назад я снимал фильм о немцах в Азербайджане, который назывался «Ностальгия по пришельцам». Картина была цветная, но когда я перешел в конце на фотографии, то кадры уже стали черно-белыми. Это очень понравилось немцам во время демонстрации того фильма. Так вот, работая над «Молитвой», я пошел тем же путем, отчего картина обогатилась не только изобразительно, но и по смыслу. То есть, все молебны, которые присутствуют в фильме, вне зависимости от того, мечеть это или православная церковь, кирха, католический собор сняты в цвете. А когда мы очень лаконично и ненавязчиво показываем ходжалинские кадры, то там у нас идет уже черно-белое изображение. Ну, и в конце мы заканчиваем фильм на Шахидляр Хиябаны. - Фильм поставлен точно, как изначально задумывалось, или все же в работу были внесены какие-то изменения? - Вы знаете, у «Молитвы» был совсем другой финал: шлагбаум, вывеска «Ходжалы», дети должны были исполнять мугам, играть на национальных инструментах и т.д. Но я предложил от этого отказаться и Юсиф муаллим согласился. Хотя в принципе мы и это сняли, но потом убедились, что все-таки полученные кадры выпадают из общей стилистики фильма. В конце картины мы даем официальную информацию о том, когда произошла трагедия, сколько человек погибло, сколько раненных, сколько пропало без вести. Но это тоже вкратце, ненавязчиво. Все дано титрами, которые в фильме сделаны на четырех языках: азербайджанском, русском, английском и немецком. Фильм разослан в очень многие страны Европы, в США и Канаду, на Ближний Восток. 26 февраля «Молитва» будет показана за рубежом по линии посольств Азербайджана, а также Комитета по работе с диаспорой, за что я благодарен МИДу и Комитету по работе с диаспорой. - То есть, вы изначально задумывали, чтобы «Молитва» был более поэтическим кино, нежели информационным? - Абсолютно верно. Кроме того, я считаю самым главным достоинством фильма то, что он краткометражный идет всего тринадцать минут. Как-то в Доме кино показывали очень хороший фильм о Нобелях, снятый мною в Санкт-Петербурге. Озвучивал его Алексей Баталов. Тогдашний посол Польши в Азербайджане Мартин Навро на показе сказал мне: «Я уважаю ваше творчество за то, что у вас очень короткие фильмы». Всегда необходимо искать баланс, благодаря которому можно держать зрителя в постоянном напряжении. В «Молитве» нет никакого плача, интервью с людьми, которые пострадали в той трагедии. Конечно, такое тоже имеет право на существование, но это уже жанр телевидения. Иногда это менее воздействует на зрителя. Дело в том, что в 1990 году я снял фильм «Хотят ли русские войны?». Работая над ним, нашел ключ к теме, а это очень важно. Там я до бакинских событий начинал с Венгрии, Чехословакии и т.д. Все было построено на музыке, без текста и имело более сильное эмоциональное воздействие на зрителя, нежели текстовой ряд. Хотя текст в каких-то фильмах необходим. - Что, на ваш взгляд, еще можно было снять о Ходжалах: документальное кино или художественное? - Эта тема неисчерпаема, точно так же, как и Карабахская. Но вернусь к вопросу нахождения ключа, к тому, над чем работаешь. У меня есть товарищ, он известный художник. В конце октября мы с ним встретились на одной выставке. Он спросил, над чем я работаю. Я ответил, что готовлю фильм о Ходжалах, но нахожусь пока в поисках. «Я уверен, что ключ к фильму ты найдешь», - сказал он. Нашел я его в итоге или нет, решать зрителю. Кроме того, хочу высказать и еще одну очень важную, на мой взгляд, точку зрения и отвечаю за каждое сказанное сейчас слово. В прошлом году был снят фильм о Ходжалах. Я не могу сказать, что это было - передача или фильм. Это было безобразие! И длилось оно полчаса. Ни одно наше посольство этого у себя не показало. Фильм был очень неграмотным. Элементарно, создатели картины использовали в работе эпизоды из моего фильма «Генерал Шихлинский», где я использовал царский архивный материал. Я специально за этим ездил в Москву, изучал архивы. - И на вас даже не сослались? - То, что ссылки не было, Бог с ними. Хотя, фильм был спонсорским. Если бы я подал в суд, а спонсор не является гражданином Азербайджана, то он мог бы написать открытое письмо, и последствия были бы неприятными. Но не это самое страшное. Авторы того фильма были до того дилетантами, что, эпизоды из моего фильма, где показаны кадры русско-японской войны 1904-1905 годов, Манчжурии, Дальнего Востока использовали так, будто это 1920 год и, мол, российская армия оккупировала Баку. Это грубейшая ошибка. На экране совсем другая природа, ландшафт, нашивки на форме у солдат и т.д. Деньги съедены, фильма нет и все… - Сейчас в азербайджанском кино вроде бы пошло, хоть и не большое, но развитие. Снимается больше фильмов, молодые режиссеры подключены к делу. На ваш взгляд, это уже движение в кино или?.. - Я уже однажды говорил, что кино умирает и тогда, когда снимаются плохие фильмы. То, что снимается много фильмов, еще не говорит о том, что они хорошие. Профессиональный уровень фильмов, снятых за последнее время, чрезвычайно низок. Это моя точка зрения. Можно ссылаться, что денег мало. Конечно, колоссальное значение имеет и материальная база, и производственная, и техническая части, но я постоянно привожу такой пример. Гениальный фильм «Летят журавли» оператор Урусевский снял на самой примитивной ручной камере. Так что, качественная техника влияет на техническое усовершенствование фильма, но не на художественное. - А нравятся вам работы молодых режиссеров? - В творчестве нет возрастов. Это сказал не я, а великий Антониони, находясь здесь в Баку. У него спросили, кто является молодыми итальянскими режиссерами, и он ответил: «Феллини, Бертолуччи братья Тавани». В работах молодых режиссеров я не вижу индивидуального почерка. Если этого нет, то таким людям надо менять профессию. Они на мир смотрят чужими глазами. Это, между прочим, характерно и для многих опытных режиссеров. Сейчас все заболели Карабахской тематикой. Если взять всех режиссеров вместе и поставить на одну чашу весов, а меня - на другую, то все они вместе взятые не были в горячих точках больше, чем я. Тем не менее, я Карабахской темы не касаюсь, потому что это очень больно и ответственно. А эти режиссеры, сценаристы, сидя дома в тепличных условиях, выдумывают какие-то небылицы, не имеющие никакого отношения к реальной жизни. А еще самый большой грех в том, что они крадут многое из других фильмов, притом, порой не из самых лучших. - В последнее время вы больше снимали документальное кино, хотя профессии режиссер игрового кино - Да, я игровик. Учился на Высших режиссерских курсах у известного режиссера Митты. Да, снял немало документальных фильмов, но об игровом кино не забываю и в будущем году попытаюсь сделать и художественный фильм.

Азербайджан опередил Грузию и Армению по числу пользователей Интернетом
2008-02-21 09:58 agency@trendaz.com (Trend)

Министерство молодежи и спорта Азербайджана отмечает более высокую степень доступа населения страны к Интернету, чем в других странах Кавказа. Как сообщает TrendLife, об этом заявил заместитель министра молодежи и спорта Интигам Бабаев. По его словам, азербайджанская молодежь быстро приспосабливается к новым технологиям, изучает все больше языков. - По исследованиям UNESCO, за последнее время число пользователей глобальной сети Интернет в Азербайджане в 2 раза превышает их число в Грузии и Армении вместе взятых, - подчеркнул он.


В избранное