Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-06-14 12:35


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-06-14 12:35

Модель Адриана Лима выходит замуж
2008-06-14 11:52 agency@trendaz.com (Trend)

howbiz.siteua.org

Гость, что в горле кость
2008-06-14 11:54 agency@trendaz.com (Trend)

ebest.net/

Для развития инновационных систем необходимо учиться на чужих ошибках - замдиректора НИИ экономических реформ
2008-06-14 12:04 agency@trendaz.com (Trend)

Интервью с замдиректором НИИ экономических реформ Министерства экономического развития Азербайджана Джейхуном Юсифовым - Эксперты утверждают, что именно инновационные системы, став важнейшим элементом модернизации, могут оказаться ключом к будущему успеху Азербайджана и повышению конкурентоспособности на мировых рынках... - Да, несомненно, в решении задач обеспечения динамически устойчивого развития мировой экономики на ближащие десятилетия первостепенная роль будет принадлежать инновационным процессам, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это затребует дальнейшего реформирования всех сфер общественной жизни и прежде всего экономики. Как отмечают аналитики, в настоящее время во многих странах в основном заканчивается формирование национальных инновационных систем, ориентированных на построение постиндустриального общества - общества, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Решающая роль в управлении этими процессами принадлежит государству, которое, с одной стороны, устанавливает правила функционирования инновационной системы, с другой - обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование. Дальнейшие усилия по развитию национальных инновационных систем будут направлены на их объединение в глобальные системы, а в перспективе - на создание всемирной инновационной системы. Таким образом, формирование успешных инновационных систем со своим инновационным потенциалом в Азербайджане не только обеспечат становление национальной системы инновационной экономики и ее управления, основанной на внедрении и развитии технологий ХХI в., но и будут способствовать участию нашей страны в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. - Какова роль государства в развитии инновационных систем и насколько на основе проведенных вами исследований можно говорить о реальности подобных перспектив для Азербайджана? - В ведущих странах Запада за 30 последних лет отмечен рост (с 6 - 12% до 45 - 55%) доли государственных расходов в ВВП. Соответственно это обеспечило и усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно в секторах высоких технологий. В Азербайджане роль государства в экономике, начиная с конца 80-х годов прошлого века, сводилась на нет. И это была сознательная установка с чужой подачи. Считалось, что рынок сам все расставит по местам, и государство должно из экономики уйти. Ситуация изменилась лишь к середине 90-х годов, когда в процессе реформирования экономики страны президентом Гейдаром Алиевым стало очевидно, что устойчивые экономические реформы, особенно технологическое развитие, невозможны без эффективного, сильного государства. К концу 90-х к этому же решению пришли и мировые финансовые институты, в частности, Всемирный банк, который, учитывая катастрофичность ситуации для собственных проектов в мире, подал сигнал о том, что роль государств в экономике должна расти. Становление и развитие инновационного потенциала в различных регионах мира происходило по разным, но достаточно близким схемам. Инновационная деятельность успешно развивается и в федеративных государствах (США, Германия), и в унитарных (Франция), и в условиях конституционной монархии (Великобритания, Нидерланды, Испания), а также при коммунистическом режиме Китая. Основным условием развития инновационных систем в этих странах были устойчивая политическая ситуация при стабильно функционирующей экономике. Опыт этих стран позволяет утверждать о нескольких принципах формирования моделей развития инновационных систем. В Азербайджане стабильная политическая ситуация, а также созданная за последние годы успешная социально-экономическая база для дальнейшего продвижения реформ позволяет утверждать применение всех возможных зарубежных моделей развития инновационных систем. Вместе с этим рациональное сочетание государственного сектора с частным бизнесом позволит более эффективно использовать в реальном секторе экономики страны основных элементов модели, при которой, используя инновационный потенциал собственной страны, осваивается выпуск наукоемкой продукции, производящейся в развитых индустриальных странах. Далее наращивается производство продукции на основе развития научно-технического и промышленного потенциала, в результате чего появляется возможность самостоятельно проводить работы по всему инновационному циклу - от создания до реализации инновационной продукции. Этому могут способствовать следующие факторы: - Накопившийся опыт управления инвестиционных проектов национальными менеджерами; - Необходимость создания современной, основанной на новейших технологиях инновационной инфраструктуры; - Достаточный для начала инновационных процессов научный и кадровый потенциал страны. - А в каких формах может осуществляться господдержка инновационной деятельности? - Современные мировые тенденции, показывают, что эффективные возможности и рычаги воздействия государства на развитие инновационных систем могут находиться и за пределами традиционной формы - финансирования из бюджета, что является дополнительным стимулирующим фактором. Для мотивации вышеизложенного обратимся к зарубежному опыту, остановившись на примере Японии. Известно, что на пике инновационного подъема в этой стране решающим рычагом воздействия на технологии был не рынок, а государство. И в то же время странным образом удельный вес государственных расходов в ВВП Японии на протяжении 40 лет - с 1960 до 1999 г. был существенно (в 1,5 - 2 раза) ниже соответствующих показателей таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и США, отличавшихся несравненно большим либерализмом. Причина этого, казалось бы, парадоксального явления заключалась в том, что в Японии в большей мере, чем в других странах, использовались высокоэффективные формы косвенного регулирования экономики, основанные на механизмах соединения силы государства с силой бизнеса. Надо сказать, что и в других лидирующих в мире странах регуляторы действуют так, что не величина государства, а эффективность регулирующего, в том числе мотивационного воздействия, определяет ускорение технологического прогресса. И дело здесь не сводится к тому, какие функции выполняет государство, а какие бизнес. Часто государство выполняет свою функцию не до конца, а лишь до какого-то промежуточного предела, а затем передает ее, с определенными мотивациями или же по контракту, частному сектору. Так что уменьшение масштабов прямого государственного вмешательства в экономические процессы в этих случаях не означало уменьшения роли государства в экономике, особенно - в инновациях. Например, в США, известных своим либерализмом, такие отрасли, как телекоммуникации, авиатранспорт и многие другие находятся хотя и в частной собственности, но под государственным регулированием, и не командным, а прежде всего мотивационным. Схожие процессы мы можем наблюдать и в странах Европейского союза, в которых с началом ХХI в. начался новый этап развития национальных инновационных систем. - Является ли в условиях Азербайджана переход к инновационной модели развития делом простым для экономики? И какие шаги для реализации инновационной стратегии вы предлагаете? - Европейские источники, описывая историю формирования национальных инновационных систем, отмечают три стадии реформирования экономики в странах - новых членах ЕС, что, по нашему мнению, из-за определенной схожести представляет интерес и для инновационного развития нашей экономики. Они следующие: - Первая стадия реформ, которая создала условия для становления рыночных отношений благодаря либерализации рынков и приватизации малых предприятий, считается уже завершенной; - Вторая стадия реформ нацелена на углубление рыночных отношений, т.е. приватизацию крупных предприятий и реформирование финансовых систем. - Третья стадия реформ нацелена на закрепление рыночных механизмов, в том числе в областях корпоративного управления и структурной перестройки на предприятиях, антимонопольной политики и инфраструктуры, модернизации систем социальной поддержки и реформы образования. Она все еще не завершена и изобилует серьезными проблемами даже в наиболее продвинутых странах Европейского союза. Формат данного интервью не позволит нам вдаваться в подробности первых двух стадий, по нашему мнению, в целом, уже пройденных нашей страной. При анализе проблем третьей стадии я остановлюсь только на нескольких основных идеях. Известно, что современный мир из-за огромного ажиотажного, экономического перекоса в сторону новой, информационной экономики "споткнулся" на высоких технологиях. Миллионы граждан были втянуты в игру на фондовом рынке. Сегодня на этом "горят" и гигантские компании, и деньги вкладчиков, в том числе тех из них, кто брал кредиты для покупки акций под залог своей недвижимости. Это позволяет сделать вывод, что для решения задач становления и развития инновационных систем в Азербайджане необходимо учиться на чужих ошибках, использовать так называемый эффект "второй лыжни". Исходя из этого, необходима разработка программы государственной поддержки, которая для начала должна предполагать: - Создание институтов концентрации средств для инноваций за пределами бюджета; - Формирование механизмов перетока средств из наиболее рентабельных сырьевых отраслей республики в сегменты инновационной экономики; - Запуск в коммерческий оборот и мотивация лишь технических новинок и отбор традиционно сильных, зарекомендовавших себя рентабельностью инновационных проектов. Исходя из этого, можно предложить два следующих этапа формирования инфраструктуры инновационной системы в Азербайджане: I этап - Разработка инновационной стратегии, определяющей роль и место инфраструктуры в создании инновационной системы. II этап - Создание принципов и структур управления инновационной системой, апробация ее функционирования. Формирование рынка инновационной продукции и услуг. Развитие инновационного бизнеса как полноценного элемента экономики. - А как государство может влиять на развитие кадрового потенциала, на подготовку инновационных менеджеров? - Учет зарубежного опыта, по нашему мнению, также будет эффективен при разработке государственной поддержки по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента. В Европе это специалисты, владеющие методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками, способные работать на рынке нововведений. Еще в марте 2000 года, на заседании Европейского совета в Лиссабоне, была признана важная роль образования, как неотъемлемой части экономической и социальной политики, как инструмента укрепления конкурентоспособности Европы на мировой арене и гарантии гармонизации общества и полноценного развития его граждан. На этом заседании перед Европейским союзом была поставлена стратегическая цель сделать экономику Европы, основанной на знаниях, самой динамично развивающейся в мире. Развитие высококачественного профессионального образования и подготовка инновационных менеджеров является ключевой и неотъемлемой составляющей в этой стратегии, особенно в контексте углубления социальной адаптации и взаимодействия, расширения мобильности и занятости, укрепления конкурентоспособности. Европейский опыт показывает, что инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Как мы видим, эти задачи, в общем, схожи с задачами обычных менеджеров. У нас в Азербайджане специалисты, готовые управлять инновационными процессами, наряду с навыками управления научными коллективами и координации научных исследований, одновременно должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.


В избранное