Повышение объемов добычи газа на собственных месторождениях в Азербайджане, а также возможный транзит через территорию страны среднеазиатского газа может привести к необходимости строительства новых газопроводных мощностей для транспортировки топлива на мировые рынки.
В настоящее время основным маршрутом экспорта газа из Азербайджана является Южнокавказский газопровод (Баку-Тбилиси-Эрзурум) протяженностью 690 км ( 442 км на территории Азербайджана и 248 км на территории Грузии). Пропускная способность этого трубопровода составляет 20 млрд. куб. метров. По этому маршруту осуществляется транспортировка газа с азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шах Дениз» в Грузию и Турцию. Трубопровод, стоимость которого составила около $1 млрд., запущен в начале 2007 года.
В рамках первой стадии разработки «Шах Дениз» (общие запасы оцениваются в 1,2 трлн. куб. м газа) с месторождения (на пике) будет добываться около 8,8 млрд. куб. м газа. Разработка второй стадии проекта, которая планируется не ранее 2012 года, предполагает увеличение добычи до более чем 20 млрд. куб. м газа в год.
Таким образом, увеличение добычи собственного газа Азербайджана с возможностью его экспорта, а также транзит среднеазиатского газа через территорию республики в Европу, может привести к необходимости строительства нового трубопровода, так как мощностей существующего может не хватить.
Значительное увеличение потребности европейских стран в газе, его высокая цена, которая продолжает расти, а также интерес Европы в обеспечении своей энергетической безопасности за счет диверсификации поставок углеводородов, повысили интерес компаний к разработке азербайджанских газовых месторождений и перспективных структур, которые ранее не представлялись коммерчески привлекательными. Сегодня переговоры о продолжении работы на таких площадях ведут германские, французские и другие европейские компании.
Большой интерес представляет также разработка глубокозалегающего газа на месторождениях «Азери-Чираг-Гюнешли». По предварительным оценкам, запасы свободного газа на этих месторождениях оцениваются в 500 млрд. куб. м. В переговорах о добыче этого газа принимали и принимают участие такие компании как ВР, ЛУКОЙЛ, Total и другие.
Особое внимание уделяется возможности строительства транскаспийского газопровода, по которому предполагается транспортировка туркменского газа через территорию Азербайджана в Европу. Этот проект активно лоббируется Европейским Союзом и США. При его реализации объемы транспортировки газа через территорию Азербайджана значительно возрастут, что обязательно приведет к необходимости создания новой инфраструктуры.
Как считает вице-президент по логистике австрийской компании OMV Gas International Рейнхард Митшек, к 2010 году зависимость Европы от импорта газа составит 48 процентов против 41 процента в 2005 году.
К 2015 году зависимость Европы от импорта газа повысится до 60 процентов, к 2020 году – до 68 процентов, к 2025 году – до 71 процента, а к 2030 году – до 74 процентов. К 2010 году 27 стран Европейского Союза (ЕС) будут импортировать 260 млн. тонн нефтяного эквивалента в год против 187 млн. тонн в 2005 году. К 2015 году импорт углеводородов составит 270 млн. тонн нефтяного эквивалента в год, дополнительно потребуется еще 50 млн. тонн нефтяного эквивалента, поставщики которых пока не определены. К 2020 году ЕС будет импортировать 266 млн. тонн нефтяного эквивалента в год, дополнительно потребуется 127 млн. тонн нефтяного эквивалента, поставщики которых пока не определены. К 2030 году ЕС будет импортировать 226 млн. тонн нефтяного эквивалента в год, дополнительно потребуется 241 млн. тонн нефтяного эквивалента, поставщики которых пока не определены.
По прогнозам итальянской газовой компании Edison, к 2020 году спрос на газ в Европе вырастет почти на 13 процентов до 720 млрд. кубометров. К 2013 году потребности газа в Европе составят 638 млрд. кубометров против 558 млрд. кубометров в 2006 году. Edison отмечает, что через 12 лет Европа будет на 70 процентов зависима от импорта газа, который составит 500 млрд. куб. м при потребности в 720 млрд. кубометров. Зависимость от импорта в 2006 году составляла 45 процентов.
Связаться с автором статьи можно по адресу: Capital@trend.az