Одной из звезд юбилейного кинофестиваля «Восток-Запад» стал известный российский режиссер Павел Чухрай. Сегодня в рамках фестиваля будет показан его фильм «Русская игра», снятый в прошлом году. Фильмы П. Чухрая - это кино со знаком качества. Не побеседовать с таким режиссером мы не могли. Итак, представляем интервью П. Чухрая для читателей TrendLife.
- Павел Григорьевич, вы, если не ошибаюсь, не в первый раз приезжаете на «Восток-Запад».
- Да, я был на самых первых фестивалях, приезжал и в прошлом году. Первое, что я заметил сегодня, это то, как изменился город. Он очень похорошел. Баку стал гораздо чище, стали видны отмытые замечательные архитектурные здания. И люди на улицах больше улыбаются; как режиссер я чувствую хороший микроклимат, и мне это очень нравится.
- Что вы думаете о современном азербайджанском кинематографе?
- Я стараюсь смотреть все фильмы, которые у вас выходят. Их, кажется, не так много. Сейчас же очень хочу посмотреть картину «Судьба государя» Рамиза Фаталиева. Его режиссерских работ я не видел, но знаю Рамиза как замечательного сценариста, и вся наша молодость прошла вместе. Он мой очень хороший приятель, и я хочу посмотреть, что он собой представляет как режиссер. Я очень рад за Мурада Ибрагимбекова. В прошлом году посмотрел его картину «Три девушки», и сказал ему сегодня, не кривя душой, что до сих пор хорошо ее помню. Это очень стильно и ладно сделанный фильм…
- С чем у вас ассоциируется азербайджанское кино?
- Трудно сказать. Никогда с этой точки на кино не смотрел. Для меня кинематограф - азербайджанский и грузинский - очень интересен. Не буду скрывать, что при советской власти грузинское кино было сильнее азербайджанского, армянского, казахского. В чем-то грузины были сильнее и наших столичных кинематографистов. Сейчас я, к сожалению, очень мало вижу грузинских фильмов, мне трудно судить. Думаю, что ситуация там сейчас не лучшая. А в Азербайджане процесс перехода кино из советского периода - в современный прошел гораздо спокойнее, ровнее и безболезненней.
- Многие наши режиссеры сейчас спорят, какое кино снимать лучше: авторское или экранизацию какого-то известного произведения? Вы бы что посоветовали?
- Вы знаете, для меня этот вопрос всегда был однозначно решен. Кинематограф всегда должен быть разным. Я снимаю психологическое кино, но люблю приключенческие фильмы, комедии. Авторское кино сложное. Главное, чтобы кино было чистым и искренним. Как только я замечаю, что режиссер снимает картину для того, чтобы потом ее запустить на какой-то фестиваль, мне это кино становится неинтересным.
- В одном из интервью вы сказали, что сейчас в российском кино нехватка профессионализма. Так ли это, ведь в России сейчас снимается множество фильмов?
- С нашим кино происходят странные вещи. Есть целая когорта молодых, очень профессиональных режиссеров, которым не о чем снимать. И колоссальное количество людей (такого в наше время не было), которое приходит вообще, не понимая, что такое кино. Они снимают фильмы, в основном, для отмывания денег, и таких очень много. Они негативно влияют на общий уровень кинематографа. То же самое относится и к телесералам. Да, есть хорошие, успешные картины, но общий уровень низок, и зрителя такие фильмы приучают к халтуре. Это меня огорчает.
- Вы не так много сняли фильмов. Но когда беретесь за дело, всегда получается очень качественный продукт. Почему вы редко снимаете?
- Так уж я устроен. Есть много хороших режиссеров, которые снимают картину за картиной. А есть такие, как я. Я долго собираюсь, колеблюсь. Я могу написать сценарий, он уже готов, но вдруг я замечаю, что что-то в нем неактуально для современного зрителя. Таких проектов и сценариев у меня много. Я работаю медленно, и это меня не радует, скажу честно. Так работать нельзя. Я нахожусь в постоянном поиске, что-то пишу, редко довожу дело до конца.
- И когда же появится ваш следующий фильм?
- Не знаю...
а шестисторонних переговорах, посвященных северокорейской
ядерной программе, Кристофер Хилл, заместитель государственного секретаря США
поблагодарил Северную Корею за "сговорчивость" и пообещал стране
всяческие блага, пишет газета «Московский Комсомолец». В первую очередь Вашингтон обязался вычеркнуть КНДР из
списка стран, угрожающих мировой безопасности, информирует
"Интерфакс".
Также Хилл выступил
с предложением утилизации северокорейских ядерных вооружений. Они по его словам
должны быть отправлены в Россию, на хранение.
Георгий Хаиндрава сейчас больше известен как политик - он один ярых грузинских оппозиционеров. И это у него в крови - его дед и отец в свое время были политзаключенным. Но Г. Хаиндрава еще и замечательный режиссер-документалист. Он снимал в свое время события 20 января 1990 года, был в Карабахе. Ну, и конечно, запечатлел на пленке различные политические катаклизмы Грузии. Его фильмы получали почетные призы на различных международных кинофестивалях и конкурсах. Один из них он получил в прошлом году в Баку на кинофестивале «Восток-Запад». Приехал Г. Хаиндрава на фестиваль и в этот раз. Своими мыслями о сотрудничестве с азербайджанскими кинематографистами и в целом о кино он поделился в беседе с TrendLife.
- Вы частый гость кинофестиваля «Восток-Запад»…
- Да. В прошлом году я был на вашем фестивале и выиграл один из призов. И сейчас я с большим удовольствием вновь у вас в гостях.
- Каковы ваши впечатления от самого фестиваля, его атмосферы? Ведь это крупнейший международный кинофестиваль на всем Кавказе.
- Я думаю, что это очень важное событие. Рустам Ибрагимбеков по жизни волшебник. Потому что организация такого фестиваля необходима для развития культуры, развития национальной самобытности и возможности ознакомления с тем, что происходит в мире. Я думаю, что кинофестиваль «Восток-Запад» - большое приобретение.
- Возможен ли в ближайшем будущем какой-либо совместный азербайджано-грузинский кинопроект?
- Я думаю, что сотрудничество между нашими кинематографистами заложено на постоянной основе. Режиссеры и актеры часто встречаются, обмениваются какими-то идеями. Последним примером такого сотрудничества может быть фильм «Александр Невский», который продюсировал Рустам Ибрагимбеков. Над ним работал Энри Лулашвили, а в какой-то период съемок и я. К сожалению, у меня так сложились обстоятельства, что продолжить работу над картиной я не смог. Азербайджанское и грузинское единство нерушимо. Я думаю, что это самое большое наше завоевание.
- Как вы сочетаете в себе политика и режиссера?
- Очень сложно. К сожалению, те события, которые происходят в Грузии, практически полностью меня оторвали от профессии кинорежиссера. Хотя нельзя сказать, что полностью. Со своими студентами мы практически все, что происходит в Грузии, снимаем на камеру. Но это носит фрагментарный характер. Все-таки режиссер должен снимать настоящие фильмы.
- И когда же вы планируете вернуться к своему ремеслу?
- Думаю, что в ближайшем будущем я полностью переключусь на кино.
- И уйдете из политики?..
- Честно говоря, я никогда не считал себя политиком и по большому счету не был им. Просто те события, которые происходят в Грузии, настолько важны для будущего нашей страны, наших детей, что, по моему мнению, долг каждого гражданина активно участвовать в становлении страны.