Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-07-14 10:47


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-07-14 10:47

«Оранжевое» будущее украинского космоса
2008-07-14 10:21 agency@trendaz.com (Trend)

Юрий Зайцев, эксперт института космических исследований РАН для РИА Новости Сегодня уже очевидно, что Украина может скорее стать членом НАТО, нежели членом Евросоюза. Начато активное «промывание мозгов» украинцев с целью довести соотношение сторонников и противников присоединения к альянсу хотя бы до 1:2. Опыт европейских «демократий» показывает, что при таком соотношении государственная машина может сломать сопротивление не обладающих государственными ресурсами противников НАТО. Это автоматически повлечет за собой не только реформу её армии и перевод вооружений на стандарты альянса, но и разрыв договоров и коммерческих отношений со многими российскими предприятиями, в том числе ракетно-космической отрасли. В наследство от бывшего СССР Украина получила почти одну треть производственных мощностей военно-промышленного комплекса страны, что составило около 3500 предприятий. В ракетно-космическую отрасль входили около 30 предприятий, ведущими из которых были ГКБ «Южное» и «Южный машиностроительный завод». Эти предприятия и сегодня остаются одними из самых сильных на постсоветском пространстве в космической отрасли. К концу 1990-х – началу 2000 годов они даже стали наращивать объемы производства и, не в последнюю очередь, за счет участия, совместно с Россией, в международных программах. Вместе с тем достаточно у них и сложностей – нехватка финансирования, изношенность производственной базы, кадровая – число пенсионеров на «Южмаше» вплотную подошло к 50%. Однако основная проблема – отсутствие в составе ракетно-космической отрасли ряда ключевых производств. Украина выпускает спутники, но лишь по одному в несколько лет. Не разрабатываются стартовые комплексы: знаменитые автоматизированные «безлюдные» старты «Циклонов» и «Зенитов» созданы в московском «КБ транспортного машиностроения». А самое слабое место – нет ни конструкторских бюро, ни производственных мощностей для создания мощных ракетных двигателей для первых ступеней носителей. Высшее достижение украинских двигателестроителей – самый маломощный двигатель для самой «легкой» европейской РН Vega. При этом, РН «Зенит» почти на две трети собирается из комплектующих российского производства. Это естественно: оборонные предприятия в СССР создавались и работали не для нужд отдельной республики, а для обеспечения безопасности всего Советского Союза. В создании того же «Зенита» принимали участие свыше 500 российских предприятий, и именно высокотехнологические производства, в том числе КБ «Южное» и «Южмаш», сохранили наиболее тесные связи с российскими поставщиками. С обретением Украиной независимости и, в особенности, усиливающимся стремлением ее руководства в НАТО ситуация стала меняться кардинально. Сегодня Россия осваивает изготовление вертолетных двигателей, которые ранее выпускались в Запорожье. Отказывается Россия и от запорожских двигателей для крылатых ракет. Что касается космоса, то следует признать: решение, принятое более 10 лет назад, о переводе основных российских ракет-носителей «Протон» и «Союз» полностью на российские комплектующие (включая системы управления, ранее поставляемые харьковским «Хартроном») оказалось дальновидным и стратегически правильным. Целиком российской разработкой стали и новая универсальная ракета-носитель «Ангара», а также боевые ракетные комплексы «Тополь» и РС-24, призванные заменить все пока ещё остающиеся на вооружении РВСН ракеты украинского производства. По словам президента Виктора Ющенко, Украина идет в Европу как страна «с сильной промышленностью, которая строит самые современные корабли и ракеты-носители, находящие применение во всем мире». Руководство станы планирует закрепиться на рынке пусковых услуг, и, на первый взгляд, перспективы здесь достаточно обнадеживающие. Например, с введением в эксплуатацию «Наземного старта» количество пусков «Зенитов» существенно возрастает. Однако называть «Зенит» украинской ракетой – то же самое, что именовать российскими «Тойоты», «Аудио», «Рено» и прочие автомобили, собираемые на отечественных предприятиях из зарубежных комплектующих. Стоимость российских составляющих для «Зенита», включая двигатели, а также разгонный блок, без которого полноценное использование ракет в принципе невозможно, составляет более 65% от стоимости носителя в целом. Из расчета вклада России в изготовление ракеты-носителя и создание на Байконуре стартового комплекса ее доля прибыли от коммерческого использования «Зенита» составит 70%, а Украины – 30%. Другой «украинский» носитель «Днепр» - это снимаемые с боевого дежурства и подлежащие утилизации российские МБР «Воевода», которые когда-то были разработаны под руководством академика Владимира Уткина в Украинской ССР. Украинская программа «Циклон-2К» состоит в модернизации за счет средств России последних РН «Циклон-2», оставшихся в распоряжении Роскосмоса. При этом и «Днепры», и «Циклоны» запускаются с Байконура, аренду которого оплачивает Россия. Единственная надежда Украины – РН «Циклон-4». Создается она на базе «Циклона-3», надежность которого, однако, была совсем неважной. Из последних восьми пусков только пять были успешными. Поэтому репутацию «Циклону-4» еще предстоит завоевать. Опять же разрабатывается он в рамках украинско-бразильско-российского проекта, где за Россией, помимо создания командных приборов и гироскопов, значится строительство стартового комплекса. Поставка оборудования для него сегодня отложена на неопределенное время. Политика? Возможно. Тем не менее, любое государство имеет право контролировать экспорт (передачу) высокотехнологичной продукции, особенно стране, руководство которой выступает с декларативными заявлениями о стратегическом партнерстве, а в действительности придерживается отнюдь не дружественной в отношении России политики. Ко всему прочему, Россия имеет собственные планы сотрудничества с Бразилией. Она помогла ей в устранении причин катастрофы опытной ракеты-носителя. В дальнейших совместных планах - создание более мощной бразильской ракеты и, возможно, использование для запусков с территории Бразилии российских носителей семейства «Ангара». Россия выиграла и два последних «неофициальных» международных тендера, на которые претендовала и Украина: на разработку космических ракетных комплексов для Южной Кореи и для пусков с космодрома Куру, предложив заказчику 100-процентную российскую работу «под ключ». Для Украины такой вариант невозможен. Её космическая отрасль – это лишь набор отдельных направлений советской ракетно-космической промышленности, из которых пока нельзя составить ничего цельного. Доводы о том, что украинские ракетно-космические технологии будут активно восприняты на Западе, также несостоятельны. США и ЕС готовы «спонсировать демократию» на Украине, но это вовсе не означает, что они будут поддерживать украинскую промышленность, тем более высокотехнологичную. Например, с Россией США сотрудничают только в тех областях, где американцы испытывают недостаток опыта и технологий, например в пилотируемой космонавтике. Либо во внутренней конкурентной борьбе американских корпораций – использование дешевых, но надежных российских ракет-носителей. Ничего подобного предложить Америке Украина не может. Как и Европейскому космическому агентству, которое после начала пусков из Куру российского «среднего» «Союза» и «лёгкой» европейской Vega будет иметь полную цепочку носителей. Из всего этого следует простой вывод: сейчас украинский космос жив лишь благодаря доброй воле России и сотрудничеству с ней. Причем, если ранее выполнение российских космических программ и зависело от отношений с Украиной, то сегодня эта зависимость минимальна, а в самое ближайшее время будет полностью ликвидирована.

Актриса Анджелина Джоли родила двойню: мальчика и девочку
2008-07-14 10:22 agency@trendaz.com (Trend)

Звезда Голливуда - 33-летняя американская актриса Анджелина Джоли родила двойню: мальчика и девочку. По словам доктора, близнецы по имени Нокс Леон и Вивьен Марчелина появились на свет в субботу вечером во французском городе Ницца. Ранее ожидалось, что роды пройдут в середине августа. Джоли было сделано кесарево сечение. В настоящее время красавица Анджелина чувствует себя хорошо. Вес новорожденных мальчика и девочки - 2 кг 270 г и 2 кг 280 г. Право опубликовать первые фотографии новорожденных были проданы одной из американских газет за $11 млн, которые Брэд Питт и Анджелина Джоли намерены пожертвовать на благотворительные цели. Источник: tden.ru


В избранное