Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-11-25 18:16


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-11-25 18:16

Последнее интервью Муслима Магомаева «Бульвару Гордона»
2008-11-25 16:23

Ровно месяц назад, 25 октября от сердечного приступа на 67-м году жизни скончался величайший певец советской эпохи Муслим Магомаев. Свое последнее интервью он дал «Бульвару Гордона» ( www.bulvar.com.ua) . Предлагаем читателям Trend Life с некоторыми сокращениями.

«- Однажды Иосиф Кобзон спросил меня: «А ты знаешь, кто был самым популярным в Союзе эстрадным артистом? Думаешь, Пугачева? Как бы не так -такой славы, как у Муслима, не было ни у кого». Да и покойный Юрий Богатиков, произнося ваше имя, всегда восхищенно поднимал кверху глаза: «Муслим -это сила!». Говорят, что в Одессе поклонники как-то подняли весь в помаде от поцелуев автомобиль, в котором вы находились, и несли на руках от концертного зала до гостиницы «Красная» три километра...

- (Смеется). Помада была, но нести автомобиль несколько километров никаким поклонникам не под силу, к тому же случилось это здесь, в Москве. Подали машину, Юрий Васильевич Силантьев (знаменитый художественный руководитель и главный дирижер эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. -Д. Г.) с женой и ребенком, тогда еще маленьким, сел сзади, я -спереди. Мы собирались уже удирать...

- ...как обычно!..

- ...и вдруг подходит группа парней... Окружили, и кто-то подал идею: «Поднимайте его!»... Когда огромный открытый ЗИС, на котором мы выезжали на стадион, взмыл в воздух, закричал Силантьев, завопила его жена Ольга... Ребята пронесли машину метров, наверное, пять, а крик все усиливался, и решили они не искушать судьбу. Хорошо еще, не бросили автомобиль, а каким-то образом умудрились аккуратно поставить на землю. Такой факт действительно был -это потом уже все обросло фантастическими подробностями...

- Человек менее воспитанный и интеллигентный от такой славы, не исключаю, сошел бы с ума. Вас, к счастью, Бог миловал...

- Понимаете, Дима, во-первых, я никогда в жизни не лгу (тем более когда дело касается меня), а во-вторых, всегда равнялся на великих певцов. Планка была высокой, поэтому соблазна остановиться и сказать: «Я уже всего достиг!» -у меня не было.

Недосягаемая вершина, к которой стремился, оставалась непокоренной: ну, скажем, я понял, что никогда не буду петь, как Тито Гобби, -поэтому и «соскочил» быстро с оперы. Сами судите: на оперной сцене максимум минут 20 находишься, а этого мне было мало, к тому же одно и то же поешь, мизансцены тютелька в тютельку повторяются, что бы себе не придумывал. В сущности я ведь импровизатор: сегодня мне хочется песню спеть так, а завтра эдак, а в опере это непозволительно -партию ты должен исполнить так, как задумал автор.

- Плюс костюмы -тяжелые, сковывающие движение...

- Не обязательно. Камзол Фигаро довольно удобный, хотя Скарпиа -потяжелее. Ну все равно... На эстраде я мог импровизировать, предлагать композитору свою трактовку.

- Вот интересно: вы ощущали себя советской суперзвездой номер один?

- Если честно, меня не волновало, суперзвезда -не супер: я видел, что люди меня любят, и совершенно никому не завидовал.

- Просто некому было!

- Видимо, да -в славе у меня соперников не наблюдалось. Я вообще ни к кому черной зависти не испытывал -разве что белую: «Ой, до чего красивые у этого певца высокие ноты! У меня так не получится -Бог не дал, но зато щедро одарил многим другим».

- Роскошным голосом, тембром, высоким ростом, яркой внешностью, темпераментом -всем, что для успеха необходимо...

- Ну, в общем-то, да...

- Чем же вы объясняете свою феноменальную популярность? Что это за наваждение было?

-Главное, что это было, поэтому наотрез отказывался участвовать в телепрограмме под названием «Это было, было...» -ужасно ее не любил. В Америке почему-то, когда говорят о Фрэнке Синатре, так передачу не называют...

- В Америке и президента, сложившего полномочия, не зовут бывшим и не дают ему оскорбительную приставку «экс-»...

- Сейчас телевизионщики новую программу сделали -я ее даже смотреть не хочу! Вытащили нескольких певцов, популярных лет 20 назад, и снова показывают их: было, мол, и прошло...

- Жалкое зрелище!

- Ну зачем так? Зачем? Не надо ставить клеймо: «Это было» -если они в хорошей форме, прекрасно выглядят, пусть себе поют на здоровье.

- Маленький эпизод из детства... Застолье по случаю какого-то праздника шло своим чередом, черно-белое телевидение транслировало концерт из Колонного зала Дома Союзов, как вдруг... Ведущая Светлана Моргунова объявила: «Поет Муслим Магомаев!», и телевизор, мне показалось, подпрыгнул от оглушительного женского крика и визга... Точно такой же вопль восторга раздался по эту сторону экрана: дамы вскочили и окружили волшебный ящик, силясь поцеловать изображение... Как вы, живой человек, переносили этот безумный ажиотаж?

- Слушая ваш рассказ, я вспомнил смешную историю. После очередного сольника, который транслировался по телевидению, меня пригласил мой друг поэт Анатолий Горохов: дескать, как выступишь, садись в машину и едь ко мне. В лифте, видимо, я не ту кнопку нажал и в результате не на том этаже вышел. Позвонил (тогда звонки у всех были стандартные) и слышу доносящийся из квартиры голос: «А вот и Магомаев пожаловал». Открывается дверь, гляжу -в проеме незнакомое женское лицо.

«Вы к кому?» -спрашивает женщина, чуть не падая в обморок. «К Горохову», -а она слабеющим голосом: «Он этажом выше». Поднимаюсь наверх: «Слушай, попал не туда, соседку твою до смерти напугал»... Потом уже она Толе все объяснила. «Мне, -сказала, -показалось, что схожу с ума. Только что мы видели Магомаева на экране, восхищались, как здорово он поет, и тут он звонит в дверь. Естественно, я решила, что пора в сумасшедший дом».

- И от неистовых поклонниц вы тоже спасались бегством?

- У меня были свои методы. Это сейчас повсеместно секьюрити -только и слышишь: охрана, охрана, а тогда никаких телохранителей не было, и мы вполне без них обходились. Через тайные выходы, спокойненько... Хотя иногда со второго этажа приходилось прыгать...

- Да вы что?

- Ну конечно. Когда в Ялте мы с дирижером Ниязи выступали, толпа окружила зал -ну не получается выйти, и все тут. Я предложил выбираться через окно моей гримуборной. До земли было метра три с половиной, внизу газон... «В крайнем случае, -говорю, -упадем на травку». Без промедления я сиганул вниз, за мной -помощник, и вместе мы Ниязи поддержали -он легенький был. Так и сбежали...

Я наловчился... Если концерт проходил во Дворце спорта -прямо внутрь загонялась машина, если на стадионе -на автомобиле делали круг -и фьють! Один раз, правда, нас окружили: с одной с трибуны вдруг бросилась публика, с другой, с третьей, и мы оказались в кольце. Ну ничего -обошлось...

- Прекрасный поэт Роберт Рождественский -автор замечательных песен, которые вы исполняли, -однажды сказал: «Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать его имя и фамилию полностью. Обычно сразу же после слова «Муслим» раздавались такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонула в восторженном грохоте»...

- (Ностальгически). Было, чего уж там...

- Вы представляетесь мне очень свободным, поскольку всю жизнь делали все, что хотели, и поступали так, как подсказывало сердце. Это правда, что, если чувствовали себя не в голосе или в плохом настроении, запросто отменяли концерт?

- Да. К сожалению, я не мог петь, когда что-то неблагополучно, мне было не по себе от мысли, что зрители зря купили билет и не получат того, что хотели... Конечно, можно заставить себя в плохом состоянии выйти, больным, и что-то такое изобразить, но...

- ...себя не обманешь...

- ...люди же чувствуют сразу. Я это заметил, когда пару раз на каких-то сборных концертах, где у меня были два-три номера, приходилось петь нездоровым.

- Все тот же Юрий Богатиков считал вас человеком необычайно широкой души, но, - говорил он, - по молодости лет, как все талантливые восточные люди, Муслим иногда фордыбачил. За кружку пива, например, обязательно расплачивался зеленой пятидесятирублевкой, а еще мог выйти на балкон, вытащить пачку сторублевок и разбрасывать купюры, любуясь, как красиво они падают на асфальт, кружась, словно листья...

- Каких только легенд я о себе не слышал! Поверьте, никогда в жизни не швырял деньги с балкона -после этого меня бы наверняка вызвали в ЦК и выдали бы по первое число. Кому это тогда нужно было? Вот петь с балкона по просьбе трудящихся приходилось -и в Кишиневе, по-моему, и в Одессе. Людям мой голос был нужен, а не бумажки...

- Зарабатывали вы очень много, однако деньги у вас, человека по-восточному щедрого, уплывали сквозь пальцы. Любили, я слышал, шумные застолья устраивать -в ваших гостиничных люксах всегда стояли накрытые столы, и после концертов туда набивалось по 40-50 гостей. Вы что же, действительно такую ораву кормили-поили или это актерские байки?

- Нет, правда.

- С каким-то, по-моему, сожалением вы это произнесли, даже с грустью...

- Это я все к тому, что ни к чему мне было деньги с балкона разбрасывать, а что компанию обожал и не любил один завтракать, обедать и ужинать -так это по молодости. До женитьбы на Тамаре Ильиничне я снимал в гостинице «Россия» большой люкс из пяти комнат, где принимал порой по полсотни человек ежедневно. Как можно было в таких условиях деньги сберечь? Конечно, они уплывали. Может, это подразумевалось под словом «разбрасывал» -не знаю, но гости приходили ко мне всегда с удовольствием. Это потом, когда слава чуть поутихла, число друзей, прямо скажем, поубавились, причем очень быстро...

- Я и сам был свидетелем того, как вы облагодетельствовали студентку консерватории из Киева. Позвонили мне и сказали: «Девочка переписывается со мной по интернету -можно ли купить и завезти ей компьютер?». Я спросил: «Какой, подешевле?», и услышал в ответ: «Да нет, самый лучший»...

- Правильно.

- Меня, если честно, такая щедрость сразила...

- Но это же не для показухи! Просто, доставляя кому-то радость, я и сам получаю от этого удовольствие, поэтому мне особенно отвратительны люди, которые за все добро, что я им в жизни делал, отплатили, в конце концов, злом.

- Не переживайте, Муслим Магометович, это уже не ваши проблемы...

- Проблемы-то их, но, к сожалению, мне часто приходится об этом думать. Слава Богу, что таких неблагодарных немного.

- Мне, признаться, очень смешно читать в газетах и слышать по телевизору, как современные так называемые звезды -без голосов, таланта и репертуара -хвастают, каким автопарком владеют: и «бентли» стоит у них в гараже, и «мерседес» последней модели, и «феррари»... Вот интересно, какие автомобили были у вас?

- Началась моя автолюбительская биография, по-моему, с «волги» -даже не помню, какой...

- ...почин обнадеживающий...

- ...а потом я перешел на что-то зарубежное -вспомнил: купил «фиат». Мне, правда, он не понравился -слишком мал для меня был, и я снова вернулся к «волге», а сейчас у меня джип «мерседес»... У Тамары машинка маленькая (даже не скажу, как называется, -я в этом не понимаю).

- Это правда, что, пользуясь всенародной популярностью, вы позволяли себе ездить без прав?

- Такое было всего пару раз -я просто забывал права дома. Слава Богу, милиция до сих пор узнает, а вот сам себя в зеркале -увы, не всегда.

- По-моему, вы преувеличиваете...

- Мне кажется, что и те, кто помнят меня с того времени, видят, насколько я изменился, тем не менее, когда проезжают, оглядываются, машут руками. Приятно...

- Вас обожал не только советский (и постсоветский) народ -вашим удивительным талантом восхищался даже иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, который, по слухам, подарил вам чемодан драгоценностей...

- Что вы, какой чемодан?

- Рюкзачок?

- Шкатулочку с кольцом, которое сейчас на мне, и какими-то шахскими украшениями...

- Это кольцо я часто на вашем пальце вижу -носите его постоянно?

- Раньше в открытую не решался, а потом как-то надел, и оно принесло мне удачу. Ну а когда обнаружил, что все уже к нему привыкли, решил не снимать.

- Как же в годы тотального железного занавеса, сквозь который редкая птица могла пролететь, вы провезли эти ценности через границу?

- С огромным трудом и лишь потому, что в аэропорту меня встречал представитель посольства Ирана. Когда начал проходить таможню, мой большой чемодан очень заинтересовал какую-то тетеньку в форме. «А вот и Магомаев, -просияла она, -сейчас мы его проверим». Я, честно говоря, думал, таможенница шутит, однако, смотрю, и впрямь открывает чемодан, где лежал подаренный шахом ковер...

- ...персидский?..

- ...да, шикарный, часы и эта шкатулочка. «А вы знаете, -спрашивает дама, -что ввозить не задекларированные предметы нельзя?». Открыла шкатулку: «О, да тут золото!».

- В тот день, пожалуй, карьера могла и закончиться...

- Чья, ее?

- Да нет, ваша...

- (Гордо). Ну что вы? Она вызвала начальника смены. Симпатичный такой мужик руками развел: «Правила для всех одни»... В ответ я не растерялся: «Это подарки шаха. Видите, человек из посольства Ирана меня встречает. Пожалуйста, пригласите его сюда и скажите, пусть отправит все шаху обратно». Таможенник, конечно, перепугался, чемодан ко мне подтолкнул: «Нет-нет-нет, полный порядок! Забирайте все и идите. Счастливо вам, до свидания!». Понимаете, до этого меня никогда не досматривали -такое случилось впервые, а потом как депутат Верховного Совета Азербайджана я стал неприкосновенным и везде проходил свободно.

- Не представляю, как, будучи депутатом, вы высиживали по многу часов на заседаниях...

- Три года подряд мучился! Я же по характеру неусидчив... Приду, посижу час, пока Гейдар Алиевич выступает, а потом смываюсь, и остальные несколько дней проходят уже без меня. Один раз вообще на сессию не явился, но, как правило, все-таки приезжал -из уважения к Алиеву. Он мне как-то сказал с укоризной: «Муслим, почему тебя никогда нет в зале? Что это такое? Люди поймут неправильно». -«Гейдар Алиевич, -говорю, -вы же знаете: я не очень хорошо владею азербайджанским языком». -«Ну, знаю». -«Выступают в основном по-азербайджански, а я сижу, только глазами хлопаю. Мне даже по-русски слушать неинтересно, сколько они собрали хлопка, -какое до этого дело?». Он рассмеялся: «Ну, ты хоть вид делай, что все понимаешь». Я постоянно к нему приставал: тому коллеге-музыканту надо выхлопотать квартиру, этому помочь со званием или загранпоездкой... Алиев однажды признался: «Ты все равно ходишь ко мне, за других хлопочешь -вот я и сделал тебя депутатом, чтобы занимался этим на законных основаниях». Ну а когда началась перестройка, Гейдар Алиевич переехал в Москву, и с депутатством я, естественно, завязал. «Все, -сказал, -до свидания!».

- В советское время лучших из лучших и подающих надежды оперных исполнителей отправляли на стажировку в прославленный миланский театр «Ла Скала». Вы тоже там побывали -это придало какой-то импульс вашей карьере, профессии?

- В общем, конечно. Учеба у маэстро Дженарро Барра и Энрико Пьяцца (а я подготовил партию Фигаро в «Севильском цирюльнике» и «Тоску») дала многое, но творческому человеку не обязательно даже что-то там делать -достаточно просто побывать в Италии, увидеть памятники старины, посетить музеи...

- ...посмотреть, как живут люди...

- ...подышать ее воздухом, проникнуться культурой и искусством, из которых эта страна, собственно, и состоит...

- Я слышал, что после триумфального концерта в парижском зале «Олимпия» вам предложили сногсшибательный контракт, но Министерство культуры СССР восстало...

- Не контракт... Дело в том, что известный импресарио и одновременно директор «Олимпии» Бруно Кокатрикс очень по-доброму ко мне относился, видел, с каким успехом я там прошел, и понял, что, заполучив меня, может...

- ...чуть-чуть заработать...

- ...сделать мне громкое имя во Франции и провезти затем по всему миру. Я ему сразу сказал: «Не пустят!», но он не поверил: «Фурцева меня уважает». Действительно, Екатерина Алексеевна ему благоволила, тем не менее ответ был однозначный: «Нет!». Я уж не знаю, как там и что было, могу только догадываться... Думаю, пугало чиновников не то, что я могу удрать, -они прекрасно понимали, что никуда мне с этой земли не деться. Бросить якорь на Западе, где думают только о том, как заработать, мне не нравится, и в той же Америке мне не хватает души и культуры, однако... Во-первых, у меня там жил брат...

- ...который был богатым...

- ...очень богатым (царствие ему небесное!), а во-вторых, они боялись моего характера: вдруг выпью лишку, что-нибудь натворю... Хотя, в общем-то, подобных выходок я никогда себе не позволял. Нет, я не трезвенник -выпить, конечно, могу, но если чувствую, что уже хорош, быстренько ухожу и тихо сижу дома.

- Какие вы, кстати, напитки предпочитаете?

- Раньше любил коньяк, а сейчас пью только водку. К вину равнодушен.

- В конце 70-х -начале 80-х довольно распространенной была шутка: «Что такое Малый театр? Это Большой после зарубежных гастролей». Действительно, немало артистов -и оперных, и балетных -оставалось на Западе. Почему вы уверены, что от вас такого сюрприза никто не ждал?

- Где-то остаться я не мог даже теоретически, потому что мой дядя Джамал был послом (или, как тогда говорили, постоянным представителем) Азербайджана в Москве. Он заменил мне отца, я его обожал и подвести не мог, о чем наверху знали. Мое невозвращение домой означало бы крест на его карьере, но не только из-за этого я бы никогда не сбежал: там жить мне, повторяю, было бы неинтересно.

- Хм, а что вы чувствовали, когда просили политического убежища за границей Вишневская и Ростропович, другие ваши коллеги? Какое у вас было к ним отношение -вы же, если не ошибаюсь, ни разу не подписали против кого-либо из них подметных писем...

- (С достоинством). Ни я, ни Тамара Ильинична. Никогда в жизни -это дела грязные.

- Многие тогда подписавшиеся теперь оправдываются: «А что я мог сделать? На меня так давили -попробуй откажись». Как вам удавалось отказываться?

-Лично на меня никто не давил, и никто ничего мне не предлагал, потому что прекрасно знали, как от этого я далек. Такими вещами занималась группка людей, которые из кожи вон лезли, чтобы сделать друг другу гадость...

- Им не хватало таланта?

- Как раз вот таланта было достаточно, чересчур даже много. Ума не приложу, как обладающие великим даром творцы могут кляузничать на коллег, порой даже менее одаренных, чем сами, -это у меня в голове не укладывается. Как я относился к невозвращенцам? Конечно, их понимал, а как иначе? Взять, скажем, Рудольфа Нуриева. Если человека не тянет домой, значит, дома ему не дают реализоваться...

- Нуриеву не давали?

- Время было очень плохое, поэтому здесь ему ничего не светило. Если бы он, будучи на гастролях, не «соскочил», кто бы его в мире знал?

- Великий он танцовщик?

- Да, безусловно, но сейчас вообще очень много талантливых людей вне России. Железного занавеса больше нет, выезд свободный, и в той же «Метрополитен-опера» я слышу немало русских фамилий -певцов, певиц. К сожалению, славу они снискали там, а сюда приезжают уже как большие артисты. У нас, как бы ни старались и что бы ни делали, финансово обеспечить талант не могут. Ну как можно сравнивать условия здесь и там? В «Метрополитен» артистка -не буду ее называть! -только за то, что приехала, а потом сидит и ждет: вдруг какая-то певица заболеет и возьмут ее, получает три тысячи долларов, причем за каждый спектакль! Просто так, ничего не делая... Кто может в Большом театре на это рассчитывать? Пока искусство у нас так прозябает, люди будут уезжать...

- ...и осуждать их за это нельзя...

- Ни в коем случае! Позади, слава Богу, советское прошлое, когда тебе могли пригрозить: пой только тут! Это твой голос, он дан тебе не партией и правительством, а Господом Богом, который един над всем миром, значит, ты вправе использовать свой талант где хочешь -это твое личное дело. Главное -помнить, что здесь отчий дом, родной двор, твои близкие и друзья. Приезжай, общайся и уезжай обратно, работай там, где тебе удобнее и выгоднее. Я не прав?

- Еще как правы, кстати, тот же Иосиф Кобзон говорил мне: «Ты думаешь, жизнь у Муслима была безоблачная? Он ведь и через опалу прошел, и если бы не Андропов, неизвестно, как бы все повернулось...

- Глупостью это было, полной, но тут, так сказать, надо считать на счетах. Моя официальная ставка за сольный концерт составляла тогда 200 с чем-то рублей, а импресарио Леонидов предложил мне за выступление на 45-тысячном стадионе в три раза больше. Он заверил меня, что по решению Министерства культуры СССР исполнение двух-трех песен перед многотысячной аудиторией оплачивается в тройном размере, а значит, мне полагаются целых 600 рублей. Арифметика тут простая, однако... Никакого приказа министра культуры на сей счет, как оказалось, не было, но я-то об этом не знал, поэтому поехал в Ростов, спел...Набежала довольно приличная для того времени сумма, а потом к «ростовскому» делу прибавилось «пензенское» -там обнаружили концертного администратора, который внес мою фамилию в ведомость, сам расписался и получил деньги. Вызвали меня в ОБХСС -отдел борьбы с хищениями социалистической собственности. «Да я в Пензе ни разу не был!» -сказал им, и тогда нам устроили очную ставку. Ребята из ОБХСС быстро поняли, что я чист, -меня просто подставили, а вот один из заместителей Фурцевой, большой мой недоброжелатель, за эту историю ухватился: «Мальчика надо показательно наказать, а то много себе позволяет». Досталось и Чингизу Садыхову. «Ладно, -сказали ему, -Магомаев еще молодой, не знал этих тонкостей, но вы-то неужто не понимаете, что такие вещи делать нельзя?». На нас смотрели, как на хапуг, которые последний рубль у государства отняли, и потребовали все деньги вернуть...

- А они давно уже разошлись?

- Дело не в этом -просто если бы их отдал, это означало бы, что признал вину. Приехав к себе в Баку, я проконсультировался у Генерального прокурора Азербайджана -главного авторитета по всем вопросам юриспруденции. Он спросил: «Ты в ведомости расписывался?». -«Конечно». -«Ну и все, не отдавай ни копейки. Вот если бы просто брал деньги и в карман себе клал, тогда дело другое, а так это заработано честно». В общем, в Министерстве культуры поняли, что ничего не могут мне сделать, и тогда на год запретили в России петь: ни гастролей, ни выступлений на радио и телевидении... В Москве, Питере нельзя, а в Азербайджане -пожалуйста, езжай туда! «Вот и хорошо, -я обрадовался, -наконец-то смогу закончить консерваторию» (из-за бесконечных правительственных концертов и поездок туда-сюда мне не удавалось никак доучиться)...

Пока я безвыездно жил в Баку, весь консерваторский курс экстерном и прошел. Благодаря знаниям, полученным еще в музыкальном училище, легко сдал экзамены по гармонии, общему фортепиано... Хуже всего обстояло с историей КПСС: пару лекций прослушал и понял, что больше не выдержу. Повезло, что преподаватели были хорошие, тоже поклонники... Помню, один из них спрашивает: «Что такое «товар»?». Я начал: «Товар -это...» -а что дальше, не знаю. Все-таки выкрутился: «Товар -это то, что продают и покупают». Профессор искренне удивился: «Откуда вам это известно?». -«Ну как? -говорю. -Это же естественно». Он засмеялся: «А футболист Эдуард Маркаров сказал, что товар -это «шмотки»...

За месяц я сдал все экзамены и решил отдохнуть, как вдруг вызывают -и не куда-нибудь, а в наш азербайджанский Комитет госбезопасности, председателем которого тогда был Алиев. Принял меня его заместитель. «Муслим, -огорошил с порога, -в Москву тебя требуют». -«Что значит требуют? Снова судить будут?». -«Нет, на концерт по случаю юбилея КГБ». Я сразу завелся: «Никуда не поеду. Они меня наказали? Я еще в отпуске». -«Придется лететь -это личная просьба товарища Андропова». -«Не хочу», -упираюсь, а он спокойно, но жестко сказал: «Ну что вы, Муслим Магометович! Нельзя так... Это с Министерством культуры вы разругались, но ссориться с КГБ, тем более лично с Юрием Владимировичем Андроповым, не советую». Пришлось согласиться: «Ну что ж...», а он уже руку мне пожимает: «Счастливо. Завтра же мы усадим вас в самолет и отправим». На этом мое «тюремное заключение» благополучно закончилось...

- Возвращаясь к Фурцевой... Однажды вы вспоминали, как с ней познакомились, -после одного из мероприятий Хрущев вытолкнул ее к вам и сказал: «Иди, Катя, подпой комсомольцам»...

- Кстати, комсомольцем я не был...

-...но Никита Сергеевич об этом не знал. По слухам, всесильный министр культуры СССР любила без памяти двух артистов: Ефремова и Магомаева, а вас ласково называла Мальчик и Мусик...

-Нет, только Мальчиком -Мусиком я был лишь для тех, кто знал меня с детства...

-Вы чувствовали, что нравились ей не только как певец, но и как мужчина?

-Об этом у нас разговора не было, просто после несколько случаев она, видимо, ко мне прониклась... Не знаю, стоит ли это рассказывать, но как-то раз на приеме по случаю закрытия фестиваля «Крымские зори» Екатерина Алексеевна так много выпила, что ей стало плохо и она уже не могла самостоятельно передвигаться. К этому времени мы оставались втроем: Фурцева, я и директор (забыл фамилию)... По-моему, Зимина, так вот, эта женщина мне сказала: «Муслим, вы тут единственный мужчина -придется ее нести».

-И вы понесли?

-Ну конечно -она же легенькая... Где-то посреди пути Екатерина Алексеевна вдруг открыла глаза и спрашивает: «А почему я у вас?»... Посмотрела так: «А, ну ладно!» -дескать, тебе можно, свой. Тогда я и понял, что она ко мне очень хорошо относится.

Спустя какое-о время мы летели вместе на Кубу. У нее был отдельный салон, куда она пригласила тех, кого посчитала нужным. Соседи начали забрасывать удочки: «А не сыграть ли в картишки?». Она замялась: «Да неудобно». Я попросил: «Екатерина Алексеевна, ну, пожалуйста, -мы немножко». Потом предложил: «А может, чуть-чуть водочки?». Она разрумянилась: «Ой, вы меня заставляете!», а у меня полный был дипломат (вез «стратегический запас», чтобы угощать молодых кубинцев), и мы не остановились, пока его не опустошили. Короче, назаставлялись... Часов через пять у самолета была дозаправка в каком-то маленьком государстве -сейчас уже не вспомню название. Все, кто рядом с нами сидел, еле-еле продрали глаза...

-...а она как огурчик?

-Вскочила, побежала, смотрим -уже интервью кому-то дает, а мы еле ходим. Вот что такое партийная школа! Ну и здоровье железное...

-Другие наверх и не попадали -естественный, понимаете ли, отбор...

-Это была гениальная женщина, настоящая железная леди...

-Муслим Магометович, вы пережили фантастический взлет: в 31 год стали народным артистом Советского Союза, без вас не обходился ни один «Голубой огонек». Насколько я знаю, перед правительственными концертами Брежнев всегда спрашивал...

-...«А МагАмаев будет?» (смеется). Он, когда приехал в Баку, Гейдару Алиевичу прямо сказал, что у него два любимых исполнителя -Зыкина и МагАмаев.

-Любовь Генерального секретаря ЦК КПСС согревала?

-Я от нее ничего не имел и никогда ею не пользовался -она даже от чиновничьего произвола меня не спасала. Тот замминистра, о котором уже говорил, всеми фибрами души меня ненавидел и всячески мне пакостил, пока на него не цыкнул Гейдар Алиевич. Алиев сказал: «Оставьте Магомаева в покое!», только тогда он отвязался. Может, другой на моем месте лез бы, что называется, куда-то да через что-то, как это многие коллеги-женщины делают, но я никогда...

-Воспитание, видно, другое...

-Когда меня приговорили к «заточению» в Баку, я мог бы обратиться к Леониду Ильичу напрямую, но и тогда его добрым отношением не воспользовался. И слава Богу! Сегодня я говорю спасибо тем, кто меня «наказал», -иначе моя учеба в консерватории тянулась бы еще очень долго...

-Слышал, что когда в Баку вы пели совершенно гениальную, на мой взгляд, песню Пахмутовой «Малая земля», Брежнев и Черненко навзрыд плакали...

-Ну не навзрыд, но слезы текли...

-Вы это видели?

-Конечно -даже кадры кинохроники сохранились...

-Что вы почувствовали, увидев такую реакцию?

-«Может, остановиться?» -подумал: жаль старичков стало. Просто так слезы же не польются -они действительно искренне переживали, вспомнили сразу войну, павших товарищей...

-Леонид Ильич, говорят, очень любил в вашем исполнении песню итальянских партизан «Белла, чао»: слушая ее, непременно притопывал и прихлопывал...

-...и всегда громче всех. Помню, во время его визита в ГДР в Берлине состоялся большой концерт, и когда со сцены объявили: «Муслим Магомаев. «Белла, чао», сидевший в первом ряду Брежнев наклонился к Алиеву и жестами стал показывать: сейчас будем работать, хлопать (Гейдар Алиевич и сам эту песню прекрасно знал)... Леонид Ильич был человеком на редкость добрым, хорошим...

-...живым...

-Никогда не забуду, как с Юрой Гуляевым мы слушали его в Ереване. Гейдар Алиевич отправился тогда в Армению в составе азербайджанской делегации и меня прихватил, а первый секретарь ЦК Компартии Украины Петр Ефимович Шелест с собой взял Гуляева. Сидим с Юрой в зале, скучаем, и тут Шелест подходит. «Чего, -спрашивает, -томитесь? Вам что, делать нечего?». Потом говорит: «Поезжайте ко мне на дачу -там уже стол накрыт. Посидите, я скоро приеду».

Долго нас уговаривать не пришлось... Пока хозяина дожидались, выпили там как следует, и когда Петр Ефимович приехал, мы уже были, конечно, хорошие. Он попросил: «Спойте, ребята, что-нибудь». Юра ко мне: «Давай я твое «О, море, море!» исполню». -«Пожалуйста!». Сел за рояль, начал аккомпанировать, и тут он спохватился, что текст не помнит. «Только ты мне слова, -прошептал, -подсказывай».

Я кивнул и вполголоса начал: «Море вернулось...». Гуляев красиво и мощно вывел: «О, море, море!»... -и замолчал, на меня смотрит. «Говором чаек...» -продолжаю, и он с облегчением подхватывает: «О, море, море!»... Так мы до самого конца куролесили... Я: «Песней прибоя...», он: «О, море, море!», я: «Рассвет пробудил...».

Шелест остался в восторге. «Какая песня! -сказал. -Особенно слова мне понравились»... Впрочем, это отступление было -о чем только что мы говорили?

-Как в Ереване вы слушали Брежнева...

-Заседание плавно перетекло в торжественный ужин, и Брежнев выступал часа два (тогда с речью у него все было нормально) -без бумажки и абсолютно без единой запинки.

-Вот это да!

-Мы с Юрой тоже удивились. «Слушай, -говорю, -а я-то думал, что только Гейдар Алиевич может без перерыва четыре-пять часов удерживать аудиторию». Гуляев поддакнул, но и это не все: впервые приехав в Баку, Леонид Ильич молодецки спрыгнул с поезда... Это потом ему...

-...было уже не до прыжков, а что за история произошла с клавиром, который вы ему вручали?

-Намечался очередной визит Брежнева в Баку, и Гейдар Алиевич попросил меня написать к его приезду песню. «Сделаем прекрасный золоченый клавир, -сказал, -и преподнесем Леониду Ильичу в подарок»...

-Вы же все время сознательно избегали советской темы -с головой уходили в классику, в лирику...

-Да уж... Я отказывался: мол, никогда не занимался подхалимажем, не пел о партии, а тем более о вождях лично. «А вы не пишите о товарище Брежневе, -гнул свою линию Алиев, -пусть это будет песня о стране, о людях». Пришлось согласиться.

С Робертом Рождественским, которого по такому случаю вместе с семьей привезли в Баку, мы решили сочинить что-то вроде «Торжественной песни»: «Ты, любимая страна»... Показали Алиеву текст, а он: «Что ж вы, ребята, делаете? Умудрились так написать, что непонятно даже, о какой стране речь. Нельзя ли, раз уж мы Брежневу дарим песню, указать это поточнее?». Роберт послушал-послушал и, понимая, что спорить бессмысленно, стихи исправил: «Ты, советская страна...». Гейдар Алиевич новый вариант одобрил: «Вот теперь все в порядке», но песня пропала -в таком виде петь ее уже было нельзя.

-Брежневу тем не менее ваш подарок понравился?

-Есть фотографии, съемки... Клавир отпечатали на особой бумаге с золотым тиснением, уложили в красивую кожаную папку, в помощь мне дали Ниязи и Рашида Бейбутова... «Леонид Ильич, -обращаюсь к нему, -это вам от нашего народа, от всех деятелей искусства, не от меня одного». Надо бы погромче приветственные слова произнести, а я пробурчал их под нос, почти прошептал. Откуда мне было знать, что Брежнев уже плохо слышит? В общем, он ничего не понял. Смотрю: садится за стол и просит у кого-нибудь ручку... Там уже было накрыто, но по знаку Гейдара Алиевича перед высоким гостем мгновенно расчистили свободное пространство. Леонид Ильич раскрыл папку и поставил размашистую подпись.

-Получается, дал вам автограф?

-Ну да. Я прошептал Алиеву: «Что делать?», а он: «Тебе подписали -бери». Уже в самолете Брежневу передали дубликат, который был сделан на всякий случай.

-Если не ошибаюсь, однажды вы даже выступали у Леонида Ильича на дне рождения...

-Не однажды, а дважды (смеется) -ну как без меня?

-Точно-без вас для него это уже был бы не праздник...

-Был полный банкетный зал Дворца съездов -человек 500-600, а может, и тысяча. Точнее не скажу, поскольку сидел у сцены и не всех видел. Когда Брежнев вышел к столу, обратил внимание, что он обратился к Гейдару Алиевичу. По движению губ я понял, что речь идет обо мне, и Алиев это потом подтвердил. «Прежде чем сесть, -сказал, -Леонид Ильич спросил: «А МагАмаев здесь?».

-Вы однажды признались, что ждали революции (имелась в виду перестройка), потому что всю жизнь были убежденным антисоветчиком. Как удавалось вам -любимцу вождей и народа номер один находиться в оппозиции к власти?

-Вы знаете, Дмитрий, дело не в антисоветчине -просто я видел, что страна катится к краху. У меня был друг Винсент Де Фини -страстный меломан и обладатель полной коллекции Марио Ланцы, -и однажды я пригласил его к себе в Москву. Он приехал и вдруг попросил: «Хочу посмотреть магазины». Я возразил: «Незачем тебе туда ходить, поверь мне». На чистом итальянском языке!

-Вы владеете итальянским?

-Разумеется, а он итальянец (правда, американский -помнит язык плохо, но понимает). В общем, чем больше я его отговаривал, тем сильнее он туда рвался: «Вот хочу, и все». -«Ну, раз так, пойдем». Когда он увидел громадную очередь за куском черного мороженого мяса и пустые прилавки, на которых не было ничего, кроме трехлитровых банок с соком, у него из глаз полились слезы.

Винсент действительно плакал -Тамара не даст соврать. «Надо было детей сюда привезти, -сказал, -пусть посмотрели бы, а то, по их мнению, они плохо живут». Уехал он потрясенный...

...Как долго это могло продолжаться? Я понимал, что вот-вот наступит развязка, и когда сейчас представители компартии начинают рассказывать нам, что исключительно коммунисты могут осчастливить народ, я думаю: «Господи, вы же сами не верите в то, что говорите, -вам просто надо партию свою держать на плаву». Все они понимают, -я убежден в этом! -что возврата к прошлому нет и не может быть.

-И слава Богу! С вашего позволения напомню читателям, что происходите вы из удивительной семьи. Муслимом назвали вас в честь деда -прекрасного композитора Муслима Магомаева, чье имя носит азербайджанская филармония, ваша мать -талантливая актриса, отец -театральный художник, который не дожил до окончания войны несколько дней. Это, кстати, правда, что от вас его гибель на фронте долго скрывали?

-Да, лет до семи мне говорили, что он в долгой командировке за рубежом, но вот-вот приедет, а потом дядя усадил меня за стол, показал последнее его письмо и все объяснил... Ну я, конечно, и раньше догадывался: взрослые что-то темнят...

-По вашим словам, дядя Джамал фактически заменил вам отца, который был его младшим братом, и до конца жизни вас опекал, а я думаю, что еще одним отцом для вас стал долгое время руководивший Азербайджаном Гейдар Алиев...

-Когда дядя Джамал умер, Алиев дал свой самолет, чтобы доставить его тело из Москвы на родную землю, а на похоронах вместе со всеми нес гроб... Видя, в каком я состоянии, он сказал: «Муслим, располагай мной как самым близким человеком. Отныне ты в моей семье -когда тебе надо, прилетай и обращайся в любой момент по любому поводу». С тех пор он действительно заменил мне дядю. Я, правда, его не напрягал -звонил только по каким-то важным вопросам.

Помню, после возвращения из эмиграции Мстислав Ростропович (а он мой земляк, бакинец) признался: «Муслим, очень в Баку хочется. Давно город не видел, вот только не знаю, что Алиев за человек и как ко мне отнесется». -«Слава, ручаюсь, что с огромным уважением», -заверил его я. «А ты можешь спросить?». -«Да прямо сейчас, при вас позвоню», а мы как раз у нас дома сидели. «Нет-нет, лучше потом переговорите -а вдруг он откажет»... В общем, я позвонил и услышал: «Муслим, о чем речь -в любой момент пускай прилетает. У нас его любят, ценят, мы обеспечим прием на самом высоком уровне»...

Это было как раз перед Славиным днем рождения -точнее, он собирался отметить какой-то маленький юбилейчик. У меня до сих пор хранятся его письма -я служил передаточным звеном между Алиевым и Ростроповичем, пока не сказал им: «Вы можете, наконец, сами все обсудить напрямую?».

-Ставшие впоследствии знаменитыми песни из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» должны были исполнить вы, и вроде бы даже исполнили -почему же в итоге их спел Иосиф Кобзон?

-Режиссеру Татьяне Лиозновой не подошел мой тембр, и у меня, честно говоря, нет к ней претензий. Уже посмотрев картину, я понял, что мой голос не сочетается с Тихоновым -так же, как его совершенно померк в дубляже к фильму «Низами», где снялся я. Мне так хотелось пригласить на озвучение Смоктуновского, но актер был занят, а режиссер Эльдар Кулиев не стал его ждать -взял Тихонова. Результат меня, как и следовало ожидать, разочаровал...

-Если все женщины СССР были влюблены в Муслима Магомаева, то едва ли не все мужчины -я это точно знаю! -в Тамару Синявскую, наделенную необыкновенным голосом и красотой. Как соединили вы судьбы? Как вам, двум лидерам, оперным величинам мирового уровня, удалось не только создать, но и сохранить семью?

-Трудно сказать -наверное, все оттуда идет (смотрит вверх)...

-Это правда, что вас познакомил Алиев?

-Нет.

-Но он хотел, чтобы вы поженились?

-Гейдар Алиевич ничего не знал -мы сообщили ему о нашем решении постфактум. Все случилось по воле Божьей... Когда познакомились, она была замужем, но потом мы стали встречаться и...

-С вашей стороны это была любовь с первого взгляда?

-Наверное, да...

-Когда на пике ваших с Синявской отношений вы решили расстаться, Пахмутова с Добронравовым написали две совершенно пронзительные песни. Для вас -«Мелодия» («Ты -моя мелодия, я -твой преданный Орфей...»), а для Тамары Ильиничны -«Прощай, любимый» («Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый...»).

-Расставаться мы много раз собирались -это по молодости было. Я даже Гейдару Алиевичу однажды сказал, дескать, все, больше не могу, но услышал: «Смотри! Если сделал одну ошибку, когда женился, не соверши вторую, поспешив развестись». Мудрейший был дядька!

-Вы, человек с потрясающим голосом, который и сегодня звучит, всякий раз повторяете: «Свое я уже отпел» -и наотрез отказываетесь выходить на сцену. По-вашему, это правильно?

-Абсолютно. Не нужно, чтобы люди видели, как стареет артист и его голос -пусть запомнят их молодыми. Да, я и сейчас могу спеть, но лучше не надо -уже не мое время...

Некоторые коллеги моего возраста считают, что они в форме... Ну, скажем, Левка Лещенко прекрасно, великолепно выглядит, и я не вижу какого-то диссонанса между нынешней молодежью и им, а вот я петь рядом с детишками не хочу... Когда еще лет пять назад выходил в концертах, всегда просил: «Только поставьте меня вначале» -чтобы молодежь шла потом...Мне говорили: «Перед вами только балет», но когда за кулисами я видел девочек и мальчиков, меня пот прошибал. «Господи, -думал, -зачем я здесь? Что тут делаю?».

-Вы как-то заметили: «Я, простите за сравнение, как соловей: хочу -пою, хочу -не пою», но, извините, народный артист Советского Союза Марк Рейзен выходил на сцену Большого и в 90 лет...

-Во-первых, это артист Большого театра, а там, если звучишь, можно работать сколько угодно. Тот же Лемешев в 70 лет, по-моему, пел Ленского.

-И еще звучал?

-Вполне, но это театр, а эстрада -дело другое, тем более что песни мои о любви. Если бы о чем-то другом, еще можно было бы подумать, но петь об ушедших чувствах, о каких-то по этому поводу сожалениях незачем.

-Это правда, что в свое время Александр Зархи пригласил вас сыгарть в «Анне Карениной» Вронского, а Леонид Гайдай предложил роль Остапа Бендера?

-Предложений действительно было много, например, Григорий Рошаль звал на роль поэта Гервега в фильме про Карла Маркса, который вышел под названием «Год как жизнь».

-Вы отказались?

-Да. Это не мое дело, я никогда в таком кино не снимался. Сейчас смотрю некоторые картины и вспоминаю: «Вот тут должен был главную роль играть». Ну зачем мне пробоваться, импровизировать на площадке, когда для этого есть прекрасные киноактеры? А роль Низами мне подошла, потому что картина спокойная, философская -там ни скакать не надо было, ни прыгать. От меня требовалось только с умным лицом с утра до вечера изрекать мудрые мысли.

-Бог наделил вас множеством талантов: вы и музыку пишете, и лепите, и рисуете, и в интернете «гуляете». Как удается вам все это сочетать?

-Хорошо, что скучать не приходится. Я, например, никогда не думал, что смогу освоить компьютер. Мне сказали: «Попробуйте, просто для интереса»... Вначале поставил программу, чтобы записывать музыку: «макинтош» подсоединен у меня к «клавишам», которые могут заменять любой инструмент, а потом потихонечку-потихонечку в интернет вышел.

-В общем, современный вы человек. Цитата из Муслима Магомаева: «Выпить всегда любил, еду острую тоже, курю по три пачки сигарет в день». Как ваши вредные привычки сочетаются с таким божественным голосом?

-(Улыбается). Сочетались.

-Не прибедняйтесь, Муслим Магометович! Последний вопрос. Вы всегда говорили, что ваш жизненный принцип: «Не жди, не бойся, не проси!». До сих пор ему следуете?

-У кого мне и что просить? Зачем? Не надо -я в этом отношении человек гордый. Всевышний мне дал много -об этом я каждый день вспоминаю, молюсь и говорю ему: «Спасибо!», поэтому, надеюсь, он меня не оставит.

-Вы знаете, я твердо убежден, что гений, великий артист вправе услышать о себе добрые слова не в эпитафии, а при жизни и в глаза. Пользуясь случаем, хочу вам их передать от миллионов людей, которые по-прежнему вас обожают...

-А можете написать это потом, без меня? Спасибо и вам! Мне всегда приятно с вами общаться, я с удовольствием вспоминаю наши встречи и в Киеве, и в Москве, постоянно сижу в интернете на вашем сайте и слежу за вашими интервью. Всего вам хорошего, а теперь давайте поедем куда-нибудь пообедаем.

В урегулировании нагорно-карабахского конфликта есть прогресс – посол Великобритании в Армении
2008-11-25 17:30

В урегулировании нагорно-карабахского конфликта есть существенный прогресс, однако существуют множество вопросов, требующих обсуждений и согласований, сказал во вторник журналистам Чрезвычайный и Полномочный посол Великобритании в Армении Чарльз Лонсдейл (Charles Lonsdale), пишет агентство Новости-Армения.

Он выразил сомнение насчет того, что этот процесс будет завершен «мгновенно, в течение одного дня».

«Я настроен оптимистично, однако не считаю, что мгновенное разрешение карабахского конфликта возможно», - пояснил Лонсдейл.

Конфликт между двумя южнокавказскими странами возник в 1988 году из-за территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах, за исключением Шуши и Ходжалы, вышел из-под контроля Азербайджана в декабре 1991 года. В 1992-1993 годах были оккупированы Шуша, Ходжалы и семь прилегающих к Нагорному Карабаху районов. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Армения должна урегулировать карабахский конфликт мирными путем – посол Египта
2008-11-25 17:35

Армения должна решить нагорно-карабахский конфликт только мирными переговорами, сообщил во вторник Чрезвычайный и Полномочный посол Египта в Армении Вахид Эль Дин Исмаил Галал на встрече со студентами Ереванского государственного университета, пишет агентство Новости-Армения.

«В истории Египта было несколько военных столкновений с Израилем. В 1973 году наша страна  военному конфликту предпочла мирное урегулирование. Сегодня Армения по примеру Египта должна решить карабахский конфликт путем мирных переговоров» , - сказал посол.

По мнению дипломата, нагорно-карабахский и арабо-израильский конфликты схожи, поскольку имеют исторические корни.

«Избрав военный путь, Армения и Азербайджан не решат конфликт Нагорного Карабаха. Обе стороны конфликта обязаны искать мирные пути решения», - добавил Вахид Эль Дин Исмаил Галал.

Конфликт между двумя южнокавказскими странами возник в 1988 году из-за территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах, за исключением Шуши и Ходжалы, вышел из-под контроля Азербайджана в декабре 1991 года. В 1992-1993 годах были оккупированы Шуша, Ходжалы и семь прилегающих к Нагорному Карабаху районов. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Президент Грузии сорвал последнюю возможность наладить отношения с Россией - бывший посол
2008-11-25 17:43

Грузия, Тбилиси, 25 ноября /корр. Trend News Н.Кирцхалиа/ Президент Грузии сорвал визит в Грузию главы администрации президента России Сергея Нарышкина и положил конец мирным инициативам. Об этом, выступая перед парламентской комиссией по расследованию августовских событий, сказал бывший посол Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили.

«Мы приложили максимум усилий для организации данного визита. Однако на все мои звонки в Тбилиси, в том числе и генпрокурору Зурабу Адеишвили, следовала холодная реакция. После этого мне позвонил президент Грузии и спросил, едет ли на самом деле Нарышкин.

«Пусть приезжает, но и мы только что имели встречу с Райс, и поэтому тоже не лыком шиты», - сказал Саакашвили.

Кицмаришвили подчеркнул, что президент звонил не по правительственной связи. «После этого разговора я отправился в МИД России для того, чтобы получить ответ по поводу визита Нарышкина. Однако затем последовало жесткое заявление МИД РФ в отношении Тбилиси и впервые четыре российских бомбардировщика открыто нарушили воздушное пространство Грузии», сказал Кицмаришвили.    

По словам бывшего посла, с этого дня уже отношения Тбилиси и Москвы шли в одном направлении - к военной конфронтации.   

На это заявление председатель комиссии Паата Давитая ответил, что потребует возбудить в отношении Кицмаришвили уголовное дело по статье «должностная халатность».

«Вы ни в одной своей официальной записке на посту посла не написали все то, о чем сегодня рассказываете, а это по меньшей степени является халатностью», - сказал он.  

 

Связаться с автором статьи можно по адресу trend@trend.az

Латвия не получала доказательств экобезопасности "Северного потока"
2008-11-25 17:50

Латвия пока не получала удовлетворяющих ее доказательств экологической безопасности газопровода "Северный поток", строительство которого начнется в апреле 2010 года, заявил во вторник в эфире радиостанции "Эхо Москвы" посол Латвии в РФ Андрис Тейкманис.

Комментируя информацию о том, что в ближайшее время будут проведены консультации между представителями российско-германской компанией-оператором проекта "Северный поток" и прибалтийскими странами (Эстонией, Латвией, Литвой), которые этот газопровод косвенно затронет, дипломат заявил, что не может эти сведения подтвердить.

"За консультациями к нам никто не обращался. Мы свое мнение по этому поводу давно высказали, оно не изменилось. Мы обратили внимание на те вопросы, которые нельзя обойти: это вопросы экологии и безопасности. В безопасности проекта заинтересованы все страны, которые выходят к Балтийскому морю. Нужно эти вопросы решать, но пока что мы на эти вопросы ответа не получили. Оценки пока что нет", - сказал он.

Финансовый директор российско-германской компании-оператора проекта Пол Коркоран заявил ранее, что строительство газопровода "Северный поток" начнется в апреле 2010 года. Он также сообщил, что настоящее время завершаются согласования проекта со Швецией, в следующем месяце будут проведены консультации с Германией, Данией, Финляндией и Россией. Также, по его словам, в ближайшие недели будут проведены консультации с Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей.

Газопровод "Северный поток" (Северо-Европейский газопровод, Nord Stream) планируется проложить по дну Балтийского моря от России (Выборг) до Германии (Грайфсвальд). Первую нитку газопровода протяженностью около 1,2 тысячи километров с годовой пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров предполагается ввести в 2010 году. Работы по строительству второй ветки должны быть завершены к 2012 году.

В рамках реализации проекта строительства газопровода "Северный поток" уже проведены исследования возможного воздействия на экосистему Балтийского моря, изучены места захоронения химического оружия, а результаты учтены при проектировании газопровода.

Калининградской авиакомпании грозит банкротство
2008-11-25 17:55

Калининградский авиаперевозчик "КД авиа" 28 ноября может приостановить свою деятельность из-за финансовых проблем. Об этом сегодня сообщил исполнительный директор компании Леонид Ицков.

По его словам, "КД авиа" обязана до 28 ноября погасить облигационный займ на сумму 986 миллионов 791 тысяча рублей. "Если этого не случится, мы вынуждены будем остановить свою авиатехнику и прекратить полеты", - сказал Ицков. Посетовав на сложности в получении кредитов в банках в нынешних условиях и удорожанием топлива, руководитель "КД авиа" подчеркнул: "Если не поступит обещанная финансовая помощь от федерального центра, компания юридически вынуждена будет прекратить свое существование".

К сегодняшнему дню "КД авиа" получила от Внешторгбанка 55 миллионов рублей, при этом потребность компании с расчетом до апреля 2009 года составляет 4 миллиарда рублей, отмечает ИТАР-ТАСС.

"КД авиа" была создана в 2002 году и в настоящее время является единственной компанией в Калининграде, выполняющей регулярные рейсы через международный аэропорт Храброво в Европу, в частности, в Лондон, Париж, Берлин, Тель-Авив, Барселону, Прагу, Рим, Милан, а также в города России и СНГ.

Важнейшие политические и экономические новости агентства «Тренд» за 25 ноября (видео)
2008-11-25 17:59

Азербайджан, Баку /Trend News/ Сегодня в выпуске:

- Парламент Азербайджана утвердил увеличение военных расходов;

- Армения изменила позицию в вопросе «геноцида армян» - министр иностранных дел Армении;

- Возбуждено уголовное дело в связи со взрывом гранаты в медпункте в Баку;

- Азербайджан может предоставить коридор для транзита туркменского газа в Европу – министр;

- Парламент Азербайджана утвердил государственный бюджет на 2009 год;

- В азербайджанском банке произошла смена руководства;

- Азербайджанский клуб «Нефтчи» пригласил на смотрины венгерского футболиста.

Ведущая новостей: Аида Алган

Связаться с редакцией видео-новостей можно по адресу: tr


В избранное