Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Пантелеймоновский мост


 

РАССЫЛКА 29

 

ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОСТ

 

Пантелеймоновский мост пересекает Фонтанку у Летнего сада по продолжению улицы Пестеля. Длина моста 43 м., ширина – 23,4 м.

Вначале на этом месте в 1725-26 годах мастер Харман ван Болес построил деревянный мост-акведук, по которому подавали воду из Литовского канала для питания фонтанов Летнего сада. В 1748-49 его заменили новым в стиле барокко (арх. Ф.Б. Расстели). В 1777 году во время наводнения фонтаны были разрушены, акведук разобрали и устроили здесь лодочный перевоз.  

В 1823-24 по проекту инж. Г. Треттера здесь был построен висячий (цепной) однопролётный постоянный мост. Всеми строительными работами руководил инж. Василия Александровича Христианович – воспитанник СПб. Института инженеров путей сообщения. Окончилось строительство 4.11.1824. Поначалу мост имел название Цепной.

Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-камнетёса Самсона Суханова из гранитных плит, полученных после разборки каналов, окружавших Михайловский замок.

Все чугунные и кованые железные части изготовлены на Чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском). Рабочими этого завода произведена сборка всех металлических частей в течение 18 дней – срок для того времени поистине рекордный. Длина его была 43 м., ширина – 10,7 м.

Все металлические части предварительно испытывались на разрыв на специальной машине, сконструированной и изготовленной на заводе Берда.

Он стал 1-м цепным мостом через Фонтанку. Этот тип мостов появился в России раньше, чем в других европейских странах. Пять цепей, к которым было подвешено пролётное строение, изготовлены из уральского круглого железа. Чугунные опоры-пилоны крепились неподвижно к устоям, возведённым на свайном основании. Концы цепей закреплялись в каменной укладке устоев на уровне их основания.

Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены были фриз и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом. Наряду с чертами, присущими архитектуре древнего Египта, в оформлении моста имелись черты, характерные для русской классики: золочёные розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. д.

На гранитных устоях с каждой стороны реки были установлены порталы из 5 чугунных колонн высотой 6 м. Каждый из них завершался карнизом, украшенным позолоченным свинцовым орнаментом и львиными головами. Через открытые львиные пасти были пропущены несущие цепи, к которым крепился деревянный настил моста.

При всей внешней красоте у моста имелся недостаток – зыбкость и раскачивание под действием вертикальных и горизонтальных сил. Но многим это нравилось. Вот как описывала своё состояние на цепном мосту художница А.П. Остроумова-Лебедева: «Очень любила я идти по Цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определённый и весёлый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско».

Лёгкий, ажурный силуэт моста гармонично вписался в панораму Фонтанки и убедительно доказал справедливость слов Треттера, утверждавшего в своём трактате о цепных мостах, что они обладают «такой лёгкостью и элегантностью, которых нельзя достичь в других конструктивных системах».

А.П. Остроумова-Лебедева писала: «Заворачивая с Литейной на Пантелеймоновскую улицу, мы уже издали видели Цепной мост. Он казался совсем кружевным. Через его ажурные устои просвечивало небо, деревья Летнего сада. Во время дождя он темнел, рисуясь выше и стройнее. Иногда он покрывался инеем и стоял как сказочное волшебное видение. Высоко на перекладинах нежно блестели вызолоченные морды львов. И всегда над ним вились и кружились птицы…». Художница запечатлела на картине в 1903 году этот. Видимо, очень любимый ею мост.  

Мост исправно служил петербуржцам 83 года. В 1907 году, после разрушения аналогичного Египетского моста, его разобрали. Официальной мотивировкой послужило заявление городских властей о необходимости прокладки здесь трамвайных путей.

По проекту инж. Андрея Петровича Пшеницкого и арх. Льва Александровича Ильина мост был заменён новым современным металлическим сооружением арочной системы. Руководил строительством инж. А.А. Рейнеко. Мост назвали Пантелеймоновским, по находящейся рядом церкви святого Пантелеймона.

Трамвайные пути здесь так и не были проложены, а петербуржцы лишились одного из красивейших мостов в городе. А.Н. Бенуа, пытаясь спасти одну из прекраснейших достопримечательностей Санкт-Петербурга, предлагал передвинуть Цепной мост по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию правоведения, чтобы он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но члены Городской думы на это не пошли и мост разобрали.

Новый мост был открыт для движения в 1908.

Первое время на новом мосту стояли деревянные перила: Академия художеств отказалась одобрить присланные на утверждение чертежи металлических перил, считая, что «мотивы решёток скорее характера балконного, чем мостового».

Проект архитектурного оформления был переработан в 1910 году. Для того, чтобы новый мост органично вошел в окружающий архитектурный ансамбль, Л.А. Ильин использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних мостов через Мойку. Однако, Пантелеймоновский мост получился одним из самых красивых по своему художественному оформлению. Обладая изящными формами, утонченными пропорциями, стильным декором, мост вносит удивительное поэтическое обаяние в окружающую городскую среду.

Декорирование моста выполнено заводом «Карл Винклер», который окончил работы по окраске и позолоте в июле 1914 года. Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. Стойки перил выполнены в виде ликторских связок. Торшеры – пучки высоких пик, перевитых посредине венками, украшенными накладными овальными щитами с барельефами медуз на фоне перекрещенных мечей античной формы. Средняя, наиболее высокая пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Остеклённые фонари, напоминающие усечённые 8-гранные пирамиды, подвешены к кронштейнам. Художественное воздействие декоративных элементов моста усиливается тем, что Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом отдельных элементов декора. Накладные украшения арок и другие позолоченные части на фоне чёрноокрашенных  поверхностей придают мосту впечатление парадности и богатства. О размерах позолоты можно судить по следующим данным: при реставрации моста в 1957 году было покрыто червонным золотом 82,81 кв. м. деталей, включая украшения арок. Тогда же по проекту арх. А.Л. Ротача были восстановлены утраченные торшеры моста.

Капитальный ремонт Пантелеймоновского моста не проводился с момента его открытия в 1911 г. За это время в конструкциях пролётного строения моста появились дефекты, влияющие на надежность и грузоподъёмность сооружения. Основными проблемными зонами являлись гидроизоляция и деформационные швы. Металлические конструкции были поражены коррозией, кроме того, у моста обнаружились плохо запечённые шрамы военных лет. После проведенного в 1998 г. обследования, состояние большей части элементов моста было признано аварийным.

Для того чтобы воссоздать мост в первозданном облике, авторы проекта реставрации обратились к старинным фотографиям и архивным чертежам. По первоначальному проекту предполагалась полная замена несущих консолей моста. Но, учитывая их уникальность и сравнительно хорошее состояние, было принято решение об их сохранении и реставрации.

Существенной частью работ стала реставрация архитектурного декора моста. Были воссозданы утраченные детали декоративного оформления моста. Существующие части были тщательно отреставрированы, собраны из фрагментов, проварены и обработаны. При этом бережно сохранялись все оригинальные детали и восстанавливались лишь недостающие.

Завершающим этапом реставрации стала позолота декоративного оформления моста. Эта операция была произведена на площади в 150 кв. м. Позолотчики использовали две техники золочения: фасадные детали, выполненные из бронзы и меди, были позолочены способом гальваники, а чугунные решетки и торшеры - сусальным золотом. Первый способ гораздо более устойчив к климатическим условиям, но не применим для чугуна.

Несмотря на то, что проведенные ремонтные и реставрационные работы, помимо технической сложности, требовали еще и бережного отношения к историческому материалу, уровень их выполнения не оставляет сомнений в высоком профессионализме тех, кто реставрировал это инженерное чудо - бесценный памятник петербургской архитектуры.

 

В 2001-02 осуществлены капремонт пролетного строения и реставрация декора.

В 1915-23 мост назывался Гангутским. С 6.10.1923 мост стал назывался мостом Декабриста Пестеля, в память о П.И. Пестеле, казнённом в 1826 году, который жил когда-то неподалёку от моста. В 1928 название сократилось до мост Пестеля.  Однако с 4.10.1991 по решению городских властей мосту вернули историческое название.

 

Источники:

 

1.            А. Л. Пунин «Архитектура Петербурга середины XIX века». 1990. Лениздат

2.            Б.К. Пукинский «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов». 1997. СПб. «Норинт»

3.            Б.И. Антонов «Мосты Санкт-Петербурга». СПб. 2002 «Глагол»

4.            www.encspb.ru - Энциклопедия Санкт-Петербурга

5.            ж-л «Мир металла»

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.lividia.narod.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 


В избранное