Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 55


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №55


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


ДЕПОРТАЦИЯ УКРАИНЦЕВ. ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ
Ирина ЕГОРОВА

      В эти дни отмечается 60-я годовщина начала выселения этнических украинцев из Польши в Украину и этнических поляков из Украины в Польшу. 9 сентября 1944 года правительством Украинской ССР и Польским комитетом национального освобождения было подписано Соглашение "Об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР". Депортации украинцев продолжались вплоть до 1947 года, до печально известной акции "Висла". По различным оценкам из Польши было депортировано от 600 тыс. до 1 млн. украинцев. Существуют неоспоримые факты и свидетельства очевидцев о том, что некоторые украинцы, проживавшие на территории Польши, изъявили желание там и остаться. Но режимы того времени обоих государств с этим не согласились, и началось принудительное переселение. В восточных регионах Польши сначала польским подпольем, а потом военными и спецслужбами коммунистического режима был начат настоящий антиукраинский террор. Так, в Надсянье в селе Павлокома убили 366 украинцев, в Пискоровичах - более 700... И этот перечень можно продолжать. В свое время, накануне 60-летия трагических событий на Волыни, в обеих странах развернулась дискуссия, которая во многом помогла тому, чтобы трагическое прошлое не повредило современному духу и перспективам украинско-польского партнерства. Было бы уместно, если бы аналогичная дискуссия и памятник, например, в Павлокоме (подобный монументу примирения в Павловке на Волыни) увенчали и осознание этой черной страницы общей украинско-польской истории. Год Польши в Украине - вполне достойный предлог не только для проведения общих официальных акций, но и для того, чтобы смягчить для обоих государств боль и обиды прошлого.
      В Госкомитете по делам национальности и миграции Украины сообщили о том, что вышеупомянутую печальную дату планируется отметить на государственном уровне. Принятый недавно Указ Президента Украины Леонида Кучмы "О мероприятиях, связанных с 60-й годовщиной начала выселения этнических украинцев с территории Польши", коснулся многих очень важных вопросов. Все решения Президента - создать оргкомитет по подготовке и проведению соответствующих мероприятий, составить планы и обеспечить финансирование, организовать научный центр по исследованию истории украинско-польских отношений, открыть музей быта и культуры украинцев Закерзонья, и др. - безусловно, давно ожидаемые шаги в поисках и утверждении исторической правды и справедливости, на которые уже так давно надеялись тысячи немолодых людей. О том, чего официальные решения еще не коснулись, о том, чего еще нужно добиться и доказать, читателям "Дня" рассказывает бессменный (в течение 15 лет!) председатель общества "Надсяння" и пять лет как глава Объединения обществ депортированных украинцев из Закерзонья Владимир СЕРЕДА.


      - Владимир Николаевич, для начала, охарактеризуйте, пожалуйста, время и обстоятельства, когда началась операция "Висла", и вообще - что такое депортация украинцев из Польши?
      - "Висла" - это позже, в 47-м. А первые переселенцы появились осенью 44-го, т.е. ровно 60 лет назад. События происходили на украинских этнических территориях, где в городах жило все-таки большинство поляков и евреев, а в селах - абсолютное большинство украинцев. И этот простой народ, а украинцев среди них было 740-750 тысяч, жил абсолютно мирно на всей территории вдоль современной границы Украины, на землях, которые теперь находятся в составе Польши. Это Холмщина, Надсянье, Лемковщина и, конечно, Перемышль, который характеризовался особенно высоким уровнем национального самосознания украинцев. В этом городе в начале ХIХ века началось в Галичине национальное возрождение, в Перемышле учился (родился рядом, в селе Явирнык Русский) творец мелодии нашего государственного гимна Михаил Вербицкий, работали известная украинская писательница Ульяна Кравченко, выдающаяся художница Елена Кульчицкая. Упоминания об этом городе можно найти еще в хрониках 981-го года. А Холм, ровесник Львова, где похоронен Даниил Галицкий, родился Михаил Грушевский! Но кто с этим считался?! Надо решать "проблему" послевоенной границы, а человеческий фактор для сталинского режима, как мы знаем, не имел никакого смысла.
      Только 16 августа 1945 года было подписано официальное соглашение между СССР и Польской Республикой о послевоенной границе, но выселение уже началось в октябре 1944-го. Подготовку же к этому начали еще раньше - 9 сентября 44-го, когда было заключено соглашение между правительством УССР и Польским комитетом национального освобождения - "Об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР". Соглашение было подписано не субъектами международного права. Польское эмиграционное правительство находилось в Лондоне, а другое, которое удовлетворяло бы Сталина, еще сформировано не было.
      Эвакуация, как подчеркнуто было в документе, должна проходить полностью добровольно - "принуждение не может быть применено ни прямо, ни опосредованно". Закончиться же акция должна до 1 февраля 1945 года. Однако никто никаких принципов добровольности не соблюдал. Наверное, стоит объяснить ситуацию: только в Грубешевском уезде польские националисты сожгли с апреля 1943 года и до конца мая 44-го 52 украинских села и убито при этом было не меньше 4 тысяч человек. Как будто мотивация "эвакуации" присутствует - многим украинцам там негде было жить, души людей заполнил тотальный страх за свою жизнь. К тому же полностью ликвидировали украинскую школьную и общественную жизнь. И тем не менее до 1 января 1945-го были вывезены только 19 тысяч 899 украинцев, и это давало повод утверждать, что акция проваливается. Поэтому в 45-м году еще несколько раз отсрочивали окончание "эвакуации", и именно тогда был развязан безумный антиукраинский террор, в частности, в Надсянье и Восточной Лемковщине. Что касается Надсянья, то в селе Павлокома убили 366 его жителей, в Пискоровичах - больше 700, в Березце 180, в Горайце около 200. И этот перечень можно продолжать…
      Польское подполье, действия которого координировало подпольное командование, потому что еще шла война, ни в коем случае не могло пойти на такие жестокие действия против украинцев без молчаливого согласия на то тогдашних режимов, т.е. советской и польской коммунистических верхушек. Причастными к трагедиям становились и мародеры, которые грабили имущество погибших людей.
      229 тысяч 685 украинцев были вывезены до 1 сентября 1945 года, т.е. меньше трети всех украинцев Закерзонья. Когда же оставшиеся украинцы, откровенно и громко заявили, что хотят быть гражданами Польши, т.е. акция себя исчерпала, к переселению были привлечены три дивизии Войска Польского. Их доукомплектовали и силами военных, методически село за селом по всем законам депортации вывозили людей. Чем ближе до конца акции, а официально она закончилась в июле 1946 года, тем более грубый характер она приобретала. Создана даже была оперативная военная группа "Жешув", которая координировала выселение украинцев. В 1943-1947 годах количество украинцев, которые погибли на территории Польши, достигло 30 тысяч. Абсолютное большинство этих людей умирало вовсе не вследствие военных действий, они погибали просто из-за того, что являлись украинцами. В этом вся их вина… Всего же, по официальным данным, на территорию Советской Украины из Польши были выселены 482 тысячи 800 украинцев. И, подчеркиваю, не на добровольных началах это происходило.
      - В Указе Президента это трактуется как выселение…
      - Да, речь не идет о депортации, может, из- за того, что в нашем правовом поле нет такого термина. Хотя по современным понятиям - это была настоящая этническая чистка.
      В декабре 2001 года по поручению Кабмина специальная рабочая группа, членом которой я, кстати, был, разработала законопроект "О признании украинского населения депортированным с территории Польши в Украину". К сожалению, этот законопроект застрял в Минюсте, потому что, якобы, там не видят в тексте возможности квалифицировать эвакуацию как принудительную.
      В Институте украиноведения им. И.Крипьякевича НАНУ уже изданы два тома архивных документов о депортациях как украинцев, так и поляков в сороковых годах прошлого века и отдельно третий том воспоминаний уроженцев Закерзонья в общей серии "Депортации".
      Ведь возможности такие сейчас появились. И мы бы еще дали много материала тем работникам Минюста Украины, которые до сих пор сомневаются в принудительном характере нашей "добровольной эвакуации".
      - А где именно селили переселенцев?
      - Основная часть оказалась в западных областях Украины - Тернопольской, Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской и Волынской. Селили именно в тех местах, которые освободились благодаря польским переселенцам, которых также "эвакуировали". Это 742 тысячи 453 поляка и 33 тысячи 105 евреев, которые имели польское гражданство. Только из Львова выехало приблизительно 120 тысяч поляков, они боялись Советской власти, потому что у них был горький опыт 1940 года, когда многие поляки попали в Казахстан.
      - Сколько давали времени на то, чтобы собрать вещи? Вы лично помните, как собирались?
      - Несколько дней вначале, а потом могло быть такое, что и за считанные часы люди собирались. В наше село Ляшки Ярославского уезда приказ на выселение попал в 46-м году. Всех собрали, объявили - через несколько часов сесть каждой семье на одну подводу и взять с собой на веревку корову. Вы представляете, что такое хозяину, который знал всех животных по имени, из собственных рук кормил, все бросить!.. Женщины плакали, мужчины получали иногда по плечам прикладом, слышалась ругань.
      Четыре дня на станции ждали вагонов, потом нас - отца, мать, сестру, которой три с половиной года было, и меня, одиннадцатилетнего, посадили в "товарняк". Еще старенькая бабушка с нами была, она страдала больше всех. Потом кроме нашей семьи в этот же товарный вагон погрузили еще одну семью с детьми и скотом. Это еще хорошо. А кто-то садился (заставляли!) на открытые платформы зимой. Не удивительно, что бывало по приезде люди умирали от простуды, от нервных перегрузок. 30 километров по территории Польши мы ехали две недели. Антисанитария ужасная, все завшивели, голод…
      По советской территории уже ехали, как экспресс, полсуток. Из Львова - на Тернопольщину. И там началась "новая", бедная жизнь. Лично мы, кого выселили под конец акции, получили уже, что осталось, - настоящую "шевченковскую хатку" на две семьи. Начались проблемы - найти доски, зерно, солому. Если бы не местное население - не выжили бы, вымерли вместе со скотиной. Были и языковые барьеры - на Надсянье другой говор, но антагонизма между нами не было, это точно. Ко всему этому добавилась засуха, неурожай. А через два года - новая радость, "добровольная коллективизация"...
      - Недавно я была в Польше, в нескольких селах, в довоенные времена известных как украинские. Сегодня никто не мог сказать, живут ли и сколько там украинцев… Хотя местная украинская церковь отреставрирована, о ней заботятся.
      - По меньшей мере 150 тысяч украинцев не удалось вывезти, в основном из глухой, лесной местности. Деятельность УПА была тоже направлена на противодействие выселению, однако силы были неравными. Польская же власть была настроена решительно, но Сталин наконец сказал: хватит! А с ним не поспоришь. И тогда встал вопрос, что делать с теми, кто остался, чтобы "окончательно решить украинскую проблему в Польше". И тогда возникла идея - заставить их выехать на Запад, ведь северные и западные области послевоенной Польши также надо было осваивать - немцев оттуда выселили. Вот и была акция "Висла", которая пришлась на конец апреля- июль 1947 года. А предлогом стало в конце марта приписываемое УПА убийство заместителя министра национальной обороны Польши, легендарного генерала Кароля Сверчевского (псевдоним - Вальтер), героя войны в Испании, польского коммуниста. Есть основания думать, что такие, как Сверчевский, тогдашнему режиму мешали, слишком независимый, слишком патриотически настроенный. Однако политбюро ПОРП тут же сделало заявление относительно виновных, и 26 апреля 1947 года отправились в путь первые эшелоны с украинскими изгнанниками. Это была гигантская, тщательно продуманная акция, потому что еще в декабре-январе до этого агенты польских спецслужб сортировали людей на надежных и ненадежных. Крестьян сознательных, которые помнили о своих корнях, хороших хозяев, священников, учителей везли в бывший филиал Освенцима, концлагерь Явожно. Он действовал почти два года и закрылся, только когда выполнил свою миссию.
      Почти четыре тысячи украинцев прошли через его жернова. Кто признавался в выдуманных преступлениях (дела здесь быстро фабриковались), ехали в подготовленные для них польские тюрьмы для политзаключенных. Люди погибали от пыток, голода, эпидемий…
      О существовании этого лагеря впервые официально заговорили только в 1992 году. Тогда 27 сентября усилиями известного украинского архивиста из Варшавы Евгения Мисила и по доброй воле бургомистра города Явожно Анджея Венгляжа состоялась первая массовая панихида в память о погибших.
      На месте, где умерших зарывали в ямы, во время панихиды господин Венгляж очень красиво говорил, он рассказывал о нашей сложной истории, и как хозяин города просил прощения за ошибки поляков. Спустя некоторое время два президента -Украины и Польши - уже совместно открывали установленный здесь памятник.
      Наконец, уже в этом году, приблизительно 200 бывших узников, которых не судили, а продержали так - без суда и следствия, - получили признание безвинного надругательства над собой и пенсии. Что касается тех, кого осудили, даже не ставится вопрос о пересмотре их судебных дел. Очень редко эта тема поднимается в средствах массовой информации в Польше, но и у нас она тщательно обходится. Хотя в акции "Висла" пострадало почти 150 тысяч украинцев.
      А относительно того, что в бывших украинских селах теперь почти нет украинцев, то идет многолетний и вполне понятный процесс ассимиляции. Свидетельством чего стали результаты последней переписи населения в Польше, где назвали себя украинцами всего более 30 тысяч человек, а еще 5 тысяч признали себя лемками.
      - На этом история с переселениями не заканчивается?
      - В 1948 году, "идя навстречу пожеланию польской стороны", Советский Союз передал Польше земли в районе Перемышля (Медика и несколько соседних сел). Оттуда принудительно отселили 100 процентов украинцев. В 1951-м состоялся последний "обмен участками государственных территорий СССР и Польши". Опять тасовали народы, будто карты, на территории в 480 кв. км. Мы отдали Нижне-Устриковский район, где добывали газ и нефть, т.е. действующие скважины вместе с перерабатывающим заводом. При этом еще 40 тысяч украинцев добровольно-принудительно переселили. Взамен поляки отдали западную часть Сокальского района, Червоноград, Угнив, Жвирку - сплошь этнические украинские земли. В сумме выходит, что 540 тысяч этнических украинцев тасовали, как карты. При этом люди погибали, болели, страдали, ломались их судьбы… А мы, свидетели этого, хотим, чтобы наконец Верховная Рада и высшие исполнительные структуры дали объективную политическую и правовую оценку того, что делалось. В Польше уже давно действует Институт национальной памяти со своим прокурорским штатом, который скрупулезно расследует преступления против польского народа. В последнее время - включительно с преступлениями против украинцев на землях Польши. У нас же есть только Государственная комиссия по увековечению памяти жертв войны и политических репрессий, которая наши вопросы пытается только сдвинуть с места...
      Не хочу, чтобы у кого-то создалось впечатление, что мы разжигаем вражду, как крайние экстремисты. Каждый член наших обществ более чем кто-либо другой заинтересован в добрососедских польско-украинских отношениях, потому что у многих часть семьи живет в Польше. Мы - за отношения на паритетных основах. Если в селе Павливка на наивысшем государственном уровне украинцы заговорили о своей вине и там установлен памятник жертвам украинско-польского конфликта, то абсолютно справедливо добиться установления такого же монумента примирения, например в Павлокоме, над Сяном. Потому что для настоящего примирения обеим сторонам необходимо сделать встречные шаги. В следующем году весной как раз исполнится 60 лет со времени массового антиукраинского террора в Надсянье и Восточной Лемкивщине. И было бы очень кстати, если бы именно в эти дни так торжественно, как это было в Павливце на Волыни, мы все, и украинцы, и поляки стали бы участниками торжественного открытия монумента примирения на территории Польши. Святой долг нашего поколения - не передавать в наследие своим детям и внукам зерна ненависти и недоразумений, а наоборот - всеми силами засыпать рвы отчуждения между нашими народами.

      (Опубликовано в газете "День", №162, 11.09.2004 г.).



      УВАГА!!!
      Етнічний фестиваль "Країна Мрій"
      (ініціатором якого є керманич гурту "Воплі Відоплясова" Олег Скрипка)
      відкриває сезон ВЕЧОРНИЦЬ
      Вечорницями під назвою
      "ОСІНЬ СЕРЕДНЬОВІЧЧЯ"
      14 вересня 2004 року,
      Київ, Гостиний Двір (Контрактова площа, 4)
      Початок о 19.00
      Вхiд вiльний за умови етнiчного вбрання.
      При змозi прохання принести будь-яку яскраву стрiчку, одну свiчку, для столу будь-якi фрукти.


      Ми починаємо шлях до нової Країни Мрій. Починаємо в ту особливу пору, коли київські каштани прозорішають після спекотного літа і стають схожими на вигадливо різьблені Царські врата, навощені до золотавого блиску, крізь які заспокійливою прохолодою барокових часів долинає осінь Cередньовіччя. Це відблиск іншого Києва, який давно став історією, а то й міфом, і в його випроміненні - квінтесенція епохи, коли наше Місто і його мешканці мали вдосталь і гонору, і ґречності, вміли проявити характер і боронити свої права. В тому числі - право на світло. Саме в цей день Святого Семена-Стовпника, яким відкривався новий церковний і діловий рік відбувалося оновлення світла.
      Як засвідчують архівні джерела принаймні від кінця ХVІІ ст. і ще наприкінці ХІХ ст. київські міщани в ніч з 14 на 15 вересня (за старим стилем з першого на друге вересня) щорічно влаштовували в Києво-Подолі Свято Свічки або Женіння Свічки. Напередодні Семена (14 вересня день присвячений преподобному Симеону Стовпнику - великому аскетові, праведникові та подвижникові, що жив в ІV-V ст.) на Контрактовому майдані звечора сходилися члени (Богоявленського) братства та братчики-цеховики зі своїми знаменами, цішками, корогвами. Вони йшли співаючи цехових гімнів - пісень та побожних піснепінь. Кожне цехове братство несло свою велику воскову свічу. Опівночі весь майдан спалахував безліччю вогнів. Що то було за видовище. Розігрувались театралізовані драматичні діалоги, декламувались найкращі твори поезій того часу.
      А щоби середньовіччя не асоціювалося для вас із "темними віками", ми пропонуємо всім поважним громадянам Києва та гостям нашого міста прийти на наше свято в етнічному вбранні зі свічею і веселістю серця і долучитись до древнього свята "Женіння Свічки".
      В програмі ви почуєте: драматичний діалог з ХV ст. "Діалог містра Полікарпа зі смертю", деклямації старої русинської та перекладеної на церковнослов"янську чи староруську поезію грецьку, латинську тощо. (автори: Дем'ян Наливайко, Андрій Римша, Лазар Баранович, Іоникій Калятовський, Іван Величковський) і власне через середньовічні танці, пісні та падвани для забав шляхетних учтивої молоді спробувати хоч трішки доторкнутись до тої давньої наповненої духовністю і благочестю епохи.
      Учасники Вечорниць "Осінь Середньовіччя": ансамбль давньої музики Костянтина Чечені, хор церкви Благовіщення Пресвятої Богородиці (керівник Валентина Шовкун), "Гурт Люденс Рутене" (керівник Тарас Компаніченко).

      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.unknown
Отписаться

В избранное