Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВЫПУСК №7
УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
Навигатор


Евгений Дудар
ВОСПОМИНАНИЯ О СЕБЕ


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.
В.Маяковский
“ДОЛГ УКРАИНЕ “


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Как Вы уже заметили, наша рассылка преобразилась. Ее новый дизайн разработан и любезно предоставлен о. Евгением Заплетнюком из Украины, за что мы ему низко кланяемся.
Надеюсь, и вам новый вид рассылки придется по душе.
Кстати, о. Евгений ведет на www.subscribe.ru интересную рассылку под названием "Православная рассылка УПЦ КП". Так что всем, кто не равнодушен к религии и кому интересна религиозная жизнь в Украине рекомендую на нее подписаться (форма быстрой подписки находится внизу, а также слева в навигаторе).

Я же сегодня хочу предложить Вам перевод автобиографической повести известного украинского писателя, сатирика Евгения Дудара "ВОСПОМИНАНИЯ О СЕБЕ". В этой книге автор с присущими ему юмором и иронией рассказывает о бурных событиях XX века и о том, как их оценивали в Украине.
Итак начинаем.



Евгений Дудар
ВОСПОМИНАНИЯ О СЕБЕ
(Фрагменты из моей бурной и беспокойной жизни)


ОТ АВТОРА ОБ АВТОРЕ
Евгений Дудар – личность литературно-творческая и немного общественно-политическая.
Величина – 168 сантиметров (босиком).
Общественный вес – 60 кг (голышом).
Родился, как и все. Рос, как и все.
Кушал меньше всех. Спал меньше всех.
Учился больше всех. Работал больше всех. Поэтому и стал сатириком.
Девушек любил (и люблю) больше всех. Поэтому в душе – лирик.
Некоторые другие подробности из биографии автора читатель узнает, прочитав эту книгу.

Понятно, что, как и все, я, очевидно, родился. Хотя родители убеждали, что меня “потеряли цыгане”. Когда уже работал в «Перце», мой молодой коллега Михаил Прудник уточнил: “Они вас не потеряли. Они вас просто выбросили. Потому что вы очень вредный”.
Так или иначе, но случилось это 24 января 1933 года. Правда, мама уверяла, что я появился на свет на второй день после Крещения. Значит – 21 января. А крестили меня 24-го. Поэтому и в метрике так записано.
Таким образом, пока я не видел метрики, отмечал день рождения 21-го. Увидел – отмечаю с 21-го по 24-е. Это очень нравится моим друзьям. Не нужно носить подарков. Одни говорят: “Я думал, что вчера”… Другие: “А разве не завтра?”…
В этот волшебный мир меня сопровождали два знака зодиака: Козерог и Водолей. Видимо, перед тем, как экспедировать меня, они долго спорили. Кому выпадает эта не очень приятная работа? Оба, очевидно, не хотели. Так как период Водолея начинается 21-го. Кому в самом начале или в самом конце периода хочется работать?
Тогда, видимо, Всевышний всыпал хорошо обоим. И эту миссию они выполняли вдвоем. В результате этого в моей судьбе постоянная парность случаев.
Число “21”, которого я появился на свет, – весьма счастливое для человечества. 21 января умер тиран Ленин.
1933 год – очень трагический и мрачный. В Германии пришел к власти тиран Гитлер.
Оба эти чудовища, так или иначе, будут связаны с моей судьбой. Родись я в “стране Советов” – сразу бы и умер от голода. Родись я в Германии, могло быть и хуже. Возможно, “фюрер” захотел бы стать моим крестным отцом. Пятно на всю жизнь.
Вечная слава моим предкам – они выбрали Галицию. И хотя в это время там бушевала пацификация пилсудчиков – польский колониализм в сравнении с немецким или советским был раем.
Впервые его “прелести” я ощутил, когда мне было два года.
Отец обкапывал яблоню. Я ковырялся невдалеке.
Вдруг перед отцом вырос польский жандарм. Который мне очень понравился. Он весь блестел.
Мгновение – и лопата заблестела на спине жандарма. Мгновение – и карабин жандарма заблестел в руках отца. Еще мгновение – и пятки жандарма заблестели у ворот.
Эти три блестящие мгновения запомнились мне. Еще помню, что плакал. Жалко было “блестящего дяденьку”, которого папа выгнал.
Другую картину я запомнил лучше. Мне уже было девять. Лето. Солнце. На нашем дворе отец рубит дрова. Я складываю.
Заскрипела калитка. Гусем ступает высокий долговязый немец. За ним гусенком мельтешит маленький староста Баранец.
Немец стоит рядом с отцом. Кончиком канчука игриво постукивает по полам отцовской шляпы. Которая, понятно, на голове отца. Монотонно чеканит слова. Баранец старательно переводит:
– Пан комендант предупреждает: если через неделю не будет сдан контингент, – заберут корову. А с дома поснимают окна и двери…
Шляпа надвинута отцу на глаза. Он склонил голову под игривым канчуком шваба. Взглядом косил на топор, что отдыхал, врубленный в колоду. Рука слегка дрогнула. Я пискнул:
– Ой!
Отец встрепенулся. Глянул на меня. Покрылся обильным потом…
Немец уже пошагал к воротам. За ним помельтешил Баранец. А отец стоит как вкопанный.
Я шепчу:
– Папочка! Что вы хотели сделать с этим немцем?
Отец прикоснулся указательным пальцем к губам.
Потом сел на колоду. Я прижался к нему. Он обнял меня за плечи. И я почувствовал, как дрожит его рука.
В эту минуту мне и вспомнился тот польский жандарм. Я спросил отца, что произошло тогда.
Тогда жандарм пришел отца арестовать. По закону отец должен был повернуться к нему лицом. А жандарм “взять на бачность” (пол. отдать честь) и прочитать арестуемому указ власти об аресте.
При этом он не имел права нагрубить или чем-то другим человека обидеть. Все эти нюансы отец знал. Прикидывался, что жандарма не заметил. Продолжал копать. И с какой бы тот стороны не заходил, отец постоянно поворачивался к нему задом.
Жандарм не выдержал. И процедил:
– “Пся крэв! Свuня!”
Теперь уже закон был на стороне отца. А лопата на спине жандарма.
Карабин, который отец забрал у жандарма, он отвез в повет. За мужество получил денежное вознаграждение. А за то, что устраивали манифестации на улицах села под сине-желтыми флагами, — две недели ареста…
Немец, понятно, обошелся бы нам всем дороже.
Контакты с другими “освободителями” будут позже. Когда я немного подрасту.
Галичанам на “освободителей” везло. Прометею, которому орел ежедневно клевал печень, было значительно легче, чем галичанину. Прометея клевал один орел. Галичанина — австро-венгерский, румынский, чешский, польский, российский двуглавый, мадьярский, гитлеровский. Потом дорезали серпом и добивали молотом. И еще и принуждали петь: “Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…”
Но галичанин потому и выстоял, что было у него много захватчиков, а не один постоянный. Они часто менялись. Не успевали выработать тактики и стратегии духовного порабощения. А галичанин не успевал к ним “привыкнуть”. Приобретал хитрость, опыт. Как всех этих поганцев обмануть. Остаться целым. И сохранить дух предков…
Село Озерная, в котором я имел честь высадится десантом, — на дорогах Тернополь — Львов. С трех сторон окружено прудами, на которых много родников. Есть такие, что имеют несколько метров в диаметре, их называют безднами. Северную и восточную околицы ополаскивает речка Восушка, которая во времена моего детства была глубокой и широкой.
Эти бездны, эта речка, эти дороги — железная и каменная — формировали в моем маленьком естестве философа. Правда, еще активную роль играло небо. Я очень любил лежать навзничь возле родника, в высокой траве. Смотреть в небо. Белые облака, плывущие в голубой бездне, представлял большими перинами. На которых катаются ангелы. Мне казалось, что какой-нибудь из них сейчас спустится с облака, сядет рядом со мной. И скажет: “Евгений! Ты послушный парень. Садись на крылья. Я тебя понесу…”
Ангела я так и не увидел. Может, и хорошо, что он меня туда не брал. Кто знает, вернул ли бы. А мне так нравилось на земле.
Черт впервые встал перед моими глазами в церкви. На иконе святого архангела Михаила. Там, где Михаил прокалывает его копьем…
Черт страшный. Он такое на меня навеял, что я ночами не спал. Философствовал. Ну зачем это человек рождается на свет? Чтобы нагрешить и пойти в ад? Я почему-то был уверен, что без греха жизни не проживу.
Родители мои религиозными фанатами не были. Отец исповедовался раз в год. Перед Пасхой. И говорил: “Я не так много грешу, чтобы каждый день исповедоваться…” Мать исповедовалась еще и перед Рождеством. Из-за чего отец шутил: “Каждый свои грехи лучше знает”…
Ходили мы в церковь греко-католическую.
В селе еще было два костела и две синагоги.
То есть, село наше фактически — не село. Село — “городок”. А озеряне — словно городская шляхта. Голопузая. Зато гордая. Как шутил отец: “Ковнiр з фоша, а в кишенi воша” (1)…
Отец отца, т.е. мой дед, — Теодор Максимович Дудар — был скорняком. Скорняжничал, шил тулупы. С этого и жил. И неплохо. А еще вместе с бабой они умели творить детей. Разных религиозных конфессий. За свою достаточно длительную — дед прожил больше восьмидесяти, бабушка – свыше девяноста лет — жизнь они выдали на гора трех греко-католиков и четырех римо-католичек. Гражданами были законопослушными. По существовавшим тогда законам Австро-венгерской империи, если отец греко-католик, а мать римо-католичка, детей делили следующим образом: парней записывали в конфессию отца, девушек — в конфессию матери.
Мать отца, т.е. моя бабушка, Шнайдер Ружена Антоновна — полька австрийского происхождения. У нее было много польской гордости, немецкой пунктуальности. И была “зацентой” (пол. ярой) римо-католичкой. Поэтому все мои тетки и бабушка ходили в костел, все дяди и дедушка — в церковь.
Рождество Христово начинали праздновать 25 декабря и заканчивали 20 января. Дед шутил: “Если бы в нашем роду был еще и еврей, мы бы круглый год праздновали…”
Мамин отец, а мой дед, Иван Мороз был родом из села Цеброва. Было у него много земли, большая пасека и сравнительно немного детей. Всего лишь пятеро. Поэтому все мои дяди и тети по материной линии жили на хуторах.
В 1939 году деда, как и всех нас, “освободила советская власть”. А в 1940 году дед сбежал. В другой мир. Сохранив к 82 годам все зубы, юношеские слух и зрение, здравый, светлый ум.
Перед уходом в вечность дед собрал возле себя детей и сказал:
— Дети мои! Что мог — я вам дал. Но пришла сатанинская власть и все это заберет. Не старайтесь сильно работать. Эта власть хозяев не любит. Это власть слуг, злодеев и лгунов…
Бабушку Анну, мамину мать, я не застал. Она умерла, когда моей матери было всего четырнадцать. Умерла в возрасте всего 52 лет. Ее родители — Иван и Варвара Гриценки — спят вечным сном на озернянском кладбище, невдалеке от ее могилы…
Это родовое поле. На котором я подрастал. Семейное было значительно уже. Поэтому остановлюсь на нем шире.
(Продолжение следует)

(1) “Ковнiр з фоша, а в кишенi воша” - укр. поговорка, смысл которой я бы передал фразой "На груди брошь, а в кармане вошь" (Прим. автора рассылки)


Свои замечания и пожелания пишите автору по адресу: VasylSokha@yandex.ru. Заранее благодарю.
Доброго Вам здоровья!
До встречи!
Всегда Ваш Dr. Sokha

Дорогие братья и сестры во Христе!

Обратите внимание! Открылась новая рассылка о церковной жизни на Украине! В нашей рассылке вы всегда сможете прочесть последние новости из жизни церкви, епархий. Аналитические и богословские статьи помогут вам всегда быть в курсе последних новостей и богословских тенденций. Все существующие рубрики всех веб-стараниц УПЦ КП просто в вашем почтовом ящике! Внимание! Рассылка выходит регулярно на двух языках - русском и украинском.

Рассылки Subscribe.Ru
Православная рассылка УПЦ КП


Рекомендуем

Рассылки Subscribe.Ru
Православная рассылка УПЦ КП
Украина неизвестная



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное