Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВЫПУСК №10
УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
Навигатор


Евгений Дудар
ВОСПОМИНАНИЯ О СЕБЕ
(продолжение)


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.
В.Маяковский
“ДОЛГ УКРАИНЕ “


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сегодня Вашему вниманию предлагаю продолжение перевода автобиографической повести известного украинского писателя, сатирика Евгения Дудара "ВОСПОМИНАНИЯ О СЕБЕ". Начало этой повести было размещено в седьмом выпуске и можно найти в архиве рассылки по адресу http://subscribe.ru/archive/country.ua.unknown/



      Время текло. И я рос. Семейная атмосфера этому благоприятствовала.
      Когда я появился на свет, мой отец как раз достиг возраста Христа. Мать — на четыре года моложе. То есть, они были энергичными, молодыми и опытными. Так как за пять лет до меня сотворили мне воспитателя. Брата Богдана. Богдан всем нам очень нравился. Но не понравился корове. И она рогом пробила ему щеку.
      Получив статус потерпевшего, Богдан активизировал просветительскую деятельность — постоянно читал книги. Он сызмалу испытывал упоение к чтению. И это в немалой степени влияло и на меня.
      Отец шил. Был хорошим портным. Поэтому работы у него было всегда много. Зимними вечерами засиживались допоздна. В доме собирались соседи. “Посидеть, поговорить”. Богдан читал вслух. Все слушали. Слава Богу, тогда еще не было ни телевизоров, ни магнитофонов…
      Эти вечера были первыми моими уроками. Просветительскими, литературными, актерскими и даже политическими.
      “Просвiта” (2) заботилась, чтобы галицкий крестьянин, подавленный польским и еврейским чадом, хотя бы немного ухватил национального воздуха. И он хватал. Как жаждущий к целебному источнику, припадал к Шевченковому “Кобзарю”, к Франковому “Моисею”, к повестям Андрея Чайковского о казатчине.
      В моем детстве не было детских яслей, детского садика, памперсов, сникерсов, мультитабсов, “видиков”, “мультиков”. В нем были нормальные родители. Поэтому и я, кажется, рос нормальным ребенком. В пятилетнем возрасте уже хорошо читал газету, знал наизусть “Кавказ”, “Гамалiю”, “Менi однаково” Шевченко, “Народився я на свiт” Руданского и часто пел песню “Гей, браття, козаки!..”
      Руданский заметил, что эту песню нужно петь на мотив песни “Гей, браття, опришки…” Я же этого не знал и пел ее в темпе кавалерийского марша.
      Первой моей сценой был стол. Первой аудиторией — родители, родственники, соседи.
      Мне аплодировали. Меня подбодряли. Но, когда я читал Шевченко, особенно “Менi однаково…”, наступала грустная тишина:
      “… Та не однаково менi,
      Як Україну злiї люде
      Присплять, лукавi, i в огнi
      Її, окраденую, збудять…
      Ох, не однаково менi.”

      После этого начиналась дискуссия. Которая заканчивалась отчаянным криком дяди Гилька “эх, гайдамахи, гайдамахи!..” И ударом его большого, черного от работы кулака об стол.
      Муж старшей маминой сестры Гилько Боярский имел крутой нрав. Во времена Украинской государственности служил в гайдамаках. Был хорошим воином. И теперь постоянно воевал… с теткой. Наверное, не было ни дня, чтобы он не ругался. У него был острый, задранный кончиком вверх, агрессивный нос. И вечно недовольное выражение лица. Но меня любил.
      Особенно, когда выпивал чарку. Брал под мышки, ставил на стол, шевелил перед моим носом большим черным ногтем и пел, словно баран хвостом тряс:
      “З-заж-журились г-гайдамахи
      Та на тую змiну,
      В-вiд’їжджають г-г-гусусуси (3)
      та на Г-гукраїну…”

      Это означало, что я должен начинать “Гей, браття, козаки...”
      Сейчас думаю, сколько в песнях мы “перебили врагов”! Как героически, по-рыцарски “отстаиваем честь и достоинство народа”. Как жертвенно кладем свою жизнь “за Украину, за ее волю, за честь, за славу, за народ!..”
      Так в песнях навоюемся, что, когда возникает надобность в реальной битве, нет уже ни сил, ни энтузиазма. Мы постоянно пробуждаем друг в друге национальное самосознание. А оно постоянно засыпает. Или же сознание у нас такое несознательное? Или же мы очень осторожно его будим? Или же, возможно, выработался условный рефлекс — после пробуждения сразу же засыпать?
      Мой отец тоже пел. Много. Когда шил. Но патриотизм его не ограничивался песнями.
      Девятнадцатилетним юношей добровольцем пошел в Украинскую Галичскую Армию. У него было много энтузиазма. Был станочный австрийский пулемет. Рваные башмаки и… сто зарядов. А с запада надвигалась вооруженная до зубов армия Галлера. Под навалом захватчиков уже оказался Львов. В огне тяжелых боев сгорали юные галичане, окропляя святой кровью святую землю. Отступали на восток. Возле села Червоного стрелец Дудар должен был удержать позицию на территории монастыря. Заряды выстрелял. Башмаки потерял. Но пулемет и энтузиазм сохранил.
      В бою под Зборовом энтузиазм надломился. Но на всю жизнь приобрел ненависть к захватчикам. Часто пел:

      “Чи ви, хлопцi, спали?
      Чи ви в карти грали?
      Що ви Україну
      Ворогам вiддали?

      Ми анi не спали,
      Нi в карти не грали,
      Но ми, молоденькi,
      злу команду мали…”


      “Злу” — это не сердитую. А плохую.
      Отец говорил, что наша постоянная беда в наших “командах”.
      Народ не продается. Продаются, в основном, разного уровня “вожди”. Или продаются. Или же, как крысы, съедают друг друга…
      Когда галичан “асентировали” в польскую армию, отец прятался. Его выдал Мордух. Который собирал по селу портянки. Поляки привели отца на сборочный пункт. Положили на скамью. И взялись за шомпола.
      Отец сделал замечание:
      — Имеете право бить лишь по одной половине зада. По украинской. А польской половины не трогайте. Пожалуюсь властям…
      Били по очереди. То по одной, то по другой. Объясняли, что ищут, где украинская, а где польская.
      После этого отец стал еще большим патриотом. Украинским.
      Этот патриотизм позже передался и мне.
      Наша улица Долгая была полностью украинской. На параллельной улице Зарудке жило немного поляков. Напротив нашего дома стоял дом коменданта полиции пана Сечки.
      Туалет стоял в углу сада. Я подкараулил, когда пани Сечкова заскочила туда. Закрыл снаружи на крючок. И завязал проволокой.
      Сколько пани комендантша там сидела, не знаю. Подглядывать из кукурузы мне надоело. Но видно, что гордость не позволила ей кричать о помощи. И она все-таки немного пострадала.
      Селом прокатилось, что Болько Свидзинский закрыл пани Cечкову в туалете, так как хотел украсть из курятника яйца. Но предусмотрительная пани Сечкова перед тем, как сходить “за ветром” яйца собрала, пожарила и съела.
      Эта тень упала на невинного Болька, так как перед этим он таки провинился. Залез в хлев Горобца. Красть яйца. А там — Горобчиха. Он выскочил. Закрыл дверь на крючок. И Горобчиха сидела в хлеву до вечера. Пока Алексей не пришел с поля.
      Комендант Сечка вечером пришел к Янтоху Свидзинскому, отцу Болька. Янтох, как прежний польский легионер, был Сечковым агентом. Доносил на украинцев. Поймал Янтох Болька. Выпорол его. “Бо то не хлопа жес запер, а паню комендантову” (4)…
      Я же праздновал двойную победу. Ведь не только успешно прошел “теракт” против пани комендантши, но еще и “диверсия”. Враг заподозрил своих. И своих покарал…
      (Продолжение следует)

Прим. автора рассылки:
(2) - “Просвiта” – украинское национальное культурно-просветительское общество, возникшее в 1868 г. в Австро-Венгрии, действовавшее и действующее в Украине и за ее пределами.
(3) - “у-су-суси” – УСС (украинские сечевые стрельцы) – добровольческая военная организация времен Первой мировой войны (полк в составе австрийской армии), организованная Главной Украинской Радой во Львове и ставшая впоследствии фундаментом Украинской Галицкой Армии.
(4) - “Бо то не хлопа жес запер, а паню комендантову” - пол. “Это ты ведь не мужичье какое-нибудь запер, а пани комендантшу”.


Написал я на счет продолжения перевода, но, думаю, стоит посоветоваться с Вами, уважаемые читатели, и узнать Ваше мнение о том, насколько это интересно Вам.
Пишите по адресу: VasylSokha@yandex.ru. Заранее благодарю.
Хорошего Вам настроения!
До встречи!
Всегда Ваш Dr. Sokha

Дорогие братья и сестры во Христе!

Обратите внимание! Открылась новая рассылка о церковной жизни на Украине! В нашей рассылке вы всегда сможете прочесть последние новости из жизни церкви, епархий. Аналитические и богословские статьи помогут вам всегда быть в курсе последних новостей и богословских тенденций. Все существующие рубрики всех веб-стараниц УПЦ КП просто в вашем почтовом ящике! Внимание! Рассылка выходит регулярно на двух языках - русском и украинском.

Рассылки Subscribe.Ru
Православная рассылка УПЦ КП


Рекомендуем

Рассылки Subscribe.Ru
Православная рассылка УПЦ КП
Украина неизвестная



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное