Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА  НЕИЗВЕСТНАЯ
Выпуск № 5

Знаем ли мы украинскую ночь? 
Нет, мы не знаем украинской ночи.
В.Маяковский
“ДОЛГ  УКРАИНЕ “

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Приветствую всех присоединившихся к нашей компании и, конечно же, низко кланяюсь
“старым знакомым”.
Сегодня хочу предложить Вам попутешествовать. Пункт назначения нашего путешествия
– Подляшье. Те, кто интересуется историей, наверное, встречали это название в
книгах. Но представить себе более-менее целостную картину жизни этой части современной
Польши, составить представление о ее жителях, их культуре, языке, вряд ли кому-нибудь
 удалось. Так давайте же посмотрим на Подляшье глазами самих подляшуков. 
Предлагаю Вашему вниманию фрагменты статьи Ивана Игнатюка:

«ЧТО  МЫ  ЗНАЕМ  О  ПОДЛЯШЬЕ?»
(“Наше слово”, № 7-10, 2002 г., free.ngo.pl/nslovo)

1.      Территория и название Подляшья.

Историческое Подляшье, которое раньше называлось Подляхия, т.е. земля под ляхами,
занимало очень большую территорию.
Название Подляшья проф. Михаил Лесив в книге “Украинские говоры в Польше” (стр.
280-281) объясняет так: «Эту исторически правильную форму названия объясняют
этимологические словари как производную от древнего “подъ Ляхьi”, что означало
“рядом с поляками”, дословно – под ляхами. Такая этимология названия Подляшья
не отрицается уже сегодня филологами или историками». Сами подляшуки свою територию,
на которой живут називают Пуодляше или Подлясе.
На севере территория Подляшья доходила до прежней границы Польши с Пруссией.
Южная граница Подляшья – река Володавка, впадающая в Буг невдалеке от г. Володавы.
От озера Витицкого возле села Витично граница бежит прямой линией к городку Остров
Люблинский, раньше называемом Подляшским. На юге Подляшье граничит с восточной
стороны с Холмщиной, а с западной – с Люблинской землей. Эта южная граница была
почти до конца XVIII века границей между Великим Княжеством Литовским и Польской
Короной.
На востоке историческая территория Подляшья достигала городов Волковыска, Каменца
Литовского и Кобрина, находящихся в современной Беларуси. Сейчас восточной границей
Подляшья является государственная граница Польши с Беларусью по Бугу в современном
Люблинском воеводстве и по суши в современном Подляшском воеводстве Польши (ранее
Белостоцком). На западе Подляшье граничит с Мазовшем вдоль берегов Вислы и нижнего
течения Нарвы.
Современное Подляшье является северо-восточным регионом Польши, включающим Подляшское
воеводство, юго-восточную часть Мазовецкого воеводства с городами Седльце, Соколов
Подляшский и Лосицы, а также северо-восточную часть Люблинского воеводства.
По географической структуре Подляшье является низиной, покрытой лесами – Беловежской
и Книшинской пущей, Парчевскими и Володавскими лесами. Земля здесь песчаная,
неурожайная. Самые большие реки – Буг, Нарва, Бебжа и Крна.

2.      Краткий исторический очерк Подляшья

С конца X в. до второй половины XI в. Подляшье входило в состав древнерусского
государства – Киевской Руси, позже в Галичско-Волынское княжество. С  XIV в.
до второй половины XVI в. находилось во владениях Великого Княжества Литовского.
После унии Польши с Литвой в 1569 году Северное Подляшье перешло в Корону, а
Южное в составе Брестского воеводства осталось в пределах Литовского княжества
до 1795 года. После разделов Польши и до Первой мировой войны Подляшье входило
в состав Российской империи. С 1918 г. Подляшье становится частью возрожденного
Польского государства.
Подляшье – регион, где соприкасались культуры балтов и славян, где до сих пор
соприкасаются языки и культура трех братских славянских народов: польского, украинского
и белорусского.

3.      Население Подляшья и его история.

Перед возникновением польского и русского государств на территории Подляшья жили
восточнославянские племена: дулебы, которые позже стали называться бужанами и
волынянами, и дреговичи, на севере – балтийское племя ятвягов, а на западе Подляшья
– западнославянское племя мазовшан (мазуры, поэтому на Подляшье поляков называют
мазурами).
Автохтонное население Южного Подляшья, а также Северного между реками Бугом и
Нарвой украинского происхождения, а население, проживающее между Нарвой и Бебжей,
а также на восток от города Гайнивки – белорусского происхождения.
История населения Подляшья, начиная с Люблинской унии 1569 г., трагическая. С
XVI в. начинается латинизация и полонизация украинского и белорусского населения,
в первую очередь его верхних слоев – помещиков и шляхты.
В XVII в. в результате шведского нашествия на Польшу, наезда Трансильвании, набега
Москвы почти половина (!) населения Подляшья погибла от болезней и голода. Во
второй половине XIX в. на Подляшье царила страшная эпидемия холеры и тифа, от
чего умерло более половины (!) жителей.
Позитивным моментом того времени было упразднение царской Россией в 1861 г. крепостничества
и выделение крестьянам в 1864 г. земли, чего не отважилась сделать помещицкая
Польша.
Трагичной для населения Подляшья была I мировая война, в результате которой было
эвакуировано в глубь России почти все украинское и белорусское население.
В 1945-1946 годах переселено в Советскую Украину 26115 человек с Южного Подляшья.
Позже, в 1947 году, в рамках акции “Висла” польская армия изгнала из Южного Подляшья
оставшееся украинское население и рассеяла его в бывших прусских землях – всего
около 21 тысячи человек. После так называемой “оттепели” в 1957 г. в некоторой
мере исправлены содеянные злодеяния по отношению к украинцам. Разрешены деятельность
Украинского общественно-культурного товарищества и кружков художественной самодеятельности,
обучение детей родному языку.
В 1955-1958 гг. на родные земли вернулось около 12 тысяч человек украинской национальности.
Сейчас по приблизительным данным православной епархии в Люблине в Южном Подляшье
проживает свыше 12 тысяч жителей православного вероисповедания, которых можно
признать украинцами. Больше всего украинцев проживает на юго-востоке Белоподляшского
района, меньше всего – в Парчевском и Володавском районах. Здесь после возвращения
с выселения многие украинцы, боясь новых преследований, перешли с православия
на римо-католическое вероисповедание и этим самым стали поляками. Одним словом,
акция “Висла” достигла своей цели.
О том, что в Южном Подляшье жило когда-то украинское население, свидетельствуют
названия сел, городов, фамилии их жителей. Например, под самими Седльцами лежит
село Сток Ляцкий (польский), а дальше на запад Сток Русский (украинский). Доказательством
того, что далеко на западе Южного Подляшья проживало когда-то украинское население,
является информация из Холмского греко-католического Месяцеслова (календаря)
на 1868 год, который издала Холмская греко-католическая епархия, о том, что в
Соколове Подляшском функционировало униатское благочиние (деканат), насчитывавшее
10 приходов. Самыми западными приходами были Городок и Серочин – на 20 км западнее
Соколова.
Что касается Северного Подляшья, то выселения после Второй мировой войны его
не затронули, т.к. считалось что в этом регионе проживают только белорусы, а
также потому что здесь действовал всего один отряд Украинской Повстанческой Армии,
прибывший из-за Буга и не нашедший активной поддержки у населения. Сейчас на
территории между Бугом и Нарвой проживает приблизительно 100 тысяч украиноязычного
православного населения, которое также охватывает медленная ассимиляция с польской
нацией.
(Скорость ассимиляции автором явно недооценена – по опубликованным недавно результатам
переписи населения в Польше в 2002 г. всего украинцами в Польше признала себя
31 тысяча человек. Данные по регионам пока не опубликованы. Прим. автора рассылки)

4.      Религия населения.

Украинское и белорусское население Подляшья исповедует православную веру.  Согласно
с принятой здесь традицией вероисповедание определяет национальную принадлежность:
православные – украинцы и белорусы, а римо-католики – поляки, даже если они и
не умеют говорить по-польски.
Христианизация населения Подляшья началась после крещения Киевской Руси в 988
году, но первые христиане восточного обряда появились здесь гораздо раньше. В
начале XII-XIII вв. возникли первые православные церкви в таких местностях, как
Дорогичин, Угруск, Мельник, Бельск, Бранск, Сураж, Верещин, Воин и Городищи.

В начале XIII в. образована в Угруске православная епархия, которая охватывал
Южное Подляшье. Дорогичинская и Бельская земли в Северном Подляшьи с XIII в.
до 1920 г. подчинялись епископу Владимирско-Брестскому. Этот исторический факт
 показывает, что население этих земель было и этнически, и в языковом, и в культурном
плане родственно с Волынью.
После Брестской религиозной унии 1596 г. православное население Подляшья постепенно
переходит в новообразованную греко-католическую Церковь и подчиняется Папе Римскому.
В 1875 году в Южном Подляшьи царская Россия упразднила религиозную унию, восстановила
православие и жестоко преследовала “упорствующих” униатов. Под влиянием буржуазно-демократической
революции в 1905 году в России наступает некоторая религиозная “оттепель”, вследствие
чего свыше 200 тысяч бывших униатов, насильно переведенных в православие, переходят
на римо-католичество, что означало переход их в польскую нацию.
Таких потерь не понесла Православная Церковь в Северном Подляшьи, так как здесь
Униатская Церковь не была сильно латинизированной, и еще в 1839 году она была
воссоединена с Русской Православной Церковью.
Начиная с 1918 г. проходила в Южном Подляшьи так называемая “ревиндикация” православных
церквей, а в 1938 г. прошла акция разрушения церквей, в результате которой население
Южного Подляшья и Холмщины потеряло 340 своих церквей из 389 существовавших в
1914 году. 
Сейчас в Южном Подляшьи действует 18 православных приходов (Люблинское воеводство),
которые входят в действующую с 1989 г. Люблинско-Холмскую епархию. В селе Костомолоты
возле Белой Подляшской существует католический приход восточного обряда – “неоуниатский
приход”, последний свидетель проведенной в 1923 году в Польше так называемой
“правительственной унии” – перевода на польский язык восточного обряда, т.е.
полонизации верных византийского обряда. В Северном Подляшьи (Подляшское воеводство)
действуют две православные епархии: Белостоцко-Гданьская и Варшавско-Бельская,
которые насчитывают 92 прихода.
Все православные приходы Подляшья принадлежат к Польской Автокефальной Православной
Церкви Константинопольского Патриархата.

5.      Язык населения.

Языком населения Подляшья, живущего на территории от гг. Володавы и Острова Люблинского
на юге до реки Нарвы на севере является украинский диалект, называемый украинскими
языковедами надбужанско-полесским, а польскими – подляшским. Этот диалект входит
в состав северного (полесского) наречия украинского языка.
Северная граница подляшского украинского диалекта подтверждена научными исследованиями
и языковедческими картами Польской академии наук. Украинский подляшский диалект
севернее Нарвы и на восток от г. Гайнивка перемешивается с белорусским диалектом.
Украинский диалект Подляшья включает много говоров, которые объединяют в четыре
основных группы: луговицкую, поливицкую, хмацкую и группу архаичных говоров.
Группа луговицких говоров тянется полосой от г. Володавы на север по Бугу до
села Луги за Тересполем над Бугом, и является самой близкой к литературному языку.
Группа поливицких говоров лежит западнее и севернее от луговицких. Характеризуется
средней мягкостью и присутствием дифтонгов (уо), (ие), например, “куонь”, “гориелка”.
Хмацкие говоры выступают на юге Подляшья западнее поливицких и близки к ним.
Характерными для них являются выражения типа “ходылихмо” (рус. “мы ходили”),
почему соседи и называют их хмаками.
Архаичные украинские говоры выдвинуты дальше всего на запад, север и северо-восток,
где они соответственно соприкасаются и перемешиваются с польским мазурским говором
и белорусскими говорами. Занимали они когда-то обширную территорию, но уже более
100 лет как большинство из них исчезло, а на их основе возник своеобразный польский
подляшский диалект. Архаичные говоры живут еще на севере у реки Нарвы. Характеризуются
они дифтонгами (уо), (ие), (ыэ) и мягкостью – инфинитивы заканчиваются на –ти
(“робити” или “робыти” – рус. “делать”), а глаголы множественного числа прошедшего
времени на –ли (“робили” или “робыли” – рус. “делали”).
Стоит отметить, что сами подляшуки называют свой язык “простым”, “нашим”, “русским”
или даже некоторые “хахлацким”.

6.      Вопросы этнографии и фольклора Подляшья.

С точки зрения этнографических особенностей Украина четко делится на две зоны:
северную и южную. Подляшье является самой западной частью северной зоны.
Характерны для этого региона присущие северной зоне следующие этнографические
явления: соха; борона с деревянными зубьями, посаженными на поперечных участках
из веток деревьев; оглобли с дугой для впрягания коней в телегу; цепы, непосредственно
вязанные; дома, построенные из дерева на сруб и угол, с двух- или трехсрубными
крышами, покрытыми соломой; ткацкие верстаки (“кросна”) простой конструкции;
лопаточная прялка (“ковриток” или “ковруоток”); цилиндрическая ступа; белый головной
убор у женщин (платок — “хустка” или кусок полотна — “завийка”); узкие штаны
(“нагавицы”) и льняная рубашка на выпуск у мужчин; длинная свита (“сукман”);
простая геометрическая орнаментика с преобладанием красного и черного или красного
и синего цветов; писанки, украшенные геометрическими узорами, менее цветные в
сравнении с южной зоной, например, с гуцульскими писанками.
Следует добавить, что многие из этнографических явлений северной зоны Украины,
в том числе встречаемые в Подляшье, приближаются к типично белорусским или даже
имеют немало общих черт этих двух братских народов.
Из общественной народной культуры украинского населения Подляшья отдельного внимания
заслуживают семейные и календарные народные обряды и обычаи. Из семейных обрядов
самый богатый и наиболее оригинальный — свадебный обряд, в котором сохранились
древнейшие семейные обычаи и песни. Из календарных обычаев и обрядов выделяются
рождественско-новогодние, пасхальные и весенние, в которых осталось много элементов
из славянской поры.
Духовная культура Подляшья богатая и самобытная. Отдельного внимания заслуживает
огромное множество народных песен, из которых самыми оригинальными и неповторимыми
являются свадебные песни, веснянки, рекрутские песни и песни Петрова и Филиппова
постов. К сожалению, кроме десятка свадебных песен, поэтическое народное творчество
Подляшья не стало до сих пор достоянием общеукраинской культуры и не вошло в
народную сокровищницу культуры Украины.
Наиболее развитым и распространенным народным творчеством Подляшья является ткачество
с характерными для него переборами — способом украшения одежды и других ткацких
изделий домашнего употребления. Характерным и широко развитым в Подляшье является
также плетение, проявления которого — изделия из соломы, лозы, бересты. Определенного
внимания заслуживает также гончарство, в частности, самобытные седые кувшины
(“гладышки”) и ступы (“вертяхи”).

7.      Вопросы культуры и образования, национального самосознания украинского населения
Подляшья.

Украинское население Подляшья внесло очень незначительную лепту в общую культуру
украинского народа, не принимая во внимание народной культуры, которая все-таки
является неотъемлемой частью общеукраинской культуры. Случилось это по простой
причине: на Подляшьи не было украинских школ и поэтому население не умело читать
и писать на родном языке.
Маленький вклад в украинскую культуру внесли такие представители Южного Подляшья,
как Александр Гаврилюк, поэт и писатель из села Заболотье возле Белой Подляской.
Писал они стихи на родном украинском архаичном говоре, написал несколько пьес
литературным языком. Самым большим его достижением следует считать работу на
русском языке “Малорусская свадьба в Корницком приходе Константиновского уезда
Седлецкой губернии (по собранным лично материалам с нотами)”. Кроме того, Николай
Янчук внес большой вклад в культуру и науку братского белорусского народа.
Национальное сознание у населения Подляшья начало проявляться одновременно с
политическим сознанием после революции в России. Никогда не было ни в интересах
царской России, ни в интересах помещицкой и междувоенной Польши, чтобы у населения
Подляшья возрастало украинское национальное самосознание, наоборот, эти государства
проводили здесь политику ассимиляции и денационализации.
Определенный рост национального самосознания в Южном Подляшье произошел благодаря
просветительскому обществу “Ридна хата”, действовавшем в некоторых селах до его
закрытия польскими властями в 1930 году. В 50-х и 60-х годах XX в. зафиксированы
здесь попытки национального и культурного возрождения. Действовали украинские
самодеятельные художественные кружки, Украинское общественно-культурное общество
проводило свою деятельность, но по объективным и субъективным причинам деятельность
эта прекратилась. Сейчас в Южном Подляшье не действует ни один украинский самодеятельный
кружок и не существует украинских национальных организаций (!).
В Северном Подляшьи ситуация в этой области значительно лучше. Стараниями группы
местных украинцев под руководством Ивана Киризюка и Евгения Рыжика возникло в
Бельске Подляшском 23 декабря 1990 г. Подляшское отделение Объединения украинцев
Польши, которое 22 марта 1992 г. преобразовано в Союз украинцев Подляшья (СУП).
В 2000 году председателем правления СУП избрана Мария Рыжик.
СУП ведет активную деятельность, организует ежегодные культурные представления,
главным из которых является фестиваль “Подляшская осень”. В Северном Подляшьи
действует много художественных самодеятельных кружков. Самый популярный – детский
коллектив “Ранок”, который организовала  Елизавета Томчук. Уже несколько лет
в Бельске Подляшском и Черемхе дети изучают украинский язык. Более 10 лет в Белостоке
(центре воеводства) транслируются украинские радиопередачи и более 5 лет выходят
передачи на телевидении на украинском языке. Начиная с лета 1991 года выходит
двухмесячный журнал “Над Бугом и Нарвой”. 
На протяжении 10 лет выросла здесь большая группа украинской интеллигенции, которая
повышает национальное самосознание местного населения. С 1983 г. действует здесь
группа поэтов, пишущих на украинском языке и на местном говоре. Среди них следует
выделить Ивана Киризюка, заместителя председателя правления СУП, заместителя
бургомистра Бельска Подляшского, Юрия Гаврилюка, историка, редактора журнала
“Над Бугом и Нарвой”, Софию Сачко, Юрия Трачука, Евгению Жабинскую. В польскую
культуру внесли вклад также народные скульпторы Адам Веремчук, Михаил Прокопюк,
Владимир Наумюк, народные живописцы Василий Альбичук, Адам Павлик, народная ткачиха
Янина Троцюк, поэты и писатели Каетан Савчук, Альбин Бобрук, Степан Сидорук.
Об украинской культуре Южного Подляшья свидетельствуют сохранившиеся униатские
церкви в Ортеле Королевском, Коденце, Витулине, Ганне, Городище, Голи, Пашенках,
униатский собор в Белой Подляшской, православные церкви в Кодене и Тересполе,
комплекс Яблочинского православного монастыря с двумя деревянными церквями.
Следует отметить, что многие украиноязычные жители Подляшья не отождествляют
себя с украинской нацией, они часто характеризуют свою национальность как “местный”,
“православный”, “русский” или “хахол”. Многие из них в официальных бумагах приводят
национальность польскую, не различая национальную принадлежность с гражданством.
Кроме того, многие из украиноязычного населения Северного Подляшья приводят официально
свою национальную принадлежность как белорусскую, что объясняется политикой польского
государства междувоенного и послевоенного времени.
Современное состояние национального самосознания украинского населения Подляшья
имеет объективные причины в своей трагической истории, в политических и административных
событиях 40-х и 50-х годов XX в. Основные факторы, повлиявшие на состояние самосознания,
следующие: удаленность от основной части Украины, влияние языка и культуры польской
и русской нации, ассимиляция и денационализация, проводимая государствами Польши
и России, применение польскими властями к украинскому населению Южного Подляшья
принципа коллективной ответственности в 40-х годах XX в., проявления до 1990
г. национального, культурного, языкового и религиозного неравноправия украинского
национального меньшинства в Польше, а также отдельные проявления дискриминации
украинцев.


Надеюсь, это путешествие вас не утомило.
Кстати, сегодня, у нас маленький юбилей – 5-й выпуск рассылки. Поэтому, хочу
попросить Вас высказать свои замечания, пожелания по ее содержанию. Пишите автору
по адресу: VasylSokha@yandex.ru. Заранее благодарю.

Выше нос!
До встречи!
Всегда Ваш Dr. Sokha


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное