Виртуальная школа рисования

  Все выпуски  

Издавна художники ищут материал,


Если Ваша мечта научиться рисовать - приглашаю Вас на уроки рисунка и живописи. Занятия проходят в мини-группах, в йога-центре на Пролетарской (в Москве) aquarellg@mail.ru
Виртуальная школа рисования Урок 41 от 2011-02-01

Приглашаем Вас на концерт удивительной, незабываемой певицы и актрисы Ульяны Ангелевской. В программе 2 отделения: французский шансон, Вертинский, авторские песни, 2-е отделение - духовный стих. В антракте - чаепитие. Дружеская свободная атмосфера, прекрасная акустика зала, общение с певицей.

Концерт состоится в четверг 3 февраля, начало в 19.30 Справки по тел.: 8 (909) 6640990

 

Основа для масляной живописи в 2 частях

Часть 1.

 

Картины Т. Спасоломской на металлеЖивопись на стеклеИздавна художники ищут материал, на котором живопись сохранялась бы веками, не теряя своих первоначальных качеств. Выбор основы всегда зависел от традиций, требований эпохи, от возможностей и вкуса художника. Но какой бы маериал не выбирался, настоящий мастер всегда уделял громадное внимание качеству основы, ее подготовке. Неудивительно, что многие картины художников прошлого прекрасно сохранились в течении 300-500 лет.

Основа, или основание, - это как бы фундамент картины, он должен быть не только прочным, но и красивым. Чем тщательнее подготовлена основа для живописи, тем больше удовольствия получит художник от работы, тем долговечнее будет его произведение.

Но, к сожалению, в природе нет материала, обладающего всеми необходимыми свойствами идеальной основы для живописи: прочностью, постоянным объемом, легкостью, стойкостью к изменению температуры и влажности, к воздействию коррозии и биологических вредителей. В качестве основы использовались самые разнообразные материалы. Некоторые из них не выдержали проверки временем и послужили причиной гибели или преждевременного старения прекрасной живописи.

Все виды материалов имеют достоинства, но в то же время обладают целым рядом недостатков. Поэтому одни из них можно использовать только для черновых эскизов и этюдов, другие хороши для работ небольшого размера, но непригодны для больших картин.

Зубова Любовь. Картины на ржавом железеТак металлы не могут быть рекомендованы для станковой живописи, несмотря на большую прочность. Дело в том, что они резко изменяют объем при колебаниях температуры и тогда нарушается связь основы с грунтом и красочным слоем. Многие металлы, легко окисляясь, вредно влияют на краски. Самыми распространеными среди металлических раньше были медные основы. На меди написаны некоторые работы Караваджо, Ватто, Фрагонара, Буше, Боровиковского.

Плита из камня, предназначенная для живописи, требует сложной обработки, очень тяжела и хрупка. Потому так редки картины на этой основе, хотя сохранность их вполне удовлетворительна.

Иногда встречаются картины, как правило, декоративного характера, на стекле. Если они писались "на просвет", то художники использовали прозрачные и полупрозрачные краски. В палаццо Питти (во Флоренции) и в Версале сохранились произведения написанные масляными красками на поверхности зеркал.

Мало пригодна для живописи фанера. Со временем она коробится, покрывается мелкими трещинами, которые разрывают красочный слой. Некоторые картины отечественных художников в 20-е года были выполнены на этом материале за неимением иных. Известная картина Б. Яковлева "Транспорт налаживается", написанная на листе фанеры размером 100х140 см в 1923 году, уже через 12 лет потребовала вмешательства реставраторов. Для того, чтобы остановить процесс разрушения и спасти картину, пришлось удалить все слои фанеры, кроме последнего - с красочным слоем - и наклеить его на паркетированную доску.

Живопись на камнях

Для малоформатных этюдов удобен картон, но для больших ответственных работ его применять не стоит. Даже в музейных условиях картины на таких основах сильно деформируются. Но в то же время слой масляной краски на картоне не растрескивается - это большое преимущество в сравнении с другими основами.

Таким же качеством обладает красочный слой картин, выполненных на бумаге. Это дешевый, доступный материал, особенно удобный в путешествии. Хорошо сохранились написанные на бумаге этюды А. Иванова, П. Федотова, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана. Однако бумага, какой бы плотной она не была, материал непрочный, легко мнется и рвется, а пропитанная маслом, она со временем "пережигается" и становится хрупкой. Поэтому реставраторам впоследствии приходится наклеивать на дополнительную, более прочную основу или дублировать. (использованы материалы статьи )

 

В следующей части о деревянной основе и холсте.

Вдохновения и радости в творчестве! Елена

Целиком статья на сайте www.artinnet.net



Рассылка culture.arch.artschool :: Архив Рассылки :: Выпуск 41 от 2011-02-01

В избранное