Виртуальная школа рисования

  Все выпуски  

Самые замечательные, хотя и самые убийственные


Если Ваша мечта научиться рисовать - приглашаю Вас на уроки рисунка и живописи. Занятия проходят в мини-группах, в йога-центре на Пролетарской (в Москве) aquarellg@mail.ru
Виртуальная школа рисования Урок 43 от 2011-02-17

Внимание: Мастер-класс Владимира Чайки состоится 20 февраля,

запись и информация по телефону 8 909 6640990, сайт www.artinnet.net

 

История Красок. По материалам книги Виктории Финли «Земля»

Если Вы хотите добиться красоты цвета,
то сначала необходимо создать идеально белый грунт.
Леонардо да Винчи

Уистлер Симфония в беломВ то утро молодой американский художник Джеймс Уистлер был несколько бледен. Как сказал один из его приятелей без малейшего сочувствия, «он же рисовал эту девицу в белом целые дни напролет». В западной культуре женщина в белоснежном одеянии часто воплощает чистоту, и сам белый стал символом непорочности. Хотя, например, в Китае и Японии белый ассоциируется с болезнью и даже похоронами. Кстати, для некоторых белил это вполне справедливо. Возможно, у Уистлера голова кружилась именно из-за белой краски, которую он использовал, когда он рисовал белое платье модели на белом фоне, хотя ярко-рыжие волосы девушки и призывно распахнутые губы тоже играли не последнюю роль.

Самые замечательные, хотя и самые убийственные в прямом смысле слова белила делают из свинца. В течение многих веков свинцовым белилам отводилась важная роль в палитре художников. Их использовали в грунте, в создании бликов и полутонов, а также подчеркивали глазные яблоки, чтоб глаза выглядели как живые. Белила повсюду: в блеске серебра и в гранатовых зернах, оскале собаки и перьях убитой дичи. Неважно, изображает художник красоту или уродство – сияние нужно везде.

Белая поверхность отражает лучи всего спектра, но за видимой чистотой скрывается коварство, по крайней мере так со свинцовыми белилами, которые стали причиной отравления многих художников, рабочих на фабриках, женщин, использовавших белила в погоне за красотой и даже детей, который привлекал сладковатый привкус.

Коварнее всего свинцовые белила проявили себя в косметических средствах. В 1870 году в Нью Йорке был опубликованы рекламные комиксы, на первой странице которых молодой человек спрашивает «кто та, приятная особа, за которой вьются все кавалеры», позже оказывается что юной особе около 45 и она пользуется кремом «Цвет юности». Каковы же могли быть последствия «Цвета юности» для дам? Начала легкая апатия, это можно списать на тугой корсет, потом бессонница, отчего щеки бы стали впалыми и бледными, а кавалеры Викторианской эпохи сочли бы ее обворожительной, тогда была в моде «мертвенная бледность». Потом слабость заставила бы ее большую часть времени проводить в постели. На этой стадии пришлось бы выбирать одежду с длинным рукавам, чтобы скрыть синие прожилки на запястьях – свинец накапливается в тканях. Ее уже давно мучают запоры, теперь к ним прибавляется рвота, постепенно разрушаются почки… мучения умирающего от чахотки ничто по сравнению с агонией женщины, втиравшей в щеки свинцовые белила…

А ведь о ядовитых свойствах прекрасной белой краски писали еще древние римляне. Так, Плиний в «Естественной истории» описывает способ приготовления свинцовых белил. Тогда рабочие клали листы металла на емкость с уксусом, в результате химической реакции получался карбонат белого свинца, и сейчас свинцовые белила производят по той же технологии, которую описал Плиний. Самое радикальное изменение в рецептуре предложили голландцы времен Рембранта. В производстве задействовали новый элемент, причем настолько тошнотворный, что все подмастерья приходили в ужас, когда белая краска заканчивалась.

Продолжение в следующем выпуске

www.artinnet.net



Рассылка culture.arch.artschool :: Архив Рассылки :: Выпуск 43 от 2011-02-17

В избранное