Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальная школа рисования

  Все выпуски  

Главной причиной широкого распространения холста


Если Ваша мечта научиться рисовать - приглашаю Вас на уроки рисунка и живописи. Занятия проходят в мини-группах, в йога-центре на Пролетарской (в Москве) aquarellg@mail.ru
Виртуальная школа рисования Урок 42 от 2011-02-08

Мастер-класс Елены ГущинойФотоотчет с мастер класса 6 февраля

"Материалы и техники масляной живописи"

Еще в средние века самой распространенной основой для масляной живописи были деревянные доски - цельные или склеенные из нескольких частей. Большая часть картин на дереве хорошо сохранилась до наших дней, несмотря на то, что у этого материала масса недостатков: он коробится, растрескивается, поражается микроорганизмами. Но художники с дальних времен изучали особенности древесины, искали способы устранения ее недостатков. Доски по нескольку часов вываривались в воде, а затем высушивались при температуре не выше пятидесяти градусов. Обработанная таким образом древесина меньше загнивала и растрескивалась.

В литературе по технике живописи приводятся некоторые рецепты подготовки деревянной основы, в том числе и различные пропитки. Но многие из них содержат вещества, вредно влияющие на краски, поэтому пользоваться такими советами надо с большой осторожностью. Любая предварительная обработка дерева довольно сложна. Следует помнить, что древесина должна быть сухой, выдержанной, без сучков, гнили и смолистых включений.

Существенный недостаток деревянной основы в том, что она чутко реагирует на изменение влажности воздуха. При этом меняется объем и происходит "движение" доски. Лицевая сторона картины и незащищенная оборотная (обычно прилегающая при экспонировании к стене) по-разному реагируют на перемену внешних условий. Это вызывает неравномерную деформацию основы. Возможно, Вы замечали, что картины, выполненные на деревянных досках, выгибаются в сторону красочного слоя. Если же основа склеена из нескольких досок, выгибается каждая из них, и тогда расходятся швы.

С древних времен пытались препятствовать этому. Вначале на торцы картины и с оборотной стороны набивали бруски из прочного дерева, но это лишало доски подвижности, и приводило к тому, что дерево трескалось. Появившиеся позднее разнообразные шпонки ничем не улучшали ситуацию, нужна была такая конструкция, которая препятствовала бы короблению доски, не затрудняя ее движения. Такой конструкцией стал паркетаж, различные виды которого используются уже с 15 века.

Замечено, что меньше подвержены короблению картины на дереве с двусторонней живописью, они равномернее реагируют на изменения температуры и влажности воздуха. Поэтому специалисты предлагают при подготовке доски наносить на оборотную сторону слои вещества, по толщине и плотности соответствующие слоям грунта, красочного слоя и лака. В этом случае не нужно применять дополнительные конструкции.

Главной причиной широкого распространения холста стала его легкость в сравнении с другими основами. Произведения больших размеров, написанные на холсте, можно снимать с подрамника и навернутыми на вал перевозить на любые расстояния. Так, к примеру, было перевезено огромное полотно А. Иванова "Явление Христа народу".

В живописи применяются льняные, хлопчатобумажные и джутовые ткани. Холсты также различаются по размеру зерна (переплетения нитей) и делятся на мелкозернистые, средне- и крупнозернистые. Какой холст выбрать художник решает в зависимости от художественной задачи, которая перед ним стоит.

Но холст тоже не идеальный вариант: его легко порвать, порезать, постоянно наянуые нити вытягиваются, отчего картина со временем обвисает. Он чутко реагирует на изменения температуры и влажности воздуха, что вызывает старение ткани и ослабление связи между основой, грунтом и красочным слоем. Чтобы картина жила как можно дольше, а качество поверхности полотна не затрудняло работу, художнику необходимо знать, как правильно подготовить основу для живописи, каким должен быть подрамник, как натянуть и загрунтовать холст.

Об этом в следующих выпусках на www.artinnet.net

 



Рассылка culture.arch.artschool :: Архив Рассылки :: Выпуск 42 от 2011-02-08

В избранное