Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Алтайский цикл картин Николая Рериха. Часть 4.


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

«Ковка меча (Нибелунги)» (1941 г.).

Н.К.Рериха издавна интересовали пути миграции кочевых племён. Проходя по Алтаю и Монголии во время экспедиции, он слышал множество легенд, в которых отразились следы великого переселения народов. «В пределах Алтая, — пишет Н.К.Рерих, — можно... слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Ко­гда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад»17. Под впечатлением этих легенд Николай Константинович пишет картину «Ковка меча (Нибелунги)».

Картина создана в год нападения фашистов на Советский Союз, и здесь ковка меча может быть понята как символ «ковки» будущей победы над фашистской Германией. Возможно, что на картине изображены те самые «''курумчинские кузнецы'' — странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья»18. Это были искусные мастера изделий из золота, бронзы, серебра. На полотне мы видим, как ночью, в каменной пещере, при свете огня два кузнеца куют меч — меч победы. Лицо одного из них сурово и мужественно. Они куют меч, чтобы встать на защиту родной земли. «Настрой картины суровый, мужественный и героиче­ский. Год создания картины (1941) придаёт ей не только историческое, но и патриотическое звучание»19, — пишет Л.Цесюлевич.

«Страж пустыни». Так же как и «Ковка меча», эта картина написана в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны. «...Год создания картины... и психологический настрой её говорят о мыслях художника тех лет: даже каменные изваяния предков встают на защиту родных просторов»20, — пишет Л.Цесюлевич.

Выгоревший степной пейзаж, вдали горы, в центре — кезер, окружённый камнями, и каменное изваяние, стоящее как страж пустыни. Такие надмогильные памятники Н.К.Рерих видел на Алтае и в Монголии. «Вы особенно ясно чувствуете, — отмечал он, — что такие творения вызваны какою-то глубокою потребностью. Труд, на них положенный, был священным трудом. Кому-то, для нас неизвестному, требовалось потратить свои силы и время, чтобы, в самых неудобных иногда условиях, оставить анонимный памятник в назидание каким-то неведомым путникам»21. «Сколько рассуждений вызывали так называемые ''каменные бабы''. Ещё не так давно им пытались приписывать чуть ли не портретно-монументальное напоминание о погребённых. Основа к тому заключалась в исторических деталях костюма. Конечно, за­ставляла подумать о происхождении своём чаша, часто находившаяся в левой руке изваяния. Иногда чаша процветалась огнём. Такое изображение имелось на мо­ей картине ''Стражи пустыни''»22, — писал Н.К.Рерих.

«Пантелеймон-целитель». К этой теме Н.К.Рерих обращается дважды. Первый вариант картины (1916 г.) — большое полотно, написанное маслом. Второй вариант (1931 г.) Н.К.Рерих написал темперой и намного меньше размерами.

Целитель Пантелеймон жил в Никодимии во времена императора Максимилиана. Во время гонения на христи­ан он погиб мучениче­ской смертью, и церковь причислила его к лику святых. На иконах Пантелеймон — молодой человек, но Н.К.Рерих изображает его седобородым старцем, подчёркивая мудрость Святого.

Спустя десять лет, будучи на Алтае и наблюдая за Вахрамеем Семёновичем Атамановым, Николай Константинович записывает в путевом дневнике тёплые и проникновенные строки: «...Знает он (Вахрамей) травки и цветики. Это уж неоспоримо. И не только он знает как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей Целитель, не тёмное ведовство, но опытное знание. Здравствуй, Вахрамей Семёныч! Для тебя на Гималаях Жар-цвет вырос»23.

«Ламы возвращаются (Ламы-жнецы)». На картине мы видим степь, высокотравье, два ламы едут верхом на лошадях, один из них с сошкой на плече. На Алтае такие сошки использовались как упор для стрельбы из ружья. Пейзаж — типично алтайский, где трава встречается выше человеческого роста; одежда лам похожа на алтайскую. По этим признакам можно предположить, что картина посвящена Алтаю. Николай Константинович в записях отмечает, что на Алтае «трава и цветы высотою со всадника. Даже не разглядишь коня. Нигде мы не видали таких травяных покровов»24.

Завершаем рассказ об Алтайском цикле Н.К.Рериха его последней картиной «Указ Учителя» («Завет Учителя» или «Приказ Учителя»). Её первый вариант написан в 1927 году. Прошёл год с тех пор как Рерих сказал своим собеседникам в Верхнем Уймоне: «Золотые здешние места, через пять лет буду тут». После завершения экспедиции он живёт мечтой о возвращении на Родину. Но его отъезд так и не состоялся по не зависящим от него причинам.

На переднем плане картины мы видим человека, сидящего на краю горного ущелья. Белый лобнор —горный орёл — несёт ему весть от его учителя, приказ о возвращении домой. Белый орёл является символом вестника, несущего приказ о добром спешном деле на пользу людям. Вдали виднеется силуэт Белухи, которая зовёт в дорогу. Очертания её вершин полностью соответствуют виду, открывающемуся с каньона Ак-Кем.

Второй вариант «Приказ Учителя» написан в 1947 году (см. на обложке). В день ухода Н.К.Рериха из жизни картина осталась стоять на мольберте. Сын художника Свято­слав Николаевич Рерих так отозвался об этом полотне: «Последняя, неоконченная картина Н.К. — ''Приказ Учителя'', в которой самоуглублённая фигура, прекрасная фигура Учителя, даёт приказ отлетающему белому орлу. Этот мотив, эта композиция являются переработкой небольшой картины, написанной Н.К. в тридцатых годах. Но в последней вся трактовка была гораздо сильнее и шире»25. «Послед­ние работы Н.К. — это заключительный аккорд всей Его замечательной жизни»26.

Когда Н.К.Рерих писал эту картину, двадцать один год прошёл со времени его пребывания на Алтае, а память всё воскрешала зовущие вершины, и сердце его устремлялось домой, послужить Отечеству. К такому же служению Н.К.Рерих призывает и нас. Как Завет звучат эти слова: «Я любил и люблю свою Родину, любите и вы. Я работал во имя её великого будущего, понимая, что настоящее — это ступень к нему. Так думайте и вы. Великое время идёт, и Великий Народ пролагает огненный путь в будущее»27.

Закончим стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной «Белый лобнор»28, написанным по картине Н.К.Рериха «Указ Учителя».

Указа с Гор не упусти —
Он не вернётся, гость крылатый,
Но встанет на твоём пути
Невозвратимою утратой. 

Он белой птицей прилетит
И пропоёт тебе то слово,
Которое одно идти
Тебе поможет к жизни новой. 

Он порученье принесёт,
Которое всего важнее;
С ним устремишься ты вперёд,
Отважным сердцем пламенея; 

Указ неся перед собой,
Как держат факел ночью тёмной,
Как знамя, выступая в бой,
Несут рукою непреклонной.

Не дрогнув и не сбавив шаг,
Пойдёшь исполнить то, что надо.
Отступит пред тобою враг
И рухнет каждая преграда — 

Лишь потому, что ты хранишь,
Как талисман, указ священный,
Который с горней Вышины
Тебе послал Благословенный!
 

Примечания

17 Н.К.Рерих. Сердце Азии. С. 29-30.

18 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. С. 286.

19 Перед Восходом. № 5-1995. С. 7.

20 Там же.

21 Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1992. С. 132.

22 Там же. С. 131.

23 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. С. 283.

24 Цит. по: Е.Полякова. Николай Рерих. М., 1985. С. 250.

25 Цит. по: Непрерывное восхождение. Сборник. Т. 1. М., 2001. С. 142.

26 Там же. С. 159.

27 Грани Агни Йоги. III. 378.

28 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Стихи разных лет. Новосибирск: СибРО, 1997. С. 116.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное