Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Живопись Николая Рериха. ПЕСНЬ УТРА . Выпуск 111


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Н.К. Рерих. ПЕСНЬ УТРА. 1920

 

ПЕСНЬ УТРА

Посмотри — наступает восход!
На Востоке полоска зари.
Посмотри!
Слышишь ли — возвещает 
Приход звон серебряный тихо вдали.

Слышишь ли? Пробудись!
Первый луч не проспи. 
Все лампады для встречи зажглись.
Пробудись!

Поднимись! Новый день наступил.
К Солнцу ввысь как стрела устремись.
Поднимись!
Вознесись!
Н.Д. Спирина

В 1920 году, будучи в Лондоне Рерих создаёт сюиту «Сны мудрости». В этой сюите обращают на себя внимание монументальные панно «Песнь потока» и «Песнь утра», «в которых с предельной ясностью проявляется осмысление изобразительного языка настенной живописи Аджанты и традиционной миниатюры Индии. Прообразом второй части диптиха, картины "Песнь утра", послужила... могольская миниатюра. В Ворчестерском музее искусств (штат Массачусетс, США) хранится миниатюра XVII века "Девушка с оленем". Она выполнена в традиции раджпутской школы (княжество Гулер)… Сходство этой миниатюры с картиной "Песнь утра" заметно во всём — в общей композиции, фигурах девушки и оленя (точнее, винторогой антилопы гарна, эндемика Индостана), даже в форме облаков. Надо отметить, что, вообще, этот сюжет — девушка с оленем — один из классических сюжетов индийской миниатюры и "каноническое" живописное воплощение рагини Тоди. Классическая музыка Индии, её раги и рагини, имеют своё давно устоявшееся художественное лицо. 

Идея ассоциировать музыку с живописью, видимо, уникальна для индийского искусства, а перевод определённого музыкального тона в живописное изображение принято считать одним из высших достижений мастеров индийской миниатюры. Рагини Тоди — девушка, страдающая от безнадёжной любви (или покинутая возлюбленным). Олень, выражающий ей своё восхищение и предлагающий дружбу, — символическое выражение поддержки героини («наики») в её печали. Он самый добрый среди животных, он олицетворяет детскую невинность. Девушка традиционно изображается с утончёнными чертами лица, высоким лбом и миндалевидными глазами, свидетельствующими… о способности к бесконечному ожиданию. 
Вполне вероятно, что эта связь между музыкой и живописью привлекла внимание Рериха. Ведь не случайно он называл серии своих картин «сюитами».

П.И. Крылов. "Индийский путь". 

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное