Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc)>
"АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин

13.04.2004
N 102:


<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - 3. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев.

<<Благодушие 
В своей «Автомонографии», написанной 65 лет назад, советский художник Федор Богородский воспроизвел блистательный рассказ о своей поездке в колхоз, выдержанный в стиле путевых записок Эжена Фромантена. Речь там идет о том, как в колхоз привезли первый трактор. После красочного изображения работы диковинной машины, изобилующего визуальными предикатами, Богородский описал, как из близлежащей деревни на поле доставили пожилого матроса-партизана. «У него не было ног, а на груди алел орден Красного знамени. Старого матроса стащили с телеги и положили на землю. Тогда матрос снял свою фуражку с пожелтелыми ленточками, взял в широкие ладони парной чернозем, прижал его к своей груди и сказал:
 - Вот она, братишки, наша красота! Не жаль ног!».
Если бы Богородский увидел, в какой «компании» в 2004 году окажется его полотно «Слава павшим героям!», то, наверное, пришел бы в исступление на грани умопомешательства. Тем не менее, факт остается фактом: в двух шагах от Кремля и Мавзолея Ленина в Государственном Историческом Музее проходит грандиозная антиисторическая выставка – «Москва-Берлин. 1950–2000». 
Представленная компилятивная панорама впечатляет: на экспозиции присутствуют работы И.Кабакова и В.Н. Яковлева, Г.Коржева и Л.Сокова, В.Попкова и Б.Орлова.
Произведения Марины Абрамович, Ребекки Хорн, Йозефа Бойса, Гюнтера Юккера, Ханса Хааке, Ансельма Кифера, Йорга Иммендорфа, Марка Танзи и др. существенно дополняют картину. Разумеется, всю неделю в газетах и журналах арт-критики щедро воскуривают фимиам, поют дифирамбы и славословят. Спору нет, проект действительно мощный. Однако нашелся человек, прямо указавший на изъяны небезупречной экспозиции, наплевав кураторам в суп. Разделы выставки с гипнотическими названиями типа «Старые раны», «Повседневность», «Космос», «Возвышенное», «Социальная пластика», «Соты», «Мифы», «Атака клоунов», «Тревога» и «Террор добродетели» не смогли ввести в трансовое состояние арт-правдоруба Андрея Ковалева.  В своей статье с лакановским названием «Москва-Берлин. Стадия зеркала»,  Ковалев поставил ряд любопытных и нелицеприятных вопросов, ответов на которые, скорее всего он так и не дождется. Тем не менее, было отрадно узнать что в общем незлобивом хоре еще способны раздаваться подобные ноты. Общеизвестно, что задачи художественной критики в последнее время сводятся к предоставлению информации о событии, в то время как разделы под названиями «истолкование произведения» и «создание полемики среди любителей и профессионалов» закопаны довольно глубоко.
В своем интервью Петру Поспелову из «Ведомостей» (5 апреля 2004) сокуратор «Москвы-Берлина» Екатерина Деготь заявила, что организаторам хотелось бы демистифицировать границу между официальным и неофициальным искусством. Демистифицировать, но каким образом? Забыть о берлинской стене, доносах и унижениях, вынужденной эмиграции и коллекции Нортона Доджа? Показать композиционное сходство работ В.Попкова, В.Куприянова и Б.Михайлова?
Напомню, когда несколько лет назад в Третьяковской галерее все русское искусство второй половины ХХ века свалили в одну кучу, критики были охвачены праведным гневом, сейчас же они говорят о причудливой и изящной кураторской концепции. Только теперь это называется «диалог культур». Надо сказать, довольно принудительный диалог. Чего стоит, например, противопоставление работ заклятых врагов Ф.Инфантэ и Л.Нусберга, помещенных друг напротив друга… Таких примеров на выставке масса, ведь «современный взгляд», заявленный в подзаголовке выставки, предполагает осмысление «истории Западной и Восточной Европы как органичного целого». Но ведь никакого целого никогда и не было. То есть, конечно, был общий Берлин, немецкий социализм, прокат фильмов студии «Дефа» с Зорким Соколом Гойко Митичем, картонные джинсы и т.п. Однако, все это вместе с искусством из ГДР оказалось нарочито вытесненным фантомом. «Братский поцелуй» Брежнева с Хоннекером кисти Д.Врубеля, увы, не дает исчерпывающего представления о почти пятидесятилетнем опыте партнерства. И хотя хронология обрывается на 2000 году, пресловутый диалог культур возвращает нас к допостмодернистскому восприятию истории. Впрочем, не будем всуе поминать Фрэнсиса Фукуяму с его «концом истории», поскольку это понятие в первую очередь отсылает к развитым либерально-демократическим обществам. Мы же и в 2004 году по-прежнему находимся в условиях дефицита и культурной депривации. Так же как и в Берлине, в Москве можно приобрести автомобиль Мерседес, но нельзя увидеть ни персональной выставки Герхарда Рихтера, ни собрания Саатчи, ни купить Flash Art или Artforum. Что мы видели за последние пять лет? Выставки Зигмара Польке, Энди Уорхола, Хельмута Ньютона и Нобуёси Араки. Это все!!!  
Хорошо, можно было бы поговорить о пропедевтике и опыте редукции современного искусства. Или как написала Ольга Кабанова в своей статье «Самая грандиозная выставка сезона»: «Лишь бы созданные художниками образы прочитывались.  Лишь бы художники вошли диалог со зрителем»... Согласен, но каким же волшебным образом они это сделают? Если уже почти 100 лет мы исступленно обсуждаем махинаторскую деятельность «аферистов» Малевича и Дюшана, то о какой Ребекке Хорн или Георге Базелице, вообще может идти речь? Зритель перманентно находится в состоянии шизофренической раздвоенности. Поэтому на объекты Бойса и ставятся сумки, поэтому нет отличий между Осмоловским, забравшимся на памятник Маяковского, и туристами, влезшими на колени шемякинского Петра I в Петропавловской крепости. Нет разницы между даром Эрмитажу «Черного квадрата» Потаниным и выкупленными Вексельбергом яйцами Фаберже
Заканчивая разговор об ультрасубъективности, хочу процитировать всем известные строки Д.А.Пригова
Сказать-то мы конечно скажем
Чего уж право не сказать
Но что мы этим самым скажем
А скажем то, что не понять… 

<<Интим не предлагать!

В выходной предпасхальный субботний день (кхе-кхе-кхе, гм-гхммм…) в галерее «Рефлекс» (Фрунзенская набережная, 12) открылся фестиваль интимной фотографии. По порядку: галерея «Рефлекс» - это крошечное подвальное плохо освещенное помещение кинотеатра «Фитиль». А теперь представьте что будет, если 35 художников и фотографов выставят в полутемном пространстве на двадцати квадратных метрах хотя бы по два своих произведения. Правильно, будет шпалерная развеска. Получается не интим, а арт-ходынка. 
Работы членов группы АВС оказались в прямом смысле на уровне плинтуса. Прекрасный цикл Семена Файбисовича зажат со всех сторон как пассажир троллейбуса в час пик. Разобрать где работы Игоря Мухина,  где фотографии Галины Москалевой, а где Сергея Борисова совершенно невозможно. В тесных загончиках – фотоциклы Вячеслава Мизина,  обыгрывающего гомоэротику, а также размытые оммажи Томасу Руффу от Александра Шабурова. Можно долго рассуждать о приватности и камерности, о разобщенности и сокровенности, НО надо же подумать и о драматургии экспонирования.


<<Трихромазия и псевдогендерный дальтонизм

«Улицы зеленых фонарей» - именно так называется выставка Оксаны Дубровской,  открывшаяся в XL галерее.  Буквально все выставочное пространство задрапировано мягкими красно-зелеными тканями ядовитейших оттенков, очень сильно бьющих по глазам. На гигантских панно – аппликативно-примитивные глаза и губы, также присутствуют небольшого размера зеркала в красно-зеленых рамах и два манекена с женскими очертаниями, раскрашенные в аналогичные цвета. Если я не ошибаюсь, последний раз планомерные усилия по выдавливанию зрителей из галереи XL были предприняты 5 лет назад. Тогда фаллический красный объект от Ирины Наховой при каждом приближении раздувался и заполнял собой пространство. Сейчас, невыносимое цветосочетание дополнено закольцованными завываниями вокалиста Led Zeppelin Роберта Планта, транслируемыми отнюдь не через хайэндовские колонки. 
В сопроводительном тексте Елена Селина делает акцент на гендерной проблематике, сексистски утверждая, что дальтонизм присущ только мужчинам, вот типа получите… постбунюэлевский приветик. Однако это не так (соотношение дальтоников таково: на 8% мужчин приходится 0,4% женщин). Можно было бы конечно в связи с представленным проектом коснуться синестезии или проблем офтальмологии, в частности протанопии и дейтеранопии, то есть врожденной частичной слепоты с отсутствием восприятия красного и соответственно зеленого цветов. Или вспомнить о проекте Р.Кастела 1730-х годов «Цветовой орган», когда при нажатии определенной клавиши в специальном фонаре возникал тот или иной цвет. Но надо ли?
Некогда Гете писал: «Временами цвета нас облагораживают, делая великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и вульгарности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение желаний». Лично я опустился до грубости, поскольку через день после посещения XL у меня начался конъюнктивит. Агрессия по отношению к зрителю, ласково названная в пресс-релизе «фирменным стилем» Оксаны Дубровской, наводит на размышления, поскольку в рамках предпринятой художницей интрузии программно манифестируется аутичный отказ от какой-либо коммуникации. Не знаю, что здесь гендерного? Впрочем, этот проект можно воспринимать и метафорически. Я имею в виду отношение соотечественников к рашн contemporary art – искусство настолько травматично для неподготовленного (а порой и подготовленного) посетителя, что остается только бежать… на следующую выставку.


<<О грусном

10 апреля в 3 часа умер директор культурного центра “Дом”,  музыкальный критик и журналист Николай Александрович Дмитриев. Ему было 49 лет. Прощальная панихида состоится 14 апреля с 11 до 15.00 в Культурном центре "Дом". А неделю назад похоронили Федора Владимировича Заничева - искусствоведа и преподавателя МГУ. Заничев занимался искусством Испании, барокко, французским классицизмом, творчеством Караваджо и Гойи. Благодаря его усилиям многие студенты-искусствоведы начинали ощущать в себе возрастающий профессиональный потенциал. Будучи человеком добрейшей души, Федор Владимирович никогда никого не ругал, справедливо полагая, что только похвалы (часто выданные авансом) способны стимулировать интерес и энтузиазм.


До новых встреч в эфире. Дмитрий Барабанов>


Добавлю только один материал, о Николае Александровиче Дмитриеве. Митя писал АРТикуляцию три дня назад, и поэтому у него получилось слишком коротко. В выходные вообще еще мало кто знал о случившемся. 

<
<10 апреля умер гуру музыкального авангарда Николай Александрович Дмитриев, основатель и арт-директор культурного центра ДОМ, соучредитель (с Мартыновым и Гринденко) центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna.  14 апреля в 10:00 - отпевание в Церкови Николая Угодника в Кузьницах, Вишняковский пер. д. 15 (м.Новокузнецкая). В 11:00 - прощальная панихида в культурном центре "ДОМ" >
"...привезенный в больницу, на вопрос врачей: "На что жалуетесь?" - уверенно ответил: "На Путина и профсоюзы". Так и сошел в могилу. Счастливый был человек - занимался тем, что ему нравилось. Повезло нам с ним - столько хорошего для нас сделал. Про память говорить как-то неловко - это кто же его забудет? Вот только плохо без него... - РЖ, "Дом без Хозяина">
"Он был вдохновителем, организатором и неизменным ведущим всех "кросс-музыкальных" акций современного искусства последних пяти лет на разных площадках Москвы - от "супрематической масленицы" с черными квадратными блинами у себя в "Доме" до циклопических "Страстей по Матфею" в англиканской церкви, бенефиса Дживана Гаспаряна в Большом театре и совместного концерта "Аукцыона" и "Академии стариной музыки" в зале Чайковского. Он притаскивал к себе в "Дом" Терри Райли и Филиппа Гласса, заставлял "клубную" публику слушать академический минимализм и академическую публику - клубных музыкантов. Причем у него получалось как-то так, что и те и другие находили это совершенно естественным и само собой разумеющимся" - РЖ, "Прерванная церемония">

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДМИТРИЕВ (1955 - 2004)

10 апреля 2004 года ушел из жизни Николай Дмитриев - музы-кальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радио-передач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастро-лей, продюсер компакт-дисков, деятель новомузыкального движения, арт-директор Культурного центра ДОМ. 

С начала восьмидесятых годов он активно участвовал в худо-жественной жизни Москвы. Занимался организацией концертов и небольших фестивалей нового джаза в клубах и Домах куль-туры. Читал лекции о традиционной и современной музыке в самых разных аудиториях.

В 1984 году опубликовал свою первую газетную музыкальную статью. С тех пор было написано и опубликовано более 150 статей в различных газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Среди них публикации в Японии, Австрии, Швейца-рии, Дании и Германии (Jazzthetik Magazine). С 1986 по 1989 гг. был соредактором самиздатского новоджазового журнала *Де-ло*. С 1988 по 1992 гг. - одним из редакторов журнала Совет-ской Джазовой Федерации *Джаз*.

С середины восьмидесятых организовывал концерты и фестивали во многих российских городах, таких как Волгоград, Екатеринбург, Смоленск, Красноярск, Вологда и некоторых других. С начала девяностых ? был куратором музыкальных проектов Центра Современного Искусства в Москве. 

В конце восьмидесятых - начале девяностых годов объездил всю страну с лекциями о старой и новой музыке, чуть позже стал читать лекции о российской музыке в таких культурных центрах, как Токио, Осака, Саппоро, Стокгольм, Гамбург, Кельн, Амстердам и Оксфорд. Читал курсы лекций о теории и истории музыки в нескольких московских ВУЗах. В 1994-95 го-дах читал курс лекций о новой музыке в Объединенных Худо-жественных Мастерских. С 1998 по 2000 гг. читал курс *Истории музыкальных коммуникаций* в Российском институте социальных коммуникаций. Трижды (в 1988, 1992 и 1997 гг.) выступал с докладами о новом джазе и импровизационной музы-ке на теоретических конференциях и симпозиумах.  

С начала девяностых годов сотрудничал с радио и телевиде-нием. Был автором многих радиопередач и нескольких телефильмов о новом джазе. Сделал несколько
радиопередач о российской музыке для шведского и австрийского радио и ра-дио ВВС (Лондон). В 1991 году был одним из постоянных ведущих регулярной телепередачи российского ТВ *Джаз Тайм*. В 1993 - 1994 гг. сотрудничал с *Программой А*. 

С 1992 года начал активно заниматься организацией гастрольных туров российских и зарубежных музыкантов. Постоянно работал с лучшими новоджазовыми музыкантами России и неоднократно сотрудничал с такими музыкантами, как Петер Ковальд, Вернер Люди, Фил Минтон, Дрор Файлер, Владимир Миллер, Джим Менезис, Нэд Ротенберг, Саинхо, Кен Хайдер, Хайнц-Эрих Гедеке, Кешаван Маслак, Отомо Йошихиде, Казутоки Умедзу и многими другими.

В 1993 году способствовал восстановлению *Оркестра Московских Композиторов* с участием звезд российского нового джаза и зарубежных гостей-музыкантов, организовал в 1994 и 1995 гг. гастроли оркестра в Германии, Италии и Швейцарии, а в 1996 - 1998 гг. выступления на престижных фестивалях в Лондоне, Берлине, Вене и Тампере и был сопродюсером компакт-дисков *Короли и Капуста*, *Итальянское Любовное Приключение* и *Пусть Поремский Мечтает* (Leo Records) и продюсером компакт-дисков *Жизнь в Городском Саду* (U-Sound) и *Дар* (Long Arms Records) оркестра.

В 1996 году открыл вместе со своим другом Сергеем Курехиным фирму грамзаписи *Длинные Руки*, на которой к настоящему времени вышло двадцать семь релизов.

В 1993 - 1998 гг., помимо фестивалей в Москве, Киеве, Петербурге, Вологде, Архангельске, Красноярске, Кызыле, Челябинске и Екатеринбурге, участвовал в организации
нескольких фестивалей российской импровизационной музыки в Токио, Цюрихе, Лондоне, Вене, Гамбурге и Берлине.

В 1999 году совместно с Рустамом Сулеймановым организовал в Москве Культурный Центр ДОМ, который на протяжении последних пяти лет являлся одним из наиболее важных центров ежедневной новомузыкальной и фольклорной активности. Под крышей ДОМа и на других площадках, в том числе в Большом театре, Московской консерватории, Концертном зале им. П.И.Чайковского, саду Эрмитаж, провел большое количество концертов и фестивалей преимущественно *мировой музыки*.

В 2001 году вместе с партнерами открыл фирму грамзаписи *Дом Рекордс*, призванную издавать этнические и world music записи, а также фестивальные семплеры. К настоящему времени на этой фирме издано 10 релизов.

В 1999 ? 2002 гг. продюсировал несколько крупных новомузыкальных и мультимедиальных проектов, среди которых ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ (МТЮЗ, май 1999 г.), нашумевшие юбилейные баховские СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ 2000 (собор Св. Андрея, июнь 2000 г.), ВЕРТЕП (Концертный зал им. П.И. Чайковского, январь 2002 г.) и другие.

СВЕТЛАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ

Отпевание состоится 14 апреля в 10:00 в Церкви Николая Угодника в Кузьницах по адресу: Вишняковский пер. д. 15 /м.Новокузнецкая/

Прощальная панихида состоится в Культурном центре ДОМ с 11:00  до 15.00 по адресу: м.Новокузнецкая, Большой Овчинниковский1 переулок, д.24 строение 4

Юрий Пластинин 

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин
Дмитрий Барабанов
Андрей Ковалев
Мария Григорьева
Андрей Великанов

Сергей Тетерин    



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное