Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich и другие специальные проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин

15.06.2005
N 150: 

<<АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - №49  (здесь)  14 июня 2005 года.
51-я Венецианская биеннале. Политическая эпиляция Регины Хосе Галиндо. Дохлый Пиноккио на тележке. У Мизина загорелись штаны, Шабуров не пострадал. Вандалы против Джоконды. Эскейп и Провмыза напугали венецианцев. Раздача львов.

<<9 - 11 июня состоялся вернисаж. 10 июня - официальное открытие и вручение призов. 12 июня биеннале открылась для публики.
Золотого льва получили: за проект в международном павильоне - Thomas Shutte; молодой художник (до 35 лет) - Regina Jose Galindo (Gvatemala); за национальный павильон - Франция (Annette Messager представила историю Pinocchio, однако, назвав ее "Casino"); за вклад в искусство - Barbara Kruger.

<<Cайт Российского павильона 51-й Венецианской биеннале. Два фоторепортажа с биеннале Дмитрия Барабанова выложены 15 июня утром.
http://www.labiennale.ru и http://labiennale.artinfo.ru. Разработка Artinfo, дизайн Андрея Великанова.

<<14.06.2005 "Заглянули в рай. В Венеции открылась 51-я биеннале" - Ксения Басилашвили, "Эхо Москвы", специально для газеты "Газета">
Смотр новейших актуальных тенденций современного искусства проводится уже в 110-й раз. В этом году он обнажил проблемы объединенной Европы. Страх перед туманным будущим парализовал творческую волю. Пройти мимо общих мест удалось немногим. Приятно, что среди них оказались российские художники.
<<14.06.2005 "ПОГОВОРИЛИ ПО-ЖЕНСКИ. В Венеции вручены "Золотые львы" - Н. Молок, "Известия">
Феминизм в таких количествах не то что пугает, но уж точно раздражает. Биеннале спасает только то, что многие из этих проектов - очень высокого художественного качества. А выставка Кики Смит, посвященная домашней жизни девочки, - настоящий шедевр.
Павильон России приза не получил. Хотя его кураторы тоже женщины (Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова). Вероятно, потому, что они не поддались конъюнктуре. Или потому, что у нас арт-феминизма просто нет.

<<14.06.2005 "Не верь словам моим. 51-я Венецианская биеннале: женский текст" - С. Хачатуров, "Время новостей".
У нас есть два повода радоваться. Первый: несколько работ московской биеннале украсили венецианскую. Среди них -- хорошо инсталлированное видео «Синих носов» с коробками, в которых маленькие, смешно двигающиеся, смешно попискивающие человечки воспринимаются абсолютным мапет-шоу и своей кукольностью точно соответствуют найденному Розой Мартинес образу главной выставки.
Второй повод: двум кураторам -- дамам (!) нашего павильона Любови Сапрыкиной и Ольге Лопуховой удалось победить статичные три зала щусевского здания (в которых, кажется, невозможно было выставлять ничего, кроме живописи и скульптуры) и, подмигнув Розе Мартинес, талантливо вскружить голову и проветрить мозги посетителям. Нижегородцы Галина Мызникова, Сергей Проворов, архитектор Константин Ларин встроили в залы загадочный лабиринт из деревянных панелей. Идешь по нему и представляешь себе садово-парковое искусство эпохи маньеризма. Тоже испытание пространством. И дует из всех щелей. Сначала легкий бриз. А потом -- в конце, в темном квадратном зале -- настоящий ураган. Страшно не понарошку, и гравюры вспоминаются с аллегориями четырех стихий.
Преамбулой стало интерактивное видео группы Escape о том, что взаимопонимание между художником и зрителем -- чистая иллюзия. Чем больше зрителей входят в зал, тем крупнее на экране фигуры приближающихся художников. Но вот зрителей совсем много. Хлопок -- и все эскейповцы падают в кадре на снег. Тоже мапет-шоу.

<<11.06.2005 "Именем Розы" - Милена Орлова, КоммерсантЪ>
<<10.06.2005 NY Times об открытии и призерах биеннале. Едва ли не первое, что бросается в глаза в итальянском павильоне - слова Деньги и Власть. Не смотря на предлагаемое выяснение отношений между искусством и коммерцией, сквозной темой нынешней биеннале представляется ностальгия>

<<Российский павильон 51-й Венецианской биеннале.
«Idiot Wind», 2005 Галины Мызниковой и Сергея Проворова - инсталляция со звуком и воздухом; «Too Long to Escape», 2005 - программа Escape - интерактивная видео инсталляция. 
Комиссар: Евгений Зяблов
Кураторы: Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова.
Организаторы:
Министерство культуры и массовых коммуникаций
Федерапьное агентство по культуре и кинематографии
Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО"
Государственный центр современного искусства, Нижегородский филиал
Информационная поддержка Artinfo>

<<Информация обо всех наиболее интересных событиях мировой арт сцены в наших новостях


<<АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - № 4914 июня 2005 года.
51-я Венецианская биеннале. Политическая эпиляция Регины Хосе Галиндо. Дохлый Пиноккио на тележке. У Мизина загорелись штаны, Шабуров не пострадал. Вандалы против Джоконды. Эскейп и Провмыза напугали венецианцев. Раздача львов.
<<Et iп Venezia Ego
Бон джорно, друзья! Как известно, 12 июня 2005 года в 51-й раз открылась международная Венецианская биеннале современного искусства. Побывав на этом в высшей степени занимательном мероприятии, незамедлительно спешу поделиться впечатлениями со всеми читателями Artinfo Ru и иже с ними. Феноменальная концентрация синхронизированных вернисажей и обилие прочих арт-событий предполагает репортажный стиль изложения. Посему, дабы не томить вас тягостным ожиданием, уподобляясь Эжену Фромантену, начну своё повествование. Итак, аванти …
<<Биеннале
Только побывав в Венеции, понимаешь, что по сути дела, биеннале – это самый настоящий цирк-шапито, служащий, наряду с знаменитыми регатой, карнавалом и кинофестивалем, дополнительным стимулом для привлечения туристов. Разумеется, это утверждение ни в коей мере не снижает пафоса и значимости смотра достижений интернационального СИ, просто на фоне великолепия собора Сан-Марко, палаццо Дукале, шедевров Академии с полотнами Тициана, Карпаччо и Веронезе размером с футбольные поля биеннале выглядит именно подобным образом. Так или иначе, но в этом году венбиеннале отмечает юбилей, ей исполняется 110 лет – немалый срок для того, чтобы нащупать правильный формат и научиться адекватной репрезентации современного искусства. Демонстрация оного традиционно производится на специализированных площадках, а именно:
1) в национальных павильонах (львиная часть которых расположена в садах Джардини); 
2) в Арсенале - бывшая мегасудоверфь, напоминающая бесконечно тянущиеся один за другим Манежи (10 мин. пешком от Джардини);
3) в многочисленных палаццо, церквях и музеях, разбросанных по всему, к слову сказать, чрезвычайно плотно застроенному городу. 
Каждые два года и жюри, и руководство биеннале меняется, закономерным образом программа фестиваля также претерпевает соответствующие метаморфозы. Мне повезло, аттракционы, подготовленные кураторами биеннале Розой Мартинес и Марией де Коррал, густо наполняют пространство на подведомственных им площадках. Ассортимент экспонируемого искусства разнообразен, однако в этом сезоне явно доминируют видеопроекты, часть из которых уже была показана Мартинес зимой в Москве. Адептам живописи просьба не беспокоиться – её на биеннале раз-два и обчёлся.
Сады Джардини без всякой натяжки можно сравнить с территорией ВДНХ в миниатюре, разве что павильоны поменьше и размещены поближе друг к другу. Чуть меньше половины национальных представительств находится именно здесь. Русский павильон, возведенный будущим мавзолеестроителем Алексеем Викторовичем Щусевым в 1914 году, стоит совсем рядом с входом в Джардини, соседствуя с павильоном Венесуэлы. 
Название грандиозной интернациональной выставки в Арсенале - Always a Little Further позаимствовано из книги о Корто Мальтезе, вымышленном персонаже, которого придумал венецианский писатель Хьюго Пратт. По словам куратора Розы Мартинес: «Корто воплощает в своем лице миф о романтическом страннике: независимом, открытом риску и капризам фортуны, вечно пересекающем всевозможные границы в поисках своего предназначения. Выбор фантастического персонажа в качестве источника кураторского вдохновения означает восприятие искусства как иллюзорной конструкции, помогающей лучше понять реальность посредством фантазии… Объединяя разнообразных художников, Венецианская биеннале дает шанс интерпретировать актуальную топографию произошедших изменений. А выставка Always a Little Further в Арсенале представляется частью путешествия сквозь светлые и темные области сотрясаемого событиями современного мира». 
<<Наши
Болеть за российскую сборную в Венецию прибыл целый самолёт соотечественников, включая арт-критиков и корреспондентов всевозможных СМИ, художников и кураторов, коллекционеров и галеристов, издателей и министерских чиновников. Десантировавшись и едва осмотревшись, я быстро понял, что в отличие от других стран, наш art представлен, если и не панорамно, то далеко не самым худшим образом. Уже на привокзальной площади прибывающих встречает внушительная инсталляция Russian-born painter’а Георгия Пузенкова «Мона Лиза Goes Space» (этот проект, проходящий сейчас в рамках параллельной программы, был показан в 2004 г. в Третьяковке). Помимо циклопической ротонды, практически все главные туристические магистрали маркированы огромными щитами с изображением Джоконды, создаётся впечатление, что их тираж зашкаливает за сотню. 
Стоит ли удивляться, что подобная напористость не осталась безнаказанной – ускользнувшие от правосудия пакостные вандалы в массовом порядке надругались над сиим фетишем, пририсовывая усы и кромсая поверхности острыми предметами. Любопытно, что на одной из таких искорёженных работ обнаружилась криво вырезанная анонимным фанатом фамилия художницы Лары Фавареттo, названной двумя днями позже лучшей молодой итальянской художницей и получившей специальную награду. Как бы то ни было, демонстрируя аккуратно подобранные газетные развороты с экстренными материалами о чудовищном злодеянии, Пузенков рвал и метал от накатившего негодования. 
Что же касается московской группы Escape (Валерий Айзенберг, Богдан Мамонов, Лиза Морозова, Антон Литвин) и дуэта Провмыза (Сергей Проворов и Галина Мызникова) из Нижнего Новгорода официально представляющих Россию на биеннале, то их работы на общем фоне не выглядят диссонансной экзотикой с другой планеты, чему нимало способствовала работа архитектора Константина Ларина, талантливо оформившего пространство. 
Затемненные залы, драматичное сочетание красного и черного цветов, а также соответствующий саундтрек, соединяющий детские хоры и технические шумы, неизменно порождают у публики тревожное ожидание и напряжение. 
В работе над проектами было задействовано множество людей – шесть художников, два куратора, инженеры по аэродинамике, специалисты по системам вентиляции, компьютерные кудесники, архитектор, etc. По словам куратора русского павильона и директора нижегородского филиала ГЦСИ Любови Сапрыкиной: «Мы не ставили перед собой задачу быть во что бы то ни стало лучше всех, но и неловкости оттого, что наш павильон не получил «Золотого льва» нет».
Интерактивная инсталляция от эскейпов «Too Long to Escape» напрямую связана с количеством входящих зрителей и их передвижениями. На экране четверо художников, одетых в красные комбинезоны, поэтапно приближаются к краю экрана, в момент сценарного «апофеоза» происходит взрыв, и артисты, словно куклы, оттягиваемые неведомой силой, картинно падают назад в снег. 
Богдан Мамонов прокомментировал происходящее следующим образом: "Это довольно концептуальная вещь, и она получилась абсолютно идентичной тому, что было изначально задумано. Мне кажется, что здесь должен быть дзенский подход: не все всё понимают, и не все достигают того катарсиса, который тут существует. Видимо, это зависит от личности. Меня немного удивило то, что публика здесь очень боязливая, она опасается входить в русский павильон, может быть архитектура подавляет, слышны звуки передёргиваемых затворов, взрывы. Чем с большей опаской они заходят, тем меньше понимают. Однако, именно смелость позволяет им ощутить смысл нашей работы. Речь идёт об опасности, которая подстерегает художника при встрече со зрителем, но забавно, что последние воспринимает перещёлкивание затвора на свой счёт».
На другом этаже посетители вступают в тёмный коридор, проходя через который они подвергаются неожиданному воздействию ветра из отдельных квадратных отверстий, расположенных справа и слева. Попадая в конце концов в небольшую комнату, визитёры оказываются в эпицентре сильно дующего и дезориентирующего воздушного потока, воздействие коего делает дальнейшее пребывание в пространстве, мягко говоря, некомфортным. 
По замечанию художницы Галины Мызниковой: 
«К нам с Сергеем здесь часто подходят и осведомляются, что же мы хотели этим выразить? Вот недавно немцы спрашивали: «Эта работа про Беслан?», другие пытались узнать, какие здесь присутствуют политические и социальные мотивы, и насколько тесно проект связан с современной историей России... Странно, но после знакомства с нашей инсталляцией Idiot Wind многие люди выходят и улыбаются, а я не понимаю почему, ведь мы не сторонники аттракционов, и нам кажется, что искусство должно быть серьёзным».
В Арсенале среди бесконечных экранов с видео демонстрируется фильм Олега Кулика «Гоби тест», а также задорная арт-клоунада «Маленькие человечки» в 12-ти стоящих по кругу картонных коробках от «Синих носов», показанная раннее на 1-й московской биеннале. Люди реагируют на происходящее с недоумением, однако мне всё же посчастливилось видеть некую мадам, выдавившую из себя гримасу, которую при некоторой натяжке можно было назвать подобием улыбки. 
Гораздо веселей получилось с открытием нашего павильона. После торжественных речей зам. начальника Управления современного искусства ФАКК Александра Заволокина, ген. директора ГМВЦ РОСИЗО и комиссара русского павильона Евгения Зяблова, почетного консула РФ в Венеции Альберто Сандретти, кураторов Ольги Лопуховой и Любови Сапрыкиной, в невыразимых трениках от кутюр явились Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, дабы осуществить очередной салют. 
Сказано-сделано - петарды взвились в воздух, визжащие дамы, зажимая уши, кинулись врассыпную, а энтузиазм в считанные секунды достиг настолько предельной концентрации, что на Мизине в прямом смысле слова загорелись штаны. Подоспевшее трио обеспокоенных карабинеров долго не могло уразуметь смысла происходящего.
Аналогичные чувства испытал и ваш покорный слуга, ознакомившись с биеннальным проектом Вадима Фишкина под глубокомысленным названием Another Day. Художник Фишкин, представляющий Словению, явил настолько энигматическое нечто, что описать «это», располагая скромным вокабулярным диапазоном, я, пожалуй, не решусь вовсе.
Зато party, устроенная в Музее Пегги Гуггенхайм, отличалась предельной внятностью. Состоятельная публика, объединённая коллективной и всепоглощающей страстью к современному искусству, была созвана на торжественный вечер Стэлой Кей (владелицей столичной галереи Stella Art Gallery) по случаю передачи работы Вадима Захарова «Баухаус Тора» в фонд Гуггенхайма. 
После некоторого замешательства на входе и благодушного вмешательства представителя Фонда Соломона Гуггенхайма в Восточной Европе Ника Ильина, легкомысленно одетая пресса была милостиво допущена к фиксации Знаменательного События. 
Преисполненные чувства собственного достоинства и значительности момента, представители истеблишмента со всей серьёзностью приступили к исполнению своих нелёгких обязанностей, радея о простых смертных, раскланиваясь друг с другом согласно принятой иерархии, снисходительно раздавая интервью и размеренно дегустируя чёрную икру & игристые вина... 
<<Почему львы?
Появление льва напрямую связано с увлекательной историей о перенесении мощей Св. Марка (которого и символизирует Лев) из Александрии в Венецию. Тогда, для осуществления своего плана, хитроумные венецианцы спрятали мощи Евангелиста в свинине, и, таким образом, благополучно миновали мусульманскую таможню. Теперь львы встречаются в Венеции практически на каждом шагу. Золотой лев  - главный приз Венецианской биеннале. Вот и в этом году, накануне официального открытия состоялось вручение наград. Лауреатами приза «Золотой лев» стали:
1.  Американская художница Барбара Крюгер (за заслуги). Для биеннале она специально декорировала фасад итальянского [читай интернационального] павильона своими произведениями .
2.  Немецкий художник Томас Шютте из Дюссельдорфа, чьи работы демонстрируются в итальянском павильоне на выставке Experience Of Art, подготовленной Марией де Коррал. Согласно релизу, «Шютте принадлежит целый калейдоскоп скульптурных и графических работ, посвященных изображению фигуры человека. Обратившись к методам классического искусства и одновременно сохраняя критическую дистанцию по отношению к модернистской традиции, художник исследует роль индивидуальности в современном контексте». На деле произведения немца являют собой три вполне заурядные скульптуры, а также минималистическую серию эскизных портретов, исполненных одной линией.  
3. Гватемальская художница Регина Хосе Галиндо с видео, которое можно увидеть в Арсенале. Ее политизированные акции произвели неизгладимое впечатление на жюри. Одна работа живописует процесс тотального сбривания телесной растительности, в том числе волос на голове и бровей, с последующим дефиле в обнаженном виде по улицам города. Во втором сюжете фигурирует тазик с кровью, в который художница погружает свои ступни для создания цепи кровавых следов на асфальте. Вояж/перформанс завершается у здания полиции…  
4. Павильон Франции и Аннетт Мессаже за трёхчастную инсталляцию, посвящённую постмодернистской реинтерпретации сказки Карло Коллоди «Пиноккио». Миновав неоновую вывеску Casino у входа, в первой затемнённой комнате публика сталкивается с нагромождениями валиков, усыпанных тряпичными внутренними органами. Через зал совершает регулярные рейсы игрушечная тележка-катафалк с возлежащим на ней трупиком Пиноккио. Во втором зале-«утробе» театрально колышутся волны из красного шелка. Под ними можно рассмотреть бесформенные белые медузообразные организмы. В третьем зале некий пневматический механизм циклично «стреляет» сжатым воздухом по сетке, набитой какими-то тряпками и пакетами – то есть останками Пиноккио. Всё.  
Мессаже объясняет свой замысел следующим образом: «Пиноккио – своего рода азартный игрок. Вместо того, чтобы идти в школу или на работу, он стал путешественником, который борется с проигрышем и бесконечно переделывает сам себя - как и художник. С другой стороны, Пиноккио напоминает о человекоподобных  роботах, клонировании, о зачатии в пробирке, суррогатных матерях, искусственных матках и прочем. Мы живем в эпоху модификации тела – в каждом есть частица Пиноккио. Хотя Пиноккио  - игрушка, а его воображаемая жизнь – искусство, тем не менее он напоминает каждого из нас, с его человеческими достоинствами и недостатками. Кроме того, пока Пиноккио не осознает сам себя, он избавлен от моральных ограничений и бессмертен. А каждый художник мечтает стать бессмертным… В сущности, каждый из нас одновременно игрушка, как Пиноккио, манипулятор-кукловод, как Джепетто, и объект чьих-то манипуляций, а прохождение трех комнат инсталляции напоминает о конечности жизни и непрекращающейся игре». 

На этой глубокомысленной ноте позвольте завершить первую часть моего венецианского репортажа. Ариведэрчи! Дмитрий Барабанов>


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин
Дмитрий Барабанов
Александр Соколов
Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин  


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.artinfo
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное