Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

30 марта состоялась церемония награждения лауреатов премии в области современного изобразительного искусства за 2005 год "Инновация".


30 марта состоялась церемония награждения лауреатов премии в области современного изобразительного искусства за 2005 год "Инновация". "ИЗ ПИНДЕМОНТИ" - первые впечатления>

Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым и другие специальные проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин

31.3.2006
N 178: 

<<церемония вручения премии Инновация-2005

"ИЗ ПИНДЕМОНТИ"

30 марта состоялась церемония награждения лауреатов премии в области современного изобразительного искусства за 2005 год "Инновация". Сподобился побывать, поэтому есть чем поделиться.

Первое впечатление уже на подъезде к зданию ГЦСИ на Зоологической. Мероприятие весьма серьезное - милиция не дает припарковать немытую девятку на привычном месте, а на сообщение, что и я грешным делом сюда же, ответ: солидные люди ожидаются, приказано беречь места поближе ко входу. Ясно. И правильно вероятно, коль поставлена цель сделать и премию, и процедуру награждения общественно значимыми. В России же все общественно значимое сопряжено с мигалками, охраной и зонами отчуждения.
Подхожу-таки к зданию и сразу второе впечатление. Гоша Острецов с молодежью, обвешанные плакатами со следующими примерно текстами: "Бжанова на пенсию", "Вора Миндлина к ответу", "Грант мне", "ГЦСИ-искусствопродавцы" и тому подобное. Раздаются листовки: "художников лишают права голоса - в жюри конкурса нет ни одного актуального художника".... "в погоне за барышом, старое здание ГЦСИ, обещанное художникам для устройства мастерских, сдается под офисы"... "художник служит истине, а чиновник мамоне".  2 - 3 фотографа "щелкают" демонстрантов, когда к ним подходит здороваться арт директор ГЦСИ Леонид Бажанов. Все улыбаются. Не зря Владимир Левашов при виде происходящего вспомнил давний поход "буденовцев", ведомых Великановым, на Центр современного искусства Сороса. С лозунгами: "Долой Витьку Мизиано", "Долой Оську Бакштейна"... Тогда это напрягало причастных к работе ЦСИС'а, имело выраженные признаки артистического жеста. А теперь...

Зал ГЦСИ заполненный столами и оформленный стараниями агентства BBDO забит до отказа. Ведущая - Рената Литвинова. От мелькания одинаковых агрессивных картинок во множестве мониторов сразу возникает дискотечное впечатление - "щаз дадут музон и покажут интересное". Вероятно именно такого уровня упаковка требуется, чтоб "продать" современное искусство - продавить церемонию вручения премии в разряд значимых светских мероприятий с высокой вероятностью эффективной медиализации. BBDO видней, у них большой опыт в таких делах.

Поехали, однако, дальше. Инициатор Инновации директор ГЦСИ Михаил Миндлин официально открыл церемонию, и для вручения премии "За творческий вклад в развитие современного искусства" Рената Литвинова пригласила Леонида Бажанова. Начал он с необходимости оправдаться за гламурный прессинг, который ему самому не мил. Сказал пару добрых слов про уличных демонстрантов, даже согласившись уйти на пенсию, если она будет достаточна для достойной жизни. Не буду повторять своих категорических возражений по поводу организации этой номинации, с которыми почти точно совпало бажановское предуведомление к оглашению имени лауреата. Оскара Рабина, организатора принципиально важной для новейшей истории российского искусства "бульдозерной выставки" 1974 года.
Конец первого акта. Справедливый. Не объявляли бы только номинантов и было бы вполне достойно.

За нашим столом #15 преобладают люди пишущие, поэтому к следующей номинации "Теория, критика, искусствознание" интерес особый. И то сказать - она уже с момента номинирования выглядит нелепой иллюстрацией того, что имевший право номинирования экспертный совет премии этим вопрос не владеет. То есть мало и не то читает. Что конечно же досадно.
Однако, попал в число номинантов безусловный авторитет в арткритике, к тому же недавно издавший книгу "Именной указатель", Андрей Ковалев. Так что решение здесь казалось простым и предсказуемым. Это нам, но не жюри. Объявившим победительницей Олесю Туркину. За  дайджест Contemporary Russian Art Newsletters.  Последний его выпуск - про выставку "Russia!" в Гугенхайме. Он же №7... Господа, надо все-таки вести себя поприличней. Даже учитывая ваше желание всячески поддержать проект рассчитанный на англоязычного читателя. И может быть в еще большей степени, учитывая, что у Олеси Туркиной достает уважения в арт сообществе, чтобы выдержать даже такую несуразицу.
Обосратушки - так примерно говорят о подобных ситуациях в детстве. Премия наша тоже в детском состоянии, так что, будем надеяться, такое не повторится.

Еще одна номинация из разряда странных, "За поддержку современного искусства России". Не по сути, но опять по исполнению. Нельзя валить все грехи на заявителей или отсутствие оных. Повторюсь - на то и право у экспертного совета выдвигать номинантов, чтоб им пользоваться, а не пребывать в пассивной обработке поступившего. Юрий Калиновский, издающий в Питере журнал НоМИ, достойный номинант, поэтому отметим его лауреатство как хороший выбор. Получал премию Дмитрий Новик (на фото), по крайней мере для Москвы, лицо НоМИ.

Следующий акт - кураторский проект. Здесь номинировано много достойно сделанного и достойных сделавших. Жюри выбрало Ольгу Свиблову, за проект "Вторжение". Нет резона спорить. Если вопрос кураторства вынести с поля эстетических предпочтений, то конечно же по энергии, умению добиться результата в конкретных российских обстоятельствах места и времени трудно соперничать с Ольгой Свибловой. 

Опуская втиснутую впопыхах  специальную премии Фонда Stella Art, отмечу лишь, что это был первый пик изобретательности в оформлении шоу. Представление, похоже, было взято из подобного мероприятия туристической фирмы. Благо, наградой победителям была поездка на Кипр.

Завершилась церемония, на мой взгляд, самой внятной номинацией "Произведение визуального искусства". Именно, номинировались не художники, но проекты представленные в прошедшем году. Перечень номинантов может быть и не полон, но адекватен. И выбор победителя, "Челси" - "Терек" Алексея Калимы вполне объясним и достоен. 
Алексей в очередной раз подтвердил справедливость того, что современные художники зачастую говорят не хуже, чем пишут (тексты), а пишут не хуже, чем делают свои проекты.  Он сказал примерно следующее: "обещаю, что, не смотря на полученную премию, буду и впредь бороться с собственной деградацией и не прекращу свой личный джихад за пластическое искусство". 
Алексей более, чем скрасил совершенно удрачающее впечатление от танцев, учиненных по замыслу режиссеров шоу параллельно показу - мельканию на экранах фотографий номинированных проектов. Видимо, чтоб не смотреть это мелькание вовсе ... И то верно, снять бы эту упаковку и выбросить. Только уж вместе с танцорами. И режиссерами... И оглушительным музоном. Всей этой "морочить олухов" мурой, с засилием которой не хотят мириться главные фигуранты подобных затей - тут Гоша Острецов прав, еще как прав - художники. 

Ю П

Не дорого ценю я громкие права, 
От коих не одна кружится голова. 
Я не ропщу о том, что отказали боги 
Мне в сладкой участи оспоривать налоги 
Или мешать царям друг с другом воевать; 
И мало горя мне, свободно ли печать 
Морочит олухов, иль чуткая цензура 
В журнальных замыслах стесняет балагура. 
Все это, видите ль, слова, слова, слова 
Иные, лучшие, мне дороги права; 
Иная, лучшая, потребна мне свобода: 
Зависеть от царя, зависеть от народа - 
Не все ли нам равно? Бог с ними. 
Никому 
Отчета не давать, себе лишь самому 
Служить и угождать; для власти, для ливреи 
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; 
По прихоти своей скитаться здесь и там, 
Дивясь божественным природы красотам, 
И пред созданьями искусств и вдохновенья 
Трепеща радостно в восторгах умиленья. 
Вот счастье! вот права...

Александр Пушкин
1836

<<Информация обо всех наиболее интересных событиях мировой арт сцены в наших новостях


Все авторские рубрики в иллюстрированной версии смотрите на сайте>

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин
Дмитрий Барабанов
Оксана Саркисян
Лена Лапшина
Александр Соколов
Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин  


В избранное