Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


27.02.2009
N 229:

<<AРТФон с Оксаной Саркисян # 28. Волна протеста  в ЦДХ-ГТГ.

<<
З
аписная книжка# 11 Мысли над телом художника. Рисунки Вики Ламаско. Кто решит судьбу ЦДХ-ГТГ?>

<
"ЧП Национального масштаба". Сергей Хачатуров во газете "Время Новостей" от 26.02.2009 о митинге и публичных слушаниях, посвященных судьбе Третьяковки на Крымском валу>
То, что представлено Москомархитектурой в отношении территории Крымского вала, не сюрприз, но ЧП. И масштаба не районного, но национального. Именно с этого надо начинать, чтобы понять всю степень цинизма господ, решивших поиграть в декоративную демократию и посоветоваться о судьбе Третьяковки с жителями соседних дворов. Слава богу, раскусили, что к чему, не только жители района Якиманка>
<От редактора.
Андрей Ковалёв совершенно справедливо наехал и на ЦДХ, и на Третьяковку, но мне представляется, что делать это сейчас не следовало ... Андрей требует всего и сразу: соглашателей-вредителей Фаткулина с Родионовым долой, ЦДХ - национальный позор (так и статья в Openspace названа). Тот самый случай, когда всё верно, а не приемлемо. Всё-таки сейчас вопрос стоит много грубей - дать не привыкшим к сопротивлению гос-девелоперам перекроить территорию ЦДХ-ГТГ, задвинув их к Садовому кольцу, фактически перепрофилировать эту зону, или посопротивляться-таки. Черви мы с изощрёнными мозгами или способны постоять за какие-то безусловные ценности. Не за ширмоподобную Конфедерацию и атавистичного Фаткулина и не за руководство Третьяковки, плохо понимающее и государственные интересы и современное искусство. А за то, чтобы не допустить перепрофилирование территории ЦДХ-ГТГ. Пройдёт время, Конфедерация изменится или отомрёт, Бог даст, Третьяковка реально разделится на два музея или появится новый музей, а вот если сдать территорию, то уже не вернуть. У меня приятель  работал на девелоперов. Ушёл из чувства ментального самосохранения. Говорит, что это самые главные волки текущего момента. С ними бороться можно только на уровне "страху нема". Только тогда с ними вообще можно о чём-то договариваться. Иначе - проигрыш мгновенный. Они так устроены, такой антропологический тип, сформированный бизнес-реальностью и толпами их обслуживающих холуёв и просто слабых людей. Ю.П.>

<<
Ирина Окунева о выставках в Париже #6. Выставка Раймона Депардона и Поля Вирилио. «Вечерня Святой Девы» в сценографии Олега Кулика. Теле-Уорхол. Мики Роттенберг. Фотографии перформансов Марины Абрамович. «Взгляд другого. Париж/Американцы» Роберта Франка. «Археология будущего» Ли Эделькорт. «Inferno Metafisico» Джулио Паолини.  «Парад: общество в движении» Анатолия Твердого>

<<
Информация о множестве выставок и других событий>

<<Ежедневно пополняемая информация о важнейших событиях на мировой, московской, российской, питерской, берлинской арт сцене <здесь>


1. <<AРТФон с Оксаной Саркисян # 28. Волна протеста  в ЦДХ-ГТГ.

Состоявшееся 24 февраля в фойе Третьяковской галереи на Крымском валу обсуждение плана проекта застройки территории ЦДХ стало событием незабываемым для тех, кто на нем присутствовал. По новому законодательному кодексу, прежде чем утвердить предложенный градостроительной управой план необходимо согласие жителей района. Предполагалось, что прейдут только они, но в Третьяковку без надежды быть допущенными на обсуждение пришли художники, архитекторы, представители московского культурного сообщества.  
Сколько всего было человек, сказать трудно. Для публики было приготовлено 400 посадочных мест. Однако яблоку упасть было негде. В просторном и по модернистски пустынном в другие дни фойе не осталось свободного пространства от касс до лестницы на второй этаж. Возникший в какой-то момент на входе тромб из «не допущенных» быстро рассосался и всех? кто хотел войти, в конце концов, пустили.
Уже перед началом обсуждения атмосфера в фойе Третьяковской была напряженная. На патетический лад настраивало ожидание решения судьбы ЦДХ, созерцание и ощущение причастности к народной массе особого рода, в которой нет равнодушных, в которой скрыта до поры мощная энергия, готовая проявить себя и высказать собравшимся за покрытым зеленным сукном чиновникам мнение народа.
Эта энергия протеста против предложенной жителям района, а по существу всем москвичам и гражданам российской федерации, чудовищной схемы застройки территории ЦДХ начала проявлять себя еще на подходах к многострадальному зданию. Несколькими часами ранее на районе начали возникать очаги протеста. Группа молодых художников осуществляла акцию «Целование здания ЦДХ», предложенную Александрой Галкиной и Давидом Тер-Оганяном и снятую на видео Владиславом Чежинковым. Художник Николай Полисский выражал свой протест, монотонно катая снежный ком, в результате чего к началу слушаний у входа в Третьяковскую галерею выросло воинство снеговиков, выстроившихся стеной на защиту ЦДХ. Правда лозунги против сноса здания ЦДХ, которые по замыслу автора должны были завершить художественную композицию, бдительная милиция расценила как несанкционированный пикет и очень быстро ликвидировала.
Артикулировали общий протест лозунги на санкционированном митинге против коммерческой застройки территории ЦДХ, сноса здания и передачи территории, нынче принадлежащей городу, неизвестным инвесторам.
Ярким пятном эти лозунги сигналили проезжающим машинам из огороженного милицией загончика между кассами Парка Культуры и каруселью, стоящей перед входом в него. Комитет по защите территории искусства подготовил «Супрематический митинг»: красные и зеленые квадраты, желтые треугольники и синие круги <на фото> скандировали: «Третьяковка не парковка!», «Сносу нет!», «Спасем территорию искусства», «Приватизация территории искусства не пройдет!» и др. На митинге собралось около150 человек.
Около каруселей, на фоне плаката с работой Бренера, нарисовавшем некогда на «Черном квадрате» Малевича знак доллара <на фото>, выступали художники (Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Георгий Литичевский, Гарик Виноградов), архитекторы (Сергей Ситар и Алексей Клименко). Поэт и активист «Вперед» Кирилл Медведев читал стихи. Выступали директор книжного магазина Фаланстер Борис Куприянов, писатель Олег Шишкин, литературовед Мариэтта Чудакова и многие другие.
Всем желающим раздавались фартуки братства Комитета по защите территории искусства. Одев их, публика отправлялась на слушанья. Но строгий милицейский осмотр при входе в Третьяковскую галерею расценил этот символический объект как транспарант и производил изъятия.

И вот эти маленькие ручейки протеста интеллигенции, арт сообщества и жителей района стеклись в резервуар публичных слушаний в огромном фойе Третьяковки, заполнили его своей массой и тихим гулом, готовым взорваться протестом.
Московские чиновники задали формальный характер мероприятию, зачитав длинный список представителей различных архитектурных и московских бюрократических организаций, всю дорогу молчаливо заседавших в президиуме, и предложив регламент мероприятия, который сразу вызвал протест публики, потребовавшей не 2 часа обсуждения, а 4. Сошлись на двух с половиной.
Уже доклад архитектора Кузьмина вызвал шквал негодования, выразившийся в «захлопывании» докладчика. «Прошу не волноваться. Я буду краток». <1> и <2>.
Высказывание его содержало массу противоречивой информации. Собравшимся была предложена загадка: что будет построено на территории нынешнего здания ЦДХ, если нельзя строить офисы, торгово-развлекательные центры и жилье. Выяснилось, что после всех исключений, остается лишь одна возможная коммерческая программа – гостиница. Потом Кузьмин, неожиданно для собравшихся, сообщил, что возможно здание ЦДХ освобожденное от искусства и не будет снесено. Возможно, инвестор его сохранит и на его основе построит свою гостиницу. Ситуация стала напоминать глобальный театр абсурда: снесли гостиницу Россия, на месте которой в городском ландшафте теперь красуется котлован, теперь вот выгоняют из ЦДХ Третьяковку, чтобы на месте музея построить гостиницу. Когда Кузьмин постарался защитить предложенную программу действий и планировку застройки, аргументируя свою позицию тем, что в мировой практике принято строить гостиницы при музеях, из зала полетели реплики: «Позор! Не гостиница при музее, а музей при гостинице!». В подобном русле прошло все выступление Кузьмина и его ответы на вопросы. На вопрос возможно ли сейчас не вносить «поправки» в проект, а отменить его Кузьмин признался, что отменить его нельзя. Собственно, чиновники надеялись, что жители района внесут предложения по проекту (то, что было показано, Кузьмин предложил не принимать всерьез, заверив, что все будет переделано). Но эта хитрость чиновников не прошла: собравшаяся публика отказалась играть пьесу абсурда и обсуждать предложенное нечто, скандируя «Долой проект!».
Затем наступил момент истины: начались выступления. Мнение собравшихся относительно представленного проекта было практически единодушным. Объявленная ситуация, что у государства нет денег на развитие здания Третьяковской галереи и поэтому его нужно просто отдать инвесторам, вызвала общее негодование. Необходимость сохранения здания, недопустимость его сноса и подобные оценки и предложения вызывали бурные аплодисменты. Трех-четырех выступающих, в том числе и Президента Конфедерации Союзов художников Масута Фаткулина, пытавшихся поддержать план строительства новых «комфортных» помещений, были «захлопаны».
Чиновники надеялись, что жители Якиманки будут говорить о своих насущных проблемах: площадке для собак и парке для прогулок с колясками, но жители были настроены патриотично: их больше волновала культура, попираемая предложенным проектом и кризис духовных ценностей, вызванный коммерциализацией общества. Сама ситуация с ЦДХ была охарактеризована как симптом чудовищных практик строительства в Москве, когда исчезают памятники архитектуры и значимые для города культурно-парковые территории, и на их месте возникает так называемая «коммерческая застройка».
Далее приводится большая часть выступлений (лишь однажды я вышла покурить и пропустила, думаю, пару выступлений). Также замечу, что многие высказались в рамках вопросов Кузьмину и их высказывания - в его докладе.
Депутат городской Думы Евгений Бунимович.
Вспомнил анекдот про козу, которой в данном проекте является загадочная коммерческая составляющая.

Житель района Якиманка Андрей Поджарин. Депутат муниципального собрания.
«Оставьте нас в покое». Ничего не делать с парком, а здание ЦДХ целиком передать Третьяковской галерее.

Жительница района Хамовники, специалист по визуальному моделированию.
«Нарушение конституции».

Представитель комитета защиты лицея.
«Признать слушанья не легитимными. Народ просит: дайте нам культуру».

Жительница района Орлова Татьяна.
«Предложение: необходимо помещение для молодежных мероприятий. И парк».

Митрохин Сергей Сергееч.
Представил заключение ведущего реставратора, который считает разрушения здания недопустимым. Также считает невозможным расплачиваться с застройщиком территорией общего пользования. Приводит статью 88 уголовного кодекса, по которой приватизация территории невозможна.

Жительница района.
«Третьяковская – великолепная галерея для искусства 20 века».

Масут Фаткулин. Международная конфедерация союза художников, собственники ЦДХ.
Приватизатор, выступающий от имени достаточно сомнительной, но законной организации потребовал себе новое здание и был освистан.

Директор Музеона.
Ни на одно заседание представители Музеона не были приглашены и это первое высказывание мнения директора музея под открытым небом. Зачитал официальное распоряжение мэра о сохранения парка искусств и отметил нарушения этого документа.

Художник Андрей Бильжо. Представляет права жительницы Якиманки Марьи Михайловны Порш.
«Это самое вкусное место в Москве – вот в чем суть вопроса, а все остальное не имеет никакого значения. Это очевидно. Советую вам забыть эту историю как кошмарный сон, чтобы спокойно смотреть в глаза своим детям».

Житель района Якиманка.
Начал неуверенно об уютном здании для ЦДХ и Третьяковки но был освистан.

Евгений Асс, архитектор, профессор МАРХи.
«Все лукавят…. У этого здания гигантские ресурсы».

Родионов, директор Третьяковской галереи.
«Мы хотим новое здание».

Научный сотрудник Музеона.
Музеон является музеем и обладает теми же правами что и Третьяковская галерея и ЦДХ.

Житель района Якиманка.
«Здесь будет столпотворение машин. Нужно обойтись этим зданием, просто навести в нем порядок».

Юрий Аввакумов.
«Этот проект – очевидная халтура». Чтобы Юрий Авакумов смог изложить 6 пунктов «против» Диана Мачулина отказалась от своего слова. (одно из лучших выступлений обсуждения).

Директор «Центра русской культуры Кадаши»
«Проект в целом нравиться. Оставить ЦДХ и открыть в нем гостиницу».

Алексей Клименко, эксперт по архитектуре и градостроительства при главном архитекторе города.
Вносит ясность в различия территорий природного комплекса режима №2 и режима №5, доказывая что на основании современного закона никакого капитального строительства здесь быть не может. И предположение о корысти Шувалова.

Дмитрий Гутов, художник.
Задался вопросом, как и кем, будут анализироваться записи и предложил проанализировать прямо сейчас: 99% против. «У Родионова течет крыша, но это не причина сносить здание ЦДХ».

Лосева, жительница района Якиманка.
«Моя семья живет здесь с 1912 года. Руководство Москвы обращаются с Москвой как сутенеры обращаются с гулящей девкой. Хочу обратить внимание, что только 10 тысяч жителей Якиманки могут обсуждать реконструкцию. Если мы так поставим вопрос с Кремлем – Кремля тоже не будет. Беда что таким рейдерским способом решаются вопросы реконструкции и строительства всей Москвы».

Анатолий. Житель района Якиманки.
«Я хочу защитить здание ЦДХ. Не умеете работать – нечего говорить, что сюда не ходят. Против строительства. За реконструкцию».

Профессор МАРХи, Институт теории архитектуры и градостроительства РАН.
«Коллеги, поскольку мы все понимаем, в Москве тенденция сложилась такая. Так мы снесли гостиницу Россия. Зачем мы сейчас сносим павильон «Москва» на ВДНХа и так же непонятно зачем мы сносим ЦДХ. Так мы относимся к культуре. Все напротив нас сидящие – московские чиновники, и мы давайте примем решение написать вместе письмо президенту. Так не развивается ни одна страна в мире. Какая культура? Тут бы до цивилизации добраться».

Дочь архитектора здания ЦДХ Сакояна.
«Спасибо уважаемое собрание, что вы собрались и высказались против сноса здания ЦДХ-ГТГ.
2. Ирина Окунева о выставках в Париже. Выпуск 6. Февраль 2009.
<Фонд Картье (www.fondation.cartier.com) представляет выставку известного фотографа Раймона Депардона и идеолога современности Поля Вирилио под названием «Родная земля: «Там» начинается здесь». Депардон известен социологической направленностью своих фотографий: в свое время он запечатлел образы французских крестьян как исчезающей социальной группы. В настоящей экпозиции представлены два фильма. Один из них – это интервью – портреты вымирающих народностей: кечуа, яномами и т.д. Другой – картина глобализированной современной жизни: в течение двух недель фотограф перелетал из одного континента на другой (он побывал в Вашингтоне, Хо Ши Мине, Токио и т.д) и запечатлел образы урбанистической жизни и городских обитателей.
Экспозиция Поля Вирилио занимает нижний этаж центра Картье и состоит из заснятого монолога Поля Вирилио, где он рассказывает о том, что в современном глобализированном мире оседлые обитатели и эмигранты поменялись местами, что весь мир находится в движении, что оседлые обитатели оказались в более хрупком положении, нежели эмигранты и что стоит говорить не об оседлости, а о возможности проследить траекторию перемещения человека (traçabilité). Помимо этого, можно увидеть серию телевизионных экранов, транслирующих сцены войн и перемещения народностей, а также целый зал превращен в наглядную иллюстрацию того, сколько эмигрантов находится в каждой из развитых стран и сколько денег они отправляют в свою страну: флагами обозначены страны, звон монет сопровождает появление стрелки, соединяющей развитую страну с неразвитой и т.д. До 15 марта.

<24, 25, 27, 28 и 29 января в Театре Шатле (Théâtre du Chatelet) была показано барочное произведение Монтеверди «Вечерня Святой Девы» в сценографии Олега Кулика. Художник полностью преобразил здание театра – на фасаде красовался рисунок, на котором был изображен сам художник (которого сейчас легко признать по характерной бороде «лопатой»), а также пёс (тоже с бородкой, вроде фокстерьера); вход в театр был затянут красной материей, свет в театре был приглушен, и двери в зал были также декорированы рисунками художника; возле входа в театре были зажжены урны в виде металлических баков, и двери охранялись персонажами в накидках из ворсистой материи; все остальные служители носили темные облачения со шарообразными светильниками на груди.
Сам художник грел руки возле огня перед входом в театр, а в начале спектакля предложил всем присутствующим принять участие в «первой пространственной литургии», а также забыть об ее авторе. После этого, действительно пространство зала заполнилось лазерной графикой: чья-то невидимая рука чертила образы и буквы, лучи рисовали символы и преломлялись в зеркальном экране, подвешенном в центре зала. Ритму музыкальных моментов соответствовали обилие или исчезновение образов и символов, а паузы между фрагментами были заполнены природными или городскими шумами. Последняя часть – Магнификат, - была прервана антрактом, в течение которого зал Шатле сотрясался тибетским горловым пением. Последняя часть «Вечерни» ознаменовалась появлением в воздухе массы довольно эклетично подобранных религиозных и культурных символов.
Французская пресса, в целом, положительно отнеслась к экспериментам художника. Интерес был подогрет, конечно, скандалом с фотографиями Кулика на последней ярмарке современного искусства. Обилие лазерной графики породило у одного из критиков сравнение с концертами «Пинк Флойд», и все отметили синкретичность работы художника.

<«Красный дом» (www.lamaisonrouge.org) посвятил большую экспозицию телевизионной продукции Энди Ворхола. Идея выставки заключается в том, чтобы показать, насколько важным было телевидение для Ворхола телевидение и насколько разнообразны работы художника для телевидения. По мнению устроителей, это один из малоизученных аспектов творчества Ворхола.
Экспозиция состоит из множества экранов на которых транслируются передачи под руководством или с участием Ворхола: можно увидеть знаменитые «15 минут», передачу «Фэшн», клип для музыкальной группы «Cars», портрет – кинопробу Марселя Дюшана, экспериментальный фильм «Мыльная опера», несколько рекламных клипов (для супа «Кэмбел», понятное дело, для «Кока-колы» и т.д.; надо отметить, что сам Энди Ворхол был записан в модельное агенство «Золи» и «Форд Эйдженси» и рекламировал продукты для волос Видал Сасун, кассеты ТДК и Кока-колу без сахара), несколько популярных передач с участием художника, а также последние 15 минут: погребальную речь в честь Энди Ворхола, срежиссированную им самим. Выставка передает ощущение от нью-йорской богемы восьмидесятых годов: артистов, моделей, художников, трансвеститов и многих других, приходивших на ворхоловскую «Фабрику».
До 3 мая.
<В том же «Красном доме» можно видеть выставку Мики Роттенберг (Mika Rottenberg), молодой художницы, работающей в Нью-Йорке.
В своих работах, сочетающих видео и инсталляцию (или скульптуру, как говорит сама художница), Мика создает фантазматическое пространство, клаустрофобические комнатки или огороженные деревенские дворы, где женщины трудятся, трансформируют один продукт без свойств (тесто, молоко, пот, испарение Ниагарского водопада) в другой такой же, постоянно прибегая к помощи своего тела, заключенного в рабочий цикл: руки мнут и порционируют тесто, вода стекает по волосам, волосы же используются в качестве морковки для осла, который заставляет двигаться сырный пресс и т.д. Работа художницы представляется пародией общества потребления, использующего человеческое тело в иногда целесообразных, иногда абсурдных действиях для получения абстрактного продукта.
До 3 мая
<Галерея «Серж Ле Борнь» ( www.sergeleborgne.com) выставляет фотографии с перформансов Марины Абрамович «начиная с перформанса 1977 года («Вдох-выдох») до самых последних ее работ. Художница откусывает от луковицы и плачет («Лук» 1996-2005), зачищает бычьи кости («Балканское барокко 2» 1997), пробует облачение героя («Герой 2» 2001 , «Дева -рыцарь с Жаном Фабром» 2006), становится героиней итальянских фильмов («Vittoria » 1997, «Stromboli I Head » 2002) и воспроизводит балканские поверья («Балканская эротическая эпопея» 2005). Выставка до 30 апреля.

 

<«Же де Пом» (www.jeudepaume.org) показывает пользующуюся большим успехом у местного населения выставку швейцарского по происхождению фотографа Роберта Франка «Взгляд другого. Париж/Американцы». Один из основных представителей «уличной фотографии», Роберт Франк известен, в основном, своими образами американской жизни. В Америке пятидесятых годов, фотограф видел разнообразие персонажей и стилей жизни: в Детройте он снимал заводы Форда, в Нью-Йорке – холёных богачей, во Флориде – чернокожих, в Калифорнии – пальмы и машины. Парижские фотографии менее известны, но именно они притягивают, в данном случае, публику. На них можно увидеть образы, в некотором смысле, вечного Парижа: люди с цветочками или букетами, продавцы тех же цветов или газет, дети и слепые уличные музыканты.
Выставка до 22 марта.

<Нидерландский культурный центр (www.institutneerlandais.com) представляет довольно занимательную выставку Ли Эделькорт «Археология будущего» (www.edelkoort.com).   Эксперт по тенденциям объединила в экспозиции дизайнерские объекты, произведения искусства, моды и фотографии, выделив некоторые тенденции массовой культуры: изменение отношения к телу, попытки преобразования человеческого тела (генетика и т.д.), инфантелизация, культуры, стремление к архаике, обращение к корням и т.д.
До 8 марта.

<В галерее «Ивон Ламберт» (www.yvon-lambert.com) можно видеть коллаж итальянского художника Джулио Паолини «Inferno Metafisico», отсылающего к «метафизическому» периоду де Кирико.  Выставка де Кирико проводится сейчас в Музее современного искусства города Парижа, и произведение Паолини является реминисценцией на работу мэтра. На коллаже воспроизведена картина де Кирико, а также автопортрет сюрреалиста, прикрытого всего лишь одеждой святого Себастьяна. Перед стеной, на которой подвешен коллаж, установлен стул с разбросанными абстрактными рисунками: стрелками и геометрическими фигурами. Таким образом, фигура художника оказывается спроецированной в абстрактный ад, где царят линии и фигуры. 
До 14 марта.

<Галерея «Таисс» (www.taissgalerie.com) представляет выставку украинского художника Анатолия Твердого под названием «Парад: общество в движении». Художнику немногим более сорока лет, однако темы он выбирает советские: внушительного размера (порядка полтора на два метра) объекты воссоздают образы солдат и рабочих в хорошо знакомой советской униформе, а также мелких партийных бюрократов. В своих работах, художник использует реальные предметы: толстовки, кирзовые сапоги, армейские пилотки и т.д. Более того, большинство из представленных объектов движется : в работе «Солдатский танец» колеса заставляют крутиться штанины солдат, из стороны в сторону вращается голова бюрократа в произведении с одноименным названием и на небольшом экране транслируется какая-то передача. Образы советского периода разбавлены несколькими постсоветсткими персонажами: банковским клерком и неизменным же чиновником.
Выставка до 31 марта.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное