Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


11.03.2012
N 269:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2622 подписчика. Выходит 9 лет.

В этом выпуске:
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #50.
В «Триумфе» - Сергей Калинин, на ВИНЗАВОДе – Михаил Косолапов и Алексей Алпатов.

Art Puzzle #37. Анастасия Полозова.
Первые выставки Фотобиеннале-2012

Остальное - на сайте.

Редактор Юрий Пластинин>


МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #50. В «Триумфе» - Сергей Калинин, на ВИНЗАВОДе – Михаил Косолапов и Алексей Алпатов.

В галерее «Триумф» - Сергей Калинин – «Le Moulin»
Нежелание лезть в Париже на Эйфелеву башню, плыть по Сене на кораблике и идти в Мулен Руж - еще не повод гордиться собой. Старыми парижскими мифами вдохновляются не только неофиты, но и особо искушенные, если у искушенных есть вкус, глаз и стиль. Сергей Калинин доказывает это своим новым проектом «Le Moulin» («Мельница»), в который кроме тринадцати живописных полотен вошли еще и графические работы.
На холсте и бумаге - танцовщицы Мулен Руж, той самой «Красной мельницы», знаменитого классического парижского кабаре, построенного в 1889 году в квартале красных фонарей рядом с Пляц Пигаль. (Открытие кабаре было приурочено к началу Всемирной выставки в Париже и завершению строительства Эйфелевой башни).

Проект Сергея Калинина идеологически разделен на две части. Первая представляет танцовщиц середины прошлого, двадцатого века, вторая часть – наших с вами современниц, красавиц начала двадцать первого. Одним словом, в проекте чувственное и индивидуальное Мулен Руж противопоставлено технологичному и унифицированному Crazy Horse.
Проект Сергея Калинина – это его личное, маленькое исследование о красоте, прежде всего, женской и о нашем восприятии этой самой красоты. Легкий и воздушный, («лишь то читается легко, что пишется с трудом») он привлекает и завлекает. Живопись хороша, рисунок профессионален, концепция изящна. «Послевоенная история, была временем надежд, бедности и… стиля. Свой стиль был у пятидесятых годов, шестидесятых, семидесятых и даже восьмидесятых. Потом стиль пропадает. Сейчас он исчез полностью.
У каждого десятилетия был свой эталон женской красоты, который совершенно четко прослеживается. Что привлекало зрителя в кабаре в пятидесятые? Индивидуальности. Зрители ходили на прим, которые могли быть очень смешными, могли быть совершенно неказистыми, но всегда были супер-обаятельными.
За последние пятьдесят лет все изменилось. С появлением огромного количества медиа мы стали воспринимать жизнь через экраны, через глянцевые журналы, через рекламу. Появился какой-то другой жизненный формат, на мой взгляд, немножко неестественный. Пример – кабаре, которое из сообщества индивидуальностей превратилось в общность, одинаково голых фигур.
Из живых девушек теперь делается видео, световое шоу. Многорукая и многоногая шеренга стандартных девиц из кабаре проецируется на световой экран со звездами, треугольниками и проч. Это все меняет. Получается такой перевертыш, когда живое становится неживым.
Мне это показалось крайне интересным. Вот как изменилось наше восприятие и женщин, и сексуальности, и красоты, и удовольствий за столь короткий срок в пятьдесят лет!» Для кого-то пятьдесят лет покажется огромным сроком, для кого-то – ничтожным. А что касается удовольствий, то нынче все удовольствия и развлечения доступны он-лайн, но люди почему-то все равно приходят, в театр, в кабаре… Возможно, человеку требуется документальное подтверждение жизни, подтверждение реальности собственного существования. Но это будет уже совсем другое, новое исследование.

До 20 марта

◄В галерее «11. 12» Алексей Алпатов - «Шторм»

«Шторм» - серия живописных работ, которую художник Алексей Алпатов нынче показывает в галерее. Все холсты – большого формата и написаны практически в монохроме. Все работы имеют простые названия: «День 147-й», «День 366-й», «День 367-й» и т. д., потому что шторм у Алексея Алпатова длится целый год, дольше года, целую вечность… Бушующая стихия страшна и опасна, как любая стихия. Она может уничтожить, буквально смыть с лица земли не только человека, но и человеческую историю, что, увы, не раз случалось. Так было во времена Атлантиды. Так было во времена Ноя. Жанр марины редок и труден. Здесь всегда сложно говорить об идеальной форме и хороших пропорциях. Но в полотнах Алексея Алпатова есть и то, и другое. Стихия Алексея Алпатова заряжена большой энергией. «Все полотна написаны у меня в смешанной технике, - говорит автор. Здесь и масло, и акрил.
Всего на выставке показано семь работ. Они должны составлять единую композицию. С натуры я практически не пишу, вернее пишу, но крайне редко. Во всяком случае, в данном проекте я не прибегал к натурным эскизам. Я пересмотрел огромное количество фото и видео всевозможных штормов, цунами и бурь. Почему море? Ну, так получилось. Море завораживает, и тогда, когда оно спокойно, и тогда, когда волнуется.  Но настоящий шторм я видел только один раз, на Черном море. Тогда я был еще ребенком. А теперь мне захотелось написать шторм, который длится очень- очень долго, целую вечность…» Получилось как-то неожиданно злободневно.

До 15 апреля

◄В XL Галерее – Михаил Косолапов «Непрямое политическое высказывание».

Михаил Косолапов, Наталья Стручкова и Максим Илюхин (группа АВС ArtBusinessConsulting), совсем недавно, еще в середине двухтысячных, были настоящими клерками и работали в офисах с 9 до 6 или с 10 до 7, с перерывом на обед. Офисная жизнь, как известно, негласно подразумевает еще одну, другую - жизнь в социальных сетях. Две жизни  нашли отражение в творчестве этих замечательных художников. Нынче они в офисе не работают. Нынче они занимаются совсем другими делами. Например, пересекают под парусом океаны. Медитируют в шрамах. Ищут себя. Занимаются дауншифтингом. Так, во всяком случае, было ровно восемь месяцев назад. Но нынче – революция, а значит и жизнь переменилась, и искусство.
Инсталляцию Михаила Косолапова «Непрямое политическое высказывание» вполне можно классифицировать как произведение историко - революционного жанра. (Что-то вроде «Поднимающего знамя» Коржева или «Тачанки» Грекова).
Замечательный косолаповский спрут-осьминог, связанный из многочисленных узлов-канатов (Михаил Косолапов профессиональный яхтсмен) занимает практически весь объем галереи и на самом деле, хорош и красив. Его формально можно отнести к все той же узелковой серии «объемного формализма». Как мы знаем, узел — понятие емкое и неоднозначное.
Есть узел Гордиев. Есть узел транспортный. Есть узел скорости. Есть узел водопровода и узелковое письмо. Есть узел морской и узелок на память. Как трактуют энциклопедические словари, узел - это метод для соединения и защиты линейного материала, типа верёвки при помощи связывания и переплетения. Узел может соединять разорванные части между собой. Может завязывать (например, отношения). Может привязывать (например, верёвку к предмету). Может обвязывать (например, предмет для подъёма). Может связывать… Из узла можно сделать петлю. Можно затягивающуюся удавку. Можно альпинистскую страховку. Есть узел галстучный, например, «полный виндзор» или «бантик». Некоторые узлы склонны к саморазвязыванию. Некоторые портят верёвку. Мореходы считают, что простой узел снижает надёжность верёвки в два раза. А узел, завязываемый неумелыми людьми, легко развязывается и даже может унести человеческую жизнь!
Что имел в виду художник Михаил Косолапов в своем узелковом «Непрямом политическом высказывании», выбирайте сами.

До 24 марта

Aрт Puzzle. Выпуск #37. Анастасия Полозова.
Первые выставки Фотобиеннале-2012

◄Тарзан наблюдающий.

В искусстве всегда трудно разграничить гениальность и помешательство, иногда душевное расстройство даже является необходимым условием проявления таланта. Видимо, что-то такое происходит в человеческой больной душе и мозге, что позволяет, творить без оглядки на нормы и правила, создавая свой собственный стиль, заново изобретая велосипед, по-новому открывая то, что уже давно открыто. Не случайно, у большинства сумасшедших обязательно есть своя, ими самими разработанная, теория, например, изучения иностранных языков, или улучшения экологии, устройства мира, наконец.
Чешский художник и фотограф Мирослав Тихий тоже из таких – из гениев-сумасшедших. Внешне он похож на обычного бомжа. «Тарзан на пенсии» - так он сам себя называл. Дитя природы, живущее среди людей, но не с ними. Спутанные седые волосы, борода, пальто, состоящее из дыр, заплатанных грубыми нитками, шнурками, и бог знает, чем еще, беззубая улыбка. И камеры его такие же, будто состоящие из мусора – проволочки, катушки, картонки, жестянки, линзы из оргстекла.
Все это «богатство», можно увидеть наряду с сотнями его фотографий в Мультимедиа Арт Музее. Выставлять его произведения в приличном выставочном пространстве (а его выставки были и в центре Помпиду, и в Кунстхалле в Цюрихе) – это заведомо провокация. Потому что обыватели, которые в обычной жизни Тихого упекали в психушку и тюрьму, или просто обходили за версту, презрительно фыркнут, глядя на эти некачественные, заляпанные и помятые, в самодельных картонных рамках, отпечатки, на которых – в основном, женские ноги, руки, плечи, колени и т.д. Искусствоведы будут восхищаться особым взглядом и гармонией, совершенными линиями и аурой. Музыканты будут посвящать музыкальные поэмы, как это сделал Ник Кейв. А критики будут усматривать в его работах извращенческие мотивы, наклонности маньяка и вуайериста. Много споров, много разговоров, много противоречивых мнений. А не это ли спутники успешных художников? У Мирослава, ведь, была вполне благополучная юность, академическое художественное образование, несомненный талант живописца. И потом вдруг резкий уход из Академии, затворничество, отказ от элементарных благ цивилизации. Почему? Однозначного ответа нет.
Одно можно сказать точно – «глаз», как говорят фотографы, у Тихого был. Какая-то творческая интуиция, которую он, возможно, сам до конца не осознавал. Иначе бы не относился к своим работам, как к мусору, бросая их под ноги и сжигая в печи. «Главное», говорил он – «это плохая камера». В итоге именно она сделала эти снимки покрытыми налетом таинственности, читай – некачественности. Ну и еще особое восприятие мира, которое в творчестве всегда проступает ярко. «Я ничего не делаю специально, я просто наблюдаю течение жизни» - вот его философия. Он действительно просто 50 лет подряд не ходил дальше своего дома, городской площади и городского бассейна, а по пути снимал, снимал, снимал – надо же чем-то по дороге заняться. И вот эта отстраненность, и вместе с тем увлеченность и любовь к каждому атому человеческого тела, создают такой неповторимый эффект. Его не подделаешь, как не подделаешь душевную болезнь.

Мирослав Тихий. Художник с плохой камерой.
Мультимедиа Арт Музей
(ул. Остоженка, 16) до 1 апреля.

Американский ездок.

Здесь же, в ММАМ, расположились еще две новых выставки. Одна из них – взгляд на Америку из окна автомобиля. В отличие от природной странности вышеописанной экспозиции, здесь странность придуманная, или, скорее, продуманная.
А что, если проехать по 50 штатам Америки, и снять виды из окна машины так, чтобы была видна часть салона, зеркало, руль? Зачем? Ну, это каждый истолкует по-своему. Кто-то будет угадывать марки взятых на прокат автомобилей. Кто-то пытаться угадать, что за штат за окном. Кто-то более профессионально рассуждать о выборе точки съемки, о кадрировании, об экспозиции. Возможно, это назовут новым трендом. И назвали. Назвали кубизмом и поп-артом в фотографии. Потому что, действительно, кто ж так снимает? Расчет профессионального фотографа Ли Фридландера был верным. Типично американский проект – много шума из ничего. Хотя, расчет этот не всегда срабатывает.
Так, более ранняя серия рекламных фотографий Фридландера «Новые машины», на которых он поместил роскошные новенькие авто на грязные стоянки, заправки, обочины, заказчику пришлась не по вкусу. Так что серию «Америка. Взгляд из машины» можно считать своеобразной компенсацией того неуспеха.
Серия получилась вполне аутентичная. За окном автомобилей – традиционные приметы американского пейзажа – китчевые рекламные вывески и скульптуры, придорожные кафе, бензоколонки, кладбища, каньоны и поля. Можно только представить, сколько потребовалось времени, чтобы проехать сотни километров по бесконечным шоссе. Наверняка, в пути с ним что-то происходило, но это намеренно оставлено за кадром, как будто фотограф не хотел допустить в свои работы ничего человеческого. Пейзажи выглядят как декорации после представления. А что это было за действо – остается только догадываться или посмотреть другие серии работ Фридландера, например, «Автопортреты» или «Американские музыканты».
В итоге Фридландер становится-таки знаменит именно как певец американской повседневной жизни, получает множество наград, грантов и стипендий. Опять же типичный американский хэппи энд.

Ли Фридландер. «Америка. Взгляд из машины». «Новые машины.1964».
Мультимедиа Арт Музей
(ул. Остоженка, 16) до 15 апреля.

◄Английская «ривьера».

В продолжение темы продуманной странности – выставка англичанина Мартина Парра «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983-1985».
Если Фридландер снимал в основном декорации жизни, то Парр предпочитал погружаться в гущу событий массовых, но при этом ничем не примечательных. Как, например, отдых горожан на побережье.
Пожалуй, нет ничего ужаснее, чем вид дорвавшихся до отдыха после осточертевших трудовых будней горожан. Вся нереализованная страсть к расслаблению и удовольствиям умещаются в несколько часов. Отдых на пределе возможностей. Все самое вкусное выпито и съедено. На лицах – отсутствие каких-либо мыслей. Взгляды отсутствующие. Тела расслаблены. Вокруг горы мусора и остатки еды.
И вот всю эту «красоту» Парр решает снять в лучших традициях глянца – с высокой выдержкой и преувеличенной яркостью цветов. И именно этот его эксперимент оказался удачным и принес ему мировую славу. Среди черно-белых чопорных английских снимков того времени – это было даже не смело, а дерзко. Классик Анри Картье-Брессон определил эти фотографии как «полные злобы и презрения». Вообще, сложно умиляться, глядя на то, как люди превращаются в животных. Но работы Парра, скорее, саркастичные, чем злобные. Странноватый английский юмор на грани фола. Парр признавался, что это его способ вовлечения зрителя в то, что происходит на фото.
Несмотря на то, что серия включена газетой The Guardian в список «1000 произведений искусства, которые нужно увидеть прежде, чем вы умрете», вовлекаться в запечатленные сцены совсем не хочется.

Мартин Парр. Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983-1985.
Мультимедиа Арт Музей
(ул. Остоженка, 16) до 18 марта.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное