Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO - http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


17.05.2015
N 292:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2610 подписчиков. Выходит 15 лет.

В этом выпуске:
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #151.
МАН на 56-й Венецианской биеннале в «Зеленом павильоне» Ирины Наховой>

Об остальных событиях и выставках  - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>


МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #151. МАН на 56-й Венецианской биеннале в «Зеленом павильоне» Ирины Наховой>

◄Венеция, как всегда прекрасна, Венеция, как всегда, избыточна, по всем пунктам. Разумеется, это, в полной мере касается Венецианской биеннале современного искусства, ее многочисленных павильонов, проектов, экспозиций. Биеннале держит тебя строго. Расслабляться не разрешает. Заставляет вдумчиво читать пресс-релизы, экспликации, каталоги и прочую печатную продукцию. Смотреть, только после чтения!
Русский проект Ирины Наховой, которую традиционно причисляют к московской концептуальной школе, на фоне национальных павильонов в Венецианских садах, комплиментарно отличается доминированием визуальных коммуникаций. Вербальные отходят на второй план. Проект Ирины Наховой пробуждает к смотрению, а не к говорению.​ Очень чувствительная к любому пространству, она работает с ним тактично, тактильно и конструктивно. (Что было всегда, ещё в первых комнатах, сделанных художницей в далёкие восьмидесятые). «Пространство - это то, что лично принадлежит вам, - говорит Ирина. Я всегда любила с ним работать, перерабатывать, делать его меньше, больше, путешествовать в нем. В этом же случае, мне была дана уникальная возможность работать в большом масштабе и, в результате, сделать весь русский павильон общим пространством путешествия. Здесь очень важна координата верха - низа, права – лева, координата истории, прошлого – будущего. Здесь каждое помещение перетекает одно в другое, снизу - наверх, справа – налево». В данном проекте важно все: фактуры, конструкции, и, конечно, цвет. Ирина Нахова любит рассказывать, как она впервые попала в Русский павильон, и как странно-неприятно поразил её его унылый желтый цвет. «Мне страстно захотелось перекрасить павильон в зеленый, под цвет лагуны, деревьев сада, неба, сделать его просто садовой беседкой», - говорит Ирина. (Кстати, на самом деле, Щусев первоначально выкрасил свой павильон именно в зеленый, и только позже он стал желтым, Ирина угадала!) Вот так стал Русский павильон снова зеленым.
Путешествие же по «Зеленому павильону», состоящему из нескольких комнат-инсталляций, зрителям рекомендуют начинать с первого этажа. Но можно сразу подняться по внешней лестнице на второй и начать сверху. Если пойти по второму пути, то первой комнатой серо-стального цвета, сделанной по форме щусевского светового фонаря, оказывается… кабина самолета. В ней зрителя встречает пилот, вернее, его огромная голова в шлеме и кислородной маске. Пилот, по замыслу автора - ваш проводник. (Куда и в какой мере – решайте сами!) Летчик смотрит вам прямо в глаза, то открывает их, то закрывает, соответственно, открывается и закрывается небо фонаря. (Чувство зрения - главное чувство для Ирины Наховой). В этой комнате-кабине Ирина Нахова «пилотирует» каждого зрителя на смотрение.
Затем поднимаемся вверх на несколько ступенек и попадаем в совершенно черную комнату, ну если не в Черный квадрат, то в Черный куб, это точно. «Если первая комната – полудрема, то вторая - глубокий сон», - комментирует Ирина. На полу, в центре волшебно мерцает стеклянный квадрат. Сквозь него виден «подземный мир», населённый червями, то наполняющийся водой, то прорастающий деревьями. Необходимо всё-таки решиться и встать на стекло. И тогда, в вышине черноты, раскроется квадрат неба!
После этого ваш путь лежит в последнюю комнату второго этажа - красно-зеленую, кислотную, агрессивную и опасную. В красно-зеленой комнате сразу начинает головокружение. «Она для меня - тоже сон, но сон кошмарный, - говорит Ирина. Комната – собирательный образ катастроф: тут и падение Римской Империи, и 11 сентября, и Алеппо со всем Ближним Востоком, и Газа, и Украина. Я против войны. Как могут люди убивать друг друга».
Композиция нижнего этажа, где находится тотальная видеоинсталляци (сон исторический!), и с которой рекомендовано начинать экскурсию (а можно и заканчивать), построена на личных архивах Ирины Наховой. Видео длится 21 минуту. В инсталляцию включены ещё и фотографии, и восьмимиллиметровые фильмы отца художницы, которые он снимал в конце 1950-х – 60-х-70-х годах. Видеоряд вписан в сменяющиеся архитектурные формы: неорусский стиль, конструктивизм, сталинский ампир. Все формы взяты из знаменитых проектов Алексея Викторовича Щусева, осуществлённых и неосуществлённых: Мавзолей, Русский павильон, гостиница Москва, проект Академии Наук. Здесь много людей, молодых, старых, детей. На лицах некоторых персонажей время от времени неожиданно появляется кружок. Затем лицо зачеркивается и исчезает… «Кружок – жест памяти, - говорит Ирина. Так моя мама прямо на фотографии ручкой отмечала лицо, которое она ещё помнила в последние годы перед смертью. Так что этот жест очень личный, - просто мурашки по коже! Жест зачеркивания лиц тоже личный - это жест вымарывания людей не только физически, но и из памяти, и из истории, возвращает нас в 30-е годы к сталинским репрессиям, в которых погиб мой дед, мамин отец. Почти в каждой семье такое было, и нужно, чтобы люди помнили, чтобы такое никогда в будущем не повторилось. Без истории, без прошлого, нет будущего». Фрагменты видеомозаики с определенной периодичностью смываются водой, пространство опять-таки заполняется деревьями, червяками... Увы, история всё равно всё смоет. И нас с вами в том числе…
«Я работала над проектом пять месяцев, засыпала и просыпалась с новыми идеями. Если бы мне дали еще лет 20 жизни, часть из них я бы обязательно осуществила. Когда из всех предложенных мною проектов выбрали именно этот, я на нём сконцентрировалась. Он - об истории, о месте человека в жизни, о том, как мы видим будущее, о том, что не должно совершиться, он очень эмоциональный, общечеловеческий». Ну, а для того, чтобы в полной мере прочувствовать всё это, надо подняться на второй этаж, войти в самое большое тёмное помещение, стать на стекло. И тогда, ты окажешься посередине силовых осей, разнонаправленных векторов и станешь началом отсчета и центром вселенной…
До 22 ноября.
Адрес: Венеция, Джардини., Русский павильон.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://artinfo.ru/ru/news  
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное